Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ'

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ЭТАП ПОДГОТОВКИ / МЕТОД ТРЕНИРОВКИ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МИКРОЦИКЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарев Дмитрий Александрович, Черноусов Юрий Андреевич, Семенова Елена Владимировна, Серищев Александр Викторович

Изучалась эффективность отдельных методов тренировки (переменного, повторного, интервально-серийного) и их сочетания в упражнениях различной физиологической направленности. Определена эффективность отдельных методов тренировки и их сочетания в однонаправленных тренировочных занятиях при совершенствовании двигательных качеств футболистов. Разработана модель тренировочных микроциклов соревновательного периода с учетом использования рационального сочетания методов в рамках краткосрочных этапов подготовки, характерных для тренировочного процесса высококвалифицированных футболистов. Установлено, что при совершенствовании двигательных качеств наиболее эффективными являются: в занятиях аэробной направленности - переменный метод тренировки; в занятиях анаэробной алактатной направленности - интервально-серийный метод; в занятиях анаэробной гликолитической направленности - интервально-серийный метод с постоянными интервалами отдыха; в занятиях аэробно-анаэробной (смешанной) направленности - повторный метод тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарев Дмитрий Александрович, Черноусов Юрий Андреевич, Семенова Елена Владимировна, Серищев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IMPROVING THE PHYSICAL QUALITIES OF FOOTBALL PLAYERS

The effectiveness of individual training methods (variable, repeated, interval-serial) and their combination in exercises of various physiological orientation were studied. The effectiveness of individual training methods and their combination in unidirectional training sessions in improving the motor qualities of football players was determined. The model of training microcycles of the competitive period has been developed, taking into account the use of the rational combination of methods within the short-term training stages, being characteristic of the training process of highly qualified football players. It was established that when improving motor qualities, the most effective are: in aerobic orientation classes - variable training method; in anaerobic allostatic orientation classes - interval-serial method; in classes of anaerobic glycolytic orientation - interval-serial method with constant rest intervals; in classes of aerobic-anaerobic (mixed) orientation - repeated training method.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ»

zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 58-66.

3. Ogurtsov, I.V. and Mokh, A.V. (2021), "Integration of pedagogical approaches in teaching", Education. The science. Scientific personnel, No. 4, pp. 274-275.

4. Pomogaeva, N.S., Avramenko, V.I. and Kushnirchuk, I.I. (2020), "Evaluation of the effectiveness of the model of physical training for cadets of universities of the FPService of Russia", Izvestiya Rossiiskaya VMA,, V. 39, No.S2, pp.187-188.

5. Ryabtsev, S.M. and Goncharova, M.S. (2018), "Assessment of physical fitness of students with sensory visual impairments in the process of adaptive physical education at the university", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (date accessed: 10/01/2022)..

6. Strigelskaya, I.Yu. and Slepov A.A. (2014), "Organization of extracurricular independent work based on a personality-developing model", Problems of risk management in the technosphere, No. 3 (31), pp. 131-138.

7. Khaertdinov, I.M. (2015), "The main problems and strategies for improving the training of competitive specialists in the aviation industry", Bulletin of the Catherine Institute, No. 4 (32), pp. 101106.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.332

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ФУТБОЛИСТОВ

Дмитрий Александрович Пономарев, преподаватель, Юрий Андреевич Черноусое,

преподаватель, Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж; Елена Владимировна Семенова, кандидат технических наук, доцент, Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж; Александр Викторович Серищев, преподаватель, Воронежский Государственный Лесотехнический Университет, г. Воронеж

Аннотация

Изучалась эффективность отдельных методов тренировки (переменного, повторного, интер-вально-серийного) и их сочетания в упражнениях различной физиологической направленности. Определена эффективность отдельных методов тренировки и их сочетания в однонаправленных тренировочных занятиях при совершенствовании двигательных качеств футболистов. Разработана модель тренировочных микроциклов соревновательного периода с учетом использования рационального сочетания методов в рамках краткосрочных этапов подготовки, характерных для тренировочного процесса высококвалифицированных футболистов. Установлено, что при совершенствовании двигательных качеств наиболее эффективными являются: в занятиях аэробной направленности - переменный метод тренировки; в занятиях анаэробной алактатной направленности - интерваль-но-серийный метод; в занятиях анаэробной гликолитической направленности - интервально-серийный метод с постоянными интервалами отдыха; в занятиях аэробно-анаэробной (смешанной) направленности - повторный метод тренировки.

Ключевые слова: футбол, этап подготовки, метод тренировки, методика тренировки, специальная физическая подготовка, тренировочный микроцикл, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p341-345

METHODS OF IMPROVING THE PHYSICAL QUALITIES OF FOOTBALL

PLAYERS

Dmitry Alexandrovich Ponomarev, the teacher, Yuri Andreevich Chernousov, the teacher, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh; Elena Vladimirovna Semenova, the

candidate of technical sciences, docent, Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh; Alexander Viktorovich Serishchev, the teacher, Voronezh State Forestry Engineering Univer-

sity, Voronezh

Abstract

The effectiveness of individual training methods (variable, repeated, interval-serial) and their combination in exercises of various physiological orientation were studied. The effectiveness of individual training methods and their combination in unidirectional training sessions in improving the motor qualities of football players was determined. The model of training microcycles of the competitive period has been developed, taking into account the use of the rational combination of methods within the short-term training stages, being characteristic of the training process of highly qualified football players. It was established that when improving motor qualities, the most effective are: in aerobic orientation classes - variable training method; in anaerobic allostatic orientation classes - interval-serial method; in classes of anaerobic glycolytic orientation - interval-serial method with constant rest intervals; in classes of aerobic-anaerobic (mixed) orientation - repeated training method.

Keywords: football, preparation stage, training method, training method, special physical training, training microcycle, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в теории и методике физического воспитания определены методы выполнения нагрузок различной преимущественной направленности [3, 5].

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения за тренировочным процессом, результаты анкетирования позволили заключить, что вопрос об эффективности использования того или иного метода тренировки при совершенствовании физических качеств остается практически не изученным.

В ряде исследований показано, что у высококвалифицированных футболистов в соревновательном периоде наблюдается стабилизация адаптивных реакций организма, которая сопровождается снижением физических кондиций игроков [1, 2, 7].

Мы предполагали, что один из путей преодоления адаптационного «барьера» лежит в применении наиболее эффективных методов совершенствования физических качеств и их вариативности в процессе тренировки.

Разработка данной проблемы предусматривает решение двух основных задач:

1. Определить эффективность отдельных методов тренировки и их сочетания в однонаправленных тренировочных занятиях при совершенствовании двигательных качеств футболистов.

2. Разработать модели тренировочных микроциклов соревновательного периода с учетом использования рационального сочетания методов в рамках краткосрочных этапов подготовки, характерных для тренировочного процесса высококвалифицированных футболистов.

В настоящей работе отражены материалы, полученные при решении первой задачи вышеизложенной проблемы.

МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились с футболистами команды «ВГАС», включающей 22 спортсмена I-II разрядов. Экспериментальная проверка эффективности методов тренировки и вариантов их сочетания при развитии аэробных и анаэробных алактатных возможностей проводилась в подготовительном периоде, а при совершенствовании анаэробных гликолитических и аэробно-анаэробных (смешанных) - в соревновательном.

Были разработаны двухнедельные тренировочные программы, включающие два семидневных микроцикла (5 тренировочных дней с одноразовыми занятиями, 6-й день -контрольная игра, 7-й день отдыха) одной физиологической направленности.

Рядом исследователей доказано, что однонаправленные тренировочные нагрузки сопровождаются более глубокими функциональными изменениями в организме и соответственно более существенным приростом специальной физической подготовленности

спортсмена [2, 4, 6].

Выбранный нами 14-дневный цикл не случаен. Как показал опыт ведущих тренеров и специалистов футбола, 14- и 16-дневные циклы являются рациональными для краткосрочного планирования учебно-тренировочного процесса, в котором можно добиться повышения уровня физической подготовленности [1, 2].

При разработке моделей тренировочных программ той или иной преимущественной физиологической направленности использовалась различные методы выполнения упражнений при постоянных показателях объемах и интенсивности физических нагрузок.

За день до начала экспериментального тренировочного цикла проводилось контрольное тестирование уровня физической подготовленности футболистов.

Второе тестирование проводилось через два дня после завершения тренировочной программы. В тестировании использовались унифицированные показатели уровня развития физических качеств, разработанные для оценки подготовленности футболистов высокой квалификации.

Для определения эффективности воздействия различных методов тренировки на организм футболистов использовались те показатели физической подготовленности, которые в наибольшей степени характеризуют физиологические особенности тренируемых двигательных качеств.

Для оценки общей выносливости использовался коэффициент выносливости (КВ), который отражает способность спортсмена удерживать скорость на протяжении пробега-ния семи 50-ти метровых отрезков.

КВ = Уср35° х100, Умах 350

где ^р350 - средняя скорость в тесте «челночный бег» 7х50 м.

Vмах350 - максимальная скорость в тесте 7х50 м.

Коэффициент корреляции (КК) с максимальным потреблением кислорода (МПК) составляет 0,667 (р<0,05) и с тестом Купера - 0,823 (р<0,01). В качества критериев оценки уровня развития скоростно-силовых качеств использовались показатели времени про-бегания 10-метрового отрезка и высоты вертикального выпрыгивания.

Эффективность методов тренировки в занятиях преимущественной анаэробной гликолитической направленности и аэробно-анаэробной (смешанной) направленности оценивалась по изменениям суммарного времени пробегания семи 50-метровых отрезков.

Контроль за интенсивностью выполнения упражнений осуществлялся при помощи регистрации ЧСС и анализа уровня молочной кислоты в крови. Статистическая оценка степени воздействия методов тренировки на физическую подготовленность спортсменов определялась при помощи вычисления критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

В результате проведенного исследования были определены наиболее эффективные методы тренировки и их сочетания при выполнении однонаправленных нагрузок, которые целесообразно использовать в процессе совершенствования физических качеств футболистов. Результаты тестирования представлены в таблицах 1-3.

Среди них следует выделить следующие:

- переменный метод - общая выносливость;

- интервально-серийный - скоростно-силовые качества;

- интервально-серийный метод с постоянными интервалами отдыха - скоростная выносливость;

- повторный метод - при комплексном совершенствовании двигательных качеств (нагрузки аэробно-анаэробного характера).

Таблица 1 - Эффективность методов тренировки в занятиях аэробной направленности (п=22)_

Метод выполнения КВ (х±8) t-критерий Стьюдента Р-Уровень значимости

До экспер. После эксп.

1. Переменный 77,5±3,65 80,9±2,53 3,34 P<0,02

2. Повторный 77,5±1,37 78,1±1,53 0,85 p>0,05

3. Интервально-серийный 79,5±1,79 81,0±2,33 1,39 p>0,05

4. Сочетание переменного и повторного 80,8±1,8 81,5±2,91 0,92 p>0,05

5. Сочетание повторного и переменного 80,2±3,06 81,3±2,36 1,41 p>0,05

6. Сочетание переменного и интервально-серийного 80,3±2,55 81,1±1,37 0,86 p>0<05

7. Сочетание интервально-серийного и переменного 79,9±2,29 78,8±2,74 -1,05 p>0,05

Таблица 2 - Эффективность методов тренировки в занятиях анаэробной алактатной направленности (п=22)_

Метод выполнения Бег 10 м t P Высота выпрыгиваий t P

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

1. Интервально-серийный 1,85±0,04 1,8±0,05 4,67 P<0,005 44,1±3,51 48,2±3,44 2,87 P<0,05

2. Сочетание повторного и интервально-серийного 1,84±0,04 1,84±0,06 0,3 p>0,05 45,3±4,04 45,0±4,87 -0,36 p>0,05

3. Сочетание интервально-серийного и повторного 1,86±0,05 1,81±0,05 3,38 P<0,01 45,3±2,41 46,9±2,12 2,52 P<0,05

Таблица 3 - Эффективность методов тренировки в занятиях анаэробной гликолитической направленности ( п=22)_

Метод выполнения 7x50 м T P

До экспер. После эксп.

5. Повторный 72,0±2,96 68,8±1,11 2,53 P<0,05

6. Интервально-серийный 67,7±3,03 67,3±2,47 1,09 P>0,05

7. Сочетание переменного и повторного 69,0±2,93 68,7±4,1 0,48 p>0,05

4. Сочетание повторного и переменного 67,8±3,68 66,9±3,6 0,17 p>0,05

5. Сочетание переменного и интервально-серийного 67,9±2,5 67,0±1,4 1,27 p>0,05

6. Сочетание интервально-серийного и переменного 66,1±2,01 66,1±2,24 0,04 p>0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В связи с тем, что основное время в подготовке футболистов высокой квалификации занимают нагрузки аэробно-анаэробной направленности, в качестве ведущего тренировочного метода следует рекомендовать, переменный метод.

2. При подготовке Футболистов с целью совершенствования физических качеств в условиях планирования краткосрочных тренировочных этапов той или иной преимущественной направленности целесообразно применять те методы выполнения упражнений, которые позволяют достичь наибольшего тренировочного эффекта.

3. Можно предположить, что изученные закономерности эффективности применения методов тренировки могут быть использованы при развитии физических качеств не только футболистов, но и спортсменов других специализаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - Москва : Терра спорт : Олимпия Press, 2006. - 271 с.

2. Губа В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов / Губа Владимир, Скрипко Анатолий, Стула Александр. - Москва : Спорт, 2016. - 167 с.

3. Профессионально-прикладная физическая подготовка с использованием подвижных игр. / А.В Ежова, С.К. Толстых, В.В Федоров, Н.И. Годунова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж : Научная книга, 2017. - С. 492-496.

4. Ильичева О.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет с плоскостопием / О.В. Ильичева, Я.В. Сираков-ская, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С.

92-96.

5. Лалаков Г.Г. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лалаков Геннадий Сергеевич. - Омск, 1998. - 44 с.

6. Семенов Е.Н. Методология подхода к проблемам многолетней подготовки спортсменов / Е.Н. Семенов, Е.А. Гущин, Я.А. Красный // Олимпизм: истоки, традиции и современность: сборник трудов конференции. - Воронеж : Научная книга, 2019. - С. 542-545.

7. Семенов Е.Н. Формирование системы функциональных резервов спортсмена как основа прогнозирования его двигательных возможностей / Е.Н. Семенов, Е.В. Семенова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни сборник научных статей VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж : Научная книга, 2020. - С. 347-350.

REFERENCES

1. Godik, M.A. (2006), Physical training of football players, Terra sport, Olympia Press, Moscow.

2. Guba, V.P. (2016), Testing and control of the preparedness offootball players, Sport, Moscow.

3. Ezhova, A.V., Tolstykh S.K., Fedorov V.V. and Godunova N.I. (2017), "Professionally applied physical training using outdoor games", Biomedical and pedagogical foundations of adaptation, sports activity and healthy lifestyle, collection of scientific articles of the VI All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Scientific Book, Voronezh, pp. 492-496.

4. Ilyicheva, O.V., Sirakovskaya Ya.V. and Yezhova A.V. (2017), "The effectiveness of methods for the development of explosive strength of the muscles of the lower extremities and jumping ability in basketball players aged 16-17 with flat feet", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 92-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lalakov G.G. (1998), The structure and content of training loads at various stages of long-term training of football players, dissertation abstract, Omsk.

6. Semenov, E.N., Gushchin E.A., and Krasny Ya.A. (2019), "Methodology of approach to the problems of long-term training of athletes", Olympism: origins, traditions and modernity, proceedings of the conference, Scientific Book, Voronezh, pp. 542-545.

7. Semenov E.N. and Semenova E.V. (2020), "Formation of a system of functional reserves of an athlete as a basis for predicting his motor capabilities", Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle, collection of scientific articles of the VI All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Scientific book, Voronezh, pp. 347-350.

Контактная информация: dimitrponomarev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.88

СХЕМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКОМУ

ПРИЕМУ

Евгений Анатольевич Пронин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Александр Сергеевич Удалых, кандидат педагогических наук, Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, Благовещенск; Шамиль Юрьевич Гвашев, старший преподаватель, Вячеслав Юрьевич Воронков, старший преподаватель, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Руслан Юрьевич Выскребенцов, соискатель, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, Благовещенск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию разработанной схемы последовательности обучения тяжелоатлетическому приему. К важным компонентам данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.