УДК 378
Ageev S.L. THE METHODOLOGY OF DEVELOPMENT THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION OF HIGH SCHOOL ON THE BASIS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS COMPLEX. The article discusses the rationale and content of the release of the complex organizational and pedagogical conditions improve professional competence of teachers of physical culture in the training system.
Key words: professional competence of the teacher of physical culture, organizational and pedagogical conditions for the development of professional competence of the teacher of physical culture.
С.Л. Агеев, ст. преп. ОГПУ, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
В статье рассматриваются основания выделения и содержание комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности развития профессиональной компетентности педагога физической культуры в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога физической культуры, организационно-
педагогические условия развития профессиональной
Результаты анализа деятельности преподавателей физической культуры г. Орен-бурга и г. Магнитогорска свидетельствуют о недостаточной эффективности существующей системы развития профессиональной компетентности преподавателя. Мы считаем, что главной задачей при повышении эффективности этой деятельности является не изменение ее содержания, а создание четкого, логически выстроенного процесса развития.
Для эффективного построения процесса развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, следует выделить ряд организационно-педагоги-ческих условий, так как эффективность любого педагогического процесса зависит от внешнего влияния и внутренних особенностей.
Проведенный нами эксперимент позволил установить, что для эффективной организации развития профессиональной компетентности педагога физической культуры и обоснования необходимости специально организованного процесса развития профессиональной компетентности необходимо организовать работу образовательного учреждения системы повышения квалификации, построенную на основе личност-но-ориенти-рованного подхода, который позволяет включить механизм общего и профессионально-го саморазвития личности и предполагает учет ценностных ориентаций, мотивации и их динамики в процессе профессионального становления.
Таким образом, источниками выделения организационнопедагогических условий эффективного развития профессиональной компетентности в муниципальном образовательном учреждении являются:
- анализ существующих направлений развития профессиональной компетентности личности педагога физической культуры;
- структура профессиональной компетентности педагога;
- практика профессиональной деятельности педагога.
На этой основе каждый исследователь может выделить собственные условия развития профессиональной компетентности специалиста любого профиля. При этом в преобладающем большинстве исследований они носят организационный характер. Наиболее типичными примерами являются комплексы условий, предложенные В.Л. Марищук и С.А. Гараниным.
B.Л. Марищук предлагает включить в комплекс условий: формирование достаточной мотивации, совершенствование общей и профессиональной культуры, наличие необходимого времени для творческого саморазвития, создание здорового морально-психологического климата в коллективе, изучение передового опыта [1].
C.А. Гаранин предполагает, что развитие профессиональной компетентности происходит при выполнении следующих условий: процесс организован непосредственно в коллективе,
компетентности педагога физической культуры.
разработаны средства психолого-педагогического мониторинга профессионального развития личности, психологопедагогическое обеспечение осуществляется таким образом, чтобы создать рефлексивную среду [2].
Мы же выделяем комплекс организационно-
педагогических условий повышения эффективности процесса развития профессиональной компетентности педагога физической культуры вуза, включающий в себя:
- соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения с опорой на ин-дивидуальный стиль деятельности преподавателя;
- ориентация преподавателя на творчество в профессиональной деятельности;
- осознание преподавателем цели развития профессиональной компетентности.
Совокупность этих условий позволяет строить процесс развития профессиональ-ной компетентности на едином целостном основании - учете индивидуальных особенностей педагога физической культуры.
Для реализации этого комплекса условий каждый участник экспериментальной методики, реализуя себя как субъект деятельности, должен в процессе развития профессиональной компетентности самостоятельно выстроить «индивидуальную траекторию» - свою линию изменения профессиональной компетентности - в соответствии с психофизическими возможностями, способностями, ценностями, мотивацией, в условиях своей профессиональной среды, при консультирующей и координирующей роли куратора.
Основным критерием эффективности комплекса условий следует считать положительное изменение уровня деятельности педагога - переход от репродуктивного к реативному уровню профессиональной деятельности.
Основой процесса развития профессиональной компетентности является осозна-ние педагогом цели своей деятельности и цели профессионального развития. Поэтому первые занятия на курсах повышения квалификации должны определять направление и перспективы внутреннего роста, укреплять профессиональную самооценку и психологическую защищенность педагога. Для работы на этом этапе можно использовать рефлексивные психологические упражнения, например такие как "Фотография". При этом педагогу предлагается мысленно перелистать свою жизнь как фотоальбом, выбрать один особо значимый кадр и описать его. На основании этой беседы педагогу предлагается ответить на следующие вопросы: «Чему я посвящаю собственную жизнь, хочу ли ее изменить?», «Могу ли я в полной мере удовлетворить свои потребности, реализовать возможности и способности в своей профессии? Что мне мешает?», «Испытываю ли я удовлетворение от результатов своего труда?», «Как я оцениваю свои
внутренние ресурсы? Чего мне недостает? Чему хочу научиться? Какие "вложения" хочу сделать в себя, в свое будущее?».
Педагог должен понять себя как систему - увидеть совокупность входящих в вою жизнь элементов и связей между ними.
Знать себя - это означает, в первую очередь, знать свои ресурсы. Осмыслить их наличие можно с помощью построения и обсуждения диагностической карты, включающей оценку ресурсов - физические и душевные (здоровье), интеллектуальные, материальные, задатки, способности, черты характера, окружающие люди, умения и прак-тические навыки
Этот момент дает возможность педагогу осознать степень удовлетворенности-неудовлетворенности собой и увидеть свои подлинные цели, ценности, устремления.
Цель руководителя группы слушателей курсов на данном этапе - найти в беседах с педагогами проблемно-конфликтную ситуацию, которая "запустит" рефлексию профессиональной компетентности и позволит осознать необходимость самодиагностики индивидуальных особенностей для эффективного развития профессиональной компетентности. Задача руководителя - направить процесс осознания и переосмысления реального уровня профессиональной компетентности в область созидания.
Особое внимание следует уделить анализу проведенных занятий, как со стороны педагога, так и со стороны руководителя группы, руководителей курсов.
На основании проведенных бесед педагог предлагает свои формулировки цели развития собственной профессиональной компетентности. Затем, анализируя диагностические данные и проведенные занятия, каждый педагог получает информацию о своих индивидуальных особенностях, проводит самооценку своих достоинств и недостатков, вместе с руководителем (или консультантом) разбирает наиболее вероятные профессиональные затруднения и рассматривает возможные пути их преодоления. На этой основе окончательно формулируется цель развития профессиональной компетентности.
Этап выбора цели и диагностический этап могут идти как последовательно, так и параллельно. Все мероприятия по выбору цели и диагностике мы считаем необходимым проводить в индивидуальном порядке.
С учетом результатов диагностики всех педагогов физической культуры - слушателей курсов повышения квалификации разрабатывается план групповых занятий, уменьшается или увеличивается количество занятий в каждом блоке в зависимости от результатов диагностики.
С учетом выделенных организационно-педагогических условий построение занятий рациональнее организовать на основе активных методов обучения в сочетании с традиционными формы учебной работы (лекции, семинары и т.д.). В ходе занятий педагога ставят в разные роли. И чем более они разнообразны, тем разностороннее развивается личность специалиста, мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действия. При преобладании активных методов обучения:
- процесс развития профессиональной компетентности более активен, благодаря наличию моментов неопределенности и неожиданности;
- происходит систематизация и активизация собственного опыта путем погружения в моделирование отдельных компонентов профессиональной деятельности;
- появляется возможность получить реальный практический опыт;
- вырабатываются творческие и исследовательские навыки;
- создается возможность быстро и эффективно трансформировать полученные в ходе обучения знания и навыки в специфику профессиональной деятельности.
При этом активные методы обучения должны создаваться целенаправленно для решения проблем, свойственных профессиональной деятельности конкретных педагогов на основе анализа деятельности. Каждому учебному содержанию долж-
ны соответствовать определенные активные методы обучения. Каждый активный метод обучения создается для совершенствования профессионального действия в определенном компоненте целостной деятельности.
Примерами активных методов могут служить следующие методы.
Рефлексивные упражнения - психологические тренинги на определение своего места в жизни и коллективе, на изучение элементов психофизики (внимание, чувства, воображение, память, мышление, воля).
Анализ практических ситуаций содержит ситуации-проблемы, которые необходимо разрешить и ситуации-оценки.
Перцептивно-ориентированный тренинг повышает чувствительность и интерес к другим членам группы. Участники учатся уточнять представления о себе через оценку других, учатся сопереживанию, соучастию, принятию друг друга.
Реферирование формирует умение самостоятельно добывать знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки путем направленной работы со специальной литературой. Написание реферата направлено на углубленное изучение вопросов образовательных и специальных дисциплин.
Проблемные конференции и тематические круглые столы создают возможность обмена профессиональным опытом между педагогами, рассматривают отдельные проблемы деятельности. Эти методы решают противоречия между имеющимся практическим опытом и новыми требованиями, позволяют выбрать оптимальное решение определенных практических задач. Проблемные конференции предполагают обсуждение наиболее общих вопросов физического воспитания. Тематические круглые столы отличаются более специализированной направленностью вопросов и обсуждением их в малых группах, наиболее заинтересованными в решении рассматриваемых вопросов. В рамках круглого стола может проходить защита рефератов.
Исследователи отмечают, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В этом суть метода «мозговой штурм». Диалог в условиях «мозговой атаки» снимает многие психологические барьеры взаимодействия. Основной принцип и правило этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей и поощрение их максимального количества.
Ролевой тренинг включает принятие и выбор роли, следование роли, обмен ролями, открытие новых ролей. Здесь моделируются конфликтные случаи, означающие несовпадение точек зрения участников.
Практические задачи требуют от педагога принять решение в заданной ситуации и аргументировать свою точку зрения. Они в основном направлены на освоение методических правил по организации и планированию учебнотренировочного процесса.
Все названные активные методы обучения в системе повышения квалификации предполагают полярность мнений слушателей и принимаемых ими решений. Большинство слушателей не владеют способами работы и мышления, необходимыми для решения возникающих задач. При этом требуется выполнение следующих правил:
- поддержка высокого эмоционального состояния всех участников;
- обеспечение наращивания процесса проблематизации;
- отслеживание и корректировка ненужных аффективноэмоциональных состояний участников;
- ограничение возможности авторитарным лидерам коллектива выдать свое мнение за общее;
- изменение первоначального замысла и сюжета занятия при необходимости.
Использование указанных методов с учетом выделенных педагогических условий определило порядок реализации экспериментальной методики в ходе эксперимента:
1) определение проблемы исследования;
2) самонаблюдение за учебно-тренировочной деятельностью с целью выявления причин проблемно-конфликтной ситуации;
3) работа с научно-методической литературой по теме исследования с подготовкой обзора литературы в виде реферата;
4) поиск путей решения ситуации в процессе групповых занятий и выдвижение гипотезы, то есть предположения о возможных путях решения поставленной проблемы;
5) выбор формы развития профессиональной компетентности.
В процессе групповой и индивидуальной деятельности важным является активное использование обратной связи. Неизбежное появление трудностей при осуществлении выбранной траектории развития профессиональной компетентности требует постоянного использования механизмов рефлексии, осуществляемой в ходе совместной деятельности куратора, педагога и руководителей факультета.
Библиографический список
1. Марищук, В. Л. Педагогическое мастерство и педагогическая культура офицера - специалиста по физической подготовке и спорту / В. Л. Марищук, Г.А. Щуревич. - СПб.: ВИФК, 1993.
2. Гаранин, С.А. Самоконтроль и самооценка уровня педагогического мастерства учителя физической культуры: метод. рек. - Уссурийск: УГПИ, 1997.
3. Алфимов, Н.Н. О внутривузовской форме повышения квалификации педагогического состава физической культуры // Проблемы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях (выпуск второй) / Н.Н. Алфимов, П.Н. Морозько, Б.Е. Лосин. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.
4. Шляпникова, В.В. Программно-содержательное обеспечение физкультурного образования в развитии профессионального самоопределения школьников: учеб.-метод. пособие. - Оренбург, 2011.
Bibliography
1. Marischuk, V. L. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskaya kul'tura oficera - specialista po fizicheskoj podgotovke i sportu / V. L. Marischuk, G. A. Schurevich. - SPb.: VIFK, 1993.
2. Garanin, S. A. Samokontrol' i samoocenka urovnya pedagogicheskogo masterstva uchitelya fizicheskoj kul'tury: metod. rek. -
Ussurijsk: UGPI, 1997.
3. Alfimov, N. N. O vnutrivuzovskoj forme povysheniya kvalifikacii pedagogicheskogo sostava fizicheskoj kul'tury // Problemy
povysheniya kvalifikacii specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu v sovremennyh usloviyah (vypusk vtoroj) / N. N. Alfimov, P. N.
Moroz'ko, B. E. Losin. - SPb.: GAFK im. P. F. Lesgafta, 2001.
4. Shlyapnikova, V. V. Programmno-soderzhatel'noe obespechenie fizkul'turnogo obrazovaniya v razvitii professional'no-go samoopredeleniya shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie. - Orenburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 378
Ageev S.L., Belikov V.A. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE TRAINING SYSTEM. In this paper the questions of selection and development of conditions of improvement professional competence of teachers of physical culture in the training system are considered.
Key words: development of professional competence of the teacher of physical culture, organizational and pedagogical conditions for the development of professional competence of the teacher of physical culture.
С.Л. Агеев, ст. преп. ОГПУ, г. Оренбург; В.А. Беликов, зав. каф. МаГУ, г. Магнитогорск,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы выделения и разработки условий повышения эффективности развития профессиональной компетентности педагогов физической культуры в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: развитие профессиональной компетентности педагога физической культуры, организационнопедагогические условия развития профессиональной компетентности педагога физической культуры.
Эффективность профессионального образования студен- ют и без которой не могут существовать предметы и явления
тов в значительной степени определяется уровнем их адапта- [1].
ции к условиям обучения в вузе и уровнем готовности педаго- С учетом анализа существующих определений, мы счита-
гов к обеспечению этого уровня адаптации. Роль преподава- ем, что условие есть су-щественный компонент педагогиче-
телей в развитии адаптационного потенциала студентов, на ской системы, включающей в себя содержание, методы,
наш взгляд, определяется комплексом организационно- приемы, средства и организационные формы образования,
педагогических условий развития профессиональной компе- обеспечивающие эффективное решение поставленной задачи.
тентности педагогов и степенью их реализации на практике. В общем случае условие мы определяем как меру воздействия
Понятие «условия» трактуется в науке различным обра- на среду или взаимодействия со средой.
зом. В теории профессио-нального образования преобладает Кроме того, ведя речь о педагогических условиях, мы бу-
подход, в котором понятие «условие» трактуется в значении дем понимать под необходимыми условиями те, которые обу-«среда», «обстоятельства», «обстановка», в которой пребыва-