Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СЛУЖЕБНОГО БИАТЛОНА'

МЕТОДИКА СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СЛУЖЕБНОГО БИАТЛОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS / HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / SHOOTING TRAINING / SERVICE BIATHLON / КУРСАНТЫ / ВУЗ ФСИН / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНЫЙ БИАТЛОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елохов И.В., Зубков Д.А.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить методику стрелковой подготовки курсантов вузов ФСИН России средствами служебного биатлона. Методика и организация исследования. Исследование осуществлялось на курсантах ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Стрелковая подготовка курсантов контрольной группы осуществлялась как в состоянии относительного покоя (70% времени), так и после физической нагрузки в виде бега на дистанции 100 - 150 м в соревновательном темпе (30% времени). В экспериментальной группе соотношение стрельбы в покое и после нагрузок было изменено до величин 30/70. При этом беговая дистанция была увеличена до 300 м. Результаты исследования и выводы. По итогам эксперимента результаты, продемонстрированные курсантами экспериментальной группы, оказались статистически более выраженными, чем результаты курсантов контрольной группы. При выполнении контрольного упражнения «Бег на 3000 м с двумя огневыми рубежами» абсолютный прирост среднего значения результатов бега в контрольной группе составил 20,3 с, в экспериментальной группе - 33,7 с; среднее значение результатов стрельбы в контрольной группе на конец эксперимента составило 70,5 очка, в экспериментальной - 79,6; по итогам чемпионата ФСИН России по служебному биатлону, прошедшего 20-21 июня 2019 г. в г. Перми, 3 курсанта экспериментальной группы выполнили норматив кандидата в мастера спорта по служебному биатлону. Методика стрелковой подготовки, основанная на использовании средств служебного биатлона, является эффективной и может быть рекомендована к применению в процессе подготовки курсантов вузов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means and methods of service biathlon in shooting training of cadets of higher educational organizations of federal penitentiary service of Russia

Objective of the study was to theoretically substantiate, develop, test by experiment and evaluate the shooting training technique with the use of service biathlon means and methods in application to cadets of higher educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the cadets of FSEI HE Perm Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. The shooting training of the Control Group (CG) subjects was carried out both in a state of relative rest (70% of the time) and after physical loads in the form of 100-150m sprints at a competitive pace (30% of the time). In the Experimental Group (EG), this ratio changed to 30/70. At the same time, the running distance was increased to 300 m. Results of the study and conclusions. The results obtained in the EG were more significant than in the CG. The control test "3000m sprint with two shooting stages" revealed that the absolute increase in the average result of running in the CG was 20.3 s, in the EG - 33.7 s; the average result of shooting in the CG at the end of the experiment was 70.5 points, in the EG - 79.6 points. According to the results of the Service Biathlon Championship of the Russian Federal Penitentiary Service, held on June 20-21, 2019 in Perm, three EG cadets were able to qualify for the rank of the Candidate Master of Sports in service biathlon. The shooting training technique with the use of service biathlon means and methods was proved effective and could be recommended for athletic training of cadets of higher educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СЛУЖЕБНОГО БИАТЛОНА»

МЕТОДИКА СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СЛУЖЕБНОГО БИАТЛОНА

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: ielokhov@yandex.ru

Поступила в редакцию 11.12.2019 г.

И.В. Елохов1

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Зубков2

1 Пермский институт федеральной службы исполнения наказания России, Пермь

2 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

MEANS AND METHODS OF SERViCE BiATHLON iN SHOOTiNG TRAiNiNG OF CADETS OF HiGHER EDUCATiONAL ORGANiZATiONS OF FEDERAL PENiTENTiARY SERViCE OF RUSSiA

I.V. Elokhov1

PhD, Associate Professor D.A. Zubkov2

1 Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

2 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить методику стрелковой подготовки курсантов вузов ФСИН России средствами служебного биатлона. Методика и организация исследования. Исследование осуществлялось на курсантах ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». Стрелковая подготовка курсантов контрольной группы осуществлялась как в состоянии относительного покоя (70% времени), так и после физической нагрузки в виде бега на дистанции 100 - 150 м в соревновательном темпе (30% времени). В экспериментальной группе соотношение стрельбы в покое и после нагрузок было изменено до величин 30/70. При этом беговая дистанция была увеличена до 300 м.

Результаты исследования и выводы. По итогам эксперимента результаты, продемонстрированные курсантами экспериментальной группы, оказались статистически более выраженными, чем результаты курсантов контрольной группы. При выполнении контрольного упражнения «Бег на 3000 м с двумя огневыми рубежами» абсолютный прирост среднего значения результатов бега в контрольной группе составил 20,3 с, в экспериментальной группе -33,7 с; среднее значение результатов стрельбы в контрольной группе на конец эксперимента составило 70,5 очка, в экспериментальной - 79,6; по итогам чемпионата ФСИН России по служебному биатлону, прошедшего 20-21 июня 2019 г. в г. Перми, 3 курсанта экспериментальной группы выполнили норматив кандидата в мастера спорта по служебному биатлону. Методика стрелковой подготовки, основанная на использовании средств служебного биатлона, является эффективной и может быть рекомендована к применению в процессе подготовки курсантов вузов ФСИН России.

Ключевые слова: курсанты, вуз ФСИН, стрелковая подготовка, служебный биатлон.

Annotation

Objective of the study was to theoretically substantiate, develop, test by experiment and evaluate the shooting training technique with the use of service biathlon means and methods in application to cadets of higher educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the cadets of FSEI HE Perm Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. The shooting training of the Control Group (CG) subjects was carried out both in a state of relative rest (70% of the time) and after physical loads in the form of 100-150m sprints at a competitive pace (30% of the time). In the Experimental Group (EG), this ratio changed to 30/70. At the same time, the running distance was increased to 300 m.

Results of the study and conclusions. The results obtained in the EG were more significant than in the CG. The control test "3000m sprint with two shooting stages" revealed that the absolute increase in the average result of running in the CG was 20.3 s, in the EG - 33.7 s; the average result of shooting in the CG at the end of the experiment was 70.5 points, in the EG - 79.6 points. According to the results of the Service Biathlon Championship of the Russian Federal Penitentiary Service, held on June 20-21, 2019 in Perm, three EG cadets were able to qualify for the rank of the Candidate Master of Sports in service biathlon. The shooting training technique with the use of service biathlon means and methods was proved effective and could be recommended for athletic training of cadets of higher educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: cadets, higher educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia, shooting training, service biathlon.

Введение. Служебный биатлон - вид спорта, культивируемый преимущественно в силовых ведомствах России, представляющий собой сочетание бега по пересечённой местности и стрельбы из табельного огнестрельного оружия (пистолета Макарова), - появился относительно недавно, но довольно интенсивно развивается [2, 3, 5].

Одной из причин его популярности среди сотрудников правоохранительных органов и силовых ведомств является его прикладная направленность и возможность в условиях, приближенных к экстремальным, совершенствовать стрелковую подготовленность курсантов и сотрудников [3, 5].

Условия соревновательной деятельности, стрессовые физические нагрузки (в виде бега по пересеченной местности) заметно отличаются от «статичных» полигонных условий выполнения стрельбы в тире и одновременно служат прекрасным показателем уровня стрелковой подготовленности спортсмена [2, 4].

Среди исследователей, занимавшихся вопросами стрелковой подготовки курсантов, всё чаще звучат идеи о целенаправленном использовании средств служебного биатлона в образовательном процессе, однако для этого имеется ряд ограничений организационного и методического характера [2,3, 5].

В первую очередь речь идёт о сопряженной организации физической и огневой подготовки [1, 3, 4].

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить методику стрелковой подготовки курсантов вузов ФСИН России средствами служебного биатлона.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие курсанты второго, третьего и четвертого курсов ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» (сборная вуза по служебному биатлону), из которых были сформированы две группы испытуемых по 10 человек. Формирование групп осуществлялось по результатам предварительного тестирования таким образом, чтобы курсанты имели относительно одинаковые уровни как физической, так и стрелковой подготовленности.

В ходе исследования работа с курсантами контрольной группы осуществлялась в «стандартной» пропорции 70/30, где 70 % времени отводилось на выполнение стрельб в состоянии относительного покоя (стрельба ведется с места, без нагрузки), а 30 % времени - на выполнение стрельбы после физической нагрузки в виде бега на дистанции 100-150 м в соревновательном темпе.

В экспериментальной группе соотношение стрельбы в покое и после нагрузок было нами изменено соответственно до величин 30/70. При этом беговая дистанция была увеличена до 300 м.

По остальным показателям (количество тренировок в неделю, общее количество тренировочных серий, число выстрелов в подходе и общее количество произведённых выстрелов за тренировку) тренировочный процесс курсантов контрольной и экспериментальной групп был абсолютно одинаков.

Продолжительность исследования составила 6 месяцев (1 семестр).

Входное и итоговое тестирование («Бег на 3000 м с двумя огневыми рубежами») осуществлялось нами в условиях контрольной тренировки (соревновательная трасса и стрелковый биатлонный комплекс «Пермские медведи»).

Интерпретация результатов выполнения беговой части теста осуществлялась согласно диапазонам, выделенным путём статистических расчётов по формуле Стерджесса, следующим образом: менее 11 мин - высокий уровень выполнения испытания (1 балл); более 12 мин - низкий уровень (3 балла); от 11 до 12 мин - средний уровень (2 балла).

По этому же принципу оценивалась и результативность стрелковой части теста: менее 50 очков - низкий уровень выполнения испытания (3 балла); более 84 очков - высокий уровень (1 балл); от 51 до 84 очков - средний уровень (2 балла).

Общую оценку результативности теста осуществляли путём сложения результатов беговой и стрелковой частей, выраженных в баллах, и интерпретировали согласно следу-

ющей шкале: 2 балла - высокий уровень выполнения теста; 3-4 балла - средний; 5-6 баллов - низкий. Динамика результатов выполнения теста представлена в таблице.

Достоверность различий результатов теста как внутри выборок, так и между выборками проверяли при помощи расчёта непараметрического W-критерия Вилкоксона, так как в работе представлены результаты небольшого числа испытуемых.

Результаты исследования и их обсуждение. На начало эксперимента статистически значимых различий в результатах испытуемых обеих групп выявлено не было (как в беговом, так и в стрелковом компоненте, а также в итоговой оценке выполнения теста).

Перед началом эксперимента по 2 курсанта в обеих группах смогли продемонстрировать высокий уровень беговой подготовленности и по 2 курсанта выполнили испытание на низком уровне.

По 6 курсантов в обеих группах пробежали дистанцию 3000 м с результатами в диапазоне от 11 до 12 мин, что соответствует среднему уровню беговой подготовленности (р>0,05).

По итогам эксперимента в обеих группах была зафиксирована статистически достоверная положительная динамика (р<0,05), однако результаты, продемонстрированные курсантами экспериментальной группы, оказались статистически более выраженными, чем результаты курсантов контрольной группы (р<0,05).

К положительным результатам эксперимента следует отнести тот факт, что как среди курсантов контрольной группы, так и среди курсантов экспериментальной группы не осталось ни одного испытуемого, который бы не пробежал дистанцию в 3000 м более чем за 12 мин. Но если в контрольной группе прирост результатов был выражен только среди тех курсантов, которые пробегали эту дистанцию на среднем уровне, то в экспериментальной группе ещё 2 курсанта по итогам эксперимента смогли выполнить эту часть испытания на высоком уровне (пробежать дистанцию менее чем за 11 мин).

Абсолютный прирост среднего значения результатов бега в контрольной группе составил 20,3 с (693,7/673,4); темп прироста - 3 %.

В экспериментальной группе к концу эксперимента абсолютный прирост составил 33,7 с (707,1/637,4), а темп прироста был равен 5 %.

Полученные результаты, на наш взгляд, следует объяснить увеличением объёмов беговой нагрузки, которую приходилось выполнять курсантам экспериментальной группы.

Что касается стрелковой подготовленности курсантов, то по итогам эксперимента в обеих группах испытуемых также были зафиксированы положительные статистически значимые изменения в результатах выполнения испытания (р<0,05).

Результаты выполнения теста «Бег на 3000 м с двумя огневыми рубежами» курсантами экспериментальной и контрольной групп

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Оцениваемый показатель Уровни выполнения Количество курсантов, выполнивших испытания,%

Контрольная группа Экспериментальная группа

НЭ КЭ НЭ КЭ

Беговой компонент высокий 20 20 20 40

средний 60 80 60 60

низкий 20 0 20 0

Стрелковый компонент высокий 10 20 10 30

средний 80 80 70 70

низкий 10 0 20 0

Итоговый результат высокий 10 20 10 40

средний 70 80 70 60

низкий 20 0 20 0

10

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | МагсГ:

2 курсанта контрольной группы смогли по окончании эксперимента во время выполнения испытания (на двух огневых рубежах) набрать более 85 очков (высокий уровень стрелковой подготовленности). В экспериментальной группе таких курсантов оказалось трое (30 %).

В обеих группах испытуемых не осталось ни одного курсанта, выполнивших стрельбу на двух огневых рубежах с результатом менее 50 очков (низкий уровень стрелковой подготовленности). На среднем уровне стрельбу выполнили 8 курсантов контрольной группы и 7 - экспериментальной (набрали на 2 огневых рубежах от 51 до 84 очков).

Среднее значение результатов стрельбы в контрольной группе на начало эксперимента составило 63,8 очка, к концу эксперимента этот показатель достиг 70,5 очка (абсолютный прирост составил 6,7 очка; темп прироста - 10,5 %).

В экспериментальной группе к концу эксперимента абсолютный прирост составил 12,8 очка (66,8/79,6), а темп прироста был равен 19,2 0%.

Более высокие результаты стрельбы у курсантов экспериментальной группы, на наш взгляд, вызваны более выраженной адаптацией к беговым нагрузкам, явившейся реакцией организма на увеличение их объёма во время эксперимента.

Анализ интегральных оценок выполнения теста «Бег на 3000 м с двумя огневыми рубежами» позволил констатировать следующее:

- в обеих группах курсантов был зафиксирован статистически достоверный прирост результатов выполнения теста (р<0,05);

- по окончании эксперимента в обеих группах не осталось ни одного курсанта, выполнившего тест на низком уровне;

- 4 курсанта экспериментальной группы и 2 курсанта контрольной группы смогли выполнить тест на высоком уровне.

В качестве дополнительного результата, подтверждающего эффективность предложенной методики, хотелось бы выделить тот факт, что по итогам чемпионата ФСИН России по служебному биатлону, прошедшего 20-21 июня 2019 г в г Перми (по окончании эксперимента), 3 курсанта экспериментальной группы выполнили норматив кандидата в мастера спорта по служебному биатлону.

Вывод. Анализ полученных результатов даёт основание заключить, что представленная методика стрелковой подготовки, основанная на использовании средств служебного биатлона, является эффективной и может быть рекомендована к применению в процессе подготовки курсантов вузов ФСИН России.

Литература

1. Байкин Р.Ф. Интегрирование элементов метода круговой тренировки в методику проведения практических занятий по огневой подготовке / Р.Ф. Байкин // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2017. - № 3 (28). - С. 97-101.

2. Елохов И.В. Анализ методик подготовки к выполнению упражнений учебных стрельб из пистолета Макарова после физической нагрузки / И.В. Елохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11. - С. 91-94.

3. Сарбаев Р.С. Инновационные пути подготовки спортсменов, специализирующихся в служебном биатлоне: дис. ... канд. пед. наук / Р.С. Сарбаев. - М., 2010. - 208 с.

4. Солоницин Р.А. Повышение стрелковой подготовленности сотрудников ФСИН России развитием специальных двигательных качеств стрелка / Р.А. Солоницин. - Пермь, 2012. - 179 с.

5. Фокин В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Фокин. - М., 2005. - 264 с.

References

1. Baykin R.F. Integrirovanie elementov metoda krugovoy trenirovki v metodiku provedeniya prakticheskih zanyatiy po ognevoy podgo-tovke [Integration of elements of circuit training method in practical fire training methodology]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii. 2017. no. 3 (28). pp. 97-101.

2. Elokhov I.V. Analiz metodik podgotovki k vyipolneniyu uprazhneniy uchebnyih strelb iz pistoleta Makarova posle fizicheskoy nagruzki [Analysis of training methods to do Makarov pistol training exercises after physical load]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 11. pp. 91-94.

3. Sarbaev R.S. Innovatsionnye puti podgotovki sportsmenov, spetsial-iziruyushchikhsya v sluzhebnom biatlone [Innovative training methods in service biathlon]. PhD diss.. M., 2010. 208 p.

4. Solonitsin R.A. Povyishenie strelkovoy podgotovlennosti sotrudnikov FSIN Rossii razvitiem spetsialnyih dvigatelnyih kachestv strelka [Building special shooter motor skills to improve shooting skills of employees of Federal Penitentiary Service of Russia]. Perm. 2012. 179 p.

5. Fokin V.V. Optimizatsiya strukturyi i soderzhaniya trenirovochnogo protsessa v sluzhebnom biatlone [Optimization of structure and content of training process in service biathlon]. PhD diss.. М., 2005. 264 p.

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО

ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА ПОЛИКАРПОВА ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ!

Г.М. Поликарпова в 1962 г закончила Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в Ленинграде, кафедра фехтования. Более 40 лет, работая в институте, преподавала историю физической культуры, параллельно проводя большую научно-исследовательскую работу в области истории физической культуры и олимпийского движения. В процессе педагогической деятельности закончила аспирантуру и успешно защитила кандидатскую диссертацию.

В 2003 г., защитив докторскую диссертацию по направлению олимпийского образования и воспитания, Галина Михайловна выпустила более 300 научных трудов, посвященных этому направлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2007 г. работала в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) в Москве. Под руководством Г.М. Поликарповой было успешно защищено более 10 кандидатских диссертаций по направлению олимпийского образования и воспитания.

Высокопродуктивная и творческая педагогическая и научно-исследовательская работа Галины Михайловны неразрывно, в течение 60 лет, связана с подготовкой высококвалифицированных кадров в области физической культуры и олимпийского движения. Многолетние научные изыскания позволили ей стать одним из основоположников научного направления олимпийского образования и воспитания в России.

Редакция журнала «Теория и практика физической культуры», ученики и коллеги сердечно поздравляют Галину Михайловну со знаменательным юбилеем и от всей души желают здоровья, бодрости духа, активного долголетия и еще много творческих успехов!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.