Научная статья на тему 'Методика расчёта рейтинговой оценки деятельности студента при усвоении курса математики'

Методика расчёта рейтинговой оценки деятельности студента при усвоении курса математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / РЕЙТИНГ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ESTIMATION / RATING / PROCESS OF TRAINING IN MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко С. А.

В соответствие с ФГОС рассмотрен новый подход к оцениванию знаний студента на основе рейтинга. Предложена методика расчета рейтинговой оценки студента при изучении курса математики, позволяющая студенту рационально организовать свою деятельность по усвоению курса, а преподавателю объективно оценить ее. Методика является обобщением опыта рейтинговой оценки знаний студентов в процессе изучения математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CALCULATION OF THE RATING ASSESSMENT OF ACTIVITY OF THE STUDENT AT ASSIMILATION OF THE COURSE OF MATHEMATICS

In compliance with standards of the higher education new approach to estimation of knowledge of the student on the basis of a rating is considered. The method of calculation of a rating assessment of the student is offered when studying a course of the mathematics, allowing it is rational to student to organize the activities for course assimilation, and the teacher objectively to estimate it. The technique is synthesis of experience of a rating assessment of knowledge of students in the course of mathematics studying.

Текст научной работы на тему «Методика расчёта рейтинговой оценки деятельности студента при усвоении курса математики»

УДК 378.124:51:004

МЕТОДИКА РАСЧЁТА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПРИ УСВОЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ

С.А. Дьяченко

В соответствие с ФГОС рассмотрен новый подход к оцениванию знаний студента на основе рейтинга. Предложена методика расчета рейтинговой оценки студента при изучении курса математики, позволяющая студенту рационально организовать свою деятельность по усвоению курса, а преподавателю объективно оценить ее. Методика является обобщением опыта рейтинговой оценки знаний студентов в процессе изучения математики.

Ключевые слова: оценивание, рейтинг, процесс обучения математике

Новые требования Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования предполагают введение новых подходов к системе контроля усвоения материала студентами. Один из наиболее перспективных методов связан с введением рейтинговой оценки. Под рейтинговой оценкой будем понимать численный показатель, характеризующий деятельность студента по усвоению дисциплины, который присваивается ему за выполнение совокупности учебных действий как по результатам усвоения всей дисциплины в целом, так и по результатам выполнения отдельных видов учебной деятельности.

Рейтинговый контроль лишен недостатков традиционного экзамена, когда студент отвечает на вопросы только одного экзаменационного билета, нередко находится в состоянии стресса и полностью зависит от субъективной оценки преподавателя. Введение рейтинговой оценки знаний студента позволяет не только сделать прозрачной саму процедуру оценивания, но и помочь студенту в организации познавательной самостоятельности при организации своей работы по усвоению материала дисциплины.

Методика рейтинговой оценки должна строиться с учетом специфики преподаваемой дисциплины. Рассмотрим введение рейтинговой оценки знаний на примере оценивания студентов, изучающих курс математики, учитывая при этом все виды деятельности студента: от посещения лекций и выполнения лабораторных работ до решения нестандартных задач и участия в математических олимпиадах.

В настоящее время не существует единой методики рейтинговой оценки студента при усвоении курса математики. Отдельные аспекты оценивания знаний студентов на основе рейтинга сделаны в работах Б.В. Гнеденко, В.А. Садовничего, В.М. Тихомирова, И.Ф. Шарыгина и др. В исследованиях Ю.В. Белова, С.И. Калачёвой, Н.Ю. Коробовой отмечены недостатки рейтинговой формы контроля, связанные с формальным подходом преподавателей к проектированию деятельности студента, эмоциональное неприятие рейтинга самими студентами, отрицательное отношение к механическому набиранию баллов.

Анализ теоретических исследований и практического опыта преподавателей математики приводит к выводу о необходимости разработки методики рейтинговой оценки студента при усвоении этой дисциплины.

Противоречие между необходимостью введения рейтинговой оценки знаний студентов при усвоении математики и отсутствием эффективной единой методики позволяет сформулировать цель данной статьи - разработать методику расчета рейтинга студентов на основе оценивания усвоения ими отдельных видов учебной деятельности. Объектом исследования выступает педагогический процесс.

При подготовке статьи было проанализировано содержание Федеральных государственных образовательных стандартов по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление», методическая литература по организации рейтинговой оценки, практический опыт преподавателей математики различных вузов в этой области.

Первостепенное значение для качественной оценки деятельности студента имеет четкая формулировка цели. Поэтому преподаватель должен сообщить студенту вначале изучения курса математики, во-первых, вопросы к итоговому контролю, во-вторых, систему требований по их усвоению. При этом оценка деятельности студента по усвоению курса математики сводится к оценке полноты и качества его знаний по дисциплине.

Основу алгоритма рейтинговой оценки знаний студента составляет разделение видов учебной деятельности студента, контроль выполнения которых обязателен. По окончании обучения определяется сумма набранных баллов за весь период обучения, определяется индивидуальный рейтинг студента и выставляется оценка.

Обозначим Рс - рейтинговую оценку знаний студента. Виды учебной деятельности

студента при усвоении курса математики:

Р1 - посещение лекций;

Р2 - работа на практических занятиях;

Р3 - выполнение лабораторных работ;

Р4 - выполнение домашних заданий;

Р5 - оценка на контрольной работе.

Итак, Рс = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5.

Учитывая, что Рс < 100, получим Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 < 100.

Поскольку каждый из видов деятельности имеет не равноценное значение в процессе усвоения дисциплины, то на основе метода экспертной оценки каждому виду деятельности определен свой вес. В качестве экспертов выступали преподаватели математики, имеющие большой опыт в преподавании дисциплины [1, с.18].

В результате для каждого вида деятельности определено максимальное значение, которое может набрать студент в процессе правильной организации своей деятельности: Р1 =10; Р2 =20; Р3 =25; Р4 =25; Р5=20.

В сумме 100, поэтому студент, выполнивший все виды учебной деятельности, получает максимальную оценку на экзамене.

Рассмотрим каждый вид деятельности и охарактеризуем его.

Посещение лекций - Р1. Для того, чтобы набрать максимальное значение по этому показателю студент не должен пропускать лекции. Рейтинг подсчитывается по журналу посещаемости. Например, если предусмотрено 20 лекций по математики, то посещение каждой

, максимальный рейтинг по виду деятельности Р-. 10 1

лекции оценивается по формуле: -;-= — = - балла

количество лекции 20 2

Работа на практических занятиях - Р2. Экспертную оценку деятельности студента дает преподаватель на основе учета активности при обсуждении заданий, предложений рациональных способов решений, решение задач у доски и в тетради. Рейтинг каждого студента объявляется в конце занятия. При этом максимальный рейтинг за занятие определяется исходя из общего числа практических занятий (предположим, что их 20) и вычисляется по , максимальный рейтинг по виду деятельности Р2 20 .

формуле: -;-= — =1 балл

количество практических занятии 20

Выполнение лабораторных работ - Р3. Преподавателем оценивается работа студента в ходе лабораторной работы, интерпретация полученных результатов, оформление отчета по лабораторной работе, ответы на дополнительные вопросы. Максимальный рейтинг за каждую лабораторную работу рассчитывается аналогично.

Выполнение домашних заданий - Р4. При выставлении рейтинга учитывается количество правильно решенных заданий, нестандартные способы решения задач, качество решенных заданий и правильность использования математических обозначений.

Оценка на контрольной работе - Р5. Контрольная работа оценивается традиционно, затем каждой оценке ставиться в соответствие рейтинг из расчета «максимальной оценке -максимальный рейтинг». Например, «5» - 20 баллов, «4» - 16 баллов, «3» - 9 баллов, «2» - 4 балла.

По окончании курса обучения рассчитывается итоговый рейтинг как сумма набранных баллов по все видам деятельности в течение семестра. Каждой оценке можно поставить в соответствие некоторое интервальное значение рейтинга, например, 100 - 90 баллов - отлично, 89 - 75 баллов - хорошо, 74 - 50 баллов - удовлетворительно, 49 и ниже - неудовлетворительно.

Дополнительно можно учесть участие или победу в математической олимпиаде, участие в научных конференциях с тематикой соответствующей изучаемой дисциплине, другую неучтенную работу, показывающую достаточный уровень усвоения математики.

Предложенная методика рейтинговой оценки соответствует следующим принципам: полноты, поскольку охватывает все виды учебной деятельности студента; непртиворечивость, заключающаяся в том, что выполнение каждого предложенного вида деятельности по усвоению курса математики помогает в осуществлении других видов деятельности; информационная открытость, которая позволяет студенту сопоставить свои результаты на любом этапе с результатами однокурсников и, при необходимости, скорректировать их; результативность, которая понимается как направленное действие студента к достижению положительного результата.

Такая методика не требует существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с традиционными видами проведения учебных занятий и новыми организационными формами обучения. Она помогает студенту наметить индивидуальную траекторию изучения курса математики, корректировать сроки, виды и этапы усвоения дисциплины, развивая тем самым умение правильно организовывать свою познавательную самостоятельность.

Предложенная методика является обобщением многолетнего опыта использования рейтинговой оценки для контроля знаний студентов по математике. Ее использование позволило повысить объективность в оценке знаний студентов при изучении курса, а также скорректировать работу преподавателя, увеличив долю самостоятельных заданий для выполнения студентами. В целом введение рейтинга положительно оценивается студентами, которые отмечают высокую объективность в оценке их знаний, стимулирует активную деятельность при усвоении курса математики, снижает стрессовые ситуации во время зачетно-экзаменационной сессии.

Подводя итоги, отметим, что в статье предложена методика рейтинговой оценки деятельности студента по усвоению курса математики, которая учитывает специфические виды деятельности студента при изучении курса математики. Однако каждый преподаватель, взяв ее за основу, имеет возможность видоизменить отдельные ее элементы, адаптировав к конкретным условиям усвоения курса математики.

In compliance with standards of the higher education new approach to estimation of knowledge of the student on the basis of a rating is considered. The method of calculation of a rating assessment of the student is offered when studying a course of the mathematics, allowing it is rational to student to organize the activities for course assimilation, and the teacher objectively to estimate it. The technique is synthesis of experience of a rating assessment of knowledge of students in the course of mathematics studying. The key words: estimation, rating, process of training in mathematics

Список литературы

1. Дьяченко С.А. Математика: учебно-методическое пособие. Орел: Издательство ОРАГС, 2007. 72с.

Об авторе

Дьяченко С. А. - Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Орловский филиал, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.