Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНТРОЛЛЕРА ДЛЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ'

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНТРОЛЛЕРА ДЛЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛЕР / МОДЕРНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СТЕНДА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кочуров Алексей Алексеевич, Зуб Дмитрий Владимирович, Кокорев Геннадий Дмитриевич, Аксенов Алексей Зиновьевич, Журавлева Елизавета Анатольевна

В статье рассматривается необходимость и результаты разработки универсального контроллера для аппаратно-программной платформы типоразмерного ряда автоматизированного стендового оборудования для диагностирования и регулировки дизельной топливной аппаратуры (ДТА). Исследованы электроуправляемые параметры современного стендового оборудования для ДТА с подбором оптимальной компонентной радиоэлектронной базы для использования в составе универсального контроллера. Рассматриваются его функциональные особенности, а также ключевые компоненты и их полезные характеристики применительно к управлению рассматриваемым стендовым оборудованием. Предложенный универсальный контроллер позволяет охватить функциональные требования типоразмерного ряда стендов для диагностирования и регулировки ДТА при достижении необходимых показателей полезных характеристик и оптимальной себестоимости изготовления. Он может быть использован при модернизации технически устаревшего стендового оборудования в составе аппаратно-программного комплекса модернизации. Универсальность и широкий диапазон полезных характеристик контроллера позволяет использовать его и в составе мобильного (переносного) комплекса экспресс-диагностирования компонентов дизельных топливных систем без демонтажа с двигателя внутреннего сгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кочуров Алексей Алексеевич, Зуб Дмитрий Владимирович, Кокорев Геннадий Дмитриевич, Аксенов Алексей Зиновьевич, Журавлева Елизавета Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF DEVELOPING A UNIVERSAL CONTROLLER FOR STANDARD SERIES BENCH EQUIPMENT IN THE DIAGNOSIS OF DIESEL FUEL SYSTEMS OF AGRICULTURAL MACHINERY

The article considers the necessity and results of the development of a universal controller for the hardware and software platform of the standard-size series of automated bench equipment for the diagnosis and regulation of diesel fuel equipment. Investigated electrically-controlled parameters of the modern stand equipment for diesel fuel equipment with the selection of optimal electronic component base for use in a generic controller. Its functional features, as well as key components and their useful characteristics in relation to the control of the considered bench equipment are considered. The universal controller allows to capture functional requirements standard series stands for diagnosis and adjustment of diesel fuel equipment in achieving the required performance useful features and reasonable cost of manufacture. It can be used in the modernization of technically obsolete bench equipment as part of the hardware and software modernization complex. The versatility and wide range of useful characteristics of the controller allows it to be used as part of a mobile (portable) complex for rapid diagnosis of components of diesel fuel systems without dismantling from the internal combustion engine.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНТРОЛЛЕРА ДЛЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ»

-(J

Izd-vo RGATU, 2017. - Chast 2. - S. 86-89.

6. Kashirin D.E. Analiz faktorov, vliiaiushchikh na nadezhnost raboty elektromagnitnykh kontaktorov[Tekst] /D.E. Kashirin, V.V. Pavlov // Sb: Inzhenernoe obespechenie innovatsionnykh tekhnologii v APK Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod obshchei redaktsiei V.A. Solopova. 2018. S. 254-257.

7. Vasileva T.N. Laboratornyi stend dlia izucheniia tsifrovykh releinykh zashchit[Tekst]/T.N. Vasileva, lu.Ia. Prokopenko, D.V. Kurbatov//Sb.: Aktualnye problemy agroinzhenerii iikh innovatsionnye resheniia: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Riazan: Izd-vo RGATU, 2013. - S. 242-245.

8. Kashirin D.E. Razrabotka stenda dlia izucheniia chastotno-reguliruemykh privodov asinkhronnykh elektirodvigatelei[Tekst]/D.E. Kashirin, lu.Ia. Prokopenko//Sb.: Agrarnaia nauka kakosnova prodovolstvennoi bezopasnosti regiona: Materialy 66-i mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Riazan: Izd-vo RGATU, 2015. - Chast 2. - S. 118-121.

9. Laboratornoe issledovanie kompensatsii reaktivnoi moshchnosti elektricheskoi seti [Tekst] / D.E. Kashirin, V.V. Pavlov, M.B. Uglanov i dr. // Vestnik Riazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta im. P.A. Kostycheva. - 2018. - № 3 (39). - S. 77-81.

УДК 621.436

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНТРОЛЛЕРА ДЛЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КОЧУРОВ Алексей Алексеевич, канд. техн. наук, профессор, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им.В.Ф.Маргелова, a_lucky@mail.ru

ЗУБ Дмитрий Владимирович, мл. научный сотрудник, Рязанское отделение Федерального научного агроинженерного центра ВИМ, dima31@bk.ru

КОКОРЕВ Геннадий Дмитриевич, д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры технической эксплуатации транспорта, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, kgd5408@rambler.ru

АКСЕНОВ Алексей Зиновьевич, руководитель Рязанского отделения Федерального научного агроинженерного центра ВИМ, axalex77@yandex.ru

ЖУРАВЛЕВА Елизавета Анатольевна, аспирант, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, lizunia0000@rambler.ru

В статье рассматривается необходимость и результаты разработки универсального контроллера для аппаратно-программной платформы типоразмерного ряда автоматизированного стендового оборудования для диагностирования и регулировки дизельной топливной аппаратуры (ДТА). Исследованы электроуправляемые параметры современного стендового оборудования для ДТА с подбором оптимальной компонентной радиоэлектронной базы для использования в составе универсального контроллера. Рассматриваются его функциональные особенности, а также ключевые компоненты и их полезные характеристики применительно к управлению рассматриваемым стендовым оборудованием. Предложенный универсальный контроллер позволяет охватить функциональные требования типоразмерного ряда стендов для диагностирования и регулировки ДТА при достижении необходимых показателей полезных характеристик и оптимальной себестоимости изготовления. Он может быть использован при модернизации технически устаревшего стендового оборудования в составе аппаратно-программного комплекса модернизации. Универсальность и широкий диапазон полезных характеристик контроллера позволяет использовать его и в составе мобильного (переносного) комплекса экспресс-диагностирования компонентов дизельных топливных систем без демонтажа с двигателя внутреннего сгорания.

Ключевые слова: диагностика топливной аппаратуры, универсальный контроллер, модернизация диагностического стенда.

Введение

Стремительное развитие электронной компонентной базы позволяет совершенствовать технологии автоматизации диагностического стендового оборудования как с точки зрения эргономики, энергоэффективности, так и с позиций увеличения

производительности и расширения функциональных возможностей аппаратной части.

В данном ключе существенную роль играют вопросы использования в диагностическом стендовом оборудовании электронных устройств управления - контроллеров, отвечающих современным

© Кочуров А. А.. Зуб Д. В., Кокорев Г. Д., Аксенов А. З., Журавлева Е. А., 2019 г.

3-

требованиям. Особое значение приобретает разработка универсального контроллера с возможностью функционального охвата всех моделей стендового оборудования для диагностирования и регулировки дизельной топливной аппаратуры.

Объекты и методы

Правильная настройка параметров подачи топлива в цилиндры двигателя оказывает существенное влияние на мощность, экономичность и экологичность дизельных двигателей, применяемых в сельскохозяйственной технике. Требования к точности настройки и, соответственно, к точности средств измерений при диагностике и регулировании дизельной топливной аппаратуры неизменно и существенно возрастают с выходом новых поколений дизельных топливоподающих систем.

Качественное техническое обслуживание и ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей требуют создания специальных технических и технологических условий с применением комплекса специализированного оборудования, инструментов, а также обеспечением чистоты помещения, оборудования и рабочих поверхностей, что регламентируется требованиями соответствующих РД и ГОСТ.

Устойчивая мировая тенденция к автоматизации диагностического и испытательного оборудования предполагает эффективное электронное управление современными средствами измерений, электроприводами и электроуправляемыми исполнительными механизмами. Это в полной мере следует отнести и к стендовому оборудованию для испытания и регулирования дизельной топливной аппаратуры.

Современные датчики в подавляющем своем большинстве имеют на выходе аналоговый или цифровой сигнал, который следует обрабатывать с использованием микроконтроллерной техники.

Представленные на рынке универсальные промышленные контроллеры отечественного и зарубежного производства по стоимости и полезному набору рабочих характеристик не в полной мере удовлетворяют требованиям экономической и технической целесообразности их использования в системах автоматизированного управления стендовым оборудованием для диагностики компонентов дизельных топливоподающих систем.

В современных рыночных условиях основную часть затрат на производство небольшой серии готовых модулей радиоэлектронной продукции составляют затраты на сборку таких модулей из необходимых радиоэлектронных компонентов и комплектующих. Непосредственно же сами радиоэлектронные компоненты и комплектующие, выпускаемые массово крупными производителями, в большинстве своем недороги во всем диапазоне модификаций.

При таких обстоятельствах важнейшее значение приобретает разработка универсального контроллера, позволяющего, с одной стороны, охватить технические требования всех моделей в линейке типоразмерного ряда стендового оборудования, а с другой стороны, получить оптималь-

ную стоимость за счет включения только необходимого функционала и производительности.

Используемое оборудование для ТО разно-марочное, часто устаревшее, не отвечает требованиям универсальности в отношении приборов топливной системы дизелей разного исполнения и номенклатуры, а применяемые методы ТО и ремонта приборов топливной системы не позволяют выполнять испытания и регулировку всего комплекса аппаратуры.

Исходя из необходимости предоставить частному предпринимателю стендовое оборудование, доступное по стоимости и повышающее точность регулировки параметров ТА, в Рязанском отделении ФНАЦ ВИМ был предложен метод автоматизированной диагностики приборов топливной системы, основанный на одноканальном принципе измерения диагностических параметров.

Для уменьшения номенклатуры стендового оборудования на базе выполненного на этом принципе стенда КИ-35478 предлагается создание типоразмерного ряда автоматизированных стендов для диагностики топливной аппаратуры. При этом стенды предлагается комплектовать модулями для проверки форсунок, трубок высокого давления, аппаратуры Common rail.

Для унификации конструкции стендов, входящих в типоразмерный ряд, было предложено создать универсальный контроллер для управления исполнительными устройствами стенда и сбора данных от датчиков.

Рассмотрим список параметров, которые необходимо измерять в процессе диагностики топливной аппаратуры.

Очевидно, в список входят: частота вращения приводного вала, угловое перемещение вала для измерения углов начала нагнетания по секциям, давление топлива на входе в насос, температура топлива и цикловая подача топлива по секциям насоса.

Для проверки форсунок потребуется датчик измерения давления начала впрыска, таймер для определения гидроплотности, датчик расхода при измерении эффективного проходного сечения.

В базовом стенде КИ-35478 технология диагностики предполагает поочередное ручное переключение секций насоса к измерительному тракту. При конструировании более мощных стендов типоразмерного ряда для оптимизации действий регулировщика с целью уменьшения ручных операций целесообразно предусмотреть систему гидравлических клапанов для автоматического подключения секций к измерительному каналу стенда.

Кроме того, в универсальном стенде могут потребоваться дополнительные модули для управления различными типами топливных насосов с электронным управлением и форсунками common rail.

Для управления модулями возможно использовать отдельные недорогие микропроцессорные модули, интегрированные между собой в сеть на базе шины RS-485.

Экспериментальная часть

Для построения типоразмерного ряда универсальных автоматизированных диагностических стендов предлагается использование одноплатного контроллера с избыточным количеством входов для аналоговых датчиков давления, температуры и т.д., что упрощает монтаж на модернизируемых или вновь конструируемых стендах. Также в составе контроллера необходимо предусмотреть выход для управления частотным регулятором. Для объединения всех применяемых модулей необходимо разработать единый принцип сопряжения устройств и обмена данными между ними. Кроме этого, применение современных высокоточных цифровых датчиков влечет за собой использование микропроцессорных средств сбора информации. Таким образом, управление современными стендами для диагностики ТНВД должно быть построено на базе компьютера и микропроцессорной схемы сбора информации (контроллера стенда). Для связи контроллера с компьютером должен быть организован интерфейс. Так как контроллеров может быть, как и модулей, несколько, целесообразно использовать для объединения модулей и связи с компьютером промышленный интерфейс на основе стандарта RS-485, позволяющий объединять большое количество устройств на общей шине.

В Рязанском отделении ФНАЦ ВИМ был разработан контроллер КИ-35479 (рис. 1), отвечающий вышеуказанным требованиям, используемый в одноканальном стенде КИ-35478 и имеющий следующие характеристики:

- микроконтроллер АТМеда644-20Аи;

- тактовая частота 16 мГц;

- напряжение питания 12V; 50 мА;

- установка на DIN-рейку;

- габаритные размеры 135х90х65 мм. Входы:

- 6 универсальных входов аналого-цифрового 10-разрядного преобразования, для напряжений в диапазоне 0- 5V или 0-12 V (в зависимости от установленных при монтаже резисторов);

- два входа аналого-цифрового 12-разрядного преобразования для напряжений в диапазоне 0 - 5^

- 2 аналоговых входа с диапазоном 0-5V и разрядностью 12 бит;

- входы для подключения энкодера типа «ЛИР» (может использоваться как 3 отдельных дифференциальных цифровых входа с уровнями тТл-логики).

Выходы:

- мощный выход ШИМ 124 15 А для управления двигателем постоянного тока;

- 5 универсальных выходов для управления реле или клапанами 124 2А;

- 1 выход для светодиодного стробоскопа ( может использоваться как универсальный);

- 1 порт для подключения частотного преобразователя;

- 1 порт интерфейса RS485 (2/4 проводный);

- 1 порт для программирования контроллера.

Рис. 1 - Печатная плата контроллера КИ-35479

Достоинствами разработанного контроллера являются:

- большое количество цифровых и аналоговых входов для подключения практически любых датчиков;

- возможность наращивания системы за счет добавления контроллеров, объединенных на одной шине RS-485;

- специально разработанный для устойчивой работы в условиях сильных помех от силового оборудования протокол обмена с компьютером, позволяющий восстанавливать пропущенные пакеты.

Модуль контроллера разработан на базе микроконтроллера АТМеда 644 фирмы Атмел с производительностью до 20 миллионов простых операций в секунду (рис. 2, табл.).

Рис. 2 - Микроконтроллер АТМеда644-20Аи

Микроконтроллер имеет встроенный 10-битный АЦП с входным мультиплексором, который используется для измерения температуры и давления топлива.

Таблица - Основные технические характеристики микроконтроллера ATMega644-20AU

Производитель Atmel Corporation Тактовая частота 16 МГц

Наименование АТMega644-20АU Каналы ШИМ 6

Ядро AVR 8-bit Внутренний ЦАП 23 кан.

Flash-память 16 Внутренний АЦП 25 кан.

Объем RАМ-памяти 4К Напряжение питания 4.5V...5.5V

Объем RОМ-памяти 2К Температурный диапазон от -40°С до 85°С

Количество линий Корпус TQFP44

ввода/вывода 32

К достоинствам данного микроконтроллера следует отнести наличие сторожевого таймера (watchdog), системы контроля питания (brown-out detection), RC-генератора, а также возможности внутрисхемного программирования.

Для увеличения точности измерений использован высокоточный источник опорного напряжения фирмы Maxim REF195.

Измерительные входы контроллера защищены входными RC- фильтрами и сборками диодов Шоттки Bat54.

Для измерения напряжения, подаваемого на устройство управления рейкой и напряжения с датчика положения рейки, применен внешний 14-битный многоканальный АЦП MAX1068.

Это позволило с большим запасом удовлетворить требования к точности и разрешающей способности устройства.

Входы внешнего АЦП также защищены RC-фильтрами и диодами Шоттки.

Для управления напряжением и током источника питания, используемого для питания схемой управления рейкой, использованы встроенные таймеры микроконтроллера, работающие в режиме ШИМ.

Схема формирования напряжения управления рейкой состоит из формирователя образцового напряжения на АЦП фирмы Analog Devices и мощного усилителя постоянного тока, построенного на операционном усилителе и полевых транзисторах IRF9Z34 и IRLZ34N.

Схема формирования напряжения для датчика положения рейки построена аналогичным образом, но ввиду меньшей мощности в ней используется УНЧ широкого применения TDA2030.

Сигнал ШИМ управления клапанами формируется программно. Аналогично формируются и сигналы управления форсунками.

Все дискретные силовые выходы построены на мощных силовых транзисторах с датчиками тока IRC540, управляемыми драйверами затвора IR2121, что позволяет организовать защиту выходов без применения мощных резисторов в выходных цепях.

Для связи с компьютером контроллер включает в себя интерфейс RS485 на базе драйвера MAX483, совместимый с MODBUS на физическом уровне.

Схема включения/выключения источников

питания автономна и состоит из микросхемы 74ac74n, используемой в качестве R-S триггера и цифрового транзистора BCR112.

Для программирования контроллера предусмотрен разъем типа PLD.

В процессе эксплуатации предусмотрено обновление встроенного ПО контроллера через RS485.

Опытный образец контроллера был экспериментально установлен на стенд для диагностики и регулирования дизельной топливной аппаратуры КИ-35478 (рис. 3). В такой комплектации были проведены стендовые испытания рядных и типа VE ТНВД, а также топливных насосов системы Common Rail различных марок.

Рис. 3 - Стенд для испытания и регулирования дизельной топливной аппаратуры КИ-35478 с модулем диагностирования элементов топливо-подающей системы Common Rail

В ходе испытаний при необходимой повторяемости результатов эксперимента предлагаемый контроллер показал стабильную работу каналов ввода/вывода данных при подключении измерительных преобразователей (датчиков) различных типов, том числе высокоскоростных. Отсутствие зависаний контроллера в наиболее нагруженном режиме при обработке данных с максимального для типоразмерного ряда набора средств измерений свидетельствует о достаточной производительности выбранного микроконтроллера.

Среди положительных характеристик работы представленного контроллера следует отметить и стабильную связь контроллера с персональным компьютером в составе стенда, в особенности при включении стенда и ПК. Между тем, проблема нестабильности соединения с ПК при включении питания отмечена в работе некоторых серийных общепромышленных контроллеров, сопоставимых по производительности и набору функциональных возможностей.

Выводы

Предложенный контроллер обладает необходимым перечнем и объемом функциональных характеристик, позволяющих использовать его в системах управления во всем диапазоне линейки типоразмерного ряда стендов для диагностирования и регулировки дизельной топливной аппаратуры, включая насос-форсунки и дизельные топливоподающие системы аккумуляторного типа (Common RaiL).

Практическую ценность представляет также использование разработанного контроллера в аппаратно-программных комплексах модернизации технически устаревших стендов диагностирования и регулировки дизельной топливной аппаратуры. Кроме того, универсальность и широкий диапазон полезных характеристик контроллера с очевидностью позволяют использовать его в составе мобильного (переносного) комплекса экспресс-диагностирования компонентов дизельных топливных систем без демонтажа с двигателя внутреннего сгорания.

К недостаткам контроллера следует отнести использование в большинстве своем импортных (в основном китайского производства) радио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE TECHNIQUE OF DEVELOPING A UNIVERSAL CONTROLLER FOR STANDARD SERIES BENCH

EQUIPMENT IN THE DIAGNOSIS OF DIESEL FUEL SYSTEMS OF AGRICULTURAL MACHINERY

Kochurov Alexey A., candidate of technical sciences, Professor, Ryazan high airborne command school named of the General of the army V. Margelov, a_lucky@mail.ru

Zub Dmitry V., junior researcher, Ryazan department Federal Scientific Agroengineering Center VIM, dima31@bk.ru

Kokorev Gennady D., doctor of technical sciences, associate professor, Professor of Technical Transport Operation Department, Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostycheva, kgd5408@ rambler.ru

Aksenov Alexey Z., head of Ryazan department of Federal Scientific Agroengineering Center VIM, axalex77@ya.ru

Zhuravleva Elizaveta A., postgraduate, Ryazan State Agrоtechnоlоgical University named after P.A. ^stychev lizunia0000@rambler.ru

The article considers the necessity and results of the development of a universal controller for the hardware and software platform of the standard-size series of automated bench equipment for the diagnosis and regulation of diesel fuel equipment. Investigated electrically-controlled parameters of the modern stand equipment for diesel fuel equipment with the selection of optimal electronic component base for use in a generic controller.

электронных компонентов, свободный доступ к которым на российском рынке может быть существенно затруднен или закрыт с изменением внешнеполитической обстановки. Широко доступные аналоги компонентной радиоэлектронной базы российского производства, к сожалению, отсутствуют.

Список литературы

1.Габитов, И. И. Техническое обслуживание и диагностика топливной аппаратуры автотракторных дизелей : учеб. пособие для студ. вузов / И. И. Габитов, Л. В. Грехов, А. В. Неговора. - Уфа : БГАУ, 2008. - 238 с.

2.ГОСТ 10578 - 95. Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 18 с.

3.Корнеев, В. М. Модернизация стендов для испытания и регулирования топливных насосов высокого давления / В. М. Корнеев // Практика ремонта, восстановления и модернизации. - 2005. -№ 3. - С. 7-10

4.Кочуров, А. А. Модернизация стенда для диагностики топливной аппаратуры для повышения точности измерения цикловой подачи / А. А. Кочу-ров, Д. В. Зуб, А. З Аксенов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. - 2018. - № 12. - С. 30-36.

5.Пат. на изобретение 2398127 РФ, F02M 65/00. Способ испытания и регулировки дизельной топливной аппаратуры (варианты) / В. Н. Бетин, А. А. Кочуров, Д. В. Зуб, С. А. Козлов ; заявитель и патентообладатель ГНУ Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии. - № 2007129164/06; заявл. 30.07.2007; опубл. 27.08.2010, Бюлл. № 24. - 8 с.

6.Файнлейб, Б. Н. Методы испытаний и исследований топливной аппаратуры автотракторных дизелей / Б. Н. Файнлейб, И. Г. Голубков, Л. А. Клочев. - Москва ; Ленинград : Машиностроение, 1965. - 176 с.

7.Федосов, И. М. Руководство по испытанию и регулировке топливной аппаратуры автотракторных дизелей / И. М. Федосов, А. Л. Машкин. - Малоярославец : ОАО «МОПАЗ», 2004. - 76 с.

Its functional features, as well as key components and their useful characteristics in relation to the control of the considered bench equipment are considered. The universal controller allows to capture functional requirements standard series stands for diagnosis and adjustment of diesel fuel equipment in achieving the required performance useful features and reasonable cost of manufacture. It can be used in the modernization of technically obsolete bench equipment as part of the hardware and software modernization complex. The versatility and wide range of useful characteristics of the controller allows it to be used as part of a mobile (portable) complex for rapid diagnosis of components of diesel fuel systems without dismantling from the internal combustion engine.

Key words: diagnostics of fuel equipment, universal controller, modernization of diagnostic test bench.

Literatura

1.Gabitov, 1.1. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i diagnostika toplivnoj apparatury avtotraktornyh dizelej [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. Vuzov/I.I. Gabitov, JI.B. Grekhov, A.B. Negovora. - Ufa: BGAU, 2008. - 238 s.

2.GOST 10578 - 95. Nasosy toplivnye dizelej. Obshchie tekhnicheskie usloviya [Tekst]. M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2000. - 18 s.

3.Korneev V.M. Modernizaciya stendov dlya ispytaniya i regulirovaniya toplivnyh nasosov vysokogo davleniya [Tekst]. / V. M. Korneev // Praktika remonta, vosstanovleniya i modernizacii, 2005, № 3. - S. 7-10

4.Kochurov, A.A. Modernizaciya stenda dlya diagnostiki toplivnoj apparatury dlya povysheniya tochnosti izmereniya ciklovoj podachi [Tekst] / A.A. Kochurov, D.V. Zub, A.Z Aksenov. Sel'skohozyajstvennaya tekhnika: obsluzhivanie i remont, 2018. № 12. - S. 30-36.

5.Patent na izobretenie 2398127 RF, F02M 65/00. Sposob ispytaniya i regulirovki dizel'noj toplivnoj apparatury (varianty) [Tekst] / V.N. Betin, A.A. Kochurov, D.V. Zub, S.A. Kozlov ; - zayavitel' i patentoobladatel' GNU Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij tekhnologicheskij institut remonta i ekspluatacii mashinno-traktornogo parka Rossel'hozakademii. - № 2007129164/06; zayavl. 30.07.2007; opubl. 27.08.2010, Byull. № 24. - 8 s.

6.Fajnlejb, B. N. Metody ispytanij i issledovanij toplivnoj apparatury avtotraktornyh dizelej [Tekst]./ B. N. Fajnlejb, I. G. Golubkov, L. A. Klochev. - Moskva ; Leningrad : Mashinostroenie, 1965. - 176 s.

7.Fedosov, I.M. Rukovodstvo po ispytaniyu i regulirovke toplivnoj apparatury avtotraktornyh dizelej [Tekst]./ I.M. Fedosov, A.L. Mashkin. - Maloyaroslavec: OAO «MOPAZ», 2004. - 76 s.

УДК 637.125

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДОЕНИЯ КОРОВ АППАРАТОМ ЧЕТВЕРТНОГО ДОЕНИЯ

КРАСНОВ Иван Николаевич, д-р техн. наук, профессор кафедры «Технологии и средства механизации в АПК», krasnov1310@rambler.ru

КРАСНОВА Александра Юрьевна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Технический сервис в АПК», krasnov1310@rambler.ru

МИРОШНИКОВА Валентина Викторовна, канд. тех. наук, главный специалист по научно-исследовательской работе дирекции, mvalentina04@gmail.com

МАКАРЕНКО Андрей Сергеевич, аспирант кафедры «Технологии и средства механизации в АПК», krasnov1310@rambler.ru

Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный аграрный университет», г. Зерноград

Целью исследования явилось устранение передержек доильных стаканов на выдоенных долях вымени и повышение стимулирующего воздействия доильного аппарата на молочную железу. Объект исследования - доильный аппарат марки ДА-2М, переоборудованный в режим работы с поочерёдным пневмоприводом доильных стаканов. Показана существенная разница во времени извлечения молока из передних и задних долей у коров с любой формой вымени серийными отсасывающими доильными аппаратами, в том числе марки ДА-2М, из-за чего передние доли, будучи выдоенными, подвергаются холостому воздействию высокого вакуума. Учитывая высокую вероятность поражения их маститом при этом, предложен вариант переоборудования аппарата ДА-2М в режим четвертного доения с поочерёдным пневмоприводом доильных стаканов при различной, регулируемой продолжительности такта сосания в стаканах, предназначенных для извлечения молока, находящегося в передних долях вымени коровы. К доильному аппарату в этом варианте разработан ротационный пульсатор, применительно к которому получены расчётные формулы для определения продолжительности ди-

© Краснов И. Н., Краснова А. Ю., Мирошникова В. В., Макаренко А. С., 2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.