Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛООБМЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНСТРУКЦИИ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ'

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛООБМЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНСТРУКЦИИ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
298
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АППАРАТ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ / КОЖУХОТРУБЧАТЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК / МЕТОДИКА РАСЧЕТА АВО / ОРЕБРЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕНА / СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ / HTRI XACE / HTRI XIST / TEMA / AIR-COOLING UNIT / CALCULATION / FINNING / HEAT EXCHANGE ENERGY EFFICIENCY IMPROVEMENT / METHOD OF AIR-COOLING UNITS / SHELL AND TUBE HEAT EXCHANGER / STRUCTURE OPTIMIZATION / VENTILATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лесной Д.В., Чуракова С.К.

Рассмотрены различные методы повышения энергоэффективности и оптимизации аппаратов воздушного охлаждения, а также существующие методики расчета. Показано, что на данный момент отсутствует расчетный метод оценки влияния конструктивных изменений в трубной решетке аппарата воздушного охлаждения на теплообмен по воздушной стороне аппарата. В связи с этим предложена методика, позволяющая рассчитать множество вариаций конструктивного исполнения теплообменной секции аппарата воздушного охлаждения и оптимизировать ее с точки зрения энергоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лесной Д.В., Чуракова С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CALCULATING OF HEAT EXCHANGE EFFICIENCY FOR NEW TECHNICAL SOLUTIONS TO IMPROVE THE DESIGN OF AIR-COOLING UNITS

The article presents various methods for improving of energy efficiency and optimizing air-cooling units, as well as existing calculation methods. It is shown that now there is no calculation method for assessing the effect of structural changes in the tube sheet of air-cooling units on heat transfer along the airside of the apparatus. In this regard, we proposed a technique that allows us to calculate many variations in the design of the heat exchange section of the air-cooling apparatus and optimize it from the point of view of energy efficiency.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛООБМЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНСТРУКЦИИ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ»

Раздел 05.17.08

Процессы и аппараты химических технологий

УДК 66.045.129.2 DOI: 10.17122/bcj-2020-3-97-102

Д. В. Лесной (асп.), С. К. Чуракова (д.т.н., проф.)

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТЕПЛООБМЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНСТРУКЦИИ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО

ОХЛАЖДЕНИЯ

Уфимский государственный нефтяной технический университет, кафедра нефтехимии и химической технологии 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; e-mail: denislesnoy1992@gmail.com

D. V. Lesnoy, S. K. Churakova

METHOD OF CALCULATING OF HEAT EXCHANGE EFFICIENCY FOR NEW TECHNICAL SOLUTIONS TO IMPROVE THE DESIGN OF AIR-COOLING UNITS

Ufa State Petroleum Technological University 1, Kosmonavtov Str., 450062, Ufa, Russia; e-mail: denislesnoy1992@gmail.com

Рассмотрены различные методы повышения энергоэффективности и оптимизации аппаратов воздушного охлаждения, а также существующие методики расчета. Показано, что на данный момент отсутствует расчетный метод оценки влияния конструктивных изменений в трубной решетке аппарата воздушного охлаждения на теплообмен по воздушной стороне аппарата. В связи с этим предложена методика, позволяющая рассчитать множество вариаций конструктивного исполнения теплообменной секции аппарата воздушного охлаждения и оптимизировать ее с точки зрения энергоэффективности.

Ключевые слова: аппарат воздушного охлаждения; кожухотрубчатый теплообменник; методика расчета АВО; оребрение; оптимизация конструкции; повышение энергоэффективности теплообмена; система вентиляции; HTRI Xace; HTRI Xist; TEMA.

Существует достаточно много публикаций, посвященных интенсификации массооб-менных процессов. В тоже время практически полностью отсутствуют публикации, посвященные повышению эффективности теплообмена, хотя в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности испарительное и конденсационное оборудование, являющееся сопутствующим оборудованием для процессов

The article presents various methods for improving of energy efficiency and optimizing air-cooling units, as well as existing calculation methods. It is shown that now there is no calculation method for assessing the effect of structural changes in the tube sheet of air-cooling units on heat transfer along the airside of the apparatus. In this regard, we proposed a technique that allows us to calculate many variations in the design of the heat exchange section of the air-cooling apparatus and optimize it from the point of view of energy efficiency.

Key words: air-cooling unit; calculation; finning; heat exchange energy efficiency improvement; method of air-cooling units; shell and tube heat exchanger; HTRI Xace; HTRI Xist; structure optimization; TEMA; ventilation system.

ректификации, занимает важнейшую роль. В данной работе речь пойдет о методике расчета повышения эффективности теплообмена при модернизации аппаратов воздушного охлаждения (АВО), которые занимают лидирующую роль среди используемых единиц конденсационного оборудования. На текущий момент аппараты этого типа прочно завоевали себе нишу среди эффективных промышленных теплообменников, которые применяются везде, где

Дата поступления 31.03.20

есть необходимость в использовании экологически чистых теплообменных аппаратов в условиях нехватки или высокой стоимости получения химически чистой воды. Аппараты данного типа также устраняют экологические проблемы, связанные со сбросом нагретых сточных вод, загрязненных утечками нефтепродуктов и реагентами.

Вследствие ограничений по потребляемой мощности электродвигателей на осуществление вращения осевых вентиляторов, используемых для подачи воздуха на теплообменную секцию, существуют ограничения по скорости в узком сечении трубного пучка (до 8 м/с) 1, что, в сочетании с плохими теплофизическими свойствами воздуха, обуславливает низкие значения коэффициента теплоотдачи (30— 90 Вт/(м2-К)). Как следствие, это приводит к значительным габаритам и металлоемкости.

Удельная металлоемкость современных АВО составляет bj = 4.1—16.1 кг/м2 2. При этом удельная металлоемкости собственно поверхности теплообмена аппарата составляет до 40—42 % от b¿, 58—60 % от b¡ приходится на трубные решетки, камеры или крышки с патрубками, коллекторы и вентиляционное обо-

3

рудование .

Методы иследования

Благодаря новым конструкторско-техно-логическим решениям по механическим узлам и деталям, существует много методов интенсификации теплообмена путем снижения металлоемкости аппаратов. Задача оптимизации АВО может решаться в двух плоскостях: как за счет уменьшения габаритов аппарата, так и за счет уменьшения потребления электроэнергии.

Уменьшение габаритов достигается за счет интенсификации теплообмена со стороны трубного и межтрубного пространств. В данном случае возможны следующие действия: увеличение числа ходов, уменьшение поперечного шага расположения труб, увеличение коэффициента оребрения труб.

Уменьшение потребления электроэнергии достигается за счет уменьшения потерь напора по межтрубному пространству. В данном случае возможны следующие действия: изменение типа обода вентилятора, увеличение диаметра вентилятора, увеличение поперечного шага расположения труб, уменьшение коэффициента оребрения, увеличение длины теплообменных труб 4.

Конкретизируя некоторые из вышеуказанных подходов, можно выделить следующие основные моменты:

1) повышение коэффициента теплоотдачи к воздуху за счет:

— использования более эффективного оребрения: в основном это использование поверхности теплообмена из круглых биметаллических труб (основная труба для прочности выполнена из черных или цветных металлов, и на нее накатаны или навиты спиральные ребра из алюминиевых высокотеплопроводных сплавов АД1 или АД1М 5-7;

— подбора оптимального шага разбивки трубных досок 8;

2) повышение коэффициента теплоотдачи к охлаждаемому продукту за счет установки внутренних ребер и турбулизаторов потока;

3) снижение контактного сопротивления биметаллических труб 2' 9;

4) снижение энергопотребления привода

10 11

вентиляторов за счет :

— установки вентиляторов с более совершенной аэродинамической формой;

— совершенствования диффузоров вентиляторов;

— внедрения автоматического частотно-

12

регулируемого привода вентиляторов и авторегулирования системами жалюзи, позволяющих поддерживать эффективную работу теплообменника в условиях меняющихся погодных условий;

— снижения гидравлического сопротивления теплообменной секции и других элементов воздушного тракта теплообменника.

В вышеуказанных подходах имеются ограничения. В частности, предельная по техническим возможностям и теплоэнергетически целесообразная длинна теплообменной трубы, как наиболее эффективного параметра в формировании металлоемкости и повышении агрегатной мощности составляет 10—12 м 9. Такой длине соответствуют меньшие значения параметра Ь{, поэтому для дальнейшего повышения энергетической эффективности аппаратов воздушного охлаждения и снижения металлоемкости наиболее целесообразно осуществлять интенсификацию теплоотдачи по воздушной стороне за счет более эффективного использования пространства в трубном пучке.

Говоря о мерах повышения энергоэффективности и оптимизации аппаратов воздушного охлаждения, хочется перейти к такому важному этапу оптимизации, как расчет влияния различных внедрений на изменение скорости, коэффициента теплоотдачи в трубном и межтрубном пространствах, мощности, потребляемой электродвигателями на вращение вентиля-

торов, распределение потоков, наличие бай-пасных и застойных зон. На данный момент отсутствует метод оценки влияния конструктивных изменений в трубной решетке аппарата воздушного охлаждения на теплообмен по воздушной стороне аппарата.

Ниже представлены существующие методы расчета кожухотрубчатых теплообменников. Одним из основных инструментов для расчета аппаратов воздушного охлаждения является модуль Xace программного комплекса HTRI, который позволяет выполнить моделирование различных режимов работы, конструкторский и поверочный расчеты, в том числе расчет как естественной, так и принудительной вентиляции. Но возможности этого модуля ограничены. Так, невозможно выполнить расчет измененной конфигурации секции теплообмена, кроме характеристик оребрения и формы труб (программа позволяет использовать на выбор прямую конфигурацию, U-об-разную, серпантинную). Это затрудняет расчетную оценку эффектности новых технических решений по совершенствованию конструкций АВО.

Другой расчетный модуль Xist позволяет выполнить расчет теплообмена в кожухотруб-чатых теплообменниках. Основная особенность этого модуля - это возможность выбора типа кожуха и крышек из спецификации TEMA (tubular exchanger manufacturers) и вида/количества перегородок. Но у этого метода основным недостатком является отсутствие возможности расчета и задания граничных параметров системы вентиляции.

Нами предлагается использование совершенно нового подхода в виде сочетания вышеуказанных методов, который позволит рассчитать множество вариаций конструктивного исполнения теплообменной секции аппарата воздушного охлаждения и оптимизировать ее с точки зрения энергоэффективности. Комбинирование данных, полученных в результате расчетов в модулях Xace и Xist программного комплекса HTRI позволит выйти на новый уровень перспективных расчетных исследований аппаратов воздушного охлаждения.

Для апробации предлагаемой нами методики был рассмотрен пример решения проблемы изменений конфигурации трубного пучка аппарата воздушного охлаждения насыщенного раствора амина на действующей установке очистки газа от кислых компонентов газоперерабатывающего завода. На этом аппарате существуют ограничения по интенсификации

теплообмена KäK в трубном, так и в межтрубном пространствах. В межтрубном пространстве ограничения связаны с содержанием нерастворимых солей, которые могут повышать эрозионный износ труб при повышении скорости в трубопроводе выше 0.8 м/с. Этот негативный фактор также не позволяет установить ленточные турбулизаторы, которые будут способствовать образованию застойных зон в узких участках, тем самым повышая гидравлическое сопротивление и снижая коэффициент теплоотдачи к внутренней стенке трубопровода. С внешней стороны ограничения связаны с пропускной способностью существующей электрической подстанции. В связи с этим существует необходимость модернизации теплооб-менной секции без увеличения потребления электродвигателями энергии на вращение вентиляторов, и без добавления механических возмущений со стороны трубного пространства.

На начальном этапе был проведен оценочный расчет аппарата воздушного охлаждения в программном модуле Xace с целью получения следующих показателей в первой итерации: перепад давления в трубном и межтрубном пространстве, предельный расход воздуха для текущей конфигурации вентиляционного оборудования, которые можно взять как граничные условия для осуществления второй итерации расчетов в программном комплексе Xist. Также на первом этапе были получены максимально возможные коэффициенты теплоотдачи с воздушной и трубной сторон при существующем конструктиве аппарата.

На рис. 1 приведены отчеты, которые выводятся программном модуле «HTRI Xace».

На втором этапе нами был проведен расчет в программном комплексе Xist. В данном случае наиболее похожим для моделирования расчета теплообмена в трубном пучке в данном программном продукте, является кожух типа «X» по классификации TEMA, представленный на рис. 2.

Алгоритм проводимых действий на втором этапе описан ниже.

Сначала происходит введение всех граничных условий:

— температура охлаждаемого потока на входе/выходе из аппарата;

— температура воздуха на входе;

— расходы воздуха и охлаждаемого продукта;

— допустимое значение перепада по межтрубному пространству;

— теплофизические свойства потоков.

Xa ce E ver & 00 13 03 2020 10 10 SN Vart$100+

• : • ; I..-•--:.; ; : .-.¡ • - •_;.;-•!" -г •"- ": ; У" " " .•"•-'" 11; ; H'tl 'й *fric.::.f ":b

«<■ Data ChectMesiges.

S— Runtim« Mwiig« R»port forIníarmihv>Mиидн.

Proe*tt Cândlîion»

Flud nam с Flu'j tondibon Tutal flow latK

Weigfit fraction vaswr, UVOut Temperatura. irvtDut S nan temperature, ми/мак Pressure, iniet/outtet Pressure ön)p, ToiauAiiow M*ipoint velocity IiVOU

h eat transfer safety factor

" . Vi

Output Summary

Released to tne following htri Member com рагу

S WW. Cas

40.219

1,000 1 .ODD 0,000

(OegC) 33.00 39.5$ 58.00

(D«gC) 34,99 43,32 36,66

(КРВ) 101.213 101,130 530.008

(Pa)l(kPaj 83,81 0,00 1.971

(m/9} 3,4ft

(m/g) 0.12

(-) {тг-клу)

TubMldè

1031-AM o i-oe

Sens Liquid 10.000 o.ooo

50.00 44,20 528.036 70,001 0.24 0.24 1

о.ооозао

E échanger P ertormance

Outside f<m coef (W/m2'K) 36.37 Actual U (w/m?.K) 4.201

TuiwrskH; film eoef (WAn ?-K) 110.97 Required (J (WAn24<) 3,081

Clean coef (W/m2'K) 4.356 Area (m3) 4*94,88

Hut regime sens uauid Overeesian 36.37

Cold regime Sens Gas Tube Cwmetry

£MTO (DegC) 17.6 Tube type HigWinrcd

DUv (MeqaWattsi 0.271 Tube 00 (mm) 28.000

Unit Ok m «try r ube id (mm) 24,000

Bays in parallel per unit 1 length (m) 8.000

Bundles parallel per day 1 Area rato(out/in) H 23,94

Extended area H?) 4994,00 Layout Staggered

bare jil'j [m2| 243.418 Trans piten (mm) 64,000

Bundle width <m) 5.006 Long pitch (mm) 55.424

Nozzle Inlet Outlet Number of райes w 3

Nutrtier H 3 3 Number or rows и 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Diameter (mm) 200,000 200.000 TuDKOUtt (■■) 366

velocity (tn/3) 0.10 0.10 Tubecoum OddiÊ ven 45/44

R-V'SQ H»W.SÎ) 11.03 10,98 Tube matenai Carton steel

Pr**suiK drop fkPa) й,ПГз7и-Л 3,fM2e-3 Fin Gмт« У

Fan Geo metry Type Piain round

NuOjay (-) 2 FinsAcngih Vmctef 400,0

Tan nng type ñtralgra Fin root mm 30.000

Diameter (m) 2.800 iiagbf mm 15J300

Ratio. Г amUunnifi far e am я (—) 0.53 Base imcfcness mm 0,460

OiWer power №) 2.40 Overfin mm 60,000

Tip clearance (mm) 14,000 rmœncv (%) ee.o

Efficiency (%) 65 Area rat» [fincare} H 20.52

Atrslde Velocities Actual Standard Matenal Afernlntim 1100 annealed

Face (fflft) 1.53 1,46 ТПегта Reslfta nee; 4

Maximum (fflrt) 3.S1 3.32 A* 11.66

Flow (100 m3/miri) 21,197 20.086 Tube 84.64

velocity pressure (pa) 4.69 Fouiog 3,66

Bundle pressure drop (pa) 73.36 Metai 0.36

Bundle Paw ffatH&ft M _ 1,000 Bow 0.00

Bundle 07.53 Alr»idsPr«sur « Drop; * 10№£Г9 • 4?

Ground clearance 0,06 Fan guard 0,00 ман screen Lirjrj

Fan riño _а.од Fin area Mocnaqe 0,00 steam con 6.02

Рис. 1. Результаты расчета аппарата воздушного охлаждения в программном модуле «ИТЯ1 Хасе>

Далее необходимо добавить необходимые конструктивные отступления, которые планируется применить к аппарату для осуществления повышения энергоэффективности.

После проведения необходимых манипуляций выводятся отчеты, представленные на рис. 3.

Output Summary Paget

1 1 teleased lo the lûllûwng HTRI Member Company

1 w 1 UNIVERSAL SOLUTIONPTELTO

GOPI.fi

Xisl Vef 7 00 121У/2014 1/ SN uiaa-3i96&aoay

Raiinq - Horizontal Multipass Flow ТЕМА BEM Shell With Single-Segmenial Baffles

No Data Check Messages.

See Runtime Message Repon for Warning Messages.

Process Conditions ОоИ »ellside Hot Tubeside

Fluid name HW BO

Flow rate (Whr) 60000 39000

Inlet/Outlet Y (Wt. frac vap ) 0 0000 0.0000 0 0000 00000

Inlet/Outlel T (DegC) £00 12 0O 2300 12 00

Inlet P/Avg [kgf/cm2G) 3046 2921 9164 9 089

dP/Allow (kgl/cm2) 0.260 0000 0 149 0.000

Fouling ImS-hi-C/kcal) 0 000200 0 000200

Exchanger Performance

Shell h (kcal/m2 hr G) 3333 1 Actual U [kcal/m2-hr-G) 660 21

Tube h (kcal/m2-hi-C) 1779.0 Required U |kcal/in2-hr-C) 600 69

Hoi regime (- ) Sons, liquid Duly (fccal/hr) 3I0&16

Cold regime (- ) Sens. Liquid Elf area (m?) 74 666

EMTD (DegC) 6.9 Overdeston Ш 9 93

Shell Geometry BaHle Geometry

TEMA type I- ) BEM Bailie type (-) Single-Seq

Shell ID (mm) 49&00 Baffle cut [Pel Dia t 26 91

Series t- ) 1 Baille orientation (-) Perpend

Parallel t- i f Central spacing (mm) 176 00

Orientation Wuqi 000 Cfossoasies (-) 31

Tube Geometry Moiïles

Tube lype t- ) Rain Shell inlet {mm) 102 26

Tube OD (m) 26 40 Shell outlet [mm) 102.26

Lengih (mm) 6000.0 Inlet height (mm) 48 11

Pilch [alio t- ) 1 2600 Outlet height 1mm) 60 81

Layoui (deg) 30 Tube Net [mm) 164 06

Tubecount (- ) 163 Tube outlet (mm) 164 06

Tube Pass 1- 1 4

Thermal Resistance, % Velocities, m s Flow Fractions

:\v, 1 19.81 ShellsidB 0 60 A 0.168

Tube 4266 Tubesida 1 29 В 0 479

Fouling 28.38 Crossflow 076 С 0.076

Maial 916 Window 060 E 0 503

F 0.076

Рис. 2. Кожух типа «X» по классификации TEMA

Рис. 3. Результаты расчета аппарата воздушного охлаждения в программном модуле «ИТЯ1 Х|$£>>.

Результаты и обсуждение

После проведения пяти экспериментов мы свели такие значимые показатели, как расход воздуха, КПД вентилятора, перепад по воздушной стороне, потребляемая вентиляторами мощность, коэффициент теплопередачи в одну таблицу (табл. 1) для осуществления дальнейшего анализа.

Таблица 1

Сравнение повышения коэффициента теплопередачи при изменении конструктивного

оформление трубного пучка

Показатели Вариант оптимиза ции

1 2 3 4 5

Расход воздуха, м 3/ч 6000 6000 6000 6000 6000

Перепад по воздушной стороне, кПа 5.31 5.83 6.53 7.72 10.49

КПД вентилятора 0.7 0.7 0.7 0.7 0.7

Потребляемая вент. мощность, кВт 12.49 13.74 15.46 18.22 24.83

Коэф. Теплопередачи, Вт/(м2-К) 10.08 25.57 28.87 35.05 37,63

Как видно из данных табл. 1, при осуществлении варианта оптимизации 2, по сравнению из исходным вариантом 1 происходит увеличение коэффициента теплопередачи в 2.5 раза, при этом потребляемая вентиляторами мощность увеличивается всего на 10%. Дальнейшие варианты оптимизации 3-5, усложняющие контракцию теплообменной секции, ведут к сильному повышению перепада по воздушной стороне, а, следовательно, и потребляемой вентиляторами мощности до 200% в зависимости от варианта, что нивелирует эффект от дальнейшего повышения коэффициента теплопередачи, так как происходит значительное увеличение потребления электроэнергии, превышающее допустимую пропускную способность существующей электрической подстанции.

Литература

1. Методика теплового и аэродинамического расчет аппаратов воздушного охлаждения.— М.: ВНИИнефтефтемаш, 1982.- 100 с.

2. Кунтыш В.Б., Кузнецов Н.М. Тепловой и аэродинамический расчет оребренных теплообмен-

3.

4.

5.

6.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что предлагаемый нами метод позволяет оценить повышение теплообменной эффективности при оптимизации конструкции аппарата воздушного охлаждения по воздушной стороне.

Таким образом, в результате проведенного исследования был предложен совершенно новый подход в виде сочетания вышеописанных методов, который позволяет рассчитать множество вариаций конструктивного исполнения теплообменной секции аппарата воздушного охлаждения и оптимизировать ее с точки зрения энергоэффективности, тем самым выйдя на новый уровень перспективных расчетных исследований.

References

1. Metodika teplovogo i aerodinamicheskogo rascheta apparatov vozdushnogo okhlazhdeniya [Methods of thermal and aerodynamic calculation of air-cooling units]. Moscow, VNIInefteftemash Publ., 1982, 100 p.

Kuntysh V. B., Kuznetsov N. M. Teplovoj i aerodinamicheskiy raschet orebrennykh teploobmennikov vozdushnogo ohlazhdeniya [Thermal and aerodynamic calculations of finned air-cooled heat exchangers], Saint-Petersburg: Energoatomizdat Publ., 1992, 280 p. Sharipov M.I., Abdeev R.G. Povyshenie energo-effektivnosti apparatov vozdushnogo okhlazhde-niya neftegazovoi otrasli sovershenstvovaniem metodov proektirovaniya i izgotovleniya [Improving the energy efficiency of air coolers in the oil and gas industry by improving design and manufacturing methods]. Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2008, no. 11(93), pp.132-135.

Lesnoy D.V., Churakova S.K., Mannanov T.I., Konstantinov E.K., Mullabaev K.A. Issledovanie vliyaniya izmeneniy konstruktivnykh kharak-teristik apparatov vozdushnogo ohlazhdeniya na kapital'nye i jekspluatacionnye zatraty [Investigation of the effect of changes in the design characteristics of air-cooling units on capital and operating costs]. Mater. IV Mezhd. nauchno-prakt. konf. «Bulatovskie chteniya» [Proc. of the IV Int. Sci. and Pract. Conf. «Bulatov Readings»]. Krasnodar, Yug Publ., 2020, p.203.

ников воздушного охлаждения.- СПб.: Энерго- 2. атомиздат, 1992.- 280 с.

Шарипов М.И., Абдеев Р.Г. Повышение энергоэффективности аппаратов воздушного охлаждения нефтегазовой отрасли совершенствованием методов проектирования и изготовления // Вестник Оренбургского государственного уни- 3. верситета.- 2008.- №11 (93).- С.132-135.

Лесной Д.В., Чуракова С.К., Маннанов Т.И., Константинов Е.К., Муллабаев К. А. Исследование влияния изменений конструктивных характеристик аппаратов воздушного охлаждения на капитальные и эксплуатационные затраты // Матер. IV Междунар. научно-практ. конф. «Булатовские чтения».- Краснодар: Издательский дом Юг, 2020.- С.203.

Антуфьев В.М. Эффективность различных форм конвективных поверхностей нагрева.-М.: Энергия, 1966.- 184 с.

Пиир А.Э., Кунтыш В.Б. Интенсификация теплоотдачи трубных пучков аппаратов воздушного охлаждения насечкой кромок спиральных накатных ребер // Известия вузов. Энергетика.-1991.- №8.- С.111-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юдин В.Ф. Теплообмен поперечнооребренных труб.- Л.: Машиностроение, 1982.- 189 с.

4.

8. Кунтыш Б.В., Бессонный А.Н., Бриль A.A. Основные способы совершенствования аппаратов воздушного охлаждения // Химическое и нефтехимическое машиностроение.— 1997.— №4.-С. 41-44.

9. Бессонный А.Н., Дрейцер Г.А., Кунтыш В.Б., Пиир А.Э. Основы расчета и проектирования теплообменников воздушного охлаждения.-СПб.: Недра, 1996.- 512 с.

10. Алимов С.В., Прокопец А.О., Кубаров С.В., Маланичев В.А., Устинов Е.В. Модернизация вентиляторов ABO газа при реконструкции КС МГ // Газовая промышленность.- 2009.-№4.- С.54-56.

11. Маланичев В.А., Миатов О.Л., Типайлов А.М. Разработка и модернизация вентиляторных блоков аппаратов воздушного охлаждения // Химическая техника.- 2004.- №2.- С.11-14.

12. Авраменко Р.Л., Белянкин Р.В., Устинов Е.В. Внедрение частотно-регулируемого привода для вентиляционного и теплообменного оборудования газокомпрессорных станций // МегаПас-каль.- 2010.- №5.- С.28-33.

5.

б.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Antufiev V.M. Effektivnost' razlichnykh form konvektivnykh poverkhnostey nagreva [The effectiveness of various forms of convective heating surfaces]. Moscow, Energiya Publ., 1966, 184 p.

Piir A.E., Kuntysh V.B. Intensifikatsiya teplo-otdachi trubnykh puchkov apparatov vozdush-nogo okhlazhdeniya nasechkoy kromok spiral'-nykh nakatnykh reber [Intensification of heat transfer from tube bundles of air-cooling apparatus by notching the edges of spiral rolling ribs]. Izvestiya vuzov. Energetika [University News. Energetics. Energy], 1991, no.8, pp.111-115.

Yudin V.F. Teploobmen poperechnoorebrennykh trub [Heat transfer of cross-finned tubes]. Leningrad, Mashinostroenie Publ., 1982, 189 p.

Kuntysh B.V., Sleepless A.N., Bril A.A. Osnov-nye sposoby sovershenstvovaniya apparatov vozdushnogo ohlazhdeniya [The main ways to improve air cooling apparatus]. Khimicheskoe i neftekhimicheskoe mashinostroenie [Chemical and Petrochemical Engineering], 1997, no.4, pp.41-44.

Sleepless A.N., Dreitser G.A., Kuntysh V.B., Piir A.E. Osnovy rascheta i proektirovanija teploobmennikov vozdushnogo okhlazhdeniya [Basics of calculation and design of air-cooled heat exchangers]. St. Petersburg, Nedra Publ., 1996, 512 p.

Alimov S.V., Prokopets A.O., Kubarov S.V., Malanichev V.A., Ustinov E.V. Modernizatsiya ventilyatorov ABO gaza pri rekonstruktsii KS MG [Modernization of ABO gas fans during the reconstruction of the compressor station MG]. Gazovaya promyshlennost' [Gas industry], 2009, no.4, pp.54-56.

Malanichev V.A., Miatov O.L., Tipailov A.M. Razrabotka i modernizatsiya ventilyatornykh blokov apparatov vozdushnogo ohlazhdeniya [Development and modernization of fan blocks of air cooling units]. Khimicheskaya tekhnika [Chemical Engineering], 2004, no.2, pp.11-14. Avramenko R.L., Belyankin R.V., Ustinov E.V. Vnedrenie chastotno-reguliruemogo privoda dlya ventilyatsionnogo i teploobmennogo oborudovaniya gazokompressornykh stantsiy [Introduction of a variable frequency drive for ventilation and heat exchange equipment of gas compressor stations]. MegaPaskal', 2010, no.5, pp.28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.