Научная статья на тему 'Методика расчета системы электростартерного пуска с аккумуляторной батареей и емкостным накопителем энергии'

Методика расчета системы электростартерного пуска с аккумуляторной батареей и емкостным накопителем энергии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
456
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА / КОМБИНИРОВАННЫЙ ИСТОЧНИК ТОКА / СТАРТЕРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ELECTRIC STARTING SYSTEM / COMBINED CURRENT SOURCE / STARTER MOTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Малеев Р. А., Шматков Ю. М.

В статье представлена разработанная на кафедре «Автотракторное электрооборудование» Университета машиностроения методика расчета систем электростартерного пуска с комбинированным источником тока. Представлены исходные данные и основные формулы и выражения для расчета таких систем и определения основных энергетических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of calculation of the electric starting system with battery and capacitive energy storage

The paper presents the method for calculating of electric starting systems with combined current source developed at “Automotive and Tractor Electrical Equipment” Department. There are shown the initial data and the basic formulas and expressions for calculation of such systems and to identification of the main energy parameters.

Текст научной работы на тему «Методика расчета системы электростартерного пуска с аккумуляторной батареей и емкостным накопителем энергии»

Методика расчета системы электростартерного пуска с аккумуляторной батареей и емкостным накопителем энергии

к.т.н. доц. Малеев P.A., Шматков Ю.М.

Университет машиностроения 495-223-05-23, доб. 1574

Аннотация. В статье представлена разработанная на кафедре «Автотракторное электрооборудование» Университета машиностроения методика расчета систем электростартерного пуска с комбинированным источником тока. Представлены исходные данные и основные формулы и выражения для расчета таких систем и определения основных энергетических параметров.

Ключевые слова: система электростартерного пуска, комбинированный источник тока, стартерный электродвигатель

В результате проведения научно-исследовательских работ на кафедре «Автотракторное электрооборудование» по исследованию процесса пуска двигателя внутреннего сгорания и питания электростартера от совместно работающих емкостного накопителя энергии (НЭ) и аккумуляторной батареи (АБ) были выведены формулы для расчета значений напряжений и токов накопителя энергии и аккумуляторной батареи, ЭДС и частоты вращения якоря стар-терного электродвигателя, а также полезной мощности на валу стартерного электродвигате-

Анализ полученных формул показывает, что при подключении накопителя энергии параллельно аккумуляторной батарее при постоянстве полезного момента возрастают средние частоты вращения якоря стартерного электродвигателя и его полезная мощность. В результате этого повышается надежность пуска ДВС в условиях низких температур.

Разработаны выражения, позволяющие определить основные энергетические параметры системы электростартерного пуска (СЭП) при параллельной работе АБ и НЭ и формула для расчета емкости накопителя, которая определяется из требуемой механической энергии, необходимой для вращения вала ДВС с заданной пусковой частотой вращения.

Приведенная методика расчета позволяет с достаточной точностью рассчитывать параметры СЭП с комбинированным источником тока (КИТ).

Исходные данные для расчета СЭП с КИТ. Двигатель внутреннего сгорания - ДВС.

1. Марка, код.

2. Моторное масло (сорт, марка).

3. Расчетная температура пуска ДВС - Т° С.

4. Вязкость масла при Т - v, мм г/с.

5. Число зубьев маховика ZM или передаточное число привода стартера - и.

6. Экспериментальные зависимости Мс = fi{пср) в табличной форме. Характеристики Мс = fi{пср) могут быть расчетными (по эмпирическим формулам РТМ).

7. Пусковые характеристики ДВС t п = fi{пср) в табличной форме.

8. КПД передачи от СЭ к ДВС - ijnep.

9. Частоты вращения вала ДВС, для которых строятся зависимости параметров СЭП от t - пср1 , пср2 (например, nmin по времени пуска t п = 10; 15 с; nmin по ОСТ 37.001.052-87.

10. Число цилиндров двигателя Z ц.

11. Число тактов двигателя т ¿в (тактность). Аккумуляторная батарея - АБ.

1. Тип, марка, код (если АБ задана).

2. Номинальное напряжение - UH, В.

3. Удельная энергия АБ по объему - wa6v , Дж/см3 .

4. Удельная энергия АБ по массе - wa6m , Дж/кг.

5. Отношение массы АБ к ее номинальной емкости Кабт = таб /С2о, кг/А-ч.

6. Номинальная емкость АБ (если АБ задана) - /С2о, АХч.

7. Масса АБ (если АБ задана) - шаб, кг.

8. Объем АБ (если АБ задана) - Уаб, см3 .

9. Начальное разрядное напряжение и нр (может быть задано по РТМ или рассчитано по формулам Ю.И.Боровских).

10. Сила тока короткого замыкания - I кз(может быть задано или рассчитано по формулам Ю.И.Боровских).

11. Сила тока короткого замыкания на одну положительную пластину - 1+ = I кз/п+ , А-ч.

12. Номинальная емкость АБ, отнесенная к одной положительной пластине - С 20+ = С 20 /п+ , АХч.

13. Односторонняя площадь электрода АБ - 5Э, м2

14. Толщина положительного электрода - 5, м.

15. Расчетная степень разряженности АБ - А С ср , %.

16. Коэффициент, учитывающий падение тока 1+ с каждой попытки пуска - Кп.

17. Коэффициенты С п, Ьп , сп в формуле для расчета тока 1+ .

18. Расчетное число попыток пуска в формуле для расчета тока 1+ — Ъ п. Емкостной накопитель энергии (конденсатор) - НЭ.

1. Номинальное напряжение НЭ - инэ^3, В.

2. Допустимое по ТУ на НЭ напряжение заряда - инэдз, В.

3. Удельная энергия НЭ по объему шнэу , Дж/см3 .

4. Удельная энергия НЭ по массе шнэт , Дж/кг.

5. Постоянная времени НЭ - тнэ = Снэ X Янэ при заданной Т, С (должна быть зависимость тнэ (или Янэ) от Т, °С ).

6. Емкость накопителя энергии - Снэ, Ф (если задан НЭ).

7. Сопротивление накопителя энергии - Янэ, Ом (если задан НЭ).

8. Напряжения начала разряда, для которых строятся зависимости параметров СЭП от времени г и частоты вращения п ср - инэонт1п < инэон1 < инр; инэон2 = инр;

инэонЗ — инэонтах • Стартерная цепь.

1. Сопротивление стартерной сети - Япр, Ом (принимается Кпр=0,002 Ом или задается другое значение заказчиком).

2. Масса провода шпр = Упр ■ 1пр ■ упр или задается конкретное значение.

3. Падение напряжения на диодах в цепи между АБ и НЭ - пид, В. Электростартер.

1. Тип, код.

2. Номинальное наряжение ин, В (должно быть равно номинальному напряжению АБ).

3. Рабочие характеристики электростартера - исто, Р2о, М2, пао = Ща) в табличной форме.

4. Сопротивление стартера - Яст, Ом.

5. Число зубьев шестерни привода - 1 ш.

6. Масса стартера - шст, кг.

Последовательность расчета СЭП с КИТ

Задаемся частотами вращения п с интервалом 10 мин~г (можно 5 или 20 мин~г) - Апср; пср = пср + А пср от пср= 30 до пср = 150 мин~г для бензиновых двигателей и от 50 до 250 мин~г для дизелей. Если на графикахМс = {(п ср) и = {(п ср) не хватает данных (ограничены п ср), то нужна аппроксимация.

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Для п ср по зависимостям Мс = f(n ср) определяем Мс, Н-м, затем для п ср по зависимостям tn = f(n ср) определяем tn, с.

По известной методике /1/ находим энергию Wntn, требуемую для вращения вала ДВС с частотой п ср в течение времени tn; вращающий момент на валу СЭ М2; силу тока якоря Ia, А в расчетном рабочем режиме по зависимостям М2 = f(/a) СЭ при моменте М2; требуемую расчетную частоту вращения якоря СЭ п аср; частоту вращения якоря СЭ на исходных рабочих характеристиках при расчетном значении силы тока якоря Ia — п ао, (по зависимости п ао= f(/a); напряжение на выводах СЭ при силе тока 1а на исходных рабочих характеристиках - Ucmo (зависимости Ucmo = f(/a) , ЭДС в обмотке якоря в рабочем режиме на исходных рабочих характеристиках Еао; ЭДС в обмотке якоря, необходимая для вращения якоря с частотой иаср Еар ; электромагнитную мощность СЭ, требуемая для вращения якоря СЭ с частотой

иасР Рср ; полезную мощность на валу СЭ, требуемая для вращения якоря с частотой иаср Р2Ср ; среднее значение электромагнитного КПД ^эмср; полную механическую энергию СЭ за время tn WMexn; минимально допустимое напряжение заряда НЭ в КИТ UH30mm Далее определяются следующие параметры:

Постоянная времени КИТ т2 = Снэ (Ra6 + RH3) = CH3Ra6 +хнэ для условия = £/„„„„_ = Uu + / • R , т.е. когда АБ и НЭ в КИТ работают еще совместно, решая еле-

НЭОН НЭОН Шал Н w НЭ J A J А

дующее равенство:

г(1 -/г)= WMex < t fl.

1" ^" " UHpIa - Ia\Rnp + Rcm)

где: т может изменяться от 0 дооо , но использовать значения т свыше 10000 нецелесообразно.

Сопротивление АБ при UH3QHтах :

у-> н ^а ^а С^пр ^ ^cm)] ^п ^^мехп /-ч

=-/.5 •[/.-x-d' ■)]-|0М- (2>

Емкость НЭ при Ut

нэон тах

Снэ = ,Ф. (3)

аб

Сопротивление НЭ для Цнэонтах :

Кэ =\э /Снэ,Ом. (4)

Максимальное расчетное напряжение заряда НЭ (по условию инЭон < ин + 1аК-нэ):

Vнэон тах = Vнр + 1а ' Кнэ , В■ (5)

Время до остановки СЭ

/ • (R + R + R — II

, 1 а v аб тах пр сту нр

К =-т- 1п---, с . (6)

(II — II + / • К ^ • 1 1нэ

v нэон нр а аб тах /

т

Напряжение на выводах НЭ при отключенной нагрузке:

инэо = инр - 1а ■ Raб + (инэон -ин + 1а ■ Raб) ■ е*-В . (7)

Сила тока НЭ:

гнэ = и»э° ~ и» + 1а'Каб ■ в'1"/г, А . (8)

Сила тока АБ:

Кб + я,

U..„ - U„ + L ■ R,, /Т

— J _ нэо_н а аб _ g-t„ !т д ^^^

Кб + я

Напряжение на выводах КИТ (текущее значение):

инэо = инр - 1а • д

ЭДС в обмотке якоря СЭ:

инэо = инр - 1а ■ Ra6 + (инэон - UH + IaRa6) • , В . (10)

= ин - 1а •(Ra6 + RHP + Rcm) + (^нэон -UH + Ia ■ Ra6^• В . (11)

T2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время до остановки СЭ (tK < tn < oo ):

1 a \ ab np cm I up / \

tk =-т-In-i-7 . (12)

¡a •( Ra6 + К + R,r„ ) " U, [инэон - UHp + Ia ■ Ra6)

с

Электромагнитная мощность СЭ:

Р = инр ■ 1а -I2a {Ra6 + Rnp + Rcm)+Ia {инэон -инр + Ia ■ Ra6• ,Вт . (13)

Полная мощность АБ с учетом внутренних потерь:

( тт _и + / . р Л

Т нэон нр а об -t /г,

/-----е 2

Рабо = ин ■ ia6 = U„ ■

Кб + RH3 J

,Bm. (14)

Полная мощность НЭ с учетом внутренних потерь:

п _ тт _ • _ (Цр ~ ' R"~> ) ' {^нэон ~ U»p + А- • Ra6) _ f/Т | {Рнэ он + К, ' Ко ) _ -2 i/r2 л, /15ч

Рнэо - нэо ' НЭ - ' ' ' • V/

Каб + + Кнэ

Полная мощность КИТ с учетом внутренних потерь:

А«, = А* + ^ = инр ■ 1а - 1а \инэон-инр + 1а ■ Кабу^е-■ ^ + + 7 • ^) • Вт. (16)

Текущее значение механической работы:

Ке. = \иир ■ 1а - 12а •( Яаб + Кнр + Ясп )• * + 1а \ииэои - инр + 1а ■ Яаб )-(т-тю )-(1 - е-', Дж .(17) Текущее значение энергии (работы) прокручивания вала ДВС за время 1::

Ж = Ж -Л -л , Дж. (18)

п мех Упер Iэмср ? гл \А

Текущее значение КПД СЭП с КИТ за время 1::

Ж

л =—- . (19)

ь„ w v !

ито

Текущее значение механического КПД (КПД преобразования электрической энергии в полную механическую работу, совершаемую СЭ) за время 1::

Ж

л = . (20)

I мех тт^ V >

ито

Энергия НЭ на данный момент времени 1::

Ж = 0,5• С -и2 ,Дж . (21)

НЭК 7 НЭ НЭО7 V /

Энергия полностью заряженного НЭ до напряжения ^Нэон:

Ж = 0,5• С -и2 ,Дж. (22)

НЭОН 7 НЭ НЭОН7 V /

Угол поворота коленчатого вала ДВс за время 1::

Ж

0 = , рад . (23)

Число рабочих ходов:

0-^

Крх =-• (24)

Серия 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Средняя сила тока разряда АБ при работе в КИТ за время t:

. . (ЦНЭОН ~ UHP + Ig • ** Ь-(1 - 7 Т) ,

^ " " + ) • * ' ^ ' ( ) Допустимое время разряда АБ в КИТ током силой 1абср (учитывается только разряд на СЭ при работе в КИТ, затраты энергии на заряд НЭ не учитываются):

6 -10' - 8, • S- п- (70 + 5 • п+- 2 -А Сп)

t =_i_i_—_i_с (26)

P /--(1,36+0,071 -T) , i\ j 1,46 ' V-""/

\e + l) '1 а

Число возможных попыток прокручивания вала ДВС продолжительностью X СЭП с КИТ по запасу энергии АБ (АБ работает только на разряд совместно с НЭ на СЭ):

2П = (27)

Кратность тока АБ ее номинальной емкости:

^20

Далее для различных значений пср и инэон строятся зависимости от времени (от ^ = 0 до / = ¿к ) всех расчетных параметров СЭП с КИТ.

Вывод

Данная методика расчета СЭП с КИТ дает возможность с достаточной точностью определить основные параметры СЭП. Формулы для определения основных параметров СЭП с КИТ позволяют провести сравнительный анализ с другими системами пуска.

Литература

1. Квайт С.М., Менделевич Я.А., Чижков Ю.П. Пусковые качества и системы пуска автотракторных двигателей. - М., Машиностроение, 1990,- с.256.: ил.

Анализ методов расчета и моделирования электродвигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов

Розин П.А., к.т.н. доц. Акимов A.B., Кудинова Л.А.

Университет машиностроения (495) 223-05-29, [email protected] Аннотация. Рассмотрены основные методы расчета двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Показано, что наиболее точные данные по характеристикам двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов могут быть получены путем моделирования их магнитных полей и электрических процессов в обмотках. Дан сравнительный анализ возможных методов их моделирования.

Ключевые слова: электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, методы моделирования, метод конечных элементов, метод граничных элементов

Благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам электродвигатель с постоянными магнитами, широко используется в исполнительных механизмах, включая исполнительные механизмы автомобилей, а также является наиболее перспективными в диапазоне малых и средних мощностей. Он не имеет потерь на возбуждение, обладает высокой стабильностью скорости ротора и высокими пусковыми моментами. Эти качества выделяют его из ряда всех остальных машин и обеспечивают применение в качестве электростартера, а также в системах, где стабильность скорости является первостепенным требованием, предъявляемым к исполнительному механизму. Поэтому проблему их расчета можно рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.