Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М. Х. Миржамолов, Р. Ф. Одилов, Н. Ю. Валиева, Д. Б. Бахтиёров

В этой статье описаны избранные инструменты и методы для развития координации движений у детей с нарушениями зрения с помощью упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING MOVEMENT COORDINATION IN STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

This article describes selected methods and techniques for developing coordination skills through physical exercises in children with visual impairments.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С

НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

М. Х. Миржамолов, Р. Ф. Одилов, Н. Ю. Валиева, Д. Б. Бахтиёров

УзГУФКС

АННОТАЦИЯ

В этой статье описаны избранные инструменты и методы для развития координации движений у детей с нарушениями зрения с помощью упражнений.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING MOVEMENT COORDINATION IN STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

ABSTRACT

This article describes selected methods and techniques for developing coordination skills through physical exercises in children with visual impairments.

Актуальность. В условиях стремительно меняющегося времени подрастающее поколение ставит перед собой задачи адаптации к социальным и политическим процессам и окружающей среде. Современная динамика развития общества такова, что требования к подготовке специалиста приобретают в нем как никогда важное значение. Одна из причин этого явления определяется тем, что общество предъявляет новые требования к изменяющимся условиям жизни и быстро адаптируется к этим изменениям.

Нарушение деятельности зрительных анализаторов, обусловленное наличием дефектов зрения у детей, приводит к снижению двигательной активности и вызывает большие затруднения при выполнении учащимися различных движений.

Зрительные анализаторы занимают основное место в развитии двигательной активности детей. Действия детей с нарушениями зрения точно такие же и зависят от развития управленческих качеств, обеспечивающих точное, своевременное, рациональное и действенное решение.

Недостаточная подвижность у учащихся с нарушениями зрения приводит к появлению лишней массы тела, нарушению осанки, ухудшению зрения и снижению функциональности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Наблюдаются случаи, когда дети с изменениями зрения уверенно отстают от сверстников по многим показателям (R>0,05).

Объект исследования: учебный процесс со студентами УзГУФКС с нарушениями зрения.

Предмет исследования: средства и приемы, направленные на развитие навыков координации движений у учащихся с нарушениями зрения.

При проведении специальной подготовки после выявления заболевания у человека удается исправить имеющиеся недостатки и предотвратить формирование неправильного поведения, тем самым позволяя развиваться полноценной личности, активно участвующей в общественной жизни, занимающей достойное место в общественно полезном труде.

Проведен ряд исследований по совершенствованию дефектов зрения детей, координации движений, совершенствованию их способностей, в результате анализа научной литературы установлено, что в данной нозологии недостаточно программ, направленных на развитие координации движений.

Проведение коррекционно-двигательной деятельности в адаптивной физической культуре требует использования индивидуально -дифференцированного подхода, учитывающего характеристики зрительной системы по офтальмологическим показателям, вторичные отклонения, физические нагрузки и ограничения отдельных видов физических упражнений.

Цель исследования. Развитие координации движений путем нормирования выбранных средств и способов с учетом показателей зрительного восприятия.

Это достигается за счет следующих задач:

исследование зависимости возрастных особенностей развития двигательных координационных способностей у учащихся с нарушениями зрения;

обоснование самодостаточности методов и средств коррекции и развития координационных движений у учащихся с нарушениями зрительной деятельности на дополнительных занятиях адаптивной физической культурой.

Специальная методика исследования.

Методика исследования для определения способности к координации движений у слабовидящих и слепых детей были отобраны различные состояния в статическом режиме. За счет включения упражнений сначала уточняются результаты исследования, а затем для развития этой двигательной координационной способности требуется выполнять какую-либо переменную двигательную активность, и снова оцениваются упражнения в статическом режиме. Данное исследование рекомендуется для реализации на практике у детей со слабым зрением, нарушениями зрения в качестве вспомогательного занятия по повышению какой-либо целенаправленной работоспособности после различных видов двигательной активности. Для определения степени развитости координации движений студентов на занятиях по повышению спортивного педагогического мастерства проводятся контрольные работы с использованием следующих упражнений:

Левая рука с опорой на левую ногу вверх, правая нога наклонена на 30° удержание правой руки в положении по сторонам плеч (30 секунд)

Опираясь на левую ногу, левая рука впереди, правая рука и правая нога в согнутом положение сохраняя равновесие в течение 30 секунд

В положении лежа на спине с опорой на правую ногу на 90° руки вытянуты вперед, правая нога поднята назад на 90 ° для поддержания равновесия;

В положении лежа на спине с опорой на правую ногу, согнутую на 90°, руки вытянуты в сторону, правая нога поднята на 90 ° сзади, удержание равновесия;

Секундомер запускается по команде" Старт " и продолжается до тех пор, пока не истечет время, отведенное для выполнения упражнения.

Для развития координации движений учащихся с нарушениями зрения нами разработана следующая программа специальных развивающих

упражнений.

№ Разделы программы* Продолжительнос ть выполнения упражнения Критерии Интервал отпусков Дни недели

1. Стоя на одной линии. 53,7-55,5 сек. 3 раза 1 мин. понедель ник

2. Стоя на одной ноге 7,25 Бек. уа ипёап ко'р 5-6 раза 1-1,5 мин.

3. Ходьба на месте с закрытыми глазами 30 сек и выше 3 раза 30 сек.

4. Ходьба по линии 12,5-15,2 сек. 3 раза 1-1,5 мин. среда

5. "Ласточка(и)" Более 3,5 сек. 3 раза 1 мин

6. Сохранение равновесия на Более 3,5 сек. 3 раза 1 мин

одной ноге на

одной

перекладине

7. Поддержание равновесия на одной ноге на специальных подушках Более 5 сек. 3 раза 1 мин Пятница

8. Сохранение равновесия в полусогнутом положении на специальных подушках более 30 сек. 3 раза 1 мин

9. Кувыркаться вперед и на скорости переходить в положение ласточки На период более 30 секунд 3 раза 1 мин

10. Сохранение равновесия на одной ноге после упражнения с боковым переворотом На период более 30 секунд 3 раза 1 мин

Примечание: при выполнении каждого упражнения инструктор должен сообщать детям о своих ошибках и недостатках и стараться по возможности устранять их на месте.

Разработанная нами программа развития координации движений учащихся с нарушениями зрения проводилась на занятиях по повышению спортивного педагогического мастерства 3 раза в неделю.

Среднее значение координации движений у студентов с нарушениями зрения до и после исследования.

Таблица 1

Содержание упражнений Состояние Среднее арифметическое временя выполнения

Uzbekistan www.scientificprogress.uz Page 552

Перед После

исследования исследования

Опираясь на левую Статический ритм в

ногу, левая рука выше, спокойном состоянии 22 27

правая нога в сторону

30° Статический план

в течение 30 секунд после любой 18 23

удерживайте правую динамической задачи

руку в положении лежа

Левая рука с опорой на Статический ритм в

левую ногу впереди, спокойном состоянии 21 27

правая рука с опорой на

правую ногу сзади в Статический план

согнутом положении, после любой 17 24

сохраняя равновесие динамической задачи

В течение 30 секунд

Опора на правую ногу Статический ритм в

в положении лежа на спокойном состоянии 23 28

спине 90о руки

вытянуты вперед, Статический план 18 24

правая нога в после любой

положении лежа на динамической задачи

спине 90о удержание

равновесия

В положении лежа на Статический ритм в

спине с опорой на спокойном состоянии 24 28

правую ногу 90° руки

вытянуты в сторону,

правая нога с опорой на Статический план 19 25

спину 90о удержание после любой

равновесия динамической задачи

Результаты исследования свидетельствуют о том, что под влиянием методов и средств, нормирования физических нагрузок и их интенсивности было выявлено положительное влияние динамики показателей экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности педагогического научного эксперимента.

Повышенный уровень развития координации движений у детей с нарушениями зрения повышает их двигательную способность. Для коррекции и развития двигательных качеств применялось дополнительное обучение

адаптивной физической культуре по отношению к учащимся, отстающим в выполнении движений.

Результаты, предшествующие исследованию, показывают,что если в нашем контрольном упражнении 1 продолжительность упражнения, выполненного в статическом ритме, составляла 22 секунды, то после исследования показатель изменился на 27 секунд, а после выполнения динамической работы-на 18 секунд, то после исследования мы можем увидеть улучшение на 23 секунды.

В нашем 2-м контрольном упражнении он составлял 21 секунду в статическом ритме, а после динамической работы-только 17 секунд. Его показатели после исследования изменились на статические 27 секунд, а после выполнения динамической работы-на 24 секунды.

В нашем 3-м контрольном упражнении статический ритм составлял 23 секунды, а динамический-только 18 секунд после выполнения. Его показатели после исследования изменились на статические 28 секунд, а после выполнения динамической работы-на 24 секунды.

В нашем 4-м контрольном упражнении статический ритм составлял 24 секунды, а динамический-только 19 секунд после выполнения. Его показатели после исследования изменились на статические 28 секунд, а после выполнения динамической работы-на 25 секунд.

Результаты теста на определение уровня динамики развития координации движений выявили статистически достоверные изменения (R<0,05) во всех возрастных группах, подвергавшихся исследованию.

Заключение. Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что установлено, что учащиеся с различными нарушениями зрительной деятельности значительно уступают по различным показателям двигательной активности по сравнению со сверстниками. Установлено, что уровень развития координации движений у детей с нарушениями зрения имеет аналогичную характеристику в развитии возрастной динамики.

В результате влияния методики в экспериментальной группе было установлено, что темпы роста изучаемых показателей координации высоки. Установлено, что показатели контрольной работы, проведенной у учащихся с депрессией зрения, соответствуют уровню нормативных требований по физической культуре "средний", "выше среднего".

REFERENCES

1. Бобомуродов Норпулат Ширинович Структуры физической подготовленности курашистов // Вестник науки и образования. 2020. №4-2 (82). обращ).

2. Bobomurodov, Norpo'lat Shirinovich. "Kurashchilarning jismoniy tayyorgarligi tuzilmalari" Fan va ta'lim axborotnomasi 4-2 (82) (2020).).ения: 24.12.2021

3. Mirjamolov M.X., Odilov R.F., Zokirov d.r.salomatligi nogironat imkoniyatlari bo'lgan o'quvchilarning maxsus Jismoniy tarbiyasini takomillashtirish // Jismoniy tarbiya va sportning dolzarb muammolari. - 2020. - S. 20-23.

4. Н. Ю. Валиева, Р. Ф. Одилов Методы развития эффекта тонусных рефлексов при детском церебральном параличе с помощью фитбольной гимнастики // Academic research in educational sciences. 2021. №11. (2021): 966-972.

5. Н. Ю. Валиева. "Рейтинговый уровень упражнений специально двигательной подготовки в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов" Academic research in educational sciences, no. 3, 2020, pp. 1266-1271.).

6. Л. Б. Собирова Эффективность использования специальных упражнений в профилактике нарушений роста у младших школьников // Academic research in educational sciences. 2021. №5.

7. Собирова Лайло Бахромовна Эффективность использования специальных упражнений для предупреждения сколиоза у учеников начальных классов // Современное образование (Узбекистан). 2019. №10 (83).

8. Sherali Hoshimovich G'ofurov Malakali sprinterchilarning sport mashg'ulotlarini rivojlantirishning usullari // Academic research in educational sciences. 2021. №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. МИРЖАМОЛОВ М.Х ВАЛИЕВА Н.Ю. Дифференцированная программа занятий физической культуры для учащикся с ограниченными физическими возможностями Физическая культура и спорт / Медико-биологические основы физической культуры и спорта страницы14-19 2020

10. СА ЮНУСОВ Особенности периодизации тренировочного процесса высоко квалифицированных парапауэрлифтёров- Фан-Спортга, 2021

11. СА ЮНУСОВ Особенности тренировочного процесса атлетов высокой квалификации в паралимпийском пауэрлифтинге - Фан-Спортга, 2020

12. СА ЮНУСОВ Pоль и значимость психологической подготовки паралимпийцев пауэрлифтёров высокой квалификации- Фан-Спортга, 2020

13. Гофуров Шерали. Nogironlar aravachasidan foydalanadigan umurtqa pog'onasi shikastlangan yoshlarning adaptiv jismoniy tarbiyasi. международная научно-практическая онлайн конференция 2021/4/24

14. Сабирова, З. Б. (2021). Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры. Academic Research in Educational Sciences, 2(11), 973-979. doi: 10.24412/2181-1385-2021-11-973-979

15. Светличная Н.К. Вопросы повышения физической активности подростков и молодежи в современных условияхВ сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сборник статей XVII Международной научной конференции. В 2-х частях. Белгород, 2021. С. 107-110.

16. Svetlichnaya N.K. Integral approach in assessing the functional state of adaptive and healthy physical cultureB сборнике: . Материалы XXVI Международного научного Конгресса. Под общей редакцией Р.Т. Бурганова. г. Казань, 2021. С. 412-414

17. Светличная Н.К Повышение эффективности применения средств адаптивной физической культуры и спорта у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс. Казань, 2020. С. 361-364.

18. Sherali Hoshimovich G'Ofurov QISQA MASOFAGA YUGURUVCHI SPORTCHILARNI MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI // Scientific progress. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qisqa-masofaga-yuguruvchi-sportchilarni-mashg-ulotlarini-rivojlantirishning-usullari (дата обращения: 12.01.2022).

19. Л. Т. Давлатова БОЛАЛАР ЦЕРЕБРАЛ ФАЛАЖИДА ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИКНИ МАШЕУЛОТ ЖАРАЁНИДА ВА ИЛМИЙ НАЗАРИЙ СОХДДА РИВОЖЛАНТИРИШ // Academic research in educational sciences. 2021. №Special Issue 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolalar-tserebral-falazhida-zhismoniy-tayyorgarlikni-mash-ulot-zharayonida-va-ilmiy-nazariy-so-ada-rivozhlantirish (дата обращения: 12.01.2022).

20. Абдиев Ш. А. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ПОРАЖЕНИМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА //Современное образование (Узбекистан). - 2021. - №. 1 (98).

21. Abdurakhmonovich A. S. PLANNING OF TRAINING LOAD OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES WITH LOCOMOTOR SYSTEM DAMAGE Page 1 European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 8 No. 10, 2020 Part II ISSN 2056-5852 Progressive Academic Publishing, UK Page ...

22. BOLALAR VA O'smirlar SPOR MAKTABLARIDA SPORCHILAR TAYYORLANISHINI TAKILISH BOSHLANGAN MASHG'ULOT GURUHI GofurovSh.X. Fan-Sportga . 2020. №5 . S. 38-40.

23. Физическое воспитание школьников в инклюзивном образовании. "SCIENTIFIC PROGRESS" Scientific Journal ISSN: 2181-1601 // Volume: 1, ISSUE: 6. Апрель 2021 йил

24. Ruhiddin Faxriddinovich Odilov, Nilufar Yusufjon Qizi Valiyeva SENSOR TIZIMIDA NUQSONI BO'LGAN BOLALAR MASHG'ULOTLARINI KOMPLEKS NAZORAT QILISH // Scientific progress. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sensor-tizimida-nuqsoni-bo-lgan-bolalar-mashg-ulotlarini-kompleks-nazorat-qilish (дата обращения: 13.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.