Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕСТОВ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальтер Александр Игоревич

Предложена методика разработки экзаменационных тестов. Приведена классификация тестовых заданий. Рассмотрены требования к конструированию тестовых заданий в закрытой форме. Проанализированы типовые ошибки, встречающиеся при составлении тестовых заданий и предложены пути их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF TEST TASKS OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS

A methodology for the development of examination tests is proposed. The classification of test tasks is given. The requirements for the design of test tasks in a closed form are considered. Typical errors encountered in the preparation of test tasks are analyzed and ways to correct them are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

УДК 658.519

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-556-560

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

А.И. Вальтер

Предложена методика разработки экзаменационных тестов. Приведена классификация тестовых заданий. Рассмотрены требования к конструированию тестовых заданий в закрытой форме. Проанализированы типовые ошибки, встречающиеся при составлении тестовых заданий и предложены пути их исправления.

Ключевые слова: дисциплина, тестовое задание, типовые ошибки при составлении тестов, система оценки ответов.

Оценка качества освоения основной образовательной программы включает в себя промежуточную аттестацию по дисциплинам теоретического обучения. Форма и содержание испытаний промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом, соответствующей дисциплины и утвержденной рабочей программой.

Электронный тест представляет собой набор самостоятельных заданий небольшого объема, предлагаемых студентам для работы в интерактивном режиме. При этом от экзаменуемого требуется:

понять смысл тестового задания;

продумать свой ответ;

выполнить определенные действия в интерфейсе пользователя, чтобы система зафиксировала ответ на вопрос.

Классификация тестовых заданий:

1.Задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов.

2.Задания на дополнения (открытые задания), требующие при выполнении от студентов самостоятельного получения ответов.

3.Задание на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств.

4.Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.

Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространенными, но абсолютизировать их нет никаких оснований.

Требования к тестовым заданиям:

Эти требования можно сформулировать кратко в виде следующих утверждений:

- каждое тестовое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после объективной оценки трудности задания и выбора стратегии предъявления заданий теста;

- любое тестовое задание имеет эталон правильного ответа;

- в тестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

- для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или по-литомической оценки;

Задание должно быть достаточно кратким по форме предъявления и по времени выполнения, которое не превышает 3 - 5 мин.

Требования к конструированию тестовых заданий в закрытой форме:

1) В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок.

2) Основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи - восьми слов.

3) Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения.

4) Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины, либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста.

556

5) Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

6) Основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного для данной проблемы материала.

7) Из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий.

8) В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.

9) Из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.

10) При формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные», так как они способствуют угадыванию правильного ответа.

11) Все дистракторы к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для студентов, не знающих правильного ответа.

12) Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов.

13) Не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста.

14) Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.

Требования к конструированию тестовых заданий в закрытой форме: Выполнить все эти требования достаточно трудно, а иногда попросту невозможно, поэтому часть требований носит рекомендательный характер, что несколько облегчает ситуацию с анализом отдельных недостатков формы. Например, вряд ли тест не удастся, если будет задействовано не семь-восемь, а десять, двенадцать или даже больше слов в формулировках основной части заданий, либо задания будут сформулированы в виде вопроса. Другая часть требований обязательна к исполнению.

Типичные ошибки тестовых заданий с выбором ответов: повторяющиеся слова; несогласованность формулировок; подсказки;

недопустимые дистракторы; отрицания;

недостаточность формулировок;

одинаковые наборы ответов;

Ошибка «Повторяющиеся слова»

Для чего прокаливают оболочковые формы?

A. Для увеличения газопроницаемости

Б. Для получения необходимой прочности

B. Для уменьшения усадки отливки

В чем ошибка формулирования вопроса?

Тестовое задание имеет вопросительную форму. Это неизбежно влечет за собой повторяющиеся слова в вариантах ответа.

Что следует сделать? Основную часть задания сформулировать в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов. Из вариантов ответов обязательно исключить все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.

Правильный вариант тестового задания «Повторяющиеся слова». Оболочковые формы прокаливают для...

A. Увеличения газопроницаемости

Б. Получения необходимой прочности

B. Уменьшения усадки отливки Ошибка «Повторяющиеся слова».

Какой толщины стенки отливки получают литьем в оболочковые формы?

A. От 2 до 12 мм; Б. От 12 до 20 мм;

B. От 20 до 30 мм.

Правильный вариант тестового задания «Повторяющиеся слова»

Какие критерии выбора оптимального технологического процесса?

А - Размерная точность, шероховатость поверхности, коэффициент использования металла, серийность производства, относительная себестоимость;

Б - Размерная точность, шероховатость поверхности, коэффициент использования металла;

В - Коэффициент использования металла, серийность производства, относительная себестоимость.

В чем ошибка?

Очевидно, что два более коротких ответа Б и В студенты сразу отбросят и останется один вариант.

Что следует сделать?

Заменить короткие дистракторы вариантами приблизительно одинаковой длины.

Правильный вариант тестового задания «Подсказки».

Критериями оптимального технологического процесса являются...

А - Размерная точность, шероховатость поверхности, коэффициент использования металла, серийность производства;

Б - Размерная точность, шероховатость поверхности, коэффициент использования металла;

В - Коэффициент использования металла, серийность производства, относительная себестоимость.

Ошибка «Недопустимые дистракторы».

Литейная форма не включает в себя:

A. Модель;

Б. Стержень;

B. Прибыль.

В чем ошибка?

В формулировке тестового задания используется отрицание. Этого делать нельзя.

Что следует сделать?

Сменить тип тестового задания на «Многие из многих». Исключить недопустимые варианты ответов. При необходимости можно добавить дистракторы.

Ошибка «Отрицания».

Какое из следующих утверждений неверно?

A. Литник это модель;

Б. Стержень - это элемент формы;

B. Прибыль - это дефект отливки.

В чем ошибка?

Вопрос содержит отрицание.

Что следует сделать?

Преобразовать формулировку тестового задания на утвердительную. Сменить тип тестового задания на «Многие из многих» или на «Соответствие». В качестве вариантов использовать слова верно или ложно, как более подходящие.

Правильный вариант тестового задания «Отрицания».

Укажите верные утверждения:

A. Литник это модель;

Б. Стержень - это элемент формы;

B. Прибыль - это дефект отливки.

Ошибка «Недостаточность формулировок».

Укажите верное определение понятия «проектирование».

A. Проектирование - это процесс, при котором производится сбор информации о проектируемом объекте и его изготовление;

Б. Проектирование - это процесс, при котором исходная информация о проектируемом объекте преобразуется в комплексе конструкторско-технологических документов для его изготовления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Проектирование - это процесс, при котором объект используется как исходная информация для проектирования;

Г. Проектирование - это процесс, при котором на основе исходной информации о проектируемом объекте производится его изготовление.

В чем ошибка?

В процессе ответа на вопрос студент будет вынужден заниматься поиском различий в формулировках. Это отнимает очень много времени.

Что следует сделать?

Сменить тип вопроса на «Дополнение» («Пропущенное слово»).

Правильный вариант тестового задания «Недостаточность формулировок».

Процесс, при котором исходная информация о проектируемом объекте преобразуется в комплексе конструкторско-технологических документов для его изготовления, называется...

Ошибка «Одинаковые наборы ответов».

Минеральные смазочные масла в литейной технологии применяются.

A. Для формовочных смесей;

Б. Для смазки литейного инструмента;

B. Для обмазки кокиля.

Что следует сделать? Повторяющиеся одинаковые наборы ответов (для смазки или обмазки) вынести из ответов в текст задания.

Задания на дополнения с ограничениями на ответы («Пропущенное слово»).

При ответе на дополнение с ограниченным ответом студент дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограничениями подчиняется ряду общепринятых правил.

Общепринятые правила:

1. Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

3. Все прочерки в заданиях для одного теста

рекомендуется делать равной длинны.

4. Дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

5. После прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения.

6. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации.

7. В тексте задания не допустимы повторы и двойное отрицание.

Канал для подвода в форму металла называется..

A. Канавка;

Б. Стояк;

B. Ручей.

Задания на установление соответствия.

В заданиях на соответствие преподаватель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Слева приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы. Справа - элементы, подлежащие выбору.

Соотнесите материал формы с видом литья:

1. Разовая смесь; А. Литье в кокиль

2. Сталь; Б. Литье в песчаные формы

3. Керамика; В. Литье по выплавляемым моделям.

Задание на установление правильной последовательности.

Эти задания предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. В заданиях приводятся в произвольном, случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Студент должен установить правильный порядок предложенных действий.

Алгоритм действий при изготовлении песчано-глиняной формы?

A. - Установка модели литниковой-питающей системы;

Б. - Установка опоки на модельную плиту;

B. - Встряхивание и уплотнение смеси;

Г. - Спаривание опок.

Анализ практики тестирования позволил сформулировать проблемы компьютерных тестов. Это, прежде всего проверка способности студента к запоминанию материала и недостаток возможности проверки его интеллектуального потенциала.

В состав тестов включаются второстепенные по важности и значимости материалы, (цифровые данные); задания формулируются в вопросительной или отрицательной форме, что искусственно повышает трудность восприятия студентами; задания разной степени сложности распределены неравномерно, что снижает объективность оценки знаний студента, так как большинство программных оболочек предполагают тестирование с использованием программы случайных чисел.

Список литературы

1. Евтюхин Н.В. Структуризация знаний и технология разработки компьютерных мастер-тестов // Телекоммуникации и информатизация образования. 2000. № 1. С. 71-80.

2. Аванесов, В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Методическое пособие // Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, МГТА им. А. Н. Косыгина. 1995. 95 с.

Вальтер Александр Игоревич, д-р техн. наук, профессор, valter.alek@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF TEST TASKS OF CONTROL AND MEASURING

MATERIALS

A.I. Valter

A methodology for the development of examination tests is proposed. The classification of test tasks is given. The requirements for the design of test tasks in a closed form are considered. Typical errors encountered in the preparation of test tasks are analyzed and ways to correct them are proposed.

Key words: discipline, test task, typical errors in the preparation of tests, response evaluation system.

Valter Alexander Igorevich, doctor of technical sciences, professor, valter.alek@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-3-560-564

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛАМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АДДИТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

АО. Чечуга

В работе представлены наиболее распространенные наиболее популярныевиды фила-ментов в аддитивном производстве. Приведены их физико-химические особенности, также рассмотрены способы их изготовления и области применения.

Ключевые слова: ABS, PLA, нейлон, филамент, прототипирование.

Современное химическое производство разработало большое количество различных филаментов, многие из которых нашли свое применение в 3D-печати. Аддитивные технологии такого рода широко применяются на различных производствах, позволяя создавать как конечную продукцию, так и моделировать будущие изделия.

Несмотря на широкий выбор материалов, и способов их применения, можно выделить несколько наиболее распространенных: PLA, ABSи нейлон.

560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.