МЕТОДИКА САМОВОСПИТАНИЯ КОМАНДИРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
В.М. Гавриш, И.Н. Хромов
Концепция поддержания обороноспособности нашей страны в современных условиях предусматривает комплектование до половины первичных офицерских должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации офицерами, прошедшими военное обучение по программам подготовки офицеров запаса в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Из этого вытекает задача повышения качества подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов. Образование, включающее обучение и воспитание специалистов, предусматривает привитие им всех профессионально значимых качеств, необходимых не только современному руководителю предприятия, организации и т.д., но и офицеру-воспитателю.
Педагогический анализ процесса самовоспитания студентов позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой (рис. 1).
Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самосознание себя в условиях повседневной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях; самоизучение; самооценка.
Самосознание позволяет студенту, проходящему военное обучение по программам подготовки офицеров запаса, глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему не только как к будущему специалисту конкретной воинской специальности, но и как к будущему офицеру-воспитателю, понять свои задачи и представить перспективу своего дальнейшего развития.
Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к офицерам запаса. Самоизучение осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей и преподавателей, самопроверкой себя в конкретных условиях обстановки. На основе такого самоизучения вырабатывается самооценка.
В самооценке выражается мнение человека о самом себе. Благодаря самооценке создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль, как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением. При этом она выполняет ряд функций: функцию сравнения имеющихся качеств личности с требованиями, предъявляемыми к конкретным специалистам; функцию фиксации успехов и недостатков в работе над собой; функцию корректировки (позволяет вовремя отказаться от несовершенных форм и методов работы над собой).
Необходимым условием объективной самооценки выступает самокритичное отношение обучаемого к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. Вот почему важно в процессе руководства самовоспитанием студентов утверждать у них объективно критическое отношение к самим себе, к достигнутым результатам, стремление не самообольщаться, находить пути и средства ко все более высоким результатам в своем профессиональном становлении и развитии. Процесс принятия решения на самовоспитание происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании студентами, осознавшими, что после окончания военного обучения им предстоит пройти военную службу в качестве офицеров, своих положи-
тельных и отрицательных сторон личности. На данном этапе создается своеобразная модель работы студента над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.
Рис. 1. Логическая схема процесса самовоспитания
Планирование самовоспитания - процесс всесторонний. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач, исходя из целей, которые должны быть достигнуты. Прежде всего, важно определить основные задачи самовоспитания. Как правило, эти задачи конкретизируются для ближних, средних и дальних рубежей развития студента. В целях и задачах определяются главные ориентиры и содержание самовоспитания, идеалы, к которым стремится самовоспитывающаяся личность.
Фактически у каждого человека есть свой идеал, образец, по которому он строит процесс самосовершенствования. И это не обязательно какая-то конкретная личность. Анализ выбора идеала будущими офицерами запаса свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания, в работе над собой не все студенты ясно представляют себе эти идеальные устремления. Здесь проявляется вскрытая в психолого-педагогических исследованиях закономерность, что для таких людей идеал сущест-
вует в каком-то психологическом "подполье" и равнение на него происходит также как-то стихийно, не вполне осознанно.
На основании выработанных задач разрабатывается программа (план) самовоспитания. Такие программы (планы) составляются будущими офицерами запаса на определенные периоды своей жизни и служебной деятельности (перспективные планы) и уточняются на год, месяц и т.д.
Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. И это не обязательно какой-то официальный документ. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение — помочь человеку организовать работу над собой. Как свидетельствует практика, свое предназначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них находят отражение следующие вопросы:
• по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;
• посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах самовоспитания;
• примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.
Программы (планы) самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения. Личные правила поведения - это как бы своеобразные программы поведения в конкретных жизненных, служебных обстоятельствах. Так, например, для начальника, командира любого уровня очень важно быть примером личного поведения, вести за собой личный состав для решения поставленных задач. Студент, готовя себя как будущего офицера запаса, которому предстоит руководить подчиненными, должен вырабатывать у себя эмоционально-волевую устойчивость и следующие правила поведения: постоянно сохранять спокойствие, не выражать волнения внешне; никогда не принимать необдуманных решений; тщательно взвешивать и анализировать свои поступки; не поддаваться первому впечатлению; не отступать перед трудностями; на учебных занятиях и дежурстве действовать с полной отдачей сил.
Правила поведения могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. Для отдельных военнослужащих выработанные правила поведения становятся программными в их работе над собой. В процессе же самовоспитания то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самовоспитания выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой самовоспитания. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для студентов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени. Порой, горячо взявшись за дело собственного воспитания, они через некоторое время снижают интерес к этой работе, постепенно отказываются от поставленных целей самовоспитания, отчего теряются уже достигнутые результаты.
Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической подготовкой студентов. Овладение эффективной методикой самовоспитания выступает одним из условий повышения его качества и результативности. Прежде всего, это связано с умением применять в интересах самовоспитания разнообразные методы, приемы и средства.
Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием же следует рассматривать как более частное воз-
действие человека на самого себя, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.
Система методов и приемов самовоспитания для каждого будущего офицера индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых студентами в интересах самовоспитания. Это — самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.
Так, посредством самоубеждения человек способен добиться самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения тех недостатков, которые мешают. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех "за" и "против". Происходит своеобразное разрешение противоречий между личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают студентам уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной цели.
Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Психолого-педагогический механизм самовоздействия данным методом состоит в том, что, принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием в избранных направлениях, студенты мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю готовность к активной и целенаправленной работе над собой.
Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что студенты, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.
Большой интерес в работе над собой вызывает метод аутотренинга. В основе данного метода лежит эмоционально-волевая тренировка, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии сам себе создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести эту модель в свою психику путем сосредоточения внимания или многократного повторения.
Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости и самокорректирования. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности человека осуществлять контроль любой своей деятельности. Его сущность состоит в том, что студенты, анализируя ход работы по самовоспитанию, устанавливают отклонение реализованной программы самовоспитания от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над собой. В силу этого самоконтроль в самовоспитании выполняет функции наблюдения, оценочно-констатирующую, корректировочную. Непременным условием эффективности метода самоконтроля является высокая требовательность каждого человека к себе и друг к другу. При этом требовательность должна быть повсеместной и объективной.
Рассмотренные методы самовоспитания на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов самовоспитания относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.
Анализ процесса самовоспитания дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс с присущими ему внутренними противоречиями. Многие студенты испытывают существенные трудности в самовоспитании на различных этапах его осуществления, не все владеют эффективной методикой самовоспитания. Более того, среди студентов, и в том числе среди младших командиров, можно встретить самое различное отношение к самовоспитанию, вплоть до отрицания его необходимости. Все это говорит о том, что процесс работы будущих офицеров над собой не должен уходить из поля зрения профессорско-преподавательского состава военных кафедр. Им необходимо постоянно управлять, осуществлять педагогическое руководство.