Научная статья на тему 'Методика развития устной русской речи на занятиях русского языка в национальных группах'

Методика развития устной русской речи на занятиях русского языка в национальных группах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
16
Поделиться
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИТУАЦИИ / УПРАЖНЕНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна

В статье говорится о развитии русской речи как одном из основных направлений обучения русскому языку в национальной школе. Отмечается важность видов речевых умений и навыков, выработка которых у учащихся считается основной задачей обучения второму языку в школе. А также в статье поднимается вопрос применения речевых ситуаций в устном курсе русского языка. Уделяется внимание формированию и развитию диалогической речи студентов путём тематического отбора лексики, обеспечивающего в должной мере коммуникативные цели обучения.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методика развития устной русской речи на занятиях русского языка в национальных группах»

2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление. / Инновации и инвестиции, 2015. № 11 (30). С. 15-18.

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.А. Хуторской. М., 2005.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ Абдуллаева М.Х.

Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна - преподаватель русского языка, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о развитии русской речи как одном из основных направлений обучения русскому языку в национальной школе. Отмечается важность видов речевых умений и навыков, выработка которых у учащихся считается основной задачей обучения второму языку в школе. А также в статье поднимается вопрос применения речевых ситуаций в устном курсе русского языка. Уделяется внимание формированию и развитию диалогической речи студентов путём тематического отбора лексики, обеспечивающего в должной мере коммуникативные цели обучения. Ключевые слова: развитие устной русской речи, диалогическая речь, речевая коммуникация, ситуации, упражнения, умения, навыки.

Развитие речи - основное направление обучения русскому языку в национальной школе. Учащиеся, оканчивающие национальную среднюю школу и высшее учебное заведение должны свободно владеть русской речью в ее устной и письменной форме, поэтому основным направлением курса русского языка в национальной школе и в высшем учебном образовании является формирование и развитие русской речи учащихся и студентов. Устная и письменная речь - это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания. Они тесно связаны, взаимообусловлены и взаимодействуют. Однако соотношение устной и письменной речи на разных этапах обучения русскому языку является различным. Сначала школьники овладевают только устной речью. Устная речь подготавливает учащихся к овладению навыками письменной речи. Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи). Эти две стороны устной речи тесно взаимосвязаны, так как и в процессе аудирования, и при говорении участвуют органы слуха и артикуляционный аппарат. Устная речь существует в форме диалогической или монологической речи. Одним из важнейших видов речевых умений и навыков, выработка которых у учащихся и студентов считается основной задачей обучения второму языку в школе и вузе, являются, безусловно, навыки диалогической речи. Диалог обслуживает потребности людей в речевом общении во всех областях их деятельности. Диалогическая речь, как наиболее употребительная форма речевой коммуникации, отличается от других форм прежде всего естественностью. Академик А.В. Щерба писал: «Монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [1]. Основная задача предварительного учебного курса - научить в равной мере и коммуникативной, и назывной речи. Основное требование современной методики состоит в том, чтобы обучение происходило на коммуникативно-ценных речевых единицах, отражало естественные связи этих единиц в реальном непринужденном общении. Тематический отбор лексики для

предварительного устного курса не обеспечивает в должной мере коммуникативных целей обучения. Речевой стимул - такое воздействие со стороны учителя, или средств обучения, или учебного процесса в целом, которое формирует и развивает элементарную речевую деятельность учащихся. Речевой стимул - это внешний стимулятор речевой деятельности. Он задается учителем и выступает как причина, побуждающая к речи, выражается словесно и вытекает из смысла ситуации. В основе высказывания должен лежать еще и непосредственный речевой мотив, то есть желание ответить на вопросы, сообщить друг другу о своих впечатлениях. Речевое действие на основе речевой ситуации возможно лишь при наличии и единстве компонентов ситуации. Для продуцирования речи важна привлекательность ситуации. В создании учебной речевой ситуации большое место отводится наглядности. Иллюстративный материал дает возможность учителю постоянно создавать новые ситуации для речевых упражнений. С целью формирования речевых умений и навыков необходимо проведение подготовительных (тренировочных) упражнений. Использовать речевые ситуации на занятиях изолированно нецелесообразно. Их следует включать систематически в учебный процесс. Чтобы нерусские дети приобретали хотя бы элементарные навыки повседневного общения, что входит в требования учебной программы к практическому овладению русским языком, необходимы специальные занятия, направленные на развитие у учащихся разговорной диалогической речи, которые как по содержанию, так и по методике проведения во многом должны отличаться от диалогических упражнений из программного материала. Дифференциация должна быть отражена в первую очередь в требованиях учебной программы по русскому языку, в учебных пособиях, а также в словарно - фразеологическом минимуме по классам. Все это дает учителям возможность равномерно распределять учебное время на уроке для работы по развитию как книжной, так и разговорной речи учащихся, усвоение которых можно считать двумя сторонами единого процесса - практического овладения русским языком. Порождению речевого высказывания соответствуют два фактора: мотив речевого действия и характер участников диалога. В пособиях для иностранцев, изучающих русский язык, можно встретить задания, требующие от учащихся речевых высказываний, соответствующих различным индивидуальностям. Составляя данные диалоги по развитию навыков русской разговорной речи, надо помнить о том, что учащиеся в разговорной речи должны знать гораздо больше, чем употреблять. Построение такой системы упражнений в соответствии с этапами формирования речевых навыков и умений позволяет классифицировать трудности. Каждому этапу соответствуют определенные упражнения: подготовительные, обеспечивающие усвоение определенного образца; упражнения, стимулирующие употребление данного речевого образца в сочетании с ранее усвоенными и перенесение его в реальную ситуацию; упражнения, связанные с программированием учеником самостоятельного высказывания (согласись, отрицай, подтверди). Речевая ситуация -это фон для речевых действий [2], это «такая ситуация говорения, когда ученик чувствует себя или вместе с героем, или вместо героя» [3]. Такие ситуации создают на уроке атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями, позволяют детям активно включится в диалог. Диалогическая речь характеризуется эмоциональностью, употреблением междометий, вводных элементов, обращений, формул речевого этикета. В процессе общения диалогическая речь - это чаще всего неподготовленная, ситуативно-обусловленная речь. Диалогическая речь тесно связана с обстановкой, поэтому говорящим не требуется отражать в речи то, что дано им в непосредственном восприятии. Вследствие этого в диалогической речи реплики не могут быть отделены одна от другой, да и сам диалог непонятен без описания ситуации, в которой происходит диалогическая речь.

Список литературы

1. Щерба А.В. Избранные работы по русскому языку / ред. М.И. Матусевич; Акад. наук СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1957. 186.

2. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975.

3. Черноусова Н. С. Словарная работа на уроках русского языка в IV - VIII классах. Киев, 1983. С. 26.

REVIEW ON METHODOLOGICAL HISTORY OF PEER

INSTRUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS

1 2 Arzieva D.T. , Matveeva I.A.

1Arzieva Dilfuza Tashlanovna - Senior Teacher;

2Matveeva Irina Aleksandrovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF LANGUAGES, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, ANDIJAN STATE MEDICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рeer teaching is not a new concept. It can be traced back to Aristotle's use of "archons", or student leaders, and to the letters of Seneca the Younger. It was firstly organized as a theory by Scotsman Andrew Bell in 1795, and later implemented into French and English schools in the 19th century. Over the past 30-40 years, peer teaching has become increasingly popular in conjunction with mixed ability grouping in K-12 public schools and an interest in more financially efficient methods of teaching. Keywords: French, history, scools.

Relevance of the topic. Not to be confused with peer instruction—a relatively new concept designed by Harvard professor Eric Mazur in the early 1990s— peer teaching is a method by which one student instructs another student in material on which the first is an expert and the second is a novice.

Goodland and Hurst (1989) and Topping (1998) note that academic peer tutoring at the college level takes many different forms. Surrogate teaching, common at larger universities, involves giving older students, often graduates or advanced undergraduates, some or all of the teaching responsibility for undergraduate courses. Proctoring programs involve one-on-one tutoring by students who are slightly ahead of other students, or who have successfully demonstrated proficiency with the material in the recent past. Cooperative learning divides classmates into small groups, with each person in the group responsible for teaching others, and each contributing a unique piece to the group performance on a task. Reciprocal peer tutoring (RPT), a more specific version of cooperative learning, group classmates into pairs to tutor each other [4]. The main benefits of peer teaching include, but are not limited to, the following: Students receive more time for individualized learning. Direct interaction between students promotes active learning. Peer teachers reinforce their own learning by instructing others. Students feel more comfortable and open when interacting with a peer. Peers and students share a similar discourse, allowing for greater understanding. Peer teaching is a financially efficient alternative to hiring more staff members. Teachers receive more time to focus on the next lesson [1].

Various peer-teaching programs have cropped up at universities around the world in the past few decades, promoting the notion of peer-assisted learning. Nearly every institute of higher education in the world provides peer-tutoring opportunities for struggling students and teaching assistant positions for advanced students. Students in the Advanced Chinese