Научная статья на тему 'Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «Домашнее чтение»))'

Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «Домашнее чтение»)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / axiological approach / professional teachers training / values / home reading / integrated classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова О. В.

Статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Методика реализации аксиологического подхода рассматривается на примере преподавания домашнего чтения на интегрированной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE REALIZATION OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN PROFESIIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES (WHLE TEACHING HOME READING)

The article is devoted to the importance of applying the axiological approach in professional training of future teachers of foreign languages. The methods of the realization of the axiological approach are viewed in the process of giving home reading classes on the integrated basis

Текст научной работы на тему «Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «Домашнее чтение»))»

УДК 378. 02

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (АСПЕКТ «ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ»))

2010 О. В. Коновалова

ассистент каф. английской филологии e-mail: konovalova-kursk@yandex.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Методика реализации аксиологического подхода рассматривается на примере преподавания домашнего чтения на интегрированной основе.

Ключевые слова: аксиологический подход, педагогическое образование,

ценности, домашнее чтение, интегрированные занятия.

В последние годы одним из приоритетных направлений развития российского образования и ведущим принципом новой образовательной политики стало обращение к ценностной парадигме. Образование, являясь фундаментом становления нации, определяет не только интеллектуальный потенциал страны, но и самое главное - дух народа, его нравственное и духовное развитие, систему ценностей, сохраняемую и передаваемую из поколения в поколение.

Идеи гуманистического образования, цели и задачи воспитания высоконравственных граждан, обладающих высокой духовностью и уважением к национальной и иноязычным культурам, отражены в основных документах об образовании в Российской Федерации, среди которых «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», провозглашающая целью воспитание высоконравственной личности, обладающей уважением к ценностям национальной культуры, развитие целостного миропонимания и уважения к ценностям других этнических народов.

В настоящее время аксиологический подход должен стать приоритетным в российской образовательной политике, так как именно «на ценности должно опираться современное образование - мост, переводящий людей в новую эпоху» [Розов 1996: 5054].

Аксиологический подход имеет ценностное основание, это подход к образованию на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В основе аксиологического подхода лежит гуманная концепция взаимодействующего мира, согласно которой наш мир - это мир целостного человека, и именно человек является высшей ценностью общества [Сластенин 2005: 439].

Новое тысячелетие явилось своеобразным переломным моментом для человечества, и многие духовные нравственные ценности, ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, были утрачены [Серебрякова 2006: 85-88]. В. В. Ильин говорит о «дефиците человечности» и отсутствии «традиций добролюбия, милосердия, сострадания, ответственности перед будущим» [Ильин 2005: 164], что не может не заставлять задумываться о траектории

дальнейшего движения человечества и поисках новых путей в образовательном процессе. Согласно Е. И. Пассову, только homo moralis - человек моральный, духовный может считаться целью образования, так как по сути образование есть становление человека [Пассов 2009: 54-55]. Многие исследователи (Е. В. Бондаревская,

А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Л. А. Степашко, Г. И. Чижакова и др.) считают обоснованным применение аксиологического подхода в рамках изучения педагогических дисциплин, который придаст особую, ценностную направленность процессу профессиональной подготовки будущих педагогических кадров. Последовательное и грамотное внедрение аксиологического подхода в образовательную систему может способствовать «развитию человеческой природы, многогранных человеческих отношений, сложной диалектики ДУШИ...» [Артюхович 2003].

Педагогическое образование занимает особое место в образовательном пространстве в целом, так как именно педагоги несут большую ответственность за воспитание и обучение поколений миллионов граждан, которым предстоит строить будущее своей страны. Применение аксиологического подхода в рамках педагогического образования будет способствовать нравственному и духовному развитию будущего специалиста, расширению системы ценностных ориентаций, формированию педагога, обладающего высокой нравственной культурой, способного решать профессиональные задачи, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами.

Педагогическое иноязычное образование, рассматриваемое в данной работе, предоставляет уникальные возможности не только для овладения иностранными языками, но и ценностями мировой культуры, столь необходимыми для построения новой модели открытого мира, основанного на диалоге многоликих культур, а не на их противоречии. Будущие учителя иностранного языка должны быть высококвалифицированными специалистами в избранной педагогической деятельности и носителями ценностных ориентиров, отражающих их профессиональную культуру, родную культуру, культуру страны преподаваемого языка; способствовать духовному и нравственному росту своих воспитанников, что составляет важнейшую задачу современного образования, провозглашающего человека высшей ценностью.

В данной работе мы рассматриваем методику реализации аксиологического подхода на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» (аспект «домашнее чтение») в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Домашнее чтение является одним из важнейших аспектов профильной дисциплины «Иностранный язык», и занятия по домашнему чтению включают как внеаудиторную (самостоятельную), так и аудиторную работу студентов. Домашнее чтение обладает огромным аксиологическим потенциалом, так как предполагает ознакомление студентов с литературой страны изучаемого языка. Литература - это мир ценностей, и в эпоху, когда, по словам С. В. Истоминой, «. налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум. смысловое голодание и вывих мировоззрения...» [Истомина 2005: 15], мы должны обратиться к литературе и именно в ней, в ее неисчерпаемой мудрости и оазисе ценностей, искать ответы на вопросы о дальнейшем пути существования.

Любое литературное произведение является носителем многих видов ценностей (общечеловеческих, ментально-этнических, индивидуально-личностных, христианских и т.д.), и преподавание домашнего чтения именно через призму аксиологического подхода будет способствовать формированию компетентного специалиста, обладающего широкой системой ценностных ориентаций и способного передавать ценности свои будущим ученикам.

Применительно к преподаванию домашнего чтения аксиологический подход представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций будущих педагогов, их нравственный и духовный рост путем ознакомления студентов с произведениями мировой литературы.

Рассматривая методику реализации аксиологического подхода на занятиях по домашнему чтению, следует отметить, что наиболее эффективными с точки зрения внедрения аксиологического подхода и формирования коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка являются занятия по домашнему чтению на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» (дисциплина профильной

подготовки), «Зарубежная литература и культура» (общепрофессиональная

дисциплина) и «Мировая художественная культура» (общая гуманитарная

дисциплина), изучаемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Данные занятия направлены на повышение уровня владения иностранным языком, формирование целостной картины мира и становление ценностного мировоззрения будущих педагогов, что является одной из важнейших задач современного образования. Интегрированное занятие по домашнему чтению по теме «Сонеты Уильяма Шекспира», проведенное на 2 курсе факультета иностранных языков для будущих учителей иностранного языка (см. рис.), продемонстрировало целесообразность построения занятий на интегративной основе, а также адекватность выбора аксиологического подхода в качестве определяющего в процессе построения занятия.

Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка на интегрированных занятиях по домашнему чтению характеризуется последовательностью этапов работы с тем или иным художественным произведением (этап экспозиции, аналитико-оценочный этап, аналитико-лингвистический этап, этап творческой интерпретации, контролирующий этап) (см. табл.).

Аксиологическая составляющая данного занятия проявляется на каждом этапе работы с сонетами Шекспира. На этапе экспозиции с помощью поэзии, музыки, живописи, архитектуры английского Возрождения происходит погружение в определенную культурно-историческую эпоху и создание эмоционального тона занятия, что является крайне важным именно для ознакомления с художественным творчеством.

Аналитико-оценочный этап характеризуется обсуждением проблем, поднятых в прослушанных аутентичных сонетах. Способность студентов дифференцировать

проблемы и ценности является важной для формирования их ценностного отношения и ценностных суждений.

Этапы интегрированного занятия по теме «Сонеты Уильяма Шекспира»

№ Этапы Цель

1 Экспозиция • прослушивание музыкальных произведений английского Возрождения) • просмотр произведений живописи и архитектуры английского Возрождения Создание атмосферы занятия путем погружения в культурно-историческую эпоху и эмоционально-образную тему занятия (музыка, живопись, архитектура эпохи Возрождения)

2 Аналитико-оценочный этап • аудирование (прослушивание сонетов - аутентичная запись) • обсуждение моральной тематики сонетов Обсуждение проблем и ценностей, которые связаны с морально-этической тематикой сонетов Шекспира, повышение уровня владения иностранным языком

3 Аналитико-лингвистический этап • упражнения на формирование лексикограмматических навыков • упражнения на совершенствование речевых навыков • обсуждение ценностной тематики Преодоление лексических, грамматических и стилистических трудностей при изучении сонетов Шекспира и обсуждении ценностной тематики; повышение уровня владения иностранным языком

4 Творческая интерпретация • психодрама • литературное интервью Развитие творческих способностей через раскрытие оценочных суждений студентов, повышение уровня владения иностранным языком

5 Контролирующий этап • декламация • микропреподавание • подведение итогов обсуждения Домашнее задание - написать эссе на одну из предложенных цитат о ценностях жизни. Подготовка студентов к Public Speaking, развитие произносительной культуры речи и творческих способностей Подготовка студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности, повышение уровня владения иностранным языком Дружба, любовь, семья, способность прощать символизируют для поэта вечные ценности и нравственное самосовершенствование. Прожить жизнь достойно, оставив благородный след, - вот к чему должен стремиться каждый человек

Аналитико-лингвистический этап направлен на формирование лексических, грамматических навыков, совершенствование речевых навыков, развитие

монологической и диалогической речи.

Выражая свое оценочное отношение к идее сонета и общечеловеческим ценностям, студенты используют опорные фразы. Мы считаем, что использование опорных таблиц на занятиях по домашнему чтению на младших курсах факультета иностранных языков имеет оправданный характер, так как значительно облегчает задачу студентов выказать свое суждение по тому или иному вопросу и способствует развитию неподготовленной речи.

Этап творческой интерпретации направлен на развитие оценочной сферы студентов, творческих способностей, говорения, монологической и диалогической подготовленной и неподготовленной речи.

Контролирующий этап является итоговым этапом, ставящим перед собой сразу несколько целей - подготовка студентов к публичной речи путем декламации ими выбранных сонетов Шекспира, подготовка студентов к будущей педагогической деятельности путем применения технологии микропреподавания, когда студенты

выступают в роли преподавателей, обсуждая ценностную тематику прочитанных ими сонетов со своими «учениками», а также выявление оценочной позиции студентов по итогам обсуждения ценностной тематики сонетов Шекспира.

Следует отметить, что все аспекты речевой деятельности - чтение, говорение, аудирование и письмо (домашнее задание - написать эссе на одну из предложенных цитат или тем на морально-нравственную тематику) - отрабатываются в процессе занятия. Домашнее чтение на основе интеграции иностранного языка, зарубежной литературы и культуры и мировой художественной культуры обладает огромным учебным, познавательным, развивающим и воспитательным потенциалом.

Более широкое внедрение аксиологического подхода в процесс профессиональной подготовки учителей иностранного языка в целом и преподавания домашнего чтения в частности будет способствовать реализации целей и задач современного гуманистически ориентированного образования и внесет большой вклад в становление ценностного мировоззрения будущих педагогов, а значит, и в будущее нашей страны.

Библиографический список

Артюхович Ю. В. «Обучение ценностям»: аксиологический подход к проблемам образования // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки» / СевКавГТУ. Ставрополь, 2003. №10. ЦКЬ: Ьйр://’^^^пс81и/ги

Ильин В. В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. 216 с.

Национальная доктрина развития образования до 2025 г. ЦКЬ: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm.

Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2009. 124 с.

Розов Н. С. Ценности гуманитарного образования // Высш. образование в России. 1996. № 1. С. 85-88.

Серебрякова Т. А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности // Наука и школа. 2006. № 3. С. 50-54.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / сост.: В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2005. 480 с. С. 437-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.