Научная статья на тему 'Методика расчета основных параметров шнекоцентробежного напорного механизма пневмомеханической установки для сыпучих материалов'

Методика расчета основных параметров шнекоцентробежного напорного механизма пневмомеханической установки для сыпучих материалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ КОЛЕСО / CENTRIFUGAL WHEEL VANE / ЛОПАСТЬ / ШНЕК / SCREW / ШНЕКОЦЕТРОБЕЖНЫЙ НАПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ / ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / SHNEKOTSENTROBEZHNY PRESSURE MECHANISM ROTOR INSTALLATION / ЭКОТЕХНИКА / EKOTEСHNIKA

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Боровский Б.И., Морозов А.Д., Ковалёв А.А., Анисов Д.С., Бородачев В.А.

Рассмотрены основные расчетные соотношения для определения геометрических и режимных параметров шнекоцентробежного напорного механизма пневмомеханической установки сыпучих материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Боровский Б.И., Морозов А.Д., Ковалёв А.А., Анисов Д.С., Бородачев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main settlement ratios for determination of geometrical and regime parameters of the shnekotsentrobezhny pressure head mechanism of pneumomechanical installation of bulks are considered

Текст научной работы на тему «Методика расчета основных параметров шнекоцентробежного напорного механизма пневмомеханической установки для сыпучих материалов»

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ШНЕКОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАПОРНОГО МЕХАНИЗМА ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ

СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ

Боровский Б.И., Морозов А.Д, Ковалёв А. А., Анисов Д.С., Бородачев В. А.

Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г.

Симферополь, ул. Киевская181.

kovaland59@mail.ru.

Аннотация. Рассмотрены основные расчетные соотношения для определения геометрических и режимных параметров шнекоцентробежного напорного механизма пневмомеханической установки сыпучих материалов.

Ключевые слова: центробежное колесо, лопасть, шнек, шнекоцетробежный напорный механизм, пневмомеханическая установка, экотехника.

Введение

В настоящее время в нашей стране и за рубежом создано много разнообразных дорожныхи строительных машин[2, 5, 6, 7, 9, 10, 11] для переработки сыпучих материалов, но не все они в равной степени удовлетворяют все возрастающим требованиям технической и экологической безопасности.

Наиболее опасны в этом отношении пневмомеханические установки (ПМУ) с консольным шнеком, так как из-за недостатков компоновочной схемы возможно наведение воздушного моста между приемной и смесительной камерами, разгерметизация шнеконапорного механизма, и как следствие, прорывы запыленного воздуха в окружающую среду, что при определенных обстоятельствах может вызвать взрыв пыли.

Использование шнекоцентробежных колес или других шнекороторных рабочих органов в конструкции пневмомеханических установок для сыпучих материалов (например, песок, минеральный порошок, дорожный смет и пр.) позволяет нормализовать картину рабочего процесса в напорном механизме и устранить один из источников пылеобразования.

Предлагается рабочая гипотеза об изменении картины рабочего процесса в напорном механизме ПМУ о том, что сыпучий материал перемещается в каналах шнека и в межлопаточном пространстве центробежного колеса напорного механизма ПМУ подобно течению жидкости в центробежном насосе.

Процессы, происходящие при работе шнекового питателя и центробежного колеса ПМУ, относительно сложны и поэтому их всесторонний учет затруднителен.

Используя огромный научный потенциал в области интенсификации рабочих процессов грунтообрабатывающих и дорожных машин на базе использования различных активизаторов (бульдозерный отвал с роторным метателем, с газовоздушной смазкой, с выступающим шнеком и газоструйной интенсификацией отбрасывания,

шнекороторный, дисковые фрезы, роторные метатели и пр.) накопленный в работах

Баловнева В.И., Баладинского В.Л., Горячкина В.П., Домбровского Н.Г, ЕмельяновойИ.А., Исрафилова Н.А., Кавалерова А.А., Ничке В .В., Хмары Л.А., Холодова А.М., Федорова Д.И.,и других исследователей, а также разработок в области центоробежных насосов для жидкостей Боровского Б.И. и Морозова А.Д в области ПМУ для сыпучих материаловможно предложить уточненные соотношения для расчета потерь энергии в шнекоцентробежномнапорном механизме (ШЦНМ) загрузочной ПМУ.

Основная часть

Наиболее близка к рассматриваемой тематике работа Н.А. Исрафилова, которой мощностьпривода машины с ротационным рабочим органом, ось которого параллельна оси канала, определяется как совокупность нескольких составляющих (обозначения приведены согласно [10], страница 89):

Ыдв =-

Ы + Ыт + N + N + Ыф N

пф

+-

пер

+-

Ы

Тп

Тро

л.с. (кВт),

где Ыф - мощность на фрезерование; N

N

мощностьна отбрасывание грунта; на преодоление трения грунта о мощность на преодоление

мощность лопатку; Ыпф -неучтенных

сопротивлений; N пер , Ып -

мощность на подъем

грунта и привод подъемных механизмов; ]] ро = 0,6 -0,7- к.п.д. привода рабочего органа; ]]пр - к.п.д.

перемещения; Т]п - к.п.д. подъема груза и привода

подъемных механизмов.

Проведем анализ формулы мощности. При определении составляющей фрезерования представляет интерес соотношение для определения толщины стружки и глубины погружения рабочего органа.

NФ =

Я х к х к'х V,

кВт,

1965600

где Я - радиус фрезы, м; к = Рн/(с X к') -удельное сопротивление фрезерованию, н/см2; с -наибольшая толщина стружки грунта; к' - глубина

фрезерования, м; V, - скорость фрезерования, м/ч.

Составляющая мощности на отбрасывание грунта учитывает взаимосвязь угловой частоты вращения рабочего органа и скорости движения машины.

£хV, хуг ха>2 хЯ2

*от =--, кВт,

70560000

где £ - площадь углубленной в грунт части фрезы, м2; уг -удельный вес, кг/м3.

В формуле составляющей мощности на преодоление трения грунта о лопатку вводится коэффициент трения и времени движения частицы грунта по лопатке.

* = £хVкхIхУгхк'хаД х&хкя кВт л 35280000 ' '

где VR - относительная скорость частицы

грунта в конце лопасти, м/с; ал - коэффициент,

учитывающий время пребывания частицы грунта на лопатке.

При определении затрат энергии на трение грунта о кожух учитывается путь трения грунта о кожух и концентрация частиц.

* = £ х V, х I хуг ха>2 х Я2 хаВ х е0 х е1

Т = 35316000 ,

кВт,

где аВ - угол, соответствующий дуге внутренней поверхности кожуха, где происходит трение; Е0 - коэффициент, учитывающий расположение центра тяжести объема грунта на лопасти; Е1 - коэффициент,учитывающий концентрацию частиц внутри кожуха.

Неучтенные потери энергии связываются с высотой центра тяжести вырезаемого сечения грунта, который задается приближенно.

= £х VK хуг х(н0 -2/3к') 3600000

где Н - высота подъема грунта, м; Н 0 -высота центра тяжести направляющего раструба кожуха, м; 2/3к' - приближенно высота центра тяжести вырезаемого сечения грунта.

Составляющая мощности на передвижение машины определяется традиционно.

Ж хК

*пер =-—, кВт,

пер 3600000

N пф =■

кВт,

где Ж - суммарное тяговое сопротивление. В предлагаемой методике потребную мощность можно определить как сумму мощностей одного или двух шнеков и центробежной части:

N = 2 N. + N..

где

' ц / б '

N. - мощность одного шнека, кВт;

N ц / б - мощность центробежной части.

Рис. 1. Схема шнекоцентробежного напорного механизма.

1 - шнек; 2 - вал шнека; выходная кромка лопасти шнека; 4 - центробежного колеса; 5 - диск центробежного колеса; 6 - спиральный отвод; 7 -коническй диффузор.

Рассмотрим определение мощности центробежной части, как сумму следующих составляющих: на увеличение окружной скорости

потока (Nи), на трение цемента о две поверхности

диска и трение цемента о цемент, находящийся в

осевом зазоре между лопастями и корпусом (2Nдц),

на трение цемента о внутренние поверхности

спирального отвода( Nотв):

N = N + 2N + N

1У 1У и ^ дц ^ 1У отв .

Мощность определяется соотношением

Ыи - тС2ии2

где т - массовая производительность, кг/с. Трение цемента о поверхности диска зависит от давления. Для определения изменения давления по радиусу диска воспользуемся уравнением изменения количества движения в радиальном направлении [4], (рис.2).

Сг+с)Сг

Сг+с1Сг

Р+Ф—4

РА Тгцг^Ггс)

2 /

Рис.2. Определение изменения давления по радиусу центробежного колеса: 1- диск центробежного колеса; 2 - лопасть. Расчет геометрических параметров центробежного колеса.

1.1 Внутренний диаметр колеса рис.3.

А = + 24

где = 1. . .5 мм.

1.2 Ширина лопастей колеса.

А - й2

Ь1 =-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4х(( -281)

1.3 Угол потока на выходе из шнека .

Си

№ -

и1 - с1и

1.5 Радиальная составляющая абсолютной скорости потока при входе на лопасть .

с, - е /(жх а х \)

1.6 Окружная составляющая абсолютной скорости потока при выходе на лопасть .

+ й.

с - с х

2 иср Л

2 Д

1.7 Окружная составляющая абсолютной скорости потока на среднем диаметре шнека .

С2иср - иср - С2г х СШР2ср

1.8 Осевая составляющая скорости потока в шнеке .

с 2, - 4евых1 ЖА - й ]))

1.9 Окружная скорость на среднем диаметре .

иср -Жх Аср х П/60

1.10 Угол потока на среднем диаметре .

Р + * 2 ШАш + й в ))

1.11 Количество лопастей.

Принимаем Ъ = 4. . . 6.

1.12 Наружный диаметр колеса.

В2-(2 ■ 3)х А

1.13 Угол прямолинейных лопастей на выходе центробежного колеса .

С0® Р2п - А1

где А1 - АА2 - относительный диаметр центробежного колеса.

1.14 Окружная скорость на выходе центробежного колеса.

и2 -жх А2 X п/60

1.15 Окружная составляющая абсолютной скорости при бесконечном числе лопастей (см.рис.4).

С2™ - и2

'2г<ю - и2 С2гСЕРп

на

выходе

1.16 Радиальная скорость центробежного колеса .

С2г - Оеых!ЖХ А Х Ь1

1.17 Действительная окружная составляющая .

С2г - ХХ С2гю

из

Рис. 3. Треугольник скоростей на входе в центробежное колесо.

1.4 Окружная скорость на среднем диаметре колеса .

и1 -(жх А1 х п)/60

Рис.4. Треугольник скоростей на выходе центробежного колеса.

1.18 Коэффициент влияния конечного числа лопастей.

Х = 1/1 + Рг где Рг = 1,2 x (1 + sin /32лп )/z 1 - (DjD2 )2 [

2. Потребная мощность шнекоцентробежного напорного механизма.

2.1 Общая потребляемая мощность.

N = 2 N ш + Nц / в

2.2 Мощность центробежной части .

N = 2N + 2N + N

1У ^1Удц^ 1Уотв

2.3 Мощность на увеличение окружной скорости потока .

Nu = m X C2u X U2

где m - массовая производительность, кг/с.

2.4 Мощность на трение цемента о цемент и о две поверхности диска .

Nd4 =(2nx(fi + f )х Pp )x

C '2

Mu

r2 - r2 C - C r3 - r3 (C - C )r

'2 '1 , 2u 1u .. '2 '1 V 2u 1u / 1

2

3

2

(r2 + r)

2.5 Мощность на трение цемента о внутренние поверхности спирального отвода .

N = ¥ С

отв Л1 ср отв иоот

2.6 Скорость в отводе.

с = ( 2 г + Сг ))2

3. Параметры отвода, сборника и диффузора.

3.1 Площадь горловины спирального сборника.

Fr = Q\Cr

3.2 Скорость в горловине спирального сборника .

0,6...0,7 = Сг/ C2u

3.3 Скорость на выходе из конического диффузора .

C = C = C

вых 2 \ 2

3.4 Ширина отвода.

,2 + C 2

2ucp 2 z

Ьд §

где д - ширина диска; ^ - величина зазора между лопастью центробежного колеса и стенкой улиткообразного корпуса.

3.5 Поверхность отвода.

¥ = ¥ + ¥

отв сб диф

3.6 Поверхность спирального сборника.

¥сб = 2 хЯх(г2 + 0,5 х кг )х(кг + Ьотв )

3.7 Эквивалентная высота горловины.

кг = ¥г /Ь

Г ГI отв

3.8 Средняя высота спирального сборника.

кСр = кг/ 2

3.9 Средний радиус сборника.

Яср = г2 + кг /2

3.10 Площадь выхода из конического диффузора.

¥вых QвыхlСвых

3.11 Длина конического диффузора.

Евых - dг ,

/2)

1диф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Ьотв = Ь + Ьд + 25

3.12 Диаметр выхода конического диффузора.

°вых =л/4 (ях ¥вых )

3.13 Эквивалентный диаметр горла конического диффузора.

d г = ^ 4 ¥г /я

3.14 Поверхность диффузора.

¥диф = 0,25(ях Бых + Ь х кг )х

х(°еьх - dГ (Э /2)

Пример расчета по предложенной методике приведен в таблице №1 «Пример расчета» и схема рассчитанного шнекоцентробежного напорного механизма (ШЦНМ) экологически безопасной пмевмомеханической установки (ПМУ) сыпучего материала на рис.4.

Рис. 5. Схема ШПЦ экологически безопасной ПМУ.

1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - шнек; 4 - центробежное колесо; 5 - центробежного колеса; 6 -подрезающий нож; 7 - обратный клапан; 8 - отвод; 9 - смесительная камера.

х

r2 - r1

Таблица 1. Последовательность расчета ШПЦ ПМУ.

№ п/п Наименование параметра Обозначение Размерность Величина Примечание

1 2 3 5 6 7

Исходные данные

1 Производительность П т/ч 200

2 Материал Т т/м3 1,15 Цемент

3 Ориентировочная частота вращения шнека п об/мин 1000

4 Давление в смесительной камере Рк МПа 0,11

2. Геометрические параметры шнека на входе в цилиндрическом корпус

5 Объемная производительность одного шнека Овх м3/ч 114,4 Овх=0,0316 м3/с

6 Суммарная производительность двух шнеков Овх м3/ч 228,8

7 Средняя осевая скорость Овх м/с 1,27

3. Геометрические параметры шнека на выходе из цилиндрическом корпус

8 Диаметр шнека Бш вых м 0,200 Принимаем

9 Диаметр вала шнека на входе dв. вых. м 0,116

- Объемная производительность одного шнека Овых м3/ч 86 Овых=0,239 м3/с

11 Суммарная производительность двух шнеков Овых м3/ч 172

12 Эквивалентный шаг витков шнека 8э м 0,079

13 Шаг напорных витков 82 м 0,88

14 Средний диаметр Бш ср вых м 0,158

15 Тангенс угла подъема винтовой линии на среднем диаметре *ёР2ср - 0,1774 Р2ср=100 03'36"

16 Коэффициент заполнения Кз - 0,7

18 Производительность П т/ч 178

19 Мощность Мш кВт 99,8

20 Толщина лопасти 5п м 0,006 Принимаем

21 Заборные витки пз шт 2 Принимаем

22 Напорные витки пн шт 4 Принимаем

23 Удельные энергозатраты Муд кВт/ч 0,28

Таблица 1. Продолжение

4. Параметры центробежного колеса

24 Внутренний диаметр Б1 м 0,184

25 Ширина лопастей колеса в1 м 0,037

26 Угол потока на выходе из шнека град 0,2792 Р1=15036'

27 Окружная скорость на внутреннем диаметре и1 м/с 9,63

28 Радиальная составляющая абсолютной скорости потока при входе на лопасть С1г м/с 1,72

29 Окружная составляющая абсолютной скорости потока при входе на лопасть С1и м/с 3,47

30 Окружная составляющая абсолютной скорости на среднем диаметре шнека С2иср м/с 4,84

31 Осевая составляющая абсолютной скорости потока в шнеке С27 м/с 1,75

32 Окружная составляющая на среднем диметре иср м/с 8

33 Угол потока на среднем диаметре *ёР2ср рад 0,506 Р2ср=26050'

34 Число лопастей Ъ шт 4

35 Наружный диаметрколеса Б2 м 0,46

36 Угол прямолинейных лопастей на выходе ц/б колеса собР2Л - 0,4 Р2Л=66025'

37 Окружная скорость на выходе ц/б колеса и2 м/с 24,07

38 Окружная составляющая абсолютной скорости потока при бесконечном числе лопастей С2и® м/с 23,47

39 Радиальная скорость на выходе ц/б колеса С2г м/с 0,68

40 Действительная окружная составляющая С2и м/с 14,11

41 Коэффициент влияния конечного числа лопастей X - 0,5937

5. Потребляемая мощность двухшнековым ШЦНМ

43 Давление на наружном диаметре диска Р2 МПа 7,74

44 Среднее давление Рср МПа 3,925

45 Мощность на трение цемента о две поверхности диска Мд кВт 1,56

46 Мощность на трение цемента о цемент Мц кВт 2,6

47 Массовая производительность т кг/с 55,56

48 Мощность на увеличение окружной скорости потока Ми кВт 18,87

Таблица 1. Продолжение

49 Мощность на трение цемента о внутренние поверхности отвода №тв кВт 3,9

50 Скорость в отводе Сиотв м/с 11,64

51 Скорость в горловине спирального сборника Сг м/с 9,17

52 Скорость на выходе из конического диффузора Свых м/с 5,15

53 Мощность N кВт 79,19

6. Параметры отвода, спирального сборника и конического диффузора

54 Площадь горловины спирального сборника Бг м2 0,008

55 Ширина отвода вотв м 0,044

56 Эквивалентная высота горловины Ьг м 0,091

57 Средняя высота спирального сборника Ьср м 0,0455

58 Средний радиус сборника Яср м 0,01375

59 Площадь поверхности спирального сборника Бсб м2 0,1166

60 Площадь поверхности диффузора Бдиф м2 0,1650

73 Площадь поверхности отвода Ботв м2 0,2816

74 Длина конической части диффузора 1диф м 0,196

75 Эквивалента. угол конического диффузора С£аэ/2 - 5,6713 аэ=100

76 Площадь выхода из диффузора Бвых м2 0,014

77 Диаметр выхода из конического диффузора Бвых м 0,134

78 Эквивалентный диаметр горла конического диффузора аг м 0,1

Выводы

1. В настоящее время одним из наиболее эффективных направлений развития машин для земляных и дорожных работ [2, 6, 7, 9, 12 и др.] является создание машин с комбинированными рабочими органами многофункционального назначения для активизации процессов грузовой переработки сыпучих сред;

2. Основная научная гипотеза предложенной методики расчета заключается в использовании кинематической аналогии течения жидкости и перемещения сыпучего материала в каналах шнека [1, 3, 4, 5, 8 и др.];

3. Теоретическое обоснование параметров комбинированных рабочих органов экологически безопасных пневмомеханических дорожных машин для сыпучих материалов базируется га объединении преимуществ землеройно-транспортной техники[2,10] и пневмомеханических установок [6, 9, 11] длясыпучих материалов, шнекового оборудования для переработки полимеров [3, 8] и жидкостных насосов [1, 4, 5].

Литература.

1. Боровский Б.И., Ершов Н.С., Селифонов В.С. Расчет и проектирование шнекоцентробежного насоса: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.В. Овсянникова.- М.: МАИ 1987.- 77 с.

2. Баловнев В.И., Хмара Л.А. Интенсификация земляных работ в дорожном строительстве. -М.: Транспорт, 1983. - 183 с.

3. Берхардт Э. Переработка термопластических материалов. - М.: Госхимиздат, 1961. - 747 с.

4. Боровский Б.И. Энергетические параметры и характеристики высокооборотных лопастных насосов. - М.: Машиностроение, 1989. - 184 с.

5. Боровский Б.И., Морозов А.Д., Ковалёв А.А. Использование кинематической аналоги течения жидкости для расчета геометрических параметров шнеков пневмовинтового оборудования // Строит. и дорожные машины.-1993. №1.-С.21-23.

6. Калинушкин М.П., Орловский З.Э., Сегаль И. С. Пневматический транспорт в строительстве. -М.: Госстройиздат, 1961, - 162 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ковалёв А. А. Анализ и определение составляющих мощности пневмомеханической дорожной установки для сыпучих матералов: Сборник научных трудов НАПКС. Строительство и техногенная безопасность,Симферополь, вып. 2005. № 11.- с. 121 - 125.

8. Мак-Келви Д.М. Переработка полимеров. - М.: Химия, 1965. - 444 с.

9. Малевич И.П. Машины и оборудование для пневматического транспортирования цемента на заводах сборного железобетона. М.: ЦНИИТЭстроймаш, 1982. - 44 с.

10. Мер И.И. Мелиоративные машины. - М.: Колос, 1964. - 367 с.

11. Пневмотранспортные установки. Справочник. Воробьев А.А., Матвеев А.И., Носко Г.С., Шапунов М.М. и Аннинский Б. А. -Л.: Изд-во «Машиностроение», 1969. - 200 с.

12. Расчет и проектирование напорного механизма пневматической винтовой установки для транспортирования сыпучих строительных материалов / Ковалёв А.А. - Симферополь.: Таврия, 1995. - 176 с.

Summary. The main settlement ratios for determination of geometrical and regime parameters of the shnekotsentrobezhny pressure head mechanism of pneumomechanical installation of bulks are considered

Key words: centrifugal wheel vane, screw, shnekotsentrobezhny pressure mechanism rotor installation, ekotechnika.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.