-------------------------------------- © П.И. Пахомов, Т. В. Лядышева,
2006
УДК 622: 658.513
П.И. Пахомов, Т.В. Лядышева
МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК БАРАБАННЫХ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Семинар № 20
Для обеспечения безопасности работы лифта, долговечности тяговых канатов и канатоведущего органа натяжения всех канатов, на которых подвешены кабины и противовес, должно быть равномерным. Это достигается регулировкой тяг, с помощью которых подвешивается противовес. Однако определить усилие натяжения в каждом канате визуально, по характерным признакам в местах их крепления без контрольноизмерительной аппаратуры не представляется возможным. Неравномерное натяжение ветвей канатов приводит к ускоренному (прогрессирующему) износу ручьев канатоведущих шкивов, а также к значительной перегрузке отдельных ветвей тяговых канатов. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо систематически контролировать равномерность натяжения тяговых канатов.
В пассажирских и грузопассажирских лифтах, преимущественно используют гибкий подвес кабины и противовеса на стальных проволочных канатах. При работе лебедки канаты наматываются на барабан или огибают канатоведущий шкив. При этом в канате возникаю т напряжения растяжения от веса кабины с грузом и противовеса, а при огибании барабана или шкива дополнительно возникают напряжения изгибов.
Основными напряжениями, возникающими в стенке оболочки барабана от навивки витков каната, являются напряжения сжатия. Напряжения кручения от
передачи оболочкой крутящего момента слишком малы и ими можно, пренебречь, а напряжения изгиба от натяжения каната необходимо учитывать только
в
при очень длинных оболочках, когда _
Б
> 3-4, где В- длина и Б - диаметр оболочки [1].
Под влиянием сжимающего воздействия витков каната оболочку барабана в свободном пролете можно рассматривать как трубу, находящуюся под внешним,
Т
равномерным давлением п = — . Это
6 К
давление, отнесенное к шагу навивки кат
ната, определяется [1] Р6 = — = —, Па.
Напряжение сжатия
Т Р а =—=^К
СЖ г» , г» ^
О О
(1)
где Т - расчетное натяжение каната, определяемое по формуле [1]
( X
Тпд =Тст.пд + Хпд +тпд (2,
т =т -х -т
1ОП 1 СТ.ОП. у^оп "Оп.
(2)
(3)
ускорение движения со-
где Тпд и Топ.. - суммарное натяжение
всех поднимающихся и опускающихся ветвей канатов на дви^щем шкиве;
Тст пд и Тстоп - статические натяжения поднимающихся и опускающихся ветвей канатов; Хпд и Хоп - вредные сопротивления движению поступательных частей подъемника; тщ и топ - массы поступательно движущихся частей подъ-
( 2 X
емника; _____
М2
суда и противовеса.
^=(+1 з - шаг навивки каната на оболочку; 8 - толщина оболочки; 1з - зазор
между витками каната; ( - диаметр каната.
Формула (1) может быть применена для абсолютно жестких барабанов. В действительности навитый на упругий барабан виток каната сжимает его оболочку, уменьшая ее диаметр в зоне навивки. Каждый последующий виток оказывает воздействие на ранее навитые витки и общая нагрузка стенки барабана уменьшается. Уменьшение нагрузки барабана учитывается поправочным коэффициентом ап тогда напряжение в стенке барабана
Т Рб Я
о = а — = а,
5
(4)
— -
т + 0,5
5 =
-
об.
[°сж.] t
(6)
где Осж - допустимое напряжение сжатия, Па, (для серого чугуна Осж = 980,67 * 105 Па, стального литья Осж = 1176,79*105 Па, стали марки Ст3 осж = 1569,06*10 5 Па); Ек = (10,8 - 14,7)* 1010 - модуль упругости каната, Па; Еоб = Ест . = 19,6 * 1010 - модуль упругости
стальной оболочки, Па; Еоб = Еч = 14,7*
1010 - модуль упругости чугуна на сжатие,
Па; SПR - площадь поперечного сечения
проволок в канате, м2 (устанавливается по ГОСТу для выработанного каната).
При многослойной навивке каната на барабан происходит дополнительное снижение его натяжения из-за сжатия оболочки и поперечной деформации навитого каната под влиянием навивки последующих слоев. Толщина оболочки барабана при навивке п слоев каната
Т
5 = а
[о сж.] t
(7)
Как показали исследования [1], коэффициент ап, в свою очередь зависит от толщины стенки барабана и числа слоев каната, навитых на барабан.
При однослойной навивки каната
1
1 + 0,5
- к- пр.
- об 5t
(5)
Подставляя выражение (5) в (4) и решая относительно 8, получим толщину стенки оболочки при однослойной навивке
Коэффициент ап можно найти по следующей приближенной формуле [3]
” 1
ап = Ъ--------------------------,
п 1 1+А [0,5+(п-1)*(1+0,5мп)]
где /лп = к*[2+Лк(п-1)];
(8)
к =
- об Л 2 £
Я 2 -
п . к
п
к
Тип лебедки Линейная скорость каната Коэффициент запаса прочности, К
на канатоведущем шкиве, барабане (при номинальной скорости движения кабины), м с. Вид лифта
В котором допускается транспортировать людей В котором не допускается транспортировать людей
Барабанная До 0,63 9 8
С канатове- До 1 включения 12 10
дущим шкивом Св. 1 до 2 включений 13 11
Св. 2 до 4 включений 14 12
Св. 4 включений 15 13
где Епк - модуль поперечного сжатия каната Епк = (1961,3 .... 2451,6) 105 Па -для канатов двойной свивки с органическим сердечником; Е^к = 5883,9 * 10 5 Па -для канатов с металлическим сердечником
с
двойной свивки и закрытых; £ =_ - ота
ношение толщины оболочки к диаметру каната (для чугунных барабанов £к = 1... 1,5; для барабанов стального литья
£к = 0,8... 1; для сварных - из листовой
стали £к = 0,4...0,5);
-к-п
К =
'к пр
умножением указанного усилия на коэффициент 0,85.
8 расчетное статическое усилие в ветви каната, Н.
Расчетное статическое усилие в ветви каната находится по формулам[4]
- для канатов кабины
д=6+° ° ё
п
S
■ для канатов противовеса
Сп + С1 + 0,5Сн
п
(10)
(11)
отношение жесткостей
- об£кй
каната и оболочки.
В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации, тяговые канаты должны рассчитываться по формуле [4]
Р > К ,
S
(9)
где К - коэффициент запаса прочности, принимаемый по таблице; Р - разрывное усилие каната, Н (принимаемое по документу о качестве каната, составленному по результатам испытания).
В случае, когда в сертификате указано суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, то значение Р определяется
где Q - грузоподъемность лифта, кг; Ок
- масса кабины, кг; Оп - масса противовеса, кг; О] - масса тяговых канатов от точки их сбегания с канатоведущего шкива (барабана, блока), расположенного над шахтой, до места их крепления к кабине (противовесу), при прохождении кабины (противовеса) в самом нижнем положении, кг; Он - масса натяжного устройства уравновешивающих канатов, кг; п - число канатов или ветвей каната, на которых подвешена кабина (противовес); g - ускорение свободного падения, м/с2.
Приведенный расчет оболочки на сжатие не учитывает связей, стесняющих ее деформацию как трубы. К связям относятся лобовина и кольца жесткости.
Радиальные деформации лобовины и колец, незначительны, и ими можно пренебречь.
При совместной деформации оболочки и лобовин в местах их сопряжения, оболочка будет работать только на изгиб от краевого момента, возникающего под влиянием сжатия ее витками каната.
Основными причинами интенсивного изнашивания и повреждения канатов яв-
1. Федорова З.М., Лукин И.Ф., Нестеров
А.П. «Подъемники».Издательское объединение
«Вища школа» 1976.
2. Федосеев В.Н., Гончаров Г.К. Безопасная эксплуатация лифтов, Москва. Стройиз-дат.,1987.
ляются следующие параметры: неправильный выбор конструкции каната, типа и направления свивки, соотношения диаметра каната и диаметров барабана, канатоведущего шкива или блока; нерегулярное смазывание канатов; наличие абразивных частиц на поверхности трения канатов и коррозия отдельных его проволочек, а также повышение нагрузки на канат при перегрузке кабины.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Шевченко Ф.Л. Учет ослабления давления канатов на барабан шахтной подъемной машины при многослойной навивке. Известия вузов. Горный журнал № 3., Свердловск. Издательство « Уральский рабочий». 1972.
4. Правила устройства и безопасности эксплуатации лифтов, Бишкек-1993.
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------
Пахомов П.И. - доктор технических наук, профессор, член корр. ИА КР, заведующий кафедрой «Приборостроения» Кыргызко-Российского Славянского Университета.
Лядышева Т.В. - аспирант Кыргызкого Института горного дела и горных технологий.
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИ (ФГУП ЦНИЭИуголь) Е ТИЕ
СТЕПАНОВ
Николай
Константино-
вич
Разработка рекомендаций по снижению негативных последствий монополизации угольного рынка при топливоснабжении тепловых электростанций
к.э.н