Научная статья на тему 'Методика решения организационно экономических проблем регулирования телекоммуникационного рынка при помощи экономико математического моделирования'

Методика решения организационно экономических проблем регулирования телекоммуникационного рынка при помощи экономико математического моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИКО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЕКТОРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Ю. А.

Целью статьи является анализ организационно экономических проблем регулирования телекоммуникационного рынка и выработка предложений по его улучшению на основании разработанной автором экономико математической модели оптимизации телекоммуникационного рынка на основе векторной оптимизации. Тенденция быстрого развития телекоммуникационного рынка сохраняется уже несколько десятилетий. Создание экономико математической модели рынка поможет проанализировать национальный рынок, и понять в чем его сильные и слабые стороны, какие методы регулирования необходимо применить для улучшения состояния рынка. На российском телекоммуникационном рынке, если представлять его в общем виде, есть четыре основных действующих лица потребители телекоммуникационных услуг, поставщики телекоммуникационных услуг, поставщики телекоммуникационного оборудования, и государственный регулятор. Сам процесс работы рынка в общем виде выглядит так технологии и капитал формируют производство поставщиков телекоммуникационного оборудования, потребителем которого является поставщик телекоммуникационных услуг. Спрос на телекоммуникационные услуги, приобретаемые потребителем телекоммуникационных услуг у поставщика телекоммуникационных услуг, формируется технологиями производителя телекоммуникационного оборудования и сформированными поставщиком телекоммуникационных услуг тарифами. Государственный регулятор выступает в качестве распределителя радиочастот между поставщиками телекоммуникационных услуг, и регулятора отношений между потребителем телекоммуникационных услуг, следя за состоянием отрасли и не допуская ее монополизации. Не вводится понятие "игроков рынка", давая характеристику телекоммуникационному рынку, так как по отношению к государственному регулятору данное понятие не применимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика решения организационно экономических проблем регулирования телекоммуникационного рынка при помощи экономико математического моделирования»

т

ЭКОНОМИКА

Методика решения организационно-экономических проблем регулирования телекоммуникационного рынка при помощи экономико-математического моделирования

Целью статьи является анализ организационно-экономических проблем ретулирования телекоммуникационного рынка и выработка предложений по его улучшению на основании разработанной автором экономико-математической модели оптимизации телекоммуникационного рынка на основе векторной оптимизации. Тенденция быстрого развития телекоммуникационного рынка сохраняется уже несколько десятилетий. Создание экономико-математической модели рынка поможет проанализировать национальный рынок, и понять в чем его сильные и слабые стороны, какие методы регулирования необходимо применить для улучшения состояния рынка [2]. На российском телекоммуникационном рынке, если представлять его в общем виде, есть четыре основных действующих лица — потребители телекоммуникационных услуг, поставщики телекоммуникационных услуг, поставщики телекоммуникационного оборудования, и государственный регулятор. Сам процесс работы рынка в общем виде выглядит так—технологии и капитал формируют производство поставщиков телекоммуникационного оборудования, потребителем которого является поставщик телекоммуникационных услуг. Спрос на телекоммуникационные услуги, приобретаемые потребителем телекоммуникационных услуг у поставщика телекоммуникационных услуг, формируется технологиями производителя телекоммуникационного оборудования и сформированными поставщиком телекоммуникационных услуг тарифами. Государственный регулятор выступает в качестве распределителя радиочастот между поставщиками телекоммуникационных услуг, и регулятора отношений между потребителем телекоммуникационных услуг, следя за состоянием отрасли и не допуская ее монополизации. Не вводится понятие "игроков рынка", давая характеристику телекоммуникационному рынку, так как по отношению к государственному регулятору данное понятие не применимо.

Ключевые слова: организационно-экономические проблемы регулирования, телекоммуникационный рынок, экономико-математическое моделирование, векторная оптимизация, инновации.

Кравцова ЮА,

МТУСИ

Отношения между основными действующими лицами на телекоммуникационном рынке можно описать при помощи уравнений.

1. Отношения между производителем телекоммуникационного оборудования и поставщиком телекоммуникационных услуг.

а — производитель телекоммуникационного оборудования; b — потребитель телекоммуникационного оборудования(поставщик телекоммуникационных услуг.); s — спрос со стороны потребителя телекоммуникационного оборудования; x — цена за единицу оборудования, в рублях; y — объем спроса, в штуках; с — увеличение доли рынка при внедрении инновационной технологии; z — затраты на производство оборудования; g — затраты уа разработку и внедрение новой технологии; p — прибыль.

Суть происходящего процесса, можно записать так:

Opt f M=s*x, s-> max, x->max Рассмотрим ситуацию, когда s-> max, x->max.

38

f(x)=z+g+p, opt (x)= z+g+p, z->min, g->min, p->max

opt f(p)= c->max

Данная выкладка подтверждает необходимость внедрения инновационных технологий при производстве телекоммуникационного оборудования [1]. Внедрение инновационных технологий с производство телекоммуникационного оборудования является методом решения организационно-экономических проблем.

Проблема практического отсутствия национальных производителей телекоммуникационного оборудования является довольно острой для российского телекоммуникационного рынка. Несмотря на наличие свободной ниши на национальном рынке, нет возможности для ее заполнения из-за наличия дешевого массового производства в Китае. Российский производитель просто не выдерживает ценовой конкуренции.

Единственный выход из данной ситуации для национального рынка -развитие автоматизированного инновационного производства телекоммуникационного оборудования, кардинально меняющего технологию предоставления телекоммуникационных услуг, и менее затратного по вложениям, чем существующее.

Корректировка существующей на данный момент ситуации возможна при помощи развития инновационных технологий путем развития науки в ведущих российских ВУЗах связи, и взаимодействия вышеупомянутых с инвесторами. Период использования кремниевой электроники в производстве телекоммуникационного оборудования подходит к концу, надвигается эра графеновой электроники. На данный момент массовое производство оборудования на основе графена не налажено ни в одной стране мира, поэтому у российских производителей есть шансы занять лидерство в этой нише.

2. Отношения между поставщиком телекоммуникационных услуг и их потребителем.

l — цена услуги; j — потребитель телекоммуникационных услуг; m — количество услуг; k — себестоимость услуг связи; h — стоимость эксплуатации объекта связи; и — зарплата сотрудников; v — предложение услуг связи.

Зададим уравнения оптимальной ситуации для потребителя и поставщика.

opt f(b)=s*l*m,s->max, l->max,m->max. opt f(b(l))= k+p, p->max, k->min opt f(k)=x+h+u, x->min, р-^in, u->min. Следовательно максимально эффективной инновационной технологией станет та, что смо-

T-Comm #7-2014

rk

т

жет снизить трудозатраты, количество эксплуатируемых объектов связи и стоимость производства оборудования.

Оптимальная ситуация для потребителя

opt(j)=p*v*m, p->min, M->max, m-> max.

Основным способом регулирования отношений между потребителем телекоммуникационных услуг, и их поставщиком является тарифная политика, реализуемая поставщиком телекоммуникационных услуг.

В сегменте мобильной связи необходима корректировка на наличие сетевого эффекта. Дело в том, что основными игроками в сегменте мобильной связи являются операторы большой тройки — МТС, Билайн и Мегафон. Предлагают данные операторы примерно одинаковые условия, и на выбор потребителя в пользу какого-либо поставщика влияет количество подключенных к сети поставщика людей, с которыми общается потребитель. В этом выражается наличие специфичного для данного сегмента сетевого эффекта. Инновациями, которые может произвести поставщик телекоммуникационных услуг является развитие дополнительных видов обслуживания (ДВО), например таких, как умный дом (управление бытовой техникой с мобильного телефона), услуг телемедицины, услуг образования и т.д.

ЗДействие государственного регулятора.

3.1. Распределение радиочастот.

Большой проблемой, в развитии сетей 4G

стала ограниченность выделенного радиочастотного спектра. Российские поставщики телекоммуникационных услуг столкнулись с куда большими затратами, чем их коллеги по всему миру при внедрении сетей 4Э. Нельзя не отметить занятость радиочастотного спектра военными, в целях обеспечения государственной безопасности. Решением данной проблемы, на мой взгляд является не освобождение радиочастотного спектра, и его распределение, а внедрение инновационных технологий, связанных с производством инновационного телекоммуникационного оборудования.

3.2. Законодательные инициативы.

В мире существуют различные модели телекоммуникационных рынков. При функционировании телекоммуникационных рынков в мире применяются различные модели — рыночная, плановая, смешанная. Модель функционирования российского телекоммуникационного рынка можно охарактеризовать как смешанную. Отрасль электросвязь в России признана на государственном уровне стратегической, поэтому присутствует государственное вмеша-

ЭКОНОМИКА

тельство в функционирование рынка. На данный момент большинство представителей современной экономической науки признали, что смешанная модель экономики является наиболее эффективной. На мой взгляд, необходимо вносить поправки в законодательную базу отрасли на основании экономико-математической оценки выгоды всех действующих лиц. Также, я считаю, что в модель оценки адекватности законодательных инициатив необходимо внести еще одно действующее лицо-общество. Так как конкретные потребители при принятии того или иного закона могут получать пользу, а обществу в целом будет нанесен вред.

Из заданных в статье уравнений видно, что каждая группа лиц, действующих на рынке имеет свои интересы. Оптимум для всех групп возможен только при внедрении инновационных технологий.

Литература

1. Макаров В.В. Управление инновациями и обеспечение качества в отрасли ИКТ. СПб.: СПбГУТ, 2012. — 164 с.

2. Машунин Ю.К. Теория и моделирование рынка на основе векторной оптимизации. — Москва, 2010.

Methods of solving organizational and economic problems of regulation of the telecommunications market with the help of economic-mathematical modeling

Kravtsova Yu.A., MTUCI

Abstract

The aim of the article is to analyze the organizational and economic problems of regulation of the telecommunications market and the development of proposals to improve it based on the author developed an economic and mathematical model of optimization of the telecommunications market on the basis of vector optimization. Trend of rapid development of the telecommunications market is preserved lor decades. Create an economic and mathematical model of the market will help to analyze the national market, and understand what his strengths and weaknesses, what control methods must be applied to improve the state of the market. The Russian telecommunications market, if present it in a general way, there are four main parties - consumers of telecommunications services, telecommunications service providers, suppliers of telecommunications equipment, and the state regulator. The very process of the market in general looks like this - technology and capital is formed by the supplier of telecommunications equipment, consumer which is a provider of telecommunications services. Demand for telecommunications services purchased by consumers of telecommunications services in the telecommunications provider, formed technology manufacturer of telecommunications equipment and the established provider of telecommunications services tariffs. State regulator acts as a distributor of radio frequencies between providers of telecommunications services, and a regulator of relations between the consumer of telecommunications services, monitor the state of the industry and preventing its monopolization. Do not introduce the concept of "market players", giving the characteristic of the telecommunication market, as in relation to the state controller, this concept is not applicable.

Keywords: organizational and economic problems of regulation, the telecommunications market, economic and mathematical modeling, vector optimization and innovation.

References

1. Makarov VV. Management of innovation and quality assurance in the ICT industry. Petersburg, 2012. 164 p.

2. Mashunin VU.K.Teoriya and modeling of market-based vector optimization. Moscow, 2010.

T-Comm #7-2014 39

rk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.