Научная статья на тему 'Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков (спринтеры)'

Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков (спринтеры) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / СПРИНТ / SPRINT / СТАРТОВЫЙ РАЗГОН / STARTING RUN / ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД / SIMULTANEOUS NO STEP MOVE / ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД / ALTERNATE DOUBLE STEP MOVE / СТОЙКА СПУСКА / ФИНИШНЫЙ РЫВОК -©РАЗНОЖКАª / SKI RACES / STAND LOWERING / FINISHING SPURT -RAZNOGHKA‖

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березненко Е. П., Сидоров Л. К.

Для популяризации и развития лыжных гонок как вида спорта появляются новые форматы соревнований, такие как спринт, командный спринт, дуатлон. Каждый новый формат соревнований имеет свои особенности, в результате чего и подготовка лыжников должна соответствовать этим особенностям. Представляют интерес особенности технической подготовки лыжников-спринтеров. Совершенствование технической подготовки с учетом спринтерской дистанции позволяет лыжникам-спринтерам показывать более высокие спортивные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березненко Е. П., Сидоров Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF TECHNICAL TRAINING OF SKIERS-SPRINTERS

For popularization and development of ski races as sport there are new formats of competitions, such as sprint, command sprint, duoathlon. Each new format of competitions has the features therefore also preparation of skiers should correspond to these features. Is of interest features of technical training of skiers-sprinters. Perfection of technical training taking into account a sprint distance allows skierssprinters to show higher sports results.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков (спринтеры)»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ (спринтеры)

PERFECTION OF TECHNICAL TRAINING OF SKIERS-SPRINTERS

Е.П. Березненко, Л.К. Сидоров E.P. Berezenko, L.K. Sidorov

Для популяризации и развития лыжных гонок как вида спорта появляются новые форматы соревнований, такие как спринт, командный спринт, дуатлон. Каждый новый формат соревнований имеет свои особенности, в результате чего и подготовка лыжников должна соответствовать этим особенностям. Представляют интерес особенности технической подготовки лыжников-спринтеров. Совершенствование технической подготовки с учетом спринтерской дистанции позволяет лыжникам-спринтерам показывать более высокие спортивные результаты.

Ключевые слова: лыжные гонки, спринт, стартовый разгон, одновременный бесшажный ход, попеременный двухшажный классический ход, стойка спуска, финишный рывок - «разножка».

For popularization and development of ski races as sport there are new formats of competitions, such as sprint, command sprint, duoathlon. Each new format of competitions has the features therefore also preparation of skiers should correspond to these features. Is of interest features of technical training of skiers-sprinters. Perfection of technical training taking into account a sprint distance allows skiers-sprinters to show higher sports results.

Key words: ski races, sprint, starting run, simultaneous no step move, alternate double step move, stand lowering, finishing spurt "raznoghka".

В последние годы в международном движении ведется активная работа по поиску таких форм проведения соревнований, которые повышают их зрелищность, эмоциональность, привлекательность и, как следствие, обеспечивают возрастающую популярность. К примеру, из 12 дисциплин лыжегоночной части программы ХХ зимних Олимпийских игр в Турине (Италия, 2006 г.), традиционно остались только четыре: индивидуальные гонки у женщин на 10 и у мужчин на 15 км; эстафеты 4х5 км женская и 4х10 мужская. Введены: индивидуальный спринт на полтора километра, спринт-эстафета, соревнования с общего старта (масс-старт), дуатлон (лыжная гонка со сменой по ходу соревнования, после прохождения половины дистанции, стиля передвижения и, естественно, инвентаря) [1].

С введением новых форматов соревнований в лыжных гонках потребовались изменения в методике подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и в технической подготовке. Поиск

наиболее эффективных способов передвижения на лыжах, в весьма переменчивых условиях скольжения, а также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвентаря и технологии подготовки трасс, продолжается [2,с.64]. Особый интерес представляют особенности технической подготовки лыжников-спринтеров [3, с.37]. В этом формате соревнований можно выделить ряд особенностей в технике передвижения на лыжах, которые позволяют лыжнику показывать наиболее высокие результаты на спринтерских дистанциях, такие как:

1. Стартовый разгон включает в себя попеременный двушажный ход и переход на одновременный бесшажный ход. Старт в спринте имеет огромное значение, лыжник-гонщик, который быстро стартует, имеет огромное преимущество перед остальными спортсменами, так как может занять более выгодную позицию по отношению к другим участникам (ближе к краю поворота, за любым из других спортсменов, более быструю лыжню,

ВЕСТНИК Тувинского государственного университета

2011/4

избежать технических приемов других спортсменов («коробочка» и др.) и лишить их тактического преимущества, а главное - избежать контакта с другими спортсменами, что может повлечь за собой падение).

2. Техника одновременного бесшажного классического хода имеет свои особенности в спринте по сравнению с техникой на более длинные дистанции. Особенность классического одновременного бесшажного хода в спринте заключается в том, что лыжник с выносом палок вперед встает на носки, выносит массу тела выше и дальше, для более эффективного использования массы тела и более сильного отталкивания. Часто применяется лыжниками- спринтерами на старте и на финише.

3. Попеременный двушажный классический ход в спринте применяется при стартовом разгоне и при преодолении подъемов, выполняется в более высоком темпе и с более высокой скоростью.

4. Низкая стойка спуска более аэродинамична, что позволяет повысить скорость на спусках, но менее экономична, так как ведет к излишнему напряжению мышц ног. Применение данной техники зависит от профиля дистанции и тактики.

5. Финишный рывок - «разножка» имеют важное значение особенно на последних этапах соревнования (полуфинал, финал), где идет практически контактная борьба. Умение выбрать оптимальную лыжню, вовремя начать финишный рывок, и эффективно сделать «разножку» - все это может привести к победе спортсмена.

Цель исследования - выявить эффективность применения специальных средств в методике тренировки на техническую подготовку лыжников-спринтеров.

Сравнение показателей в тесте

Методы и организация исследования. В работе применялись следующие методы исследования:

1. Метод изучения и анализ научной литературы

2. Устный и анкетный опрос

3. Педагогическое наблюдение

4. Педагогический эксперимент

5. Математические и статистические методы

6. Контрольные испытания

Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы лыжников-гонщиков (экспериментальная и контрольная) по 8 человек в каждой, занимающиеся в секции лыжных гонок КГПУ им. В.П. Астафьева. Контрольная группа занимались согласно требованиям программы для данного контингента. В основе методики тренировочного процесса в экспериментальной группе лежал принцип целенаправленного совершенствования техники передвиже-ния на лыжах с учетом особенностей лыжного спринта. Для этого применялись специально разработанные упражнения, направленные на следующие особенности техники: стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»); одновременный бесшажный класси-ческий ход (с подъемом на носки); попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения); низкая стойка спуска; финишный рывок («разножка»).

Результаты исследования были следующими. Изменение показателей в тесте «супер-спринт» представлены в таблице 1. В экспериментальной группе показатели улучшились на 10,4% при Р<0,05, в контрольной - на 5,9% при Р>0,05.

Таблица 1

Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги 1 Р

В абс. величинах В %

Экспериментальная 13,4±0,38 12,0±0,22 1,4 10,4 3,188 < 0,05

Контрольная 13,6±0,32 12,8±0,25 0,8 5,9 1,970 > 0,05

1 0,402 2,402

Р > 0,05 <0,05

Изменение показателей на контроль- группе показатели улучшились на 15,46% ной дистанции 1 км (спринт) представ- при Р<0,01, в контрольной - на 8,0% при лены в таблице 2. В экспериментальной Р<0,05.

Таблица 2

Сравнение показателей контрольной дистанции 1 км (спринт) _у лыжников-гонщиков_

Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р

В абс. величинах В %

Экспериментальная 186,2±6,5 157,4±4,4 28,8 15,46 3,643 < 0,01

Контрольная 188,6±4,5 173,5±4,2 15,1 8,0 2,453 <0,05

t 0,303 2,646

Р > 0,05 <0,05

Из таблиц видно, что результаты в экспериментальной группе к концу эксперимента выше, чем в контрольной.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Техника передвижения на лыжах такими способами как стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»), одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки), попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения), низкая стойка спуска, финишный рывок -«разножка», существенно влияет на результат в спринте.

2. Применение специальных средств, направленных на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков с учетом спринтерской дистанции, повышает эффективность тренировочного процесса, что выражается в более высоких скоростях передвижения в спринте.

Литература

1. История соревнований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.flgr.ru/ ?node=198 История соревнований (дата обращения 08.07.2011).

2. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника- М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264с.

3. Поварещенкова Ю.А. Исследование двигатель-ных способностей лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 37-38.

4. Раменская Т.И. Юный лыжник - М.: СпортАкадемПресс, 2004. - 204 с.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

PERFECTION OF PREPARATION OF SKIERS-RACERS 14 - 15 YEARS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF LEADING MENTAL FUNCTIONS

Е.П. Березненко, Л.К. Сидоров E.P. Berezenko, L.K. Sidorov

В данной статье рассматривается проблема, стоящая перед современным спортом -дальнейшее совершенствование тренировочного процесса. Авторы показывают, что одно из прикладных направлений психологии спорта -составление и применение психоспортограмм в различных видах спорта, выделение с помощью их ведущих психических функций и специализированных восприятий, которые будут являться основой в подготовке спортсменов.

Ключевые слова: психические функции, специализированные восприятия, внимание, восприятие времени, восприятие скорости, восприятие пространства, зрительная память, двигательная память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.