Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CORRUPTION / CORRUPTION CRIME / BRIBERY / SUBJECT OF CORRUPTION OFFENSES / THE OBJECT OF CORRUPTION OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов А. А.

Данная статья посвящена вопросам расследования преступлений коррупционный направленности. Существующие реалии и анализ судебно-следственной практики позволяют сделать вывод о том, что с коррупцией мы сталкиваемся повсеместно. Темпы распространения ее настолько стремительны, что сейчас это один из опаснейших факторов дестабилизации экономической и социально-политической обстановки в стране. Это наталкивает нас на мысль о том, что победить коррупцию практически невозмножно. Но можно ее значительно сократить, сочетая репрессивные меры с возможностями различных институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION TECHNIQUE OF CORRUPTION DIRECTION CRIMES

This article is devoted to the investigation of corruption-related crimes. The existing realities and the analysis of judicial and investigative practices allow us to conclude that we face corruption everywhere. The rate of its spread is so rapid that now it is one of the most dangerous factors in the destabilization of the economic and socio-political situation in the country. This gives us the idea that it is almost impossible to defeat corruption. But it can be significantly reduced by combining repressive measures with the capabilities of various civil society institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 343.352

Максимов А.А. студент магистратуры 3 курса факультет заочного обучения направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» ФГКОУВО «Нижегородская академия МВД РФ»

Россия, г. Нижний Новгород МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам расследования преступлений коррупционный направленности. Существующие реалии и анализ судебно-следственной практики позволяют сделать вывод о том, что с коррупцией мы сталкиваемся повсеместно. Темпы распространения ее настолько стремительны, что сейчас это один из опаснейших факторов дестабилизации экономической и социально-политической обстановки в стране. Это наталкивает нас на мысль о том, что победить коррупцию практически невозмножно. Но можно ее значительно сократить, сочетая репрессивные меры с возможностями различных институтов гражданского общества.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, взяточничество, субъект коррупционных преступлений, объект коррупционных преступлений.

Maksimov A.A. graduate student 3 course, faculty of correspondence education in the direction of preparation 04.04.01 "Jurisprudence" FGKOUVO "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation " Russia, Nizhny Novgorod INVESTIGATION TECHNIQUE OF CORRUPTION DIRECTION

CRIMES

Annotation:

This article is devoted to the investigation of corruption-related crimes. The existing realities and the analysis of judicial and investigative practices allow us to conclude that we face corruption everywhere. The rate of its spread is so rapid that now it is one of the most dangerous factors in the destabilization of the economic and socio-political situation in the country. This gives us the idea that it is almost impossible to defeat corruption. But it can be significantly reduced by combining repressive measures with the capabilities of various civil society institutions.

Keywords: corruption, corruption crime, bribery, the subject of corruption offenses, the object of corruption offenses.

Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть коррупции вообще, хотя и наиболее опасный с точки зрения общественных и государственных интересов. Вместе с тем анализ содержания указанного вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruptio, что означает «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции и хотя понятие коррупции, - говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря в 1978 г. - должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [1]. В данном случае под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции содержится в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личным целях» [1].

Уголовный кодекс РФ содержит большое число преступлений, которые могут совершаться представителями власти, а именно: преступления, предусмотренные гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления"; преступления, предусмотренные ст. 142, 148, 169, 170, 174, 178, 179, 183, 185, 196, 197, 246 и др.

Расследование каждого из этих видов коррупционных преступлений обладает определенной спецификой, которая рассматривается самостоятельно. В то же время имеются общие положения, которые являются определяющими для успешного расследования коррупции. На примерах расследования таких преступлений как взяточничество, халатность и служебный подлог, которые являются ядром коррупционных преступлений, будут раскрыты общие положения и особенности привлечения к уголовной ответственности коррупционеров - лиц, наделенными властными полномочиями и распорядительными функциями в силу занимаемого ими служебного положения, которое они используют для личного обогащения.

Взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность государственных органов, их структур и должностных лиц, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

Правильное применение ст. 290 УК РФ зависит от четкого определения субъекта получения взятки, т.е. от определения понятия должностного лица.

В качестве субъектов преступлений коррупционной направленности выступают должностные лица, занимающие должности в государственном или муниципальном органе, учреждении или организации, а также в негосударственной организации. Обладая определенными правами и обязанностями, указанные должностные лица при осуществлении своей служебной деятельности могут использовать служебные полномочия вопреки интересам службы, в своих интересах, при этом нарушая права и законные интересы граждан или организаций, либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Значительную роль в структуре криминалистической характеристики преступления играют сведения, характеризующие обстановку его совершения. Обстановка преступления, находясь в тесной взаимосвязи с остальными элементами криминалистической характеристики преступления, способна оказывать существенное влияние на их формирование и развитие. Как писал И.Н. Якимов, «внимательное, вдумчивое изучение обстановки как бы вводит в атмосферу преступления, заканчивающуюся на окружающем, и не столько видимую, сколько чувствуемую и угадываемую. Проникновение в обстановку и обстоятельства преступления ведет к отчетливому пониманию совершившегося, к постижению внутренней связи между действиями, совершенными преступной волей, и отражением их вовне. Такое понимание дает возможность не только мысленно воссоздать картину преступления, но и понять мотивы, руководившие преступником при совершении преступления» [2, С. 75].

Углубленное изучение обстановки преступления как криминалистической категории началось с середины 60 -х гг. прошедшего столетия. Ее исследованием занимались И.Н. Якимов, Р.С. Белкин, В.К. Гавло, В.И. Куликов, Н.П. Яблоков, Т.С. Анненкова, И.Н. Букаева и многие другие ученые.

Разделяя в целом взгляд Н.П. Яблокова на содержание рассматриваемой научной категории, полагаем, что в структуру обстановки коррупционных преступлений в сфере деятельности ОВД целесообразно включить следующие элементы:

- пространственно-конструктивную характеристику мест подготовки, совершения и сокрытия преступления;

- временную характеристику всех этапов совершения преступления

- организационно-служебную характеристику процесса совершения

преступления;

- морально-психологическую характеристику процесса совершения преступления;

- психолого-организационную характеристику взаимоотношений участников преступного деяния;

- характеристику обстоятельств, способствующих или препятствующих подготовке, совершению и сокрытию преступления.

При этом полагаем, что учет таких сведений об обстановке совершения преступления, как природно-климатические условия, вещественные и другие факторы, имеет криминалистическое значение при расследовании конкретного уголовного дела и может не использоваться при формировании криминалистической характеристики коррупционных преступлений, совершаемых в сфере деятельности ОВД.

Коррупционная преступность включает в себя разные уголовно -правовые виды деяний. К основным из них можно отнести следующие преступления против государственной власти, государственной и иной службы [3, с. 3-4]:

- взяточничество;

- злоупотребление должностными полномочиями;

- превышение должностных полномочий;

- преступления против службы в коммерческих организациях;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности;

- незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.

Применительно к легализации (отмыванию) денежных средств и (или)

иного имущества, приобретенных в результате совершения коррупционных преступлений, значительный интерес представляет изучение способа совершения преступления.

Согласно Лаврентьевой Г.А., отличительной особенностью расследования преступлений коррупционной направленности, является новый, достаточно редкий для уголовного права порядок возбуждения уголовного дела. Введение особого порядка уголовного преследования (по заявлению коммерческой или иной организации или с ее согласия) за совершение коммерческого подкупа означает создание сферы действия диспозитивного начала в рамках существующего в России уголовного судопроизводства, которое действует при соблюдении жесткого условия: причинение вреда преступлением коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (речь идет о принципе диспозитивности, закрепленном в примечании 2 к ст. 201 УК РФ). При использовании в практической деятельности основных положений данного примечания следователи сталкиваются со значительными трудностями, обусловленными, прежде всего, отсутствием четкой законодательной регламентации принципа диспозитивности, а также коллизией норм материального и процессуального права, закрепляющих

данное нормативное установление. На этапе возбуждения уголовного дела следователи отмечают: сложность определения характера вреда и объекта его причинения; неясность отнесения предприятий к государственным и муниципальным; отсутствие четкого представления о том, кто должен давать заявление или согласие на осуществление уголовного преследования и являются ли указанные заявление или согласие поводом к возбуждению уголовного дела по коммерческому подкупу [4, с. 62].

Лаврентьева Г.А. под предварительной проверкой предлагает понимать деятельность уполномоченных уголовно -процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, основанную на законе и подзаконных актах, которая направлена на установление достоверности, изложенной в заявлении или сообщении информации, и сбор дополнительных, недостающих сведений, характеризующих данное событие, как общественно опасное деяние, необходимых для принятия по нему законного и обоснованного процессуального решения [4, с. 65].

Важность исследования проблемы тактической операции при расследовании коммерческого подкупа предопределена следующими обстоятельствами. Во-первых, высокой латентностью и, соответственно, сложностью расследования данного вида преступлений. Во-вторых, необходимостью разработки системы рекомендаций по реализации тактических операций по уголовным делам коррупционной направленности [4, с. 117].

О большой пораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% - государственные чиновники разного уровня; около 25% -сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3 - 4% -сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7 - 8% - прочие лица.

Результаты опроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% -бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку [5, с. 111].

Таким образом, анализ судебно-следственной практики и теоретических исследований, посвященных вопросам борьбы с коррупцией, позволяет заключить, что победить коррупцию, или хотя бы значительно сократить ее, можно только сочетая репрессивные меры с возможностями институтов гражданского общества, поскольку именно оно больше всего заинтересовано в положительном результате. Без приобщения общественности нельзя обуздать коррупцию низовых звеньев, которая как основание пирамиды удерживает и питает все вышестоящие уровни. Несмотря на то, что верхние эшелоны должностных лиц мало чувствительны к законодательным мерам, поскольку сами принимают участие в законотворчестве и обладают различными иммунитетами, коррупция

высших должностных лиц может быть потеснена снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества. Если широкие круги общественности, и прежде всего предпринимательские, средства массовой информации, самодеятельные организации серьезно включатся в эту работу, деятельность должностных лиц всех уровней может стать прозрачной, подконтрольной. Не следует забывать и о воспитательных мерах: повышении уровня правового и гражданского сознания, привитии навыков поведения в демократическом обществе. Только на этом фоне могут стать действенными меры законодательного характера, а правоохранительные органы будут способны оказать противодействие этому общественно опасному явлению.

Использованные источники:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.), ратифицирована Россией 8.03.2006 г. // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 10. - С. 7-54.

2. Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника / В.Н. Бурлаков. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 238 с.

3. Волженкин Б.В. Допустима ли провокация как метод борьбы с коррупцией? / Б.В. Волженкин // Следователь. - 2007. - № 2. - С. 2-5.

4. Лавреньтьева Г.А. Методика расследования коммерческого подкупа [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.09) / Галина Анатольевна Лаврентьева; Омская академия МВД России. - Омск, 2005. -226 с.

5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 г. - М.: ГИАЦ МВД России, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.