Научная статья на тему 'Методика расчета уровня существенности при проведении внутреннего аудита в торговой организации'

Методика расчета уровня существенности при проведении внутреннего аудита в торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / АУДИТОРСКИЙ РИСК / ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / TRADE ORGANIZATIONS / LEVEL OF MATERIALITY / INTERNATIONAL STANDARDS ON AUDITING / AUDIT RISK / INDICATORS FOR CALCULATING THE LEVEL OF MATERIALITY / CALCULATION METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарченко К.А.

В статье рассмотрено понятие существенности в аудите. Выделены международные стандарты аудита, регулирующие порядок определения уровня существенности и аудиторского риска при внешнем и внутреннем аудите. Выделены важные показатели с учетом специфики торговой деятельности. Обоснован их выбор и значение. Определено их влияние на отчетность торговой организации. Предложена методика расчета уровня существенности. Определена зависимость аудиторского риска и уровня существенности.The article discusses the concept of materiality in audit. The international standards of audit regulating the procedure for determining the level of materiality and audit risk in external and internal audits are highlighted. Important indicators are highlighted, taking into account the specifics of trading activities. Their choice and meaning are justified. Their impact on the reporting of a trade organization is determined. A method for calculating the level of materiality is proposed. The dependence of the audit risk and the level of materiality is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчета уровня существенности при проведении внутреннего аудита в торговой организации»

МЕТОДИКА РАСЧЕТА УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К.А. Захарченко, магистр

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10303

Аннотация. В статье рассмотрено понятие существенности в аудите. Выделены международные стандарты аудита, регулирующие порядок определения уровня существенности и аудиторского риска при внешнем и внутреннем аудите. Выделены важные показатели с учетом специфики торговой деятельности. Обоснован их выбор и значение. Определено их влияние на отчетность торговой организации. Предложена методика расчета уровня существенности. Определена зависимость аудиторского риска и уровня существенности.

Ключевые слова: торговые организации, уровень существенности, международные стандарты аудита, аудиторский риск, показатели для расчета уровня существенности, методика расчета.

Все чаще в составе коммерческих структур вместе с бухгалтерской службой присутствует и служба внутреннего аудита. Это обусловлено потребностями текущего момента ведения бизнеса: необходимостью повышения эффективности управления и системы внутреннего контроля в организациях. Несмотря на это, в России еще не разработана нормативная база, регулирующая деятельность именно внутренних аудиторов. Все еще приходится руководствоваться международными

стандартами аудита (МСА), разработанными для внешних аудиторов, применяемыми на территории РФ, а так же международными документами, разработанными для внутренних аудиторов [1]. Возможность применения МСА обусловлена тем, что деятельность внешних и внутренних аудиторов во многом совпадает. Так, внутренние аудиторы определяют аудиторские риски, рассчитывают уровень существенности, составляют стратегию и план работы, проводят аудиторские процедуры в соответствии с МСА.

В этой работе рассмотрим выбор показателей и методику определения уровня существенности при проведении внутреннего аудита в организациях торговли. Согласно МСА № 320 под существенностью понимают величину, которую устанавливает аудитор, чтобы снизить вероятность

того, что величина отдельных выявленных неисправленных искажений превысит существенность для финансовой отчетности [2]. При этом аудитор должен учитывать значимость статьи отчетности (качественную характеристику), величину числовых значений, взаимосвязь нескольких показателей между собой и др. факторы.

Сегодняшние нормативные акты в сфере аудита (внешнего и внутреннего) не дают однозначного толкования значимости и существенности статей отчетности. Каждая аудиторская организация самостоятельно разрабатывает методику выбора и набор статей для определения существенности и подходов к тому, какой уровень существенности будет установлен. Среди наиболее часто используемых сегодня подходов можно выделить дедуктивный подход к определению существенности, который заключается в том, что сначала определяется общая величина допустимого общего уровня существенности, а затем эта величина распределяется между статьями отчетности.

Существуют и различные подходы к выбору показателей и статей отчетности для определения уровня существенности. Уровень существенности - количественная величина, которую чаще определяют в процентах или в долях от выбранных базовых показателей. Нет единого подхода к

выбору того или иного показателя. Аудиторские организации самостоятельно определяют подходы и закрепляют их во внутрифирменных стандартах аудита, причем набор показателей будет отличаться в зависимости от сферы деятельности аудируемого лица, количества видов деятельности и систем налогообложения, структуры организации и многих других условий. Но при этом выбираются те показатели, которые позволят учесть особенности и специфику организаций.

Рассмотрим выбор показателей и методику расчета на примере торговой организации ООО «Шарк». Выше уже отмечалось, что внутренние аудиторы в своей деятельности руководствуются МСА. Предлагаемый в этой работе подход для расчета уровня существенности для торговой организации возможно применять, как при внешнем, так и при внутреннем аудите.

Так, например, для торговых организаций спецификой является особенность учета материально-производственных запасов (МПЗ), в том числе товаров и сырья и материалов. Т.е. аудитор должен выделить информацию о товарных запасах, уточнить в каких ценах учитываются товары (в покупных или в продажных); как отражается в учете и отчетности информация о розничной наценке (при учете товаров в продажных ценах). Этот показатель для организаций торговли будет важен, т.к. в процессе аудита необходимо будет определить состав товаров, проверить их наличие и условия хранения; правильность организации и ведения учёта операций с товаров; качество проведения инвентаризаций и т.д. [3].

Непосредственное отношение к учету товаров имеют и транспортные расходы торговых организаций. Услуги по доставке товаров, выгрузке, сопровождению грузов оказывают часто сторонние организации. Кроме этого, транспортные расходы в торговле подлежат распределению между проданными товарами и товарами на складе, причем, это важно и для бухгалтерского, и для налогового учета. Транспортные расходы могут учитывать отдельно на счете 44 «Расходы на продажу» или включать

их в стоимость приобретенных товаров по сч. 41 «Товары» (без отражения на счете 44). Так же будет необходимо определить документальное оформление таких расходов, проверить правильность оформления самих документов, достоверность понесенных расходов, экспедиторские услуги (фактические пункты отправления и доставки, километраж и др.) [4]. Таким образом, аудитор должен будет учесть и эти особенности, при выборе статей отчетности, используемых для определения уровня существенности. Выбор показателей и оценка их значимости проводится внешними аудиторами на этапе анализа и согласования условий проведения аудита, а так же на этапе планирования аудита и взаимодействия с аудируемым лицом, в том числе и при проведении внутреннего аудита [5].

В торговых организациях, как и в других коммерческих организациях, важными показателями будут выручка, себестоимость товаров, прибыль от продаж, чистая прибыль. Учитывая специфику торговой деятельности важными показателями будут денежные средства, дебиторская задолженность, в том числе задолженность покупателей. К этим статьям баланса можно добавить и кредиторскую задолженность в части расчетов с поставщиками.

Был проведен расчет уровня существенности для ООО «Шарк» при различных уровнях оценки аудиторского риска. Согласно сложившейся практике выделена зависимость между уровнем существенности и аудиторским риском. Этим и объясняется важность расчета уровня существенности: определение границ и снижение величины аудиторского риска до приемлемого уровня. Определение аудиторских рисков регулируется МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». При оценке аудиторских рисков используются следующее разделение: высокий риск, средний риск и низкий риск.

Для проведения расчетов были выбраны такие показатели деятельности, которые наиболее полно характеризуют специфику

торговой организации: товарные запасы, торговая наценка, выручка, расходы на продажу, прибыль от продаж. Расчет проводился по следующей методике, разработанной автором.

1. На первом этапе необходимо выделить основные показатели, которые будут применяться для расчета уровня существенности, а также определить их значение.

2. Применим наиболее часто используемую величину ошибки (5%) и распределим ее в соответствии с величиной аудиторского риска: для высокого риска -1%, для среднего риска - 1,5%, для низкого риска - 2,5%. Данное распределение производится в соответствии с профессиональным суждением аудитора.

3. Для каждого выбранного нами показателя определим значение, которое будет применяться для нахождения уровня риска в соответствии с установленным процентом для каждой степени риска.

4. Далее необходимо определить значение, применяемое для нахождения уровня существенности, которое исчисляется как сумма по всем показателям с высоким/средним/низким риском.

5. Определятся уровень существенности, равный 20% от значения, применяемого для нахождения уровня существенности. Данное значение может быть изменено в соответствии с профессиональным суждением аудитора.

Рассчитанный на данном этапе уровень существенности является общим для всей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В случае, если существует необходимость в распределении установленного ранее уровня существенности по

счетам (например, дебиторская задолженность, выручка), рекомендуется использовать не менее 80% от общего уровня существенности.

Таким образом, по итогам проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что при различных уровнях аудиторского риска значение уровня существенности для ООО «Шарк» по предлагаемым базовым показателям на уровне бухгалтерской финансовой отчетности составляет: высокий риск - 2444868,0 тыс. руб., средний риск -3667301 тыс. руб., низкий риск - 6112169 тыс. руб.

По результатам проведенных расчетов можно сказать о том, что нами была подтверждена существующая обратная зависимость между уровнем существенности и аудиторским риском. Данная зависимость говорит о том, что чем выше аудиторский риск, тем ниже уровень существенности.

Далее определен уровень существенности (как 80% от общего уровня существенности) для ее распределения по счетам. Итоговый уровень существенности при различном уровне риска составит: высокий риск - 1955894,0 тыс. руб., средний риск - 2933841 тыс. руб., низкий риск -4889735 тыс. руб.

Подводя итоги, можно сказать о том, что процесс расчета уровня существенности как для внутреннего, так и для внешнего аудита является неотъемлемой и наиболее важной частью данного процесса. Это обусловлено тем, что от величины установленного уровня существенности во многом зависит и аудиторский риск, и аудиторские процедуры, которые будут выполнены при проведении проверки.

Библиографический список

1. Пивень И.Г., Бжассо А.А. Особенности внутреннего аудита в России // В сборнике: Экономическая политика России в условиях нестабильности мировой экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией М Б. Щепакина. - 2016. - С. 413-419.

2. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317264/ (Дата обращения 15.02.2020 г.).

3. Лесная И.А., Бжассо А.А. Аудит материально-производственных запасов и его значение в принятии управленческих решений в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 3-1 (61). - С. 108-111.

4. Беспалая Н.Н., Пивень И.Г. Особенности аудита в транспортных организациях // В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. Кубанский государственный технологический университет. - Краснодар, 2016. - С. 9-10.

5. Арутюнова А.А., Козюбро Т.И. Процедуры, регламентирующие порядок взаимодействия с аудируемым лицом // В сборнике: Сборник научных статей Института экономики, управления и бизнеса Статьи студентов по материалам 44 научной студенческой конференции КубГТУ. - Краснодар, 2017. - С. 7-9.

METHODOLOGY OF CALCULATING THE EQUITY LEVEL WHEN CARRYING OUT AN INTERNAL AUDIT IN A TRADE ORGANIZATION

K.A. Zakharchenko, Master Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the concept of materiality in audit. The international standards of audit regulating the procedure for determining the level of materiality and audit risk in external and internal audits are highlighted. Important indicators are highlighted, taking into account the specifics of trading activities. Their choice and meaning are justified. Their impact on the reporting of a trade organization is determined. A method for calculating the level of materiality is proposed. The dependence of the audit risk and the level of materiality is determined.

Keywords: trade organizations, level of materiality, international standards on auditing, audit risk, indicators for calculating the level of materiality, calculation methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.