Научная статья на тему 'Методика расчета параметров подъемной лебедки буровой установки'

Методика расчета параметров подъемной лебедки буровой установки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
847
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчета параметров подъемной лебедки буровой установки»

УДК 622.242

В. С. Шестаков, В.А. Стрекотин

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ПОДЪЕМНОЙ ЛЕБЕДКИ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ

Семинар № 16

дним из направлением научной деятельности кафедры горных машин Уральского государственного горного университета является совершенствование нефтегазового оборудования. Исследования проводятся совместно департаментом развития нефтегазового оборудования фирмы ОМЗ-Морские и нефтегазовые проекты. При обзорном анализе выявилась потребность в разработке новых и уточнения существующих методик расчета параметров буровых установок для нефтяных скважин. Используемые в настоящее время методики имеют некоторые недостатки, так, в них не обеспечен поиск оптимальных параметров. Разрабатываемые нами методики предназначены для реализации на ЭВМ, поэтому в них решено было применять имитационные модели работы механизмов, обеспечивающие возможность расчета значений при минимуме допущений.

В созданной к настоящему времени и реализованной в виде программы для ЭВМ методике выполняется расчет параметров подъемных лебедок буровых установок: мощности привода; передаточного отношение лебедки; параметров механической характеристики привода; продолжительность рабочего цикла.

В разрабатываемой методике реализован рабочий процесс подъемной лебедки, включающий следующие операции при подъеме бурильной колонны из скважины: подъем бурильной колонны из скважины на длину свечи; посадка колонны на клинья, развинчивание, установка свечи на подсвечник; спуск порожнего элеватора; захват бурильной колонны.

При опускании бурильной колонны в скважину включены операции: спуск бурильной колонны в скважину на длину свечи; развинчивание, перенос штропов; подъем порожнего элеватора; установка свечи из свечеприемника и завинчивание.

Разработанная к настоящему времени методика позволяет:

■ подбирать наиболее двигатель для проектируемой буровой установки;

■ проводить исследования по выбору конструктивной схемы механизма (с односкоростным или двухскоростным редуктором, с опусканием бурильной колонны и порожнего элеватора двигателем или тормозом), по влиянию параметров лебедки (размеров барабана, передаточного отношения, мощности и настроечных параметров привода, моментов инерции и масс элементов и др.) на основную функцию лебедки - продолжительность подъема и опускания бурильной колонны;

■ определять продолжительность подъема и опускания бурильной колонны с учетом конструктивного исполнения механизма, механической характеристики привода, изменения нагрузок на крюке по мере изменения длины бурильной колонны;

■ определять оптимальное передаточное отношение механизма по критерию продолжительности подъема и опускания бурильной колонны заданной длины для одно- и двухскоростного редуктора;

■ определять загрузку двигателя в процессе работы.

Расчет параметров в разработанной методике начинается с выбора приводного двигателя. Алгоритм построен следую-

щим образом. Начиная с минимальной мощности, принимается двигатель из числа выпускаемых заводами, который может быть применен для буровых установок. Двигатель может быть постоянного тока или переменного с частотным регулированием. Для этого двигателя выполняются расчеты по определению передаточного отношения механизма, по определению продолжительности подъема и опускания бурильной колонны, рассчитывается стоимость механизма. Такие расчеты выполняются для всех двигателей, возможных для применения в приводе. При последующем сравнении результатов расчетов принимается «лучший» вариант, т. е. проводится структурная оптимизация исполнения привода.

Внутри цикла выбора двигателя присутствует цикл перебора возможных конструктивных схем: с односкоростным или двухскоростным редуктором, с опусканием бурильной колонны и порожнего элеватора двигателем или тормозом. Для каждой конструктивной схемы составлена имитационная модель рабочего процесса, позволяющая имитировать процесс подъема бурильной колонны из скважины и опускания ее в скважину при замене долота, имитировать работу механизма при перемещении на длину свечи крюкоблока с бурильной колонной и без нее. Имитация работы механизма выполнения с помощью дифференциальных уравнений движения элементов. Рабочий процесс двигателя в механизме реализован через механическую характеристику привода, электромагнитные процессы, ввиду их малого влияния на продолжительность движения, не учитываются. Такое упрощение позволило существенно понизить сложность математической модели и сократить время расчетов, что является немаловажным при проведении оптимизационных расчетов. В модели реализованы три варианта механических характеристик привода: постоянного тока с так называемой отсечкой по току, постоянного тока и переменного то-

ка с частотным регулированием по закону постоянства мощности, с заданием характеристики отрезками.

При расчете параметров механической характеристики для расчета максимального момента и максимальной скорости используют данные завода изготовителя. В применяемых в настоящее время приводах максимальный момент в 1,8-2,5 раза больше номинального, максимальная скорость при использовании ослабления поля в 1,5-6 раз больше номинальной (больший коэффициент для двигателей с частотным регулированием). По данным заводов-изготовителей и определяются максимальные значения момента и скорости статической характеристики. С заданием мощности при регулировании по закону постоянства мощности несколько сложнее. В известных методиках предлагается использовать номинальную мощность двигателя. На наш взгляд при определении значения N необходимо учесть такую особенность работы подъемной лебедки, как значительные изменения момента на валу двигателя. При перемещении порож-него крюкоблока момент значительно меньше, чем при перемещении бурильной колонны. С учетом этого можно задавать для регулирования мощность, большую номинальной. Точное значение мощности регулирования может быть определено только в процессе уточненных расчетов при определении коэффициента загрузки. При задании значения мощности регулирования необходимо учитывать мощность применяемых в приводе преобразователей, так как зачастую их стоимость выше стоимости двигателя. Для проверочных расчетов можно начинать расчет с номинальной мощности преобразователя. Если расчеты выявят, что мощность регулирования, равная мощности преобразователя, приводит к перегреву двигателей, то следует уменьшить мощность регулирования для механической характеристики.

40000 30000 20000 10000 0

-10000 -20000 -30000

250 200 150 100

0.90 !

0.80

0.70

0.60

0.50

0.40

0.30

0.20

0.10

0.00

Изменение крутящего момента, Нм

к и:

0 10 20 30 40 50 60 70 80 9

Скорость вала двигателя, 1/с

10 20 30 40 50 60

При составлении математического описания модели для расчета продолжительности принята одномассовая расчетная схема. В процессе приведения параметров к звену приведения - валу двигателя использованы формулы приведения и попутно выполнен анализ составляющих в суммарном, приведенном к валу двигателя, моменте инерции.

Для буровой установки БУ 4500/270 ЭК-БМ получены следующие значения

1

/

/

1 г,

90

-, Скорость крюка, м/с

Р 1

/

/

г,с

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Пример графиков изменения момента на валу двигателя (а), скорости вала (б) и скорости крюка при подъеме бурильной колонны и опускании порожнего крюкоблока

приведенных к валу двигателя моментов инерции: двигателя с быстроходным валом и муфтой 45,2 %, барабана 44 %, шкивов талевой системы 3 %, каната талевой системы 4 %, бурильной колонны с поступательно движущими элементами 4,4 %. Таким образом, существенную долю в суммарном моменте инерции занимают муфты, валы и барабан. Такая малая составляющая бурильной колонны объясняется большим значением передаточного отношения. Ввиду большой доли в суммарном моменте привода имеется возможность в снижении этого момента, а значит и времени цикла. При исключении излишних запасов прочности, при установке малоинерционных элементов можно уменьшить суммарный момент инерции.

В процессе исследований выявлена еще одна интересная информация. При расчете приведенной к крюкоблоку суммарной массы всех элементов, расположенных за барабаном, получены следующие значения. Доля элементов в суммарной массе: бурильной колонны 39 %; шкивов талевой системы 28,4 %; каната талевой системы 32,6 %. Таким образом, шкивы и канат талевой системы обладают большой инерционностью и это приводит при подъеме порожнего крюкоблока к его переподъему при торможении, а иногда и к появлению

50

0

0

слабины каната. При наличии слабины происходит обратное движение крюко-блока, рывок каната и преждевременный его износ. Чтобы не появлялась слабина каната при торможении в методике предусмотрен расчет тормозного момента двигателя по условию обеспечения относительного ускорения торможения двигателя меньшего, ускоре-ния торможения крюкоблока. Это приведет к постоянной натяжке каната. Относительно большая доля шкивов талевой системы определяет дополни-тельное требование к их проектированию: по возможности обеспечить снижение момента инерции.

При уменьшении суммарного момента инерции шкивов можно будет обеспечить большие ускорения при торможении, будет меньший переподъем блоков.

Разработанная методика реализована в приложении Microsoft Excel с использованием алгоритмического языка Visual Basic для приложений. Выходной документ разработан в виде пояснительной записки, результаты расчета выводятся в таблицах и иллюстрируются графиками, что является очень удобным для анализа. Пример графиков представлен на рисунке.

— Коротко об авторах -

Шестаков В.С. - профессор, Стрекотин В.А. - магистрант,

Уральский государственный горный университет.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

ДИССЕРТАЦИИ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАН ТХЭ САН Исследование силового воздействия оползневых массивов на удерживающие конструкции Симплекс-методом 05.23.02 к.т.н.

УДК 622.271

С. С. Коломников

РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ МЕТОДОВ

© С.С. Коломников, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.