Научная статья на тему 'Методика расчета статических характеристик электроприводов  с тиристорными РШИП со сменным законом коммутации'

Методика расчета статических характеристик электроприводов с тиристорными РШИП со сменным законом коммутации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — В. А. Бейнарович, Л. С. Удут, В. С. Фадеев, А. Е. Деев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчета статических характеристик электроприводов с тиристорными РШИП со сменным законом коммутации»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

им. С. М. КИРОВА

Том 285 - ' 1975

МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С ТИРИСТОРНЫМИ РШИП СО СМЕННЫМ ЗАКОНОМ КОММУТАЦИИ

В. А. БЕЙНАРОВИЧ, Л. С. УДУТ, В. С. ФАДЕЕВ, А. Е. ДЕЕВ

(Представлена научно-техническим семинаром НИИ АЭМ)

Основные выражения для расчета и построения статических элек-1 ромеханичеоких £2(1я) или механических Й(М) характеристик электроприводов постоянного тока с тиристорными реверсивными широтао-'импульсными преобразователями со сменным законом коммутации [1] определяются на основании анализа кв'а зи уст а навивши х ся электромагнитных процессов [2] в различных режимах работы (рис. 1). Принимают-

¿

XI

Цп

<Цл

7 р

П/ \ 1 /т

г/ п тз "

Т1 т г

& в

Рис. 1.

%\ ить

ся следующие допущения: вентили идеальные, параметры цепи преобразователь — двигатель постоянные, сопротивление источника питания равно нулю, э. д. с. двигателя за время периода ком!мутации не изменяется. Результаты анализа удобно представить в относительных единицах (см. приложение).-

Электромеханические характеристики электропривода

Симметричный закон ком <м у т а ц и и

Исходные выражения, описывающие электромагнитные процессы на интервалах времени п и Т2 (рис. 1а, в), имеют вид

± 1 = -^¡Г + «я* + е* . (1)

В зоне непрерывных токов (рис. 1, а) электромеханические характеристики определяются выражением

а = (2т, - 1) - I/ , (2)

а в зоне прерывистого тока (рис. 1, в) строятся совместным решением следующих уравнений:

-ч2 + 2тгта - Х2!

2 5

I *

Е* 4.1

-V ---

"С | То —

1 + Е* 2хя

2 .

Т9 = ха 1п

(4)

(5)

1 + Е*

Граница режимов определяется следующими значениями граничной скорости вращения и тока двигателя:

О *

-2гр2* = 2х1( 1 +

1

2та - 1

- 1;

!ягр1* = — I

ЯГр2

4т, - 2т,2 — 1 _ 2 2*я

грГ

(6) (7)

Несимметричный за кон коммутации Исходные выражения для электромагнитных процессов в якорной цепи на интервалах времени Т1 и т2 (рис. 1 б, г) имеют вид

1=тя1я*!+-1я*:+!е*;

0=тя1я* + 1я*:+е*. (8)

Тогда электромеханические характеристики в зоне непрерывных токов (рис. 1'б) описываются выражением

(9)

а в зоне прерывистого тока (рис. 1г) определяются совместным решением уравнений

Е»_ (У + 2^,) -21я»тя .

О*

I * =

V + 2т, х2

1

Е*

= тя 1x1

■V +

1 +

1

"я Е*

Е*

-

1 - е

Е* 2ха

ь2 >

(10) (11)

(12)

Граница режимов определяется следующими значениями граничной скорости вращения и тока двигателя:

+ „3)

^rp,• = 1

О *

Гр2

2та

1

Агр1

— х.

Гр2

■ч (1 - О

2гя - I

(14)

По найденным выражениям рассчитаны и приведены на рис. 5 (тонкие линии) электромеханические характеристики разомкнутой системы электропривода РШИП-Д со сменным законом коммутации при численном значении тя=5Д

Регулировочные характеристики РШИП при работе

на двигатель постоянного тока

'Регулировочные характеристики преобразователя целесообразно представить в виде зависимостей Е*пр(т1) при 1*я=юопз1, а влияние

внутреннего сопротивления преобразователя при расчетах учесть соответствующим увеличением сопротивления якорной цепи двигателя. Вид характеристик зависит от закона коммутации и режима работы преобразователя.

Режим непрерывного тока (рис. 1а, б). При непрерывном токе регулировочные характеристики преобразователя (рис. 3) рабочей части линейны, имеют зону насыщения и определяются при симметричном и несимметричном законе коммутации соответственно следующими выражениями:

■E*np=2Ti—1; (15)

Е*пр = ть (16)

Режим прерывистого тока (ipimc. \в, г). В этом случае регулировочные характеристики преобразователя в рабочей части существенно нелинейны и зависят от тока якоря и скорости вращения (э. д. с.) двигателя, которые, однако, связаны между собой однозначно выражениями (4), (5) и (11), (12). Учитыва я, что всегда выполняется условие

Е*Пр —Е*+1*я

на основании (3) и (10), выражение для регулировочной характеристики преобразователя в режиме прерывистого тока для случая симметричного закона коммутации (рис. 1в) определяется выражением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е • = 1 _ J»*(2V (17а]

F V + 2x^2 — V v '

или в соответствии с рис. le

Епр* + (176)

При несимметричном законе коммутации в режиме прерывистого тока (рис. 1г) регулировочная характеристика преобразователя определяется выражением

Unp* = W + - 1я*(*2 ~ V ~ 2х,х2 + т2>) (18а)

или в соответствии с рис. \г

Е*Пр=Т1+Е*тз. (186)

На рис. 2 приведены регулировочные характеристики РШИП при работе на двигатель постоянного тока, рассчитанные по выражениям (17) и (18).

Аналогичным образом по выражениям (3) — (5) и (1,0) — (12) могут быть рассчитаны и построены внешние характеристики преобразователя Е*пр(1*я) при ti— const и регулировочные характеристики системы ШИП-Д fi*(ti) при I*H=const, которые также будут нелинейны в режиме прерывистого тока.

Регулировочная характеристика РШИП со сменным законом коммутации определяется выражениями (15), (16), (17), (18) и даже в режиме непрерывного тока (рис. 3) оказывается существенно нелинейной— имеет зоны насыщения, нечувствительности и различный наклон линейной части в зависимости от режима работы преобразователя.

Статические характеристики замкнутой системы РШИП-Д

При представлении преобразователя линейным звеном, что возможно только в области непрерывных токов, выбор параметров замкнутой системы стабилизации скорости и расчет ее статических характеристик производится обычными методами и затруднений не вызывает.

3 — 47

33

Рис. 2. Рис. 3.

Учет всех указанных .нелинейностей системы РШИЛ-Д может быть произведен при графоаналитическом методе расчета статических характеристик замкнутой системы. Для этого по изложенной выше методике необходимо предварительно рассчитать и построить статические характеристики разомкнутой системы й*(1*я) при т^сопэ! (рис. 5), характеристики управления ШИМпо двум входам Т1(и*у1) и т2(и*у2) (рис. 4 6), характеристику БОС и*у!(0*) при изад^сопэ! (рис. 4а), характеристи-

Рис. 4.

ку БТО и*уг(1*я) — при использовании схемы отсечки или 11*у2(й) — при использовании упреждающего токоограничения (рис. Ав). Порядок построения статических характеристик замкнутой системы при заданном значении и3ад ясен из рис. 4 и 5. Характеристики (рис. 5, толстые линии) оказываются нелинейными в области малых ¡нагрузок и в области действия токовой отсечки (толстые сплошные линии) или упреждающего токоограничения (толстые пунктирные линии).

Предложенная методика позволяет по требуемому виду статической характеристики замкнутой системы синтезировать характеристики и параметры ШИМ, БОС, БТО с учетом имеющихся в системе нелиней-ностей, что особенно важно при проектировании высокоточных систем. Следует отметить, что введение порога иу20 срабатывания по каналу иу2 управления модуляторами позволяет исключить влияние нелинейности начального участка характеристики нелинейного элемента токо-

вой отсечки, определяемой величиной иу2<ь соответствующей началу действия отсечки.

Рис. 5.

Буквами А и Б на рис. 4 и 5 обозначены моменты переключения закона коммутации в соответствии с найденным точным (сплошные линии) и упрощенным (пунктирные линии) условием его смены.

Приложение

иш Епр, Кпр, Е, 1Я, М, £1, Кя, Ья, и зад, иу —средние значения напряжения источника питания; э. д. с. и внутреннего сопротивления преобра* зователя; э. д. е., тока, момента, скорости вращения, сопротивления и индуктивности цепи якоря двигателя; задающего напряжения и напряжения управления.

е, ¡я—мгновенные значения э. д. с. и тока двигателя; иб = Ьтп—базовое значение напряжения; Кб = 1^я+Кпр— базовое сопротивление;

1б = —- — базовое значение тока;

Кб

= базовое значение скорости;

Тб = Тк — базовое значение времени, равное периоду коммутации преобразователя;

Тя = — постоянная времени цепи обмотки якоря двигателя, Кяу

Обозначения величин в относительных единицах:

тт* и

и — у^--напряжение,

Е*= -щ ~э-д-с"

о* 2

= "о--скорость вращения,

R* ~~ сопротивление,

Кб

t

x = —--время,

тб

TT - UV

Uy- = _l_— напряжение управления.

Uy макс

Й*грь 1я*грь Й*гр2, 1я*гР2 — граничные значения скорости и тока соответственно в I и IV квадрантах и во II и III квадрантах.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. А. Бейнарович, Л. С. У дут, В. С. Фадеев, А. Е. Деев. Принципы построения быстродействующих реверсивных электроприводов с ти-рнсторными широтно-импульсными преобразователями со сменным законом коммутации. Настоящий сборник.

2. Л. С. Удут, В. С. Фадеев, В. А. Бейнарович. Расчет механических характеристик электродвигателей при питании от тиристорных РШИП с симметричным управлением. Известия ТПИ, т. 262-, изд-во ТГУ, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.