Научная статья на тему 'Методика создания мультимедийных пособий и программ. Искусство цвета'

Методика создания мультимедийных пособий и программ. Искусство цвета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
489
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мультимедийная программа / цвет / техника цвета / цветовая гармония / цветовое воздействие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания мультимедийных пособий и программ. Искусство цвета»

ЗАОЧНАЯ^КОЛА^ОЛОДОГО^УЧЕНОГО^^^^^^________________________________________

Сологуб Валентина Александровна

зав. УМК мультимедиатехнологий АПК и ППРО

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ И ПРОГРАММ. ИСКУССТВО цвета

Мультимедийная программа, цвет, техника цвета, цветовая гармония, цветовое воздействие

Занятие 6. Искусство цвета в мультимедийных программах

«Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым.

Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу. Ничто не могло бы так поразить человеческий разум, как появление в небесах гигантского цветового венца. Гром и молния пугают нас, но цвета радуги и северного сияния успокаивают и как бы возвышают нас. Радуга считается символом мира».

http://sreda.boom.ru/libr/color/libr itten 1.htm

(Иоханесс Иттен)

Что же такое цвет?

Мы смотрим на предметы и, характеризуя их, говорим примерно следующее: он большой, мягкий, светлоголубого цвета. При описании чего-либо в большинстве случаев упоминается цвет, так как он несет огромное количество информации. На самом деле тело не имеет определенного цвета.

Если говорить о дневном освещении, то это белый свет. Попадая на предмет, он частично поглощается, а частично отражается, так вот именно отраженный спектр и видит человек.

Видимыми являются волны, лежащие в диапазоне от 760 до 380 миллимикрон, хотя некоторые животные видят и в областях ультрафиолетовых и ультракрасных волн.

Длина световой волны (миллимикроны) Цвет

760-720 Красный

620-590 Оранжевый

590-560 Желтый

560-530 Желт о-з еле ный

530-500 Зеленый

500-470 Г олубой

470-430 Синий

430-370 Фиолетовый

Первый, кто сумел разложить свет на различные составляющие, был Ньютон. Он заметил, что при пропускании света через призму он раскладывается на лучи разных цветов, после чего снова собирается воедино.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

43

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Цвет- это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом и тем, что возникает в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета взаимосвязаны. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими - основа эстетического учения о цвете.

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И.Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

И.Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Как чистые, незатемнённые цвета, так и все смеси с другими цветами обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёны й цвет может б ыть смешан с жёлтым, оранжевым,красным, фиолетовым, синим, белым и чёр-нымцветом .причём в к^кдом случае онприобрета ет специфический, единственный в своём роде характер.

Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создаёт новый, особый его характер. Тон цвета может быть изменён двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумяцветамиразличной светлоты.

Цветовое воздействие- это психофизиологическая реальность цвета. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.

44

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

На белом фоне жёлтый квадрат кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном фоне становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. Но на чёрном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне, то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон.

Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого - синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Цветовая гармония

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения» (К. Петров-Водкин)

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов.

Гармония - это равновесие, симметрия сил.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с одностороннеэкспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, сточки зрения выше изложенного, не является гармоничной.

Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета.

Сочетания цветов играют важную роль в создании мультимедийных программ. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто “режут” глаз

45

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

(например, оранжевый и бордовый). При создании мультимедиа программ следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы фигур на слайде. Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасытить дизайн цветом. Определите разумные на ваш взгляд лимиты для каждого конкретного случая. Использование чрезмерного количества оттенков разных цветов - признак любительского дизайна. Цвет автофигур, стрелок, других элементов должен восприниматься в гармонии с содержанием текста, т.к. любой цвет тоже несет информацию. Если вы хотите выделить какую либо область вашего дизайна - используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к данной области. Не забывайте, что фон слайда тоже несет информацию (можно использовать тематические картинки, фотографии). Повторение цвета фона или элементов слайда акцентирует внимание слушателя на определенном блоке информации.

Цвет - очень мощное средство воздействия на человека. Информация, передаваемая цветом, воспринимается человеком на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне - так называемая «память предков». Потом следуют более тонкие слои личных ассоциаций и цветовых воспоминаний. Возможности цвета безграничны: он способен не только вызвать определенные эмоции - радость и уныние, счастье и печаль, но и создать ощущения тепла или холода, тесноты или большого пространства.

Основные, первичные цвета спектра: красный, желтый и синий нельзя разделить на составляющие. Составные же цвета оранжевый, фиолетовый и зеленый потому так и называют, что получают каждый из них путем смешения двух основных цветов.

Основное деление спектра происходит в области зеленого цвета - это деление на теплую и холодную его части. В теплой части

46

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

спектра - цвета от зеленого влево до красного (в них преобладают красные и желтые тона), а в холодной - от зеленого вправо до фиолетового (преобладают зеленые и синие тона).

«Температура» зеленого определяется соотношением в нем теплого желтого и холодного синего цветов.

Желто-зеленый оживляет, несет положительную информацию, а сине-зеленый - это цвет моря, успокаивает.

Зеленые тона всегда спокойны, расслабляют, снимают усталость, хорошо воспринимаются.

Действие желтого и тонизирующее - оранжевого по мере приближения к красному переходит в возбуждающее.

Красный - идеальный раздражитель, не зря он используется во время корриды. Это цвет огня, цвет, который первым видит младенец с пробуждающимся цветоощущением. Он вселяет в человека радость, силу и уверенность. В одних языках «красный» синоним понятия «красивый», в других - «богатый». Но не стоит забывать, что это также и самый агрессивный цвет, в больших количествах он раздражает и утомляет.

Акценты красного в оформлении мультимедиа программы помогают выделить главное, обратить внимание на что-то важное, так же в умелом сочетании с другими цветами придут яркость Вашей презентации.

Желтый цвет - солнечный и легкий. Он создает оптимистическое, бодрое настроение и прекрасно сочетается в презентации с другими цветами. При этом теплые, солнечные оттенки никогда не несут в себе отрицательного заряда, влияющего на эмоциональное состояние человека.

Итак, теплые тона тонизируют, создают ощущение бодрости и хорошего настроения, обычно в оформлении несут положительную информацию.

Холодная часть спектра помогает сосредоточиться, но в то же время , заострить на чем-то внимание.

Голубой - позволяет сосредоточиться. Это самый «деловой» цвет, он заставляет задуматься, погрузиться в себя, символизирует совершенство и бесконечность.

Фиолетовый - самый противоречивый цвет, уже потому, что он состоит из двух антагонистов: горячего красного и холодного синего, своеобразное «лед и пламень». Это самый загадочный цвет, он появился в искусстве самым последним. Фиолетовый не был известен первобытному человеку, не употреблялся он и древними греками.

В христианской символике фиолетовый - цвет духовного страдания. Это сложный и многоликий цвет. Он способен вызвать даже депрессию, так как угнетающе действует на психику. Его можно использовать при передаче на слайде негативной информации

Белый - сосредоточение всех цветов с физической точки зрения, так как именно белый свет, преломляясь в гранях стеклянной пирамиды, разлагается на все цвета спектра. А с философской точки зрения - это цвет, доведенный до абсолюта - сияния. Белый соче-

тается с любым цветом, он универсален, и в этом сочетании придает элемент нарядности.

Если белый можно представить как совокупность всех цветов, то черный - это как бы отсутствие цвета.

Черный цвет незаменим для контрастного подчеркивания и выделения других цветов, придавая им яркость и выразительность. Он делает объект графич-ным и четким, и, вместе с тем, очень стильным.

Серый, который тоже как бы и не цвет, зря принято считать невыразительным. Серый способен в сочетании с другими цветами давать множество сложных оттенков: спокойный серо-голубой, изысканный серосиреневый, приглушенный серо-зеленый и, наконец, жемчужно-серый цвет. В сочетании с другими цветами серый способен придать им благородство.

Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.

Основной фактор цветовой гармонии - равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами.

Обозначение цветов и их название в цветовом круге:

К - красный;

КО - красно-оранжевый;

О - оранжевый;

Ж - желтый;

ЖЗ - желто-зеленый;

3 - зеленый;

СЗ - сине-зеленый;

С - синий;

СФ - сине-фиолетовый;

Ф - фиолетовый;

КФ - красно-фиолетовый

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны. К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственноконтрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный.

У разных народов, в разных культурах разные представления о цвете и сочетаемости цветов.

http://www.maxios.ru/lib/design/design-0042.shtml Самыми древними всеми выделяемыми считаются три цвета: белый, черный и красный. Для каждого народа они несут совершенно разную, часто противоположную символическую смысловую нагрузку, однако это сочетание цветов будет всегда классическим, им можно выразить все, что угодно.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

47

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДО ГО УЧЕН ОГО

Это давно заметили и художники и дизайнеры. Вот словадизайнера Роджера Блэка: «The First Coloris White, The Second Color is Black, The Third Color is Red». (Первый цвет - белый,второй - черный, третий - красный).

Адрес: http://www.colorzone.ru/pages_o_cvete_psyho.html

"тер р и торн ц в е т a

Сейчас эзот сайт просм^>ивак>т:5 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 цвете Цветотерапия Дизайн помещений Галерея Пресса о нас Кто мы Услуги

Наши партнеры j 1 знатьо цвете...

Цвета Психология цвета ВВОДН )Я статья

IS Спекто ■ Коасный ■ Осанжевый Желзый ■ Зеленый ■ Иэумпул ный Психологическое воздействие цвета. Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей, Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах, Но это воздействие до конца не изучено,

http://www.colorzone.ru/pages o cvete psvho.html

Интересно поучиться чувству цвета и у модельеров-кутюрье.В од е>еде существуют уже давновыверенные «классические» сочетанияцветов, они выглядят примерно так:

Любой яркий цвет: оранжевый, бирюзовый, золотистый, розовый. Не советуют модельеры располагать рядом теплые и холодные оттенки одного цвета. Грубо и крикливо выглядят рядом: желтый и бордо, лиловый и оранжевый, синий, зеленый, красный с желтым цветом. То, что в одежде «грубо» в создании мультимедиапрограмм может привлечь внимание,придатьяркую индивидуальность Вашей презентации. Если перед Вами не стоит задача создатьспокойное, «кпа ссическое»про изведение, то поэкспериментируйте с пр едложен ными «крим1ивыми» цветовыми схемами. К ним можно добавить и такие сочетания: темно-синий, ярко-зеленый, ярко-фиолетовый, светло-голубой и т.д.

Посмотрите на примеры хороших сочетаний цветов от извест-ногодизайнера А.Лебедева:

хорошосмотрятся рядом светлыйи темный оттенок одного цвета, однако при таком цветовом решениислайд может стать слишкомскучным, невыразительным, егоможнооживитьза счет введения в композицию элементов яркого, кон-трастн огок общему тонуцвета, а таюкеиаобра-жений, анимационных картинок.

Посмотрите еще раз на цветовой круг - не очень хорошо смотрятся рядом и максимально удаленные цвета. Они чересчур разные: красный на голубом фоне или фиолето вый назеленом(искпючение составляетжелтыйнасинем - вполне умести о есочетание).

Белый и черный лишены тона и поэтому совместимы пракгачески с любымцветом, за редкимисключением.Оттенки серого, также ахроматичны (бесцветны) и моцп' быть с успехом использованы в сочетании сдругимицветами, однако здесь надо действовать немного осторозтее, не каждыйцветна серомбудетвыглядеть достаточноконтрастным.

Для мультимедиа программы обычно характерно наличие текста, адлятекставажно,чтобыон был «читаемым», хорошо смотрелся . Немаловажную роль при этомиграет контраст. Вообще цвет любо гопредмета воспринимается в зависимости от цветафона,если мен ять фон, то нам будет казаться, что меняется и оттенок предмета, напримержелтыйпредмет насинем фонебудетказаться желтее, чемна фасном:

текст желтого цвета совершенно не читается на бирюзовом фоне:

избегайте таких сочетаний цветов.

желтый

Идеально смотрится черныйшрифт насветлыхфонах, для наибольшей выразительности можно шрифт оттенить.

желтыи

Вопросы и творческое задание: тест на подбор цвета для оформления слайдов. Создайтедваобразцавхолоднойитеплойцветовой гамме.

48

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 5, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.