Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аксиологическая парадигма иноязычного образования / бакалавры педагогического образования / китайский язык / подходы / технология. / Axiological philosophy / foreign language education / Chinese / approaches / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николайчук Е. А., Тарасюк Н. А.

В статье рассматриваются теоретические и технологические аспекты реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования в процессе изучения китайского языка будущими бакалаврами педагогического образования. Особое место в статье уделяется рассмотрению аксиологически направленных видов заданий и педагогическим условиям, необходимым для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николайчук Е. А., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL COMPONENT IN METHODS OF TEACHING CHINESE IN THE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGY

The article represents theoretical and technical aspects of axiological paradigm in foreign language education of future bachelors in the sphere of pedagogy learning Chinese as a foreign language. The authors pay special attention to axiologically oriented tasks and pedagogical conditions which are necessary for their implementation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2023 Е. А. Николайчук1, Н. А. Тарасюк2

1 кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: evafilatova @mail.ru 2доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: n.a. tarasuk@mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются теоретические и технологические аспекты реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования в процессе изучения китайского языка будущими бакалаврами педагогического образования. Особое место в статье уделяется рассмотрению аксиологически направленных видов заданий и педагогическим условиям, необходимым для их реализации.

Ключевые слова: аксиологическая парадигма иноязычного образования, бакалавры педагогического образования, китайский язык, подходы, технология.

AXIOLOGICAL COMPONENT IN METHODS OF TEACHING CHINESE IN THE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGY

© 2023 E. A. Nikolaichuk1, N. A. Tarasyuk2

1 Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages

e-mail: evafilatova @mail.ru 2 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory of Language and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: n.a.tarasuk@mail.ru

Kursk State University

The article represents theoretical and technical aspects of axiological paradigm in foreign language education of future bachelors in the sphere of pedagogy learning Chinese as a foreign language. The authors pay special attention to axiologically oriented tasks and pedagogical conditions which are necessary for their implementation.

Keywords: axiological philosophy, foreign language education, Chinese, approaches, technology.

В современных условиях аксиологическая парадигма является приоритетной в иноязычном образовании. Данная парадигма реализуется в процессе обучения

иностранным языкам студентов педагогических вузов, для которых иностранный язык является инструментом решения не только учебных, но и воспитательных задач.

В соответствии с обновленным стандартом высшего образования одной из приоритетных задач в подготовке студентов является формирование у них личностных результатов, что предполагает овладение наиболее значимыми ценностями, которые определяют приоритетные векторы деятельности учителя иностранного языка [1].

Одним из приоритетных и самых динамичных направлений иноязычного образования является обучение китайскому языку студентов педагогических вузов. Высокие темпы сотрудничества с Китаем требуют подготовки кадров, владеющих китайским языком не только как средством общения, но и как средством формирования аксиосферы обучающихся [3; 9].

Овладение аксиосферой будущими учителями иностранного языка осуществляется в процессе создания ценностно-ориентированной образовательной среды, позволяющей сформировать у будущего учителя языка наиболее значимые терминальные и инструментальные ценности, которые являются надежным фундаментом развития будущего педагога как в личностном, так и в профессиональном плане [7].

Проблема реализации ценностной составляющей иноязычного образования затрагивается в исследованиях методистов, педагогов, психологов, которые единодушно склоняются к точке зрения, что иностранный язык является эффективным средством формирования мировоззрения обучающихся, их ценностных ориентаций в поликультурном мире [8].

Однако теоретические исследования в области преподавания китайского языка, а также накопленный эмпирический опыт свидетельствуют о том, что аксиологические аспекты данного процесса реализуются не в полной мере, что способствует снижению качества образовательного процесса.

В настоящее время существует ряд противоречий, которые свидетельствуют об актуальности данного исследования:

- необходимость разработки теоретических аспектов реализации аксиологической составляющей в обучении китайскому языку и недостаточная разработанность указанных аспектов в теории и методике преподавания китайского языка;

- потребность в разработке технологии реализации аксиологической составляющей в процессе обучения студентов китайскому языку и недостаточная разработанность этапов данной технологии и соответствующего учебно-методического обеспечения.

Указанные противоречия определяют актуальность данного исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: наиболее значимые теоретические подходы и технология реализации аксиологической составляющей образовательного процесса в ходе обучения китайскому языку бакалавров педагогического образования. Целью данной статьи является выявление теоретических подходов и представление технологии, обеспечивающих эффективность реализации аксиологической составляющей в процессе обучения китайскому языку будущих бакалавров, специализирующихся в области педагогического образования.

Реализация аксиологической парадигмы в процессе преподавания китайского языка позволяет будущим педагогам сохранить свои духовные скрепы и достойно представлять, а также защищать интересы своей страны в процессе воспитания подрастающего поколения России [2]. Процесс обучения китайскому языку должен базироваться на формуле: язык через культуру, культура через язык [7]. В данном

исследовании культура понимается как система наиболее значимых ценностей, отраженных в культурном наследии страны изучаемого языка и в самом языке как средстве трансляции данной культуры.

Широкие возможности для реализации аксиологической направленности процесса обучения китайскому языку будущих педагогов предоставляет региональная составляющая процесса обучения иностранному языку [2], которая позволяет осуществить погружение обучающихся в национально-культурную среду Китая.

Необходимо отметить, что овладение аксиосферой представителей Китая должно осуществляться на основе сравнительно-сопоставительного анализа аксиосферы российского общества. Предлагаемая парадигма реализации аксиологической составляющей обучения китайскому языку граждан России требует высокого уровня развития критического мышления студентов, что предполагает всесторонний анализ фактов культуры Китая и России с целью определения общего и специфического в трактовке и представлении ценностей, отраженных в фактах культуры данных стран.

Методика реализации аксиологической составляющей в процессе обучения китайскому языку бакалавров педагогического образования должна базироваться на осознании будущими педагогами своей национальной идентичности и на развитии у них внутренней личностной позиции на основе проведения анализа ценностей, представленных в китайской культуре, и присвоении данных ценностей в случае их соответствия национальным интересам России.

Приоритетным для данного исследования является аксиологический подход, в соответствии с которым процесс иноязычного образования должен быть направлен на формирование ценностных ориентиров обучающихся как в личностном, так и профессиональном плане [12].

Являясь основным аксиологическим ориентиром данного исследования, аксиологический подход направлен на воспитание гражданина, обладающего общечеловеческими ценностями, а также национальными ценностями, определяющими основные направления его деятельности [8].

Важную роль в данном исследовании занимает коммуникативно-когнитивный подход, предполагающий создание условий, при которых происходит формирование у обучающихся когнитивной и познавательной сфер деятельности [11], связанной с овладением особенностями аксиосферы представителей Китая и России.

Данное исследование также базируется на межкультурном подходе, который предполагает проведение анализа фактов культуры и ценностей, отраженных в них (О.Г. Оберемко) с целью присвоения и отбора наиболее значимых из них для деятельности будущего педагога иноязычного образования.

Социокультурный подход также составляет методологический базис данного исследования и предусматривает овладение социокультурными знаниями и моделями поведения, характерными для представителей различных стран и культур в современном поликультурном пространстве, с целью проведения сравнительно-сопоставительного анализа и овладения наиболее значимыми из них с учетом потребностей педагогической деятельности будущего учителя иностранного языка [10].

Представленные теоретические подходы непосредственно связаны с соответствующей технологией, направленной на формирование аксиологической составляющей процесса обучения китайскому языку. Данная технология предполагает формирование личностных результатов студентов посредством освоения ценностей, отраженных в китайской культуре. Особое место в данном процессе уделяется анализу наиболее значимых национально-культурных ценностей, ценностных ориентаций,

убеждений, норм и ценностно-ориентированных моделей поведения в национально культурном пространстве Китая.

Реализация процесса формирования аксиосферы будущих бакалавров педагогического образования предполагает комплексное овладение системой ценностей, среди которых особое место отводится ценностям-целям. Овладение ценностями-целями предполагает формирование у студентов представлений о том, что в качестве ведущей ценности-цели выступает ценность овладения общением как каналом развития, обучения и воспитания обучающихся в процессе овладения китайским языком. К ценностям-целям относится также овладение китайской культурой как источником формирования приоритетных смыслов и мировоззренческих идей, которые созвучны со смыслами, мировоззрением и интересами Российского государства.

Следующей категорией целей, которая должна присваиваться обучающимися, являются ценности-средства, в качестве которых выступают факты культуры России, факты культуры Китая и факты мировой культуры. В процессе сравнительно-сопоставительного изучения данных пластов культуры происходят отбор и присвоение наиболее значимых ценностей, которые выражают приоритетные интересы представителей Российского государства. Следует отметить, что интериоризация ценностей происходит только на основе изучения культурологической информации, представленной в аутентичных текстах, отражающих особенности менталитета носителей определенного языка и культуры. Приоритетным направлением в реализации данного процесса является нахождение общего и специфического, представлений и интерпретации ценностных приоритетов в различных культурах с целью дифференциации изучаемых ценностей и определения приоритетных для будущих бакалавров педагогического образования.

Следующей категорией ценностей являются ценности-качества, которыми необходимо овладеть будущему педагогу, решающему задачи иноязычного образования в современном многополярном аксиологическом пространстве. В процессе сравнительно-сопоставительного изучения аутентичных текстов аксиологической направленности, отражающих наиболее значимые качества, ценностные установки и миссию современного учителя иностранного языка, студенты осознают необходимость осуществления своей педагогической деятельности на основе таких ценностей, как добро, истина, красота. Обучающиеся должны осознавать, что только ответственный, честный, преданный своему делу педагог, настоящий профессионал сможет эффективно решать поставленные перед ним педагогические задачи, связанные с формированием личности гражданина, способного достойно представлять и защищать интересы своей страны в условиях взаимодействия различных аксиологических парадигм.

Важнейшей категорией ценностей, которые формируются в аксиосфере будущего бакалавра педагогического образования, являются ценности-отношения, присвоение которых осуществляется в процессе вовлечения студентов-бакалавров в значимые виды профессиональной деятельности, такие как образовательная, научно-исследовательская, культурно-просветительская. В процессе изучения китайского языка и культуры студенты постигают ценность взаимоотношений, которые складываются между участниками образовательного процесса, а именно между педагогом и отдельным студентом, между педагогом и группой студентов, между студентами группы, между студентами и социальными партнерами (зарубежными студентами), с представителями работодателя.

Только целостное присвоение всех указанных видов ценностей может способствовать формированию целостной аксиологической картины мира у будущего

бакалавра педагогического образования, который будет являться носителем родной культуры и ее ценностей в процессе осуществления взаимовыгодного продуктивного сотрудничества с представителями Китая.

Достижение данной цели возможно лишь в случае овладения региональной составляющей данного процесса, а именно знаниями об особенностях культурно-исторического, природно-географического и социально-экономического устройства и развития конкретного региона Китая с учетом его отличительных и уникальных характеристик, которые находят отражение не только в материальном, но и в культурно-историческом аспектах, включая наиболее значимые региональные и национальные ценности. [2]

Технология, направленная на реализацию аксиологической парадигмы иноязычного образования в процессе изучения китайского языка, должна способствовать расширению кругозора обучающихся в области региональных ценностей, формированию ценностного отношения к фактам родной (региональной) культуры и культуры страны изучаемого языка, формированию духовно-нравственных качеств студентов и системы их личностных и профессиональных ценностей.

Данная технология включает в себя следующие этапы:

1) этап представления и осознания ценностей, отраженных в фактах культуры;

2) информационный этап, направленный на расширение аксиосферы обучающихся на основе знакомства с дополнительными фактами китайской культуры;

3) этап анализа и интерпретации фактов культуры и ценностей, отраженных в ней (на данном этапе могут быть эффективно использованы элементы технологии дополненной реальности);

4) этап самостоятельного представления ценностей, отраженных в фактах китайской и российской культуры, с целью использования их в коммуникации;

5) творческий этап, предполагающий создание творческого аксиологически направленного продукта на китайском языке;

6) рефлексивно-корректировочный этап, предполагающий детальный анализ и внесение корректив в творческий аксиологически направленный продукт.

Следует отметить, что предлагаемая технология неразрывно связана с технологией дополненной реальности, которая реализуется на основе применения информационных и коммуникационных средств. Конкурентные преимущества технологии дополненной реальности заключаются в том, что она позволяет значительно расширить аксиосферу обучающихся на основе более глубокого проникновения в факты культуры России, Китая и культуры других стран мира и ценностей, отраженных в них, с целью более детальной трактовки их содержания и передачи их будущим учителям иностранного языка как проводникам российских национальных интересов и установок.

Технология дополненной реальности построена на включении содержания аутентичных текстов, обязательных аксиологических комментариев, поиск и нахождение которых осуществляются с учетом решаемых дидактических задач. Например, в процессе прохождения темы «Духовно-историческое наследие Китая» проводится многоаспектный анализ понятия «Китайская стена», которая отражает такие вечные смыслы Китая, как защита своего духовного наследия и сохранение национальной мощи страны на всех этапах ее развития и становления. В процессе работы над данной темой обучающиеся узнают о знаменитых личностях Китая: ученых, философах, литераторах, которые способствовали росту духовной и национальной мощи Китая на различных этапах его истории.

В процессе прохождения данной темы обучающимся может быть предложен текст на китайском языке о духовном и историческом наследии России «Кремль и его

роль в развитии России в различные исторические эпохи». Сравнительно-сопоставительное изучение данной тематики на китайском языке позволяет найти общие точки соприкосновения в ценностных ориентациях России и Китая с целью формирования мировоззрения будущего учителя китайского языка и культуры в России.

Процесс формирования аксиологической парадигмы реализуется на следующих приемах обучения: прием сравнительно-сопоставительного анализа фактов культуры; прием смыслового развертывания факта культуры; прием конкретизации факта культуры; прием обобщения изученных фактов культуры; прием категоризации фактов культуры; прием ролевого общения и другие.

Реализация аксиологически направленной методики обучения китайскому языку требует применения следующих видов упражнений: упражнения на восприятие и осознание ценностей страны изучаемого языка; упражнения информационной направленности, предусматривающие глубокое погружение в факты культуры на основе использования онлайн- и офлайн-источников; аналитико-сопоставительные упражнения, нацеленные на выявление уникальности и специфики фактов культуры изучаемого языка и ценностей, отраженных в них; упражнения на актуализацию фактов культуры в процессе общения на иностранном языке; упражнения творческой направленности и рефлексивно корректировочные упражнения.

Теоретические положения данной методики и ее практическая реализация предполагает выявление необходимых организационно-педагогических условий, к важнейшим из которых относятся:

— формирование мотивационной готовности обучающихся к усвоению наиболее значимых ценностей на основе овладения региональной составляющей предмета «Иностранный язык» (предполагает формирование внутренней и внешней мотивации обучающихся);

— погружение обучающихся в аксиологически ориентированную образовательную среду (предполагает активное включение в коммуникативное общение на иностранном языке каждого участника образовательного процесса);

— реализация алгоритма, базирующегося на аксиологической парадигме образования и предусматривающего освоение региональной составляющей предмета «Иностранный язык»;

— поэтапное выполнение системы заданий, основанных на проведении сравнительно-сопоставительного анализа фактов различных культур и ценностей, отраженных в них;

— интеграция дисциплины «Иностранный язык» с такими общеобразовательными дисциплинами, как литература, история, мировая художественная культура, география, биология, обществознание и другие.

В процессе реализации аксиологичеки направленной методики являются наиболее продуктивными следующие виды занятий: занятие-экскурсия, занятие-дискуссия, драматизация, круглый стол, урок-проектирование музея Китая и его истории и другие виды занятий.

Необходимо отметить, что теоретические и практические аспекты реализации предлагаемой методики представляют собой единый процесс, целью которого является формирование поликультурной личности обучающегося, владеющего иностранным языком и его культурой как средством представления и защиты интересов родной страны.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. (утв. 22 февраля 2018 г. Приказом Министерства образования и науки РФ №121)

2. Горбулина, Н. А. Педагогическая модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками / Н. А. Горбулина // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 142-148. - URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/142148.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

3. Дейкина, А. Д. Ценностные смыслы современного учебника русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2018. - Том 79. - № 8. - С. 7-10.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -2-е изд. - Москва: Университетская книга; Логос, 2008. - 384 с.

5. Масловец, О. А. Методика обучения китайскому языку в средней школе: учебное пособие / О. А. Масловец; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Благовещенский гос. пед. ун-т». - Москва: Восточная книга, 2012. -182 с.

6. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие для студентов высш. учеб. зав., обуч. по напр. и спец. психологии / А. М. Матюшкин; под редакцией А. А. Матюшкиной. - Москва: КДУ, 2009. - 189 с.

7. Пассов, Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования / Е. И. Пассов. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010. - 543 с

8. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под редакцией В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2012. -608 с.

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. -URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 15.01.2020).

10. Сысоев, П. В. Языковое поликультурное образование: Что это такое? / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 2-14.

11. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 033200 «Иностр. яз.» / А. В. Щепилова. - Москва: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. -245 с.

12. Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. -Fifth Edition. - San Francisco State University: Pearson, 2007. - 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.