Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ'

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лабораторный практикум / педагогика / самостоятельная работа обучающихся / физика / Laboratory workshop / pedagogy / independent work of students / physics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.М. Штейн, И.Ш. Кондыбаева

В условиях современной жизни, особенно во время пандемии, расширение возможностей дистанционного обучения становится все более актуальным. Данная статья рассматривает вопрос о важности использования дистанционного обучения и необходимости проведения практических занятий в домашних условиях по физике. Особое внимание в статье уделяется практикумам лабораторных работ по физике в домашних условиях. Они играют важную роль в формировании практических навыков студента, давая возможность ему применять теоретические знания на практике. Проведение лабораторных работ в домашних условиях позволяет студентам не только ограничиваться теоретическим материалом, но и воплощать его на практике, что способствует глубокому усвоению учебного материала. Дистанционное обучение является важным инструментом в получении знаний и навыков, особенно в такой дисциплине, как физика. Оно позволяет преодолеть препятствия, связанные с проблемами коммуникации, а проведение практикума лабораторных работ в домашних условиях дополняет теоретическую подготовку студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SOLVING EXPERIMENTAL PROBLEMS IN PHYSICS AT HOME

In the context of contemporary life, especially during the pandemic, the expansion of distance learning opportunities is becoming increasingly relevant. The article examines the importance of using distance learning and the need for practical classes at home in physics. Special attention is paid to practical laboratory work on physics at home. This work plays an important role in forming practical skills of the student, allowing him to apply theoretical knowledge in practice. Conducting laboratory work at home allows students not only to limit themselves to theoretical material, but also to put it into practice, which contributes to the deep assimilation of educational material. Distance learning is an important tool in gaining knowledge and skills, especially in a discipline such as physics. It allows overcoming the obstacles associated with communication problems, and conducting a laboratory workshop at home complements the theoretical training of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Для организации здоровьесберегающей образовательной среды и успешного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. В связи с этим студенты подробно изучают психолого-педагогические характеристики обучающихся разных возрастных периодов и выполняют задания, направленные на выявление особенностей режима дня и проведения уроков для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Интересным, на наш взгляд, является задание, направленное на выявление различий между такими понятиями, как «личность», «индивидуальное развитие», «социальное развитие», «психическое развитие».

Во втором разделе учебника представлены материалы, связанные с организацией образовательного процесса. Основные понятия данного раздела следующие: «работоспособность», «структура работоспособности», «факторы утомления», «усталость, утомление и переутомление», «профилактика утомления». На практических занятиях студенты знакомятся с гигиеническими требованиями к расписанию уроков в образовательной организации, анализируют и оценивают учебное расписание одного из классов основной или средней школы (на выбор); изучают требования к режиму дня школьников в зависимости от возрастных особенностей. Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить следующие задания: оценка предметного урока (видеозапись урока на выбор) с позиций здоровьесбережения; составление суточного меню школьника; разработка дневника здоровья обучающегося.

В третьем разделе учебника - «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» - представлены учебные материалы, раскрывающие такие понятия, как «образовательная среда», «экологически безопасная среда», «экологические здоровьесберегающие технологии», «экологические факторы» и

Библиографический список

др. На лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с воздействием физических, химических и биологических факторов на окружающую среду и здоровье человека; с санитарно-эпидемиологическими требованиями к школьной образовательной среде, в том числе с требованиями к различным школьным помещениям. Одно из заданий направлено на изучение и оценку показателей учебного кабинета в соответствии с гигиеническими требованиями. Студенты работают в группах, каждая из которых проводит замеры освещенности, шума, температуры разных помещений (кабинет, рекреация, столовая, спортивный зал) образовательной организации.

Электронный учебный курс (ЭУК) по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» (ЗТвПО) размещен на платформе LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), используемой в РГПУ им. А.И. Герцена для поддержки дистанционного и смешанного обучения. Электронный учебный курс построен в соответствии со следующей структурой: аннотация курса, видеолекции, презентации и тезисы к ним, задания для практических и самостоятельных работ студентов, дополнительные информационные материалы по изучаемым темам, тестовые задания по темам. Следует отметить, что лекционные занятия по данной дисциплине проводятся в видеоформате, и студенты самостоятельно изучают материалы лекционных занятий согласно расписанию учебных занятий, а практические занятия проводятся очно с преподавателем.

Таким образом, реализация программы по дисциплине «Здоровьесберега-ющие технологии в педагогическом образовании» в образовательном процессе педагогического вуза с использованием разработанного УМК является фактором формирования здоровьесберегающей компетентности, базовой как для повышения уровня здоровья самих студентов, так и для будущей профессиональной педагогической деятельности по сохранению здоровья обучающихся.

1. Терсакова А.А., Каряченцев А.И., Соловьев А.П. Особенности здоровьесбережения студентов в системе образования. Вестник РМАТ. 2019; № 4: 95-99.

2. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук Тюмень: Издательство ТГУ 2009.

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

4. Станкевич П.В., Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Бойков А.Е. и др. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании: учебник для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2021.

5. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетености выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5: 14-19.

6. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза. ВестникКГПУим. В.П. Астафьева. 2011; № 3: 213-217.

7. Белкова Н.В. Структура здоровьесберегающей компетенции студентов педагогических вузов. Образование и наука в современных реалиях: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017; Т. 1: 127-129.

8. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б. Культурно-просветительская направленность в подготовке бакалавров к здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2020: 120-124.

References

1. Tersakova A.A., Karyachencev A.I., Solov'ev A.P. Osobennosti zdorov'esberezheniya studentov v sisteme obrazovaniya. VestnikRMAT. 2019; № 4: 95-99.

2. Malyarchuk N.N. Kul'tura zdorov'ya pedagoga (lichnostnyj i professionally] aspekíy). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk Tyumen': Izdatel'stvo TGU, 2009.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

4. Stankevich P.V., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B., Bojkov A.E. i dr. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii: uchebnik dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2021.

5. Zimnyaya I.A., Zemcova E.V. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetenosti vypusknikov vuzov. Vyssheeobrazovaniesegodnya. 2008; № 5: 14-19.

6. Yugova E.A. Analiz struktury i soderzhaniya zdorov'esberegayuschej kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2011; № 3: 213-217.

7. Belkova N.V. Struktura zdorov'esberegayuschej kompetencii studentov pedagogicheskih vuzov. Obrazovanie i nauka v sovremennyh realiyah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017; T. 1: 127-129.

8. Kiseleva 'E.M., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B. Kul'turno-prosvetitel'skaya napravlennost' v podgotovke bakalavrov k zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v obrazovatel'noj organizacii. Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovaniya, sohranenie i razvitie: kollektivnaya monografiya po materialam IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2020: 120-124.

Статья поступила в редакцию 10.03.24

УДК 372.853

Shtein B.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State Institute of Film and Television (Saint Petersburg, Russia), E-mail: bomos@yandex.ru

Kondybaeva I.Sh., senior teacher, Saint Petersburg State Institute of Film and Television (Saint Petersburg, Russia), E-mail: umr_mif_kondybaeva@mail.ru

METHODS OF SOLVING EXPERIMENTAL PROBLEMS IN PHYSICS AT HOME. In the context of contemporary life, especially during the pandemic, the expansion of distance learning opportunities is becoming increasingly relevant. The article examines the importance of using distance learning and the need for practical classes at home in physics. Special attention is paid to practical laboratory work on physics at home. This work plays an important role in forming practical skills of the student, allowing him to apply theoretical knowledge in practice. Conducting laboratory work at home allows students not only to limit themselves to theoretical material, but also to put it into practice, which contributes to the deep assimilation of educational material. Distance learning is an important tool in gaining knowledge and skills, especially in a discipline such as physics. It allows overcoming the obstacles associated with communication problems, and conducting a laboratory workshop at home complements the theoretical training of students.

Key words: Laboratory workshop, pedagogy, independent work of students, physics

Б.М. Штейн, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», г. Санкт-Петербург,

E-mail: bomos@yandex.ru

И.Ш. Кондыбаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», г. Санкт-Петербург,

E-mail: umr_mif_kondybaeva@mail.ru

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В условиях современной жизни, особенно во время пандемии, расширение возможностей дистанционного обучения становится все более актуальным. Данная статья рассматривает вопрос о важности использования дистанционного обучения и необходимости проведения практических занятий в домашних условиях по физике. Особое внимание в статье уделяется практикумам лабораторных работ по физике в домашних условиях. Они играют важную роль в формировании практических навыков студента, давая возможность ему применять теоретические знания на практике. Проведение лабораторных работ в домашних условиях позволяет студентам не только ограничиваться теоретическим материалом, но и воплощать его на практике, что способствует глубокому усвоению учебного материала. Дистанционное обучение является важным инструментом в получении знаний и навыков, особенно в такой дисциплине, как физика. Оно позволяет преодолеть препятствия, связанные с проблемами коммуникации, а проведение практикума лабораторных работ в домашних условиях дополняет теоретическую подготовку студентов.

Ключевые слова: лабораторный практикум, педагогика, самостоятельная работа обучающихся, физика

Эпидемия ковида поставила перед российским образованием новые вызовы. Необходимость продолжать обучение в условиях пандемии привела к коренным изменениям в системе образования. Одним из ответов на пандемию стало дистанционное образование. Дистанционное образование, которое активно развилось во время пандемии, продолжает быть актуальным до сего времени в качестве дополнительного образования в школах, вузах и на образовательных курсах. Дистанционные занятия открывают широкие возможности для получения образования людям с ограниченными возможностями и студентам, проживающим в отдалённых регионах и даже за рубежом. Дистанционное обучение делает образование доступным для любых категорий учащихся [1, с. 188-190].

О доступности образования и важности дистанционного обучения говорил в ежегодном Послании Федеральному собранию 2016 года Президент России В.В. Путин «Следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам: активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное, прежде всего, на наших соотечественников и граждан СНГ» [2].

Разумеется, дистанционное образование имеет и ряд хорошо известных проблем и недостатков, на которых мы в данной статье не будем подробно останавливаться. Заметим лишь, что при обучении физике возникают весьма специфические проблемы, связанные с необходимостью проведения лабораторных работ.

Цель данного исследования заключается в изучении и оценке эффективности проведения лабораторных практикумов в домашних условиях с использованием общедоступных средств и ресурсов. Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что проведение лабораторных практикумов в домашних условиях может быть эффективным и достаточным дополнением к традиционным лабораторным занятиям в учебных заведениях, ведь не всегда вузы и колледжи располагают достаточным количеством лабораторного оборудования для всех студентов. Проведение практикума в домашних условиях позволяет студентам использовать собственное оборудование или доступные им ресурсы для осуществления практических занятий. Это уменьшает нагрузку на образовательные учреждения и повышает доступность обучения.

Задачами исследования являются изучение существующих ресурсов и приложений и сервисов, способствующих выполнению экспериментов в домашних условия, разработка практикума экспериментальных задач в домашних условиях, а также анализ и определение основных плюсов и минусов проведения лабораторного практикума в домашних условиях по сравнению с традиционными лабораторными занятиями.

Лабораторные работы являются неотъемлемой частью физического образования. Они играют важнейшую роль в формировании системы физических знаний, умений и навыков. Лабораторный практикум по физике позволяет решить ряд актуальных педагогических задач, выработать навыки и умения работы с приборами, экспериментально проверить некоторые теоретические положения курса, теоретические зависимости и формулы, более сознательно усвоить их, повторить и обобщить пройденный материал, дает возможность глубже проникнуть в мир физических явлений, обучает методам измерения физических величин. Грамотно организованный лабораторный практикум позволяет связать воедино теорию и практику, доказать неразрывную связь между наукой и техникой, наглядно показать экспериментальный характер физики как науки, продемонстрировать важнейшую идею, что физические законы описывают реальный мир. Принципиально важным и особо ценным является формирование умений самостоятельно проводить эксперимент, обработку и анализ его результатов, приобретать новые знания при самостоятельном проведении физического эксперимента [3].

Новизна исследования в статье о решении экспериментальных задач по физике в домашних условиях заключается в предложении нового подхода к обучению, который позволяет студентам проводить эксперименты с использованием подручных материалов. Этот подход отличается от традиционных методов, которые требуют специализированного оборудования и материалов, недоступных в домашней среде. Возможным выходом является разработка таких лабораторных работ, которые обучающиеся смогут выполнить самостоятельно в домашних условиях. В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения разработан лабораторный практикум по физике по разделам «Механика» [4] и «Молекулярная физика и термодинамика» [5] с возможностью его выполне-

ния в домашних условиях. Продолжается работа над лабораторным практикумом, пригодным для выполнения в домашних условиях по другим разделам физики.

Теоретическая и практическая значимость исследования: эксперименты в домашних условиях были известны еще со временем Я.И. Перельмана. Разработанная нами методика проведения лабораторных работ и решения экспериментальных задач в домашних условиях на более высоком экспериментальном уровне соответствует учебной программе и позволяет получать численные значения, зависимости и взаимосвязи явлений. Для практического решения задач нашего исследования был разработан лабораторный практикум, который может быть эффективно использован для самостоятельной работы студентов с целью закрепления их навыков и компетенций, а также во времена пандемии.

Экспериментальные задачи для самостоятельной работы дома хорошо подходят и студентам, и продвинутым школьникам, желающим самостоятельно изучать физику, глубже, чем это предусмотрено учебной программой, и освоить методику постановки эксперимента, обработки и анализа его результатов. Самостоятельное проведение физических экспериментов способствует также повышению познавательного интереса учащихся в мотивационно-потребност-ной сфере деятельности. Проведение лабораторного практикума в домашних условиях позволяет студентам развивать навыки самостоятельной работы, ответственности, планирования и управления своим временем. Это помогает им приобретать навыки и опыт, необходимые для успешного прохождения будущих трудовых испытаний.

Лабораторные работы, предназначенные для выполнения в домашних условиях, должны соответствовать ряду специфических требований. Главное из них - это доступность необходимого лабораторного оборудования. В разработанном в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения лабораторном практикуме по физике по разделам «Механика» [4] и «Молекулярная физика и термодинамика» [5] для выполнения лабораторных работ требуются такие доступные вещи, как рулетка, секундомер, транспортир с отвесом, бытовой безмен, нитка, гайка, игрушечный пистолет, канцелярская резинка и т. п. оборудование. Самым дорогим прибором является электрочайник. [6] Всё это оборудование имеется у большинства учащихся, они его могут одолжить или приобрести без значительных финансовых затрат. Наш опыт показывает, что даже иногородние студенты, живущие в общежитии, без проблем и больших финансовых вложений находят такое оборудование и выполняют данные лабораторные работы.

Отдельно следует отметить, что в любом современном смартфоне есть множество датчиков, фактически являющихся измерительными инструментами. В большинстве смартфонов имеются в наличии:

- трёхосевой акселерометр - измеряет ускорение по 3 осям, высчитывает результирующее ускорение и угол наклона, используется для автоматического поворота экрана;

- трёхосевой гироскоп, обычно вибрационного типа - измеряет угловую скорость вращения смартфона, широко используется в играх;

- люксметр - используется в качестве датчика приближения;

- трёхосевой магнитометр на базе датчиков Холла - используется в качестве компаса;

- секундомер;

- акустическая система - позволяет генерировать различные звуковые сигналы, измерять их параметры и с помощью быстрого преобразования Фурье исследовать спектр акустических сигналов;

- некоторые модели имеют и другие датчики, например, датчики температуры и давления.

Для работы с ними существуют приложения Physics Toolbox by Vieyra Software [7], Phyphox [8] (рис. 1) и др., позволяющие получать данные с этих датчиков, выдавать их в виде значений и графиков и передавать для обработки в соответствующие программы, в том числе в такие приложения, как электронные таблицы «Мой офис» [9] и сервисы для регрессионного анализа, например, MyCurveFit [10] (рис. 2). Таким образом, современный смартфон представляет собой мощный лабораторный комплекс, позволяющий проводить самые разнообразные измерения и обрабатывать их результаты.

Ускорение eg II

ГРАФИК АБСОЛЮТНАЯ ВЕЛИЧИНА МНОГО ЗН

Получите исходные данные с гироскопа.

р) Давление

Получите исходные данные с барометра. НИ Магнитометр

| Получите исходные данные с магнитометра.

бЛ« Местоположение (GPS)

ДД Получите примерное местоположение по данны...

В Свет

3 Получите исходные данные с датчика освещенно...

Ускорение (без д)

Щ Получите исходные данные из так называемого...

Tji Ускорение с g

_| Получите исходные данные с акселерометра. Это...

Акустика

НИ Акустический диапазон

Показать записанные аудиоданные.

д Амплитуда звука

-Ц Получите амплитуду звуков.

Генератор тона

Генерирует тон определенной частоты, hí Д Звуковая автокорреляция

^ П Измерьте частоту одного тона. |Щ1 Звуковой спектр HI Отображение частотного спектра аудиосигнала. щ^Л История частоты lililí 111 Измерьте изменение частоты во времени

Ш Сонар +

Измеряет расстояния через эхо и скоростьчЩ^г ЯгЬгЬркт Лпппрпя

\ Акселерометр х

Акселерометр у

Акселерометр z

т < т

Рис.1.Скриншотыприложения под Android для работы с датчиками смартфона Phyphox

Welcome to MyCurveFit

Easy-to-use online curve fitting.

Our basic service is FREE, with a FREE membership service and optional subscription packages for additional features. More info...

• Enter or paste in your data

• Set axes titles

• Try different fit methods

• Use your fit for predictions

Рис. 3. Кадр видеозаписи самодельной установки для исследования математическогомаятника

его рядом с линейкой и максимально увеличить фотографию. Измерив на уве-личеннойфотографиивнутренний диаметр отверстия шприца иразмеродного санти метрового двуения,тр дртуороииможнтнойтиееалреырразруропрор стия (рис.ер

Рис. 2. Скриншот онлайн-сервиса для регрессионногоанализаMyCurveFit

В отличие от лабораторных приборов, бытовое оборудование не всегда обладает необходимой точностью. Учитывая, что статистическая (случайная) погрешность обратно пропорциональна квадратному корню из числа измерений, самым простым способом повысить точность измерений является увеличение числа измерений с последующей грамотной математической обработкой результатов.

Эффективным способом повысить точность измерений, особенно для быстротечных процессов, является видеофиксация в режиме slow mo - сокраи щение от «slow motion» - ускоренная съёмка, которая позволяет просматривать быстрое движение замедленно или даже покадрово, что даёт возможность зна-чительноувеличитьточностьизмерений(рис.З).

Для измерения малых размеров в домашних условиях удобен фотографический метод. Например, в лабораторной работе по измерению поверхностного натяжения сталагмометрическим методом счёта капель необходимо измерить внутренний диаметр отверстия шприца. Для этого следует сфотографировать

Рис. 4. Использование фотографического метода ьдля измерениядиаметра отверстия шприца

В лаборатории учащиеся работают под руководством опытного лаборанта или преподавателя, которые отвечают за их безопасность. При самостоятельной раШдте такейронтролр спсутстине1 Поэтому и еттняЛвтаннони сами пракдиндме пяоанапиринатаеы няе возможных тесло сособое тримдмие уделшни техтита безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаклюиение отнлетим.ито цнзра^ткмлаборшорных ндвшкумов, рруц шрсранныхн а уаСрру в дoмашиих яслввирх, пнтвшлиет онанр-

солсно увеличить интерес учащихся и качество обучения физике. При этом он может быть использован как для дистанционного обучения в случае пандемии, та к и дрш довили ителвно° вгм отееятемьсййлерoты у^ащиеим. Гфо ве°мнре рувк-евнима лабораторныи евШни о дойваиних яcлтицыxдoаoлнтшл oeагетнишяcшю пшдr■лтнвншoтoдбнрoн. Месольыораспе по^тЛтн^х млпумеиoбрчoнря споу^тоицт более глубокому пониманию и усвоению материала, создавая прочную основу дыябaльнeйшлгы рядяитап cтoсeн■гoрвoЛялccт ^вирш. Ншшт ва°ыюденря под-cнлшиoгaюн,ито п^в^доипо; лбOлтaтмpтыx р аШоторасп^ ке^дет^^ш^ х услоиянх мойиетбытьлффективвх1м р длт олц^1=в^ енcме"ыmOюo пс^л^с^л^^л^т

им активно взаимодействовать с материалами, применять теоретические знания на праноишби роивинлти игваlциэктидpиммиoиpoтиитc. "^^^ин^ уииошншс cеoлoзмцнидвштанлстыявк сйлToнoтo-^l^l^lя рог

пользов^тш^о^тррсыя подрдхных средстивмесол ^яет^^1в^нгь 1ми теотлдеииoг ми, такими как смартфоны и приложения, а также доступные онлайн-платформы. Отигазволяют олудентам имети досиип к шшфякоау вилктрумкенеf^ииеяиoдигвк ммтepиaлoнт инспрсинивтои, д ажиие ^¡сялцпни ввчебныядлбдpaтоcинт.Oдвд из вшдвыyществдистаноилтиыxлтPopатодиып пoдктийдмoв вакоютдеяоя н воидюг-ности индивидуализации образовательного процесса. Студенты могут работать в своемляв/то, глрДжoгмyчaсв инoеoecмющиe хх лтмт. в пгш^чаиь персиналиииг Oовoгаyюoбpoтнyюявoзшoн тoeрсилшбслддИlЭтмcпуоoбгавyec Ынмoгаoлcемт усвоению материала и развитию самостоятельности. При правильном использовании и качественной оценке результатов проведение лабораторных работ в домашних условиях может существенно обогатить образовательный процесс и способствовать развитию студентов в сфере физики и научных исследований.

Библиографический список

1. Веселова С.В., Штейн Б.М., Дистанционное обучение: лабораторный практикум по физике дома и на природе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 187-190.

2. Выступление Президента РФ В. Путина с посланием Федеральному собранию. Available at: https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_ putina_s_poslaniem_federalnomu_sobraniyu_polnaya_versiya

3. Лавренина А.Н., Леванова Н.Г Лабораторный практикум по физике в аспекте формирования системы знаний, умений и навыков. Евразийский союз ученых ЕСУ. Педагогические науки. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornyy-praktikum-po-fizike-v-aspekte-formirovaniya-sistemy-znaniy-umeniy-i-navykov/viewer

4. Штейн Б.М., Кондыбаева И.Ш. Физика. Механика: практикум. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2023.

5. Штейн Б.М., Кондыбаева И.Ш. Физика. Молекулярная физика и термодинамика: практикум. Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2024.

6. Интернет-магазин Ozon. Available at: https://www.ozon.ru/product/elektricheskiy-chaynik-sku00025-temno-rozovyy-1426159898/?asb2=n3q8HrqAPBjE05-ZT5msuCpIZkllzc C1mr-j5x7BlvIqERPvjAUeuQAVtvaIFvBkuytmSVp2yzZECsYHBfsz1wSavtc=1Savte=2Savts=1708336148Skeywords=электрочайник

7. Официальный сайт приложения Physics Toolbox by Vieyra Software. Available at: https://www.vieyrasoftware.net/

8. Официальный сайт приложения Phyphox. Available at: https://phyphox.org/

9. Официальный сайт «Мой офис». Available at: https://myoffice.ru/

10. Официальный сайт онлайн-сервиса MyCurveFit. Available at: https://mycurvefit.com/

References

1. Veselova S.V., Shtejn B.M., Distancionnoe obuchenie: laboratornyj praktikum po fizike doma i na prirode. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 187-190.

2. Vystuplenie Prezidenta RF V. Putina s poslaniem Federal'nomu sobraniyu. Available at: https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_putina_s_ poslaniem_federalnomu_sobraniyu_polnaya_versiya

3. Lavrenina A.N., Levanova N.G. Laboratornyj praktikum po fizike v aspekte formirovaniya sistemy znanij, umenij i navykov. Evrazijskij soyuz uchenyh ESU. Pedagogicheskie nauki. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratornyy-praktikum-po-fizike-v-aspekte-formirovaniya-sistemy-znaniy-umeniy-i-navykov/viewer

4. Shtejn B.M., Kondybaeva I.Sh. Fizika. Mehanika: praktikum. Sankt-Peterburg: SPbGIKiT, 2023.

5. Shtejn B.M., Kondybaeva I.Sh. Fizika. Molekulyarnaya fizika i termodinamika: praktikum. Sankt-Peterburg: SPbGIKiT, 2024.

6. Internet-magazin Ozon. Available at: https://www.ozon.ru/product/elektricheskiy-chaynik-sku00025-temno-rozovyy-1426159898/?asb2=n3q8HrqAPBjE05-ZT5msuCpIZkllzc C1mr-j5x7BlvIqERPvjAUeuQAVtvaIFvBkuytmSVp2yzZECsYHBfsz1wSavtc=1Savte=2Savts=1708336148Skeywords='elektrochajnik

7. Oficial'nyj sajt prilozheniya Physics Toolbox by Vieyra Software. Available at: https://www.vieyrasoftware.net/

8. Oficial'nyj sajt prilozheniya Phyphox. Available at: https://phyphox.org/

9. Oficial'nyj sajt «Moj ofis». Available at: https://myoffice.ru/

10. Oficial'nyj sajt onlajn-servisa MyCurveFit. Available at: https://mycurvefit.com/

Статья поступила в редакцию 04.03.2024

УДК 316.47

Litvinova N.Yu, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: ln7766@mail.ru

EХPERIENCE IN DEVELOPING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A PSYCHLOGIST IN INDUSTRIAL PRATICE. The article presents the experience of developing general professional competencies of a future psychologist at student age, through the educational and professional orientation of industrial practice. In order to support the difficulties of students in industrial practice when implementing psychological support for a client, a methodological basis (road map) for industrial practice has been developed, ensuring that students know and master the stages, psychological conditions and methods of implementing psychological support for the problems of clients of different age groups. The methodological basis of industrial practice, the purpose of which is the development of the technology of psychological support, highlights key problems, genesis, basic recommendations for psychological support at different age stages of the client's life, in accordance with the characteristics of the social situation of development, leading activity, age-related crises and mental neoplasms. The main goal of the internship program is to teach future psychologists to choose adequate, reliable and valid methods of quantitative and qualitative psychological assessment; providing psychological support; development of a high level of professionalism of the psychologist's personality, which is characterized by the presence of a hierarchy of professional motivation; the need for constant self-improvement, the ability to design the development of a situation of psychological support for a client, flexibility of professional thinking, conceptual understanding of a professional situation.

Key words: general and professional competencies, industrial practice, psychological support, methodological basis, key problems, genesis, basic recommendations

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ln7766@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

В статье представлен опыт формирования общепрофессиональных компетенций будущего психолога через учебно-профессиональную направленность производственной практики. В целях сопровождения затруднений студентов в производственной практике при реализации психологического сопровождения клиента разработаны методические рекомендации для прохождения производственной практики, обеспечивающие овладение студентами этапами, психологическими условиями и методами реализации психологического сопровождения проблем клиентов разных возрастных групп. В методические рекомендации к производственной практике, целью которой выступает освоение технологии психологического сопровождения, входят анализ ключевых проблем, генезиса проблемных ситуаций и базовые рекомендации к психологическому сопровождению на разных возрастных этапах жизнедеятельности клиента, в соответствии с особенностями социальной ситуации развития, ведущей деятельности, возрастных кризисов и психических новообразований. Основной целью программы производственной практики выступает научение будущих психологов выбору адекватных, надежных и валидных методов количественной и качественной психологической оценки; осуществлению психологического сопровождения; развитию потребности в постоянном самосовершенствовании; гибкости профессионального мышления, концептуального осмысления профессиональной ситуации.

Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, производственная практика, психологическое сопровождение, методические рекомендации, ключевые проблемы, генезис, базовые рекомендации

Актуальность работы определяется рядом важных факторов. В современной психологии имеется достаточно много исследований личностного и профессионального становления будущих психологов во время обучения в вузе (Б.Г Ананьев, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Карнаухов, Е.А. Климов, И.Б. Котовой, А.А. Криулина, Л.С. Подымова, П.А. Просецкий, В.А. Сластёнин, Б.А. Сосновский, Н.Ф. Талызина, А.Н. Ходусов, А.С. Чернышёв, Е.Н. Шиянов и др.).

В этих исследованиях отмечается, что общепрофессиональные компетенции будущего психолога формируются именно в студенческом возрасте [1-4]. Также исследователями подчеркивается важность учебно-профессиональной на-

правленности учебной деятельности, необходимой для формирования ресурсов, аналитических, прогностических, диагностических способностей обучающегося как основы общепрофессиональных компетенций.

Производственная практика обеспечивает учебно-профессиональную направленность учебной деятельности для будущих психологов и рассматривается как средство формирования общепрофессиональных компетенций (на базе применения теоретических знаний).

Опыт работы со студентами-психологами указывает, что одним из наиболее интересных и притягательных направлений практической деятельности для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.