установками и традициями. Процесс формирования творческой индивидуальности студента, таким образом, совершается непрерывно, и любые изменения в учебном процессе могут влиять на ее развитие, совершенствование.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.— СПб.: Питер, 2001.- 282 с.
2. Волков Н.Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» / Н. Н. Волков // Содружество наук и тайны творчества: сборник.- М.: АПН РСФСР, 1968.- С. 234-254.
3. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк.- Калининград: Янтарный сказ, 2000.- 572 с.
4. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования /
Е.И. Игнатьев // Известия АПН РСФСР.-1950.- Вып. 25.
5. Лузина Л. М. Формирование творческой индивидуальности личности учителя в педвузе / Л.М. Лузина.- Ташкент: Фан, 1986.- 96 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения/ И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов; под общ. ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 350 с.
8. Сакович А.Л. Технология спирально-уровневой дифференциации // Материалы Республиканской научно-практической конференции 10-11 декабря 2002 г. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. -С. 41-43.
9. Тихонов С.В. Рисунок / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. - М.: Архитектура, 2004. - 296 с.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГЛУБИНЫ, ОБЪЕМНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
В.Н. Антипов, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Казанский государственный университет, Р.Х. Гайсин, ассистент, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Н.А. Шадрина, ассистент, Казанский государственный университет, О.А. Павлова, менеджер по связям с общественностью, ООО «Дайманд», А.В. Антипов, инженер ООО «Step Logic»
Разработана и запатентована методика развития полноценного зрительного восприятия объемности образов на произведениях живописи. Представлены основные элементы внедрения методики обучения в области подготовки по специальности изобразительное искусство. Показаны возможности применения изобретений на персональных выставках художников.
Ключевые слова: искусство, живопись, зрение, плоскость, инновация, обучение, профессиональное образование, стереоскопия, объемное восприятие, развитие, человек.
Становление инновационного образования на современном этапе развития общества является важнейшей государственной задачей. Оно основано на использовании новых знаний, полученных средствами изобретательства, интегрального синтеза, искусства и т.д. [1]. В области изобразительного искусства под инновационное обучение может подпадать методика развития полноценного зрительного восприятия глубины, объемности, пространственной перспективы образов произведений живописи [2—3], называемое далее когнитивным зрением.
Классическое представление принципов деятельности зрительной системы человека основано на бинокулярности, стереоскопичности и формировании на сетчатках глаз двух смещенных изображений [4]. На физиологически-физическом принципе действия зрения нельзя получить объемное восприятие плоских образов на полотне художника, т.к. на сетчатках образуются две идентичные проекции картины. Ранее предполагалось, что проблема воспроизведения бинокулярных признаков глубины лежит вне пределов изобразительного искусства [5,с.120]. Однако когнитивное зрение является образно-структурированным психическим восприятием пространства на полотне художника. Глубина, объемность образов зависит от множества условий, в том числе от цвета образов, размера, формы и т.д. Эффекты глубины возникают на любых образах, причем не только знакомых для зрительной системы, исходя из опыта общения с окружающим миром. Происходит изменение пред-
ставления образа. Иными словами, все, что находится на картине, может создавать психическое восприятие пространства, существенно отличающееся от ранее знакомого его построения в объектах окружающего мира.
Когнитивное зрение развивается при реализации системы обучения с применением изображений, полученных на основе обобщенных стереоскопических проекций, т.к. эффекты объемности образов на плоскости картины относятся к новому порядку формирования психического зрительного восприятия, то их можно классифицировать как объект исследований синергетики. По определению [6], «синергетика, или теория самоорганизации, сегодня является одним из наиболее популярных и перспективных междисциплинарных подходов. Термин синергетика в переводе с греческого языка означает «совместное действие». Введя его, Г. Хакен вкладывал в него два смысла. Первый — теория возникновения новых свойств у целого, состоящего из взаимодействующих объектов. Второй — подход, требующий для своей разработки сотрудничества специалистов из разных областей. Следовательно, явление получения объемности образов плоских изображений можно называть синер-гетически-когнитивным зрением.
Целесообразно выделить два направления применения методики обучения в области изобразительного искусства. Первое ориентировано на картины с монокулярным пространственным построением образов, которые относятся к изображениям объектов окружающего мира. Когнитивное восприятие простран-
ственной перспективы развивается на основе ранее полученного опыта общения с аналогичными объектами в окружающей среде и методики обучения [2]. Выбирается произведение живописи, желательно с небольшим
количеством образов, имеющих элементы пространственной перспективы, например, как на рис.1 (работа Н.Хамидуллиной). Нижний ряд — это три идентичные копии, а для верхнего ряда, с использованием программы
Рис.1
Adobe Photoshop, проведено стереоскопическое смещение образов. Для того чтобы получить представление о возможностях стереоскопического восприятия глубины и объемности, необходимо сконцентрировать взгляд как бы сквозь картину, сначала произойдет двоение, а затем слияние смежных копий, число которых станет 4. Верхний ряд приобретет стереоскопическое распределение пространственной глубины образов. Сопоставление верхнего и нижнего рядов в условиях наложения демонстрирует отличие объемного восприятия картины для когнитивного зрения от ее плоского представления для обычного зрения. Практически аналогичное восприятие верхнего ряда реализуется для синергетически-когнитивного зрения при рассматривании одной проекции картины. Изменяя величину смеще-
ния образов, можно приближать или удалять стереоскопическое пространство наложенных изображений.
Второе направление методики обучения ориентировано на абстрактную живопись, которая не использует пространственных построений образов на картине или образы не имеют аналогов объектов реального физического мира, например, как картина подборки рис.2 (работа Р.Гайсина). В декабре 2007 года член Союза художников России Р.Гайсин впервые на своей персональной выставке показал возможности применения данной подборки и получения на ней восприятия глубины различных элементов картины. Наблюдение стереоскопической глубины в приводимых подборках можно осуществлять двумя механизмами наложения. Первый был представлен выше. Для реали-
Рис.2
зации второго необходимо сконцентрировать взгляд между глазами и рис. 2 и вновь получить наложение. Иллюстраций картины станет 4, две средние приобретают глубину.
При синергетически-когнитивном зрении возникает множественное и многоуровневое восприятие как бы полупрозрачности полотна картины. Этот эффект невозможно полностью представить в стереоскопических подборках, только его незначительную часть. На рис. 3 показана стереоскопическая подборка картины «Голгофа» (Флавинская). Концентрацию взгляда необходимо выполнять по второму методу наложения (глаза воспринимаются в глубине подборки). По сравнению с восприятием стереоскопической глубины в режиме наложения когнитивное зрение
на одной проекции создает эффект прозрачности любой детали картины. Каждый цветовой элемент полотна приобретает глубину психического восприятия.
Обучение зрительной системе проводится в статическом и динамическом режимах. В первом эффекты стереоскопической глубины стационарны, необходимо только их увидеть. Динамический режим осуществляется непосредственно при построении стереоскопических подборок или когда монтируется видеосюжет с изменяемыми эффектами глубины.
Развитие зрительной системы на основе произведений живописи является одной из основных компонент разрабатываемого инновационного образовательного проекта «Развивайтесь, если хотите!». Полотна
Рис.3
художников различных эпох — это огромный материал для построения обучающих пособий, их можно считать самым наглядным и эффективным приемом обучения. Множество картин можно оформить в виде представленных выше подборок. Основа развития когнитивной зрительной системы — необходимость постоянного наблюдения глубины в условиях наложения. Для этого достаточно изготовить стереоскопические подборки, поставить их справа и слева от картины и, проходя мимо, постоянно осуществлять режим наложения на них и наблюдение глубины. Конечно, наиболее эффективный метод обучения состоит в собственном изготовлении стереоскопических подборок. Как нельзя научиться решать задачи и примеры по математике, самому не решая их, так и в данном варианте развития зрительной системы. Однако в предлагаемом варианте можно весь процесс обучения записать в виде презентации как видеоролик или в PowerPoint.
Первые стереоскопические изображения были продемонстрированы в 1833 году Ч.Уэтстоном в виде зарисовок пейзажа с двух точек зрения. Т.е. за шесть лет до появления фотографии в 1839 году, а в последующем и стереофотографии. В середине XX века американский художник Э.Уорхол остановился в шаге до новых возможностей применения стереоскопических проекций в изобразительном искусстве, хотя его творчество не «увидело» их, он использовал только идентичные проекции с оформлением различной цветовой палитры. В конце XX века некоторые художники, применяя возможно-
сти компьютерной техники, создают трехмерные модели своих картин [7]. Однако широкого распространения (по крайней мере, в России) такая возможность объемного восприятия картин еще не имеет. Хотя именно обучение зрительной системе с применением методики стереоскопии способно развить ее в условиях современной информационно-компьютеризованной окружающей среды [2]. Для этой цели нами разработан учебно-методический комплекс, который можно использовать при подготовке специалистов в области дизайна и изобразительного искусства. Методика обучения адаптирована к любому учебному заведению, в котором имеется компьютерный класс и видеопроектор. Можно предположить, что именно изобразительное искусство станет центром «кристаллизации» развития новых способностей зрительной системы — получения полноценного зрительного восприятия пространства на образах плоских изображений, то есть распространения объемного восприятия окружающего мира на результаты деятельности человеческого интеллекта, на двухмерные изображения. Наскальная живопись далеких первобытных предков человека является артефактом возникновения креативности. Не относится ли возникновение синергетически-когнитивного зрения к артефакту условий развития современного человека? Может быть, в современной информационно-коммуникационной и компьютеризованной окружающей среде происходит формирование новой парадигмы по полноценному объемному восприятию образов произведений живописи.
При этом, учитывая, что зрительная система и абстрактное мышление, как предполагают, используют во многом схожие принципы обработки информации [8], следует ожидать формирования и образно-структурированного механизма вовлеченного мышления. По аналогии с восприятием глубины образов на картине (или психического отделения образа от полотна) может происходить и как бы виртуальное выделение необходимой и полезной информации из ее общего хаотического «потока», окружающего каждого человека. Такого рода информация будет использоваться при «конструировании» и наполнении решения той задачи, над которой работает вовлеченное мышление. При этом чем больше используется информационных источников, тем более «насыщенной» будет новая «конструкция» решаемой проблемы. Иными словами, в нейронных сетях головного мозга следует ожидать формирование и «настройку» нового, интегрированного образно-структурированного принципа обработки информации. Для этой цели в перспективе мы будем адаптировать инновационный проект к Интернету.
Литература:
1. Матвеева С.Е., Шамсутдинова Н.Н. Становление инновационного образования в средних специальных учебных заведениях Республики Татарстан/ V Международный симпозиум «Феномены природы и экология человека». СБ. ТР.Т.1.— Казань, 2008.- С.233-240.
2. Антипов В.Н. Патент № 2318477. Способ развития зрительной системы человека. Опубл. 10.03.2008; Бюл. №7.
3. Антипов В.Н. Живопись и развитие личности современного человека/
B.Н. Антипов // Феномены природы и экология человека: Сборник научных трудов и материалов пятого международного симпозиума. Т.2.- Казань, 2008.-
C.188-191.
4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг / Р.Л. Грегори.- М.: Прогресс,1970.- 280 с.
5. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие/ Б.Раушен-бах.-СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320с.; ил.
6. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Современные проблемы нелинейной динамики.- М.: ЕДИТОРИАЛ УРСС, 2002.360 с. (синергетика: от прошлого к будущему)
7. Трехмерная Магия Бориса Валлед-жо.- Минск: ООО «ПОПУРРИ», 1996.
8. Хакен Г. Тайны восприятия.- М.: Институт компьютерных исследований, 2002.- 272 с.