УДК 330.34.01
методика расчета
коэффициента устойчивости
развития региона
Н. А. ПАВЕЛЬЕВ,
соискатель кафедры экономики и менеджмента E-mail: [email protected] Волго-Вятская академия государственной службы
В статье проанализированы различные точки зрения на содержание и сущность понятий «устойчивое развитие», «экономический рост», «экономическая устойчивость», «устойчивое экономическое развитие» и «экономическая безопасность». Обоснована собственная точка зрения автора на понимание их сущности, уточнен диапазон их применения. Осуществлен анализ различных методик по оценке устойчивого развития региона, предложена новая методика расчета коэффициента его устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивость, развитие, рост, безопасность, регион.
В современной научной литературе, публицистических изданиях, на всевозможных национальных и международных конференциях довольно широко обсуждается проблематика устойчивого развития, и приводятся различные трактовки этого понятия. Однако общепринятое определение понятия «устойчивое развитие» до сих пор отсутствует. Диапазон определений довольно широк, многогранен и разносторонен, поэтому необходимо сначала раскрыть содержание таких понятий, как «устойчивость» и «развитие».
Понятие «устойчивость» в научной литературе рассматривается в двух аспектах: устойчивость системы и устойчивость объекта. Понятие устойчивости в применении к объекту и системе означает, что они не подвержены колебаниям, стабильны, постоянны по отношению к внешним воздействиям. Однако устойчивость — это относительная категория, и оценить степень устойчивости того или иного объекта можно лишь в сравнении с другими объектами, причем обладающими аналогичными характеристиками. Например, стул, стоящий на че-
тырех ножках, будет являться более устойчивым по сравнению со стулом на трех ножках. Неуместным будет и сравнение устойчивости стула с устойчивостью дивана или кресла, так как они обладают совершенно другими характеристиками.
Что же касается понятия «развитие», то различают две его формы, между которыми существует диалектическая связь. Это эволюционная форма, связанная с постепенными количественными изменениями объекта, и революционная, характеризующаяся качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития и регрессивную, нисходящую линию развития. Развитие того или иного объекта (системы) происходит в определенном временном промежутке, поэтому, давая определение развития как процесса, нельзя упускать из внимания временной аспект. Таким образом, можно сказать, что развитие — это прогрессивное или регрессивное закономерное изменение объекта (системы) во времени.
Понятия «устойчивость» и «развитие» в какой-то степени являются противоположными, так как устойчивость характеризует постоянство объекта (системы), а развитие — их изменчивость. Однако, если учесть, что развитие объекта (системы) может быть постоянным (на протяжении длительного промежутка времени) и стабильным (однонаправленным, т. е. либо прогрессивным, либо регрессивным), то вполне обоснованно существование такого понятия, как «устойчивое развитие». Устойчивое развитие объекта (системы) можно определить как постоянное, стабильное прогрессивное или регрессивное относительное их изменение во времени под воздействием внешних факторов.
В научной практике термин «устойчивое развитие» изначально связывался в первую очередь с защитой окружающей среды, так как во второй половине XX в. быстрое развитие промышленности и связанная с этим техногенная деятельность стали оказывать заметное негативное влияние на природу, и возникла реальная угроза жизни будущим поколениям. В связи с этим остро встал вопрос определения рациональной связи между экономическим развитием и сохранением окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.
В 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию было указано, что под устойчивым развитием понимается такое непрерывно поддерживаемое развитие, которое удовлетворяет потребности не только современного поколения людей, но и не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности [6].
Сравнительный анализ имеющихся в научной литературе определений понятия устойчивого развития показывает, что, несмотря на их существенное различие, общим для них является то, что все они сводятся к рационализации потребления и сохранению окружающей природной среды. Такой подход не в полной мере отражает саму сущность устойчивого развития. Окружающая природная среда является основой жизнедеятельности человека. Сама жизнедеятельность строится на экономических, социальных и политических отношениях в обществе. Поэтому понятие «устойчивое развитие» в его применении к развитию общественному следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи с экологическим, экономическим, социальным и политическим факторами. Исходя из этого, устойчивое развитие общества можно определить как постоянное, стабильное прогрессивное изменение общества под воздействием экологических, экономических, социальных и политических факторов. Таким образом, устойчивое развитие всего общества в целом невозможно без устойчивого экологического, экономического, социального и политического развития.
Ведущая роль в определении устойчивого общественного развития принадлежит экономическому фактору. В современной научной литературе нет четкого определения категории «устойчивое экономическое развитие». Нередко понятия «экономическая устойчивость», «устойчивое экономическое развитие», «экономический рост» и «экономическая эффективность» применяются как тождественные,
причем рамки применения этих понятий достаточно широки и четко не определены — от макроэкономического уровня (мировая, национальная, региональная экономики) до микроэкономического уровня (экономика предприятий и организаций).
В отечественной и зарубежной научной литературе встречаются различные определения понятий экономической устойчивости и устойчивого экономического развития. Одни авторы под экономической устойчивостью понимают равновесное сбалансированное состояние экономических ресурсов, которое обеспечивает стабильную прибыльность и нормальные условия для расширенного воспроизводства устойчивого экономического роста в длительной перспективе с учетом важнейших внешних факторов. Другие считают, что экономическая устойчивость — это синтез совокупных свойств элементов хозяйственной системы, позволяющих образовывать динамически равновесную систему, имеющую потенциал самоорганизации и саморазвития и определяющую целенаправленное движение в настоящем и прогнозируемом будущем [5].
Как было отмечено, устойчивость — это стабильность и постоянство объекта по отношению к внешним воздействиям. Но если объект, как правило, подвержен в большей степени внешним воздействиям, то экономика как система в немалой степени зависима и от процессов, происходящих внутри нее самой. Следовательно, экономическую устойчивость необходимо определить как способность экономики (экономической системы) поддерживать определенный стабильный уровень под воздействием внешних и внутренних факторов. Это определение, по мнению автора, более применимо к функционированию экономики на микроэкономическом уровне (уровень отрасли, предприятия, организации).
Что же касается понятия устойчивого экономического развития, то его применение более логично на макроэкономическом уровне. Устойчивое экономическое развитие можно определить как постоянное, стабильное прогрессивное изменение экономики (экономической системы) под воздействием внешних и внутренних факторов. Различие между двумя этими понятиями заключаются в том, что в первом случае речь идет о поддержании экономики на определенном стабильном уровне, во втором случае — о ее постоянном изменении.
Если предприятие, оценивая свои возможности и потенциал с учетом внешних и внутренних факторов, осуществляет расширение производс-
тва, обеспечивает разнообразие номенклатуры выпускаемой продукции, увеличивает торговые площади, захватывает новые рынки сбыта и т. д., то в данном случае речь должна идти не об устойчивом экономическом развитии, а об устойчивом экономическом росте. Потому что этот процесс не носит постоянного характера во времени, и, пройдя период роста, экономика предприятия переходит в стадию устойчивости. Что же касается макроэкономики, то здесь более правильно применять понятие устойчивого экономического развития, так как задачей мировой, национальной и региональной экономики является постоянное прогрессивное развитие при рационализации потребления.
Как было отмечено, устойчивое экономическое развитие — это постоянное, стабильное прогрессивное изменение экономики под воздействием внешних и внутренних факторов. Однако внешние и внутренние факторы могут оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику. Чтобы исключить или минимизировать их отрицательное влияние, появляется (создается) институт экономической безопасности как фактор обеспечения устойчивого экономического развития. Чтобы правильно определить значение категории экономической безопасности и раскрыть ее сущность, необходимо сначала дать определение и характеристику термину «безопасность».
В широком смысле слова безопасность можно определить как состояние защищенности субъекта или системы от негативного влияния внутренних и внешних факторов. В России в период централизованного планирования и закрытости экономики понятие безопасности отождествлялось в основном с обеспечением безопасности государства от внешних и внутренних угроз (в основном речь шла о военной безопасности и борьбе с преступностью). После распада Советского Союза Россия встала на путь перехода к рыночной экономике, что повлекло за собой ее открытость. Открытость экономики в сочетании с бесконтрольностью со стороны органов государственной власти и отсутствие поддержки отечественного производителя привело к практически полному захвату российского рынка зарубежными производителями, вследствие чего в экономике России начались резкий спад производства, снижение уровня доходов и жизни населения. Все это стало представлять серьезную угрозу государственности и национальной безопасности России.
В 1990-х гг. в России в средствах массовой информации и в научной литературе все чаще стал звучать термин «экономическая безопас-
ность», появились первые статьи по проблемам экономической безопасности. В 1994 г. достаточно полно теоретическую сторону вопроса раскрыли Л. Абалкин, А. Архипов [1, 2] и др. С середины 1994 г. Советом Безопасности Российской Федерации началась разработка концепции экономической безопасности России, которая была введена в действие Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608 [3] как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации.
В связи с развернувшейся широкой дискуссией по проблемам экономической безопасности в научной литературе появилось множество определений этого понятия. Основной акцент в них делается на способность системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и на ее способность к развитию и самосовершенствованию. В данном случае упускается из внимания такое важное свойство безопасности, как защищенность системы, а в этом как раз и состоит основная суть безопасности. Также нужно учитывать, что объектом безопасности является экономика на всех уровнях — от экономических отношений на уровне семьи и личности до глобальных экономических отношений мирового масштаба. Наиболее верно, по мнению автора, понятие экономической безопасности раскрывается авторами Современного экономического словаря. Здесь экономическая безопасность определяется как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз; предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий [10].
Из первой части данного определения вытекает, что государство не должно устраняться от вопросов регулирования экономики. Примат государственного регулирования над чисто стихийными рыночными силами вовсе не означает диктата со стороны государства что, кому и в каком количестве производить. Государственное регулирование как раз и должно осуществляться через создание необходимых условий для отечественных производителей посредством внедрения соответствующей системы законодательства и создания эффективных экономических механизмов.
В настоящее время совершенно очевидно, что все развитые страны двигаются по пути дальнейшего усиления государственного и межгосударственного регулирования. Выступая в январе
2009 г. в Париже на Международной конференции, посвященной проблемам выхода из экономического кризиса, Президент Франции Н. Саркози прямо заявил о необходимости усиления государственного регулирования экономики. По его выражению, рыночная экономика решает лишь одну проблему: деньги к деньгам. Таким образом, экономическую безопасность можно определить как защищенность экономики различного уровня от негативного влияния внешних и внутренних факторов, в обеспечении которой ведущая роль принадлежит государству.
Государственная стратегия экономической безопасности РФ преследует цели обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
Устойчивое развитие России как многонационального и федеративного государства напрямую зависит от устойчивого развития каждого из ее регионов. А устойчивое развитие региона определяется его состоянием и потенциальными возможностями. Естественно, что устойчивое экономическое развитие страны достижимо только при устойчивом экономическом развитии регионов. А устойчивое экономическое развитие регионов возможно лишь при экономической устойчивости таких структурных элементов, как отрасли, предприятия и организации. Экономическая устойчивость каждого отдельного предприятия позволяет всей хозяйственной системе страны не только сохранить ее потенциал, но и обеспечить качественный подъем и выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными товарами.
Чтобы выработать действенную социально-экономическую политику для достижения устойчивого развития каждого региона, необходимо обладать достоверной информацией о величинах и возможностях региональных ресурсов. В различных научных исследованиях, посвященных проблеме развития регионов, внимание акцентируется на различных региональных системах: экономической, социальной, экологической и политической. В реальной действительности функции этих систем тесно взаимосвязаны между собой, и изменения в одной из региональных систем прямо пропорциональны изменениям в другой. Поэтому актуальной практической задачей является разработка действенной достоверной методики по оценке устойчивого развития региона.
Ее разработку необходимо осуществлять на основе анализа изменений в экономической, социальной, экологической и политической системах региона в их неразрывном единстве, поскольку важнейшей характеристикой состояния региональной системы является социально-экономическое и экологическое благополучие территории, на которой она функционирует при грамотно проводимой региональной политике.
В отечественной научной литературе существуют различные методики по разработке коэффициента устойчивости развития стран и регионов, что связано с разнообразием подходов к трактовке самого понятия устойчивого развития. В настоящее время наиболее распространенными методами оценки устойчивости развития регионов являются рейтинговые или ранговые характеристики на основе процедур объединения индикаторов экологического и социально-экономического развития.
В работе [7] для определения устойчивости развития регионов указывается на необходимость разработки интегрального показателя устойчивости развития территориальной единицы, который позволяет выявлять наиболее значимые характеристики территории, определять динамику устойчивого развития территории, сравнивать друг с другом различные территории с точки зрения их устойчивого развития. В работе [9] обращается внимание на необходимость разработки количественных и качественных индикаторов устойчивого экономического развития региона, определения их диапазона и оптимальных взаимосвязей между ними. Автор работы [8] для исследования устойчивого развития регионов предлагает использование методов экономико-математического моделирования процессов социально-экономической стабилизации и устойчивого развития регионов, многоцелевого прогнозирования и многоцелевой оптимизации гарантированных решений приоритетных проблем. В работе [4] предлагается методологический подход к анализу устойчивого развития региона на основе построения типологий муниципальных образований как социально-экономических подсистем на его территории и оценке обобщающих показателей, характеризующих полноту реализации выполняемых ими внешних и внутренних функций.
Анализ существующих методик оценки устойчивости развития региона показывает, что наряду с высокой степенью объективности, большинство из них имеет достаточно сложную процедуру исчислений, что затрудняет их применение в повседневной практической деятельности.
Предлагаемая методика расчета коэффициента устойчивости развития региона основана на гармоничной взаимосвязи целого ряда индикаторов, отражающих устойчивое или неустойчивое развитие с учетом имеющейся разнонаправленности показателей. Расчет коэффициента устойчивости развития региона включает следующие этапы:
- определение перечня исходных показателей (индикаторов) и выбор наиболее существенных на основе их качественного и количественного анализа;
- расчет частных, сводных и интегральных коэффициентов, позволяющих провести динамическую оценку социально-экономического, экологического и политического благополучия региона в анализируемом периоде;
- оценка состояния и устойчивого развития региона на основе анализа показателей социально-экономического, экологического и политического благополучия по годам анализируемого периода;
- выявление основных проблем и обоснование приоритетных направлений устойчивого развития региона.
Система показателей, используемых в методике, включает:
- частные показатели, отражающие отдельные аспекты экономического, социального, экологического и политического благополучия региона;
- сводные динамические показатели, отражающие степень устойчивого развития каждой из региональных систем за анализируемый период времени;
- интегральные динамические показатели, отражающие степень устойчивого развития всех рассматриваемых региональных систем в совокупности за анализируемый период времени. При построении системы показателей учитывались следующие основные методические принципы:
- комплексность — выбор показателей должен всесторонне характеризовать развитие экономической, социальной, экологической и политической систем региона;
- системность — выбранные показатели должны характеризовать объект исследования как систему и иметь упорядоченную структуру;
- репрезентативность — достаточность набора показателей при отсутствии дублирующих друг друга показателей;
- достоверность — использование надежных источников получения информации;
- сопоставимость — сведение воедино разнонаправленных по действию показателей и гармоничное совмещение экономического, социального, экологического и политического блоков.
Определение коэффициента устойчивости развития региона осуществлялось на основе расчета коэффициентов устойчивости экономического, социального, экологического и политического развития региона. Этот расчет основывается на оценке значимых основных показателей-индикаторов в динамике (как минимум за пятилетний период), так как только при изучении процесса в динамике можно рассуждать об устойчивом или неустойчивом развитии.
расчет коэффициента устойчивости экономического развития региона. В качестве экономических индикаторов целесообразно использовать следующие региональные показатели: валовой региональный продукт, среднедушевой денежный доход населения региона, доходы и расходы консолидированного бюджета региона, инвестиции в основной капитал, внешнеторговый оборот региона.
Валовой региональный продукт представляет собой сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами — резидентами на экономической территории региона. При оценке устойчивого экономического развития региона необходимо применять валовой региональный продукт на душу населения, так как нельзя упускать из внимания количества населения региона при оценке созданной добавленной стоимости. По динамике данного показателя можно рассчитать коэффициент изменения валового регионального продукта на душу населения КВРП за i-й период времени по формуле: КВРП = ВРП+1 / ВРП,, где i — определенный календарный год, принимаемый к исследованию; ВРП — количественный показатель валового регионального продукта на душу населения за годы i и ¿+1.
Среднедушевой денежный доход населения региона в динамике указывает на рост или снижение доходов населения региона. Однако, по мнению автора, его нужно рассматривать в совокупности с показателем инфляции в государстве, так как рост доходов населения находится в обратно пропорциональной зависимости от роста инфляции. По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения реальных среднедушевых денежных доходов населения региона КСд за ¿-й период времени с учетом инфляционных процессов в государстве: КСД = (СД+1 - 1+1) / (СД - I),
где СД — среднедушевой годовой денежный доход населения за годы i и ¿+1, I — показатель инфляции за годы i и ¿+1.
Доходы и расходы консолидированного бюджета региона — этот показатель позволяет выявить дефицит бюджета (превышение расходов бюджета над его доходами) или профицит бюджета (превышение доходов бюджета над его расходами). По динамике показателя можно рассчитать коэффициент изменения состояния консолидированного бюджета региона КБ за ¿-й период времени по формуле: КБ = (ДБ+ / РБ++1) / (ДБ1 / РБ), где ДБ — доходы консолидированного бюджета региона за годы i и ¿+1, РБ — расходы консолидированного бюджета региона за годы i и ¿+1.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т. д.). По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения объема инвестиций в основной капитал региона КИ за ¿-й период времени, который будет рассчитываться по формуле: КИ = Ит / И,, где И — объем инвестиций в основной капитал региона за годы i и ¿+1.
Внешнеторговый оборот региона представляет собой сумму экспорта и импорта товаров. По мнению автора, для оценки состояния экономики региона наиболее важен такой показатель внешней торговли, как сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом товаров. Поэтому, рассчитывая коэффициент изменения внешнеторгового оборота региона КВ, в обязательном порядке следует учитывать соотношение сумм экспорта и импорта: КВ = (Э; +1 /И+1)/(Э/Щ, где Э — экспорт товара регионом за годы i и ¿+1, И — импорт товара в регион за годы i и ¿+1.
Рассмотренные экономические индикаторы отражают уровень жизни населения, производственный потенциал, финансовое состояние, инвестиционную деятельность и внешнеторговую деятельность региона, поэтому их анализ в совокупности и будет являться анализом устойчивости экономического развития региона. Если поставить рассчитанные коэффициенты в прямо пропорциональную зависимость, то можно рассчитать коэффициент изменения экономических индикаторов
КЭИ за ¿-й период времени: КЭШ = Кврш+1 / i • КСД.+1 /
i ' Кы+1/ i ' КИ+1 / i ' КВ+1 / ¿.
Коэффициент устойчивости экономического развития необходимо рассчитывать по динамике экономических индикаторов как минимум за пять лет. Поэтому формула расчета коэффициента устойчивости экономического развития региона КУЭР, будет выглядеть следующим образом: КУЭР = = К К К К К
ЛЭИ( ЭШ+1 ЛЭШ+2 ЛЭШ+3... ЭШ+п'
Если КУ > 1, то можно говорить об устойчивом экономическом развитии, если же КУ < 1, то в экономике региона имеются признаки неустойчивости, и необходимо провести анализ экономических индикаторов, повлиявших на дестабилизацию экономического развития, и принять соответствующие меры к их стабилизации.
расчет коэффициента устойчивости социального развития региона. В качестве социальных индикаторов следует использовать следующие региональные показатели: динамика численности населения региона, общие показатели смертности и рождаемости, уровень безработицы, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, уровень преступности.
Динамика численности населения региона — количество постоянно проживающих лиц на территории региона в течение определенного временного периода. По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения численности населения региона КдН за ¿-й период времени: КЧН = = ЧН+1 / ЧН, где ЧН — численность населения региона за годы i и ¿+1.
Общие показатели смертности и рождаемости— отношение числа родившихся (живыми) и числа умерших в течение календарного года к среднегодовой численности населения. По динамике отношения показателя рождаемости к показателю смертности можно рассчитать коэффициент изменения соотношения рождаемости и смертности в регионе КРС за ¿-й период времени: КРС = (Крг+1 / Кс+1) / (Кр /Кс), где Кр — общий коэффициент рождаемости в регионе, КС — общий коэффициент смертности в регионе.
Уровень безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах). По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения уровня безработицы в регионе КУБ за ¿-й период времени: КУБ = 1 /(УБ++1 / УБ¿), где УБ — уровень безработицы в регионе за годы i и ¿+1.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — этот
показатель представляет собой данные о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. По динамике данного показателя можно рассчитать коэффициент изменения численности населения региона с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума КНМ за ¿-й период времени: КНМ = 1 / (НМ++1 / НМ), где НМ — численность населения региона с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума за годы i и ¿+1.
Уровень преступности — отношение числа зарегистрированных преступлений к численности населения. По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения уровня преступности в регионе КУП за ¿-й период времени: КУП = 1 / (УП+1 / УП), где УП — уровень преступности в регионе за годы i и ¿+1.
Положительная динамика показателей уровня безработицы, численности населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума и уровня преступности имеет негативную тенденцию. Поэтому, чтобы привести эти коэффициенты в соответствие с рассчитанными ранее коэффициентами, необходимо вычислять их через обратную пропорцию. Таким образом, сводятся воедино разнонаправленные по действию показатели.
Рассмотренные социальные индикаторы отражают общие критерии динамики населения региона, его занятости, обеспеченности и криминализации. Учитывая рассчитанные по данным индикаторам коэффициенты, определим коэффициент изменения социальных индикаторов КСИ за ¿-й период времени: КСИ = КЧш+1 /i • КРа+1 Д •
КУЫ+1/ i ' КНМi+1/ i ' КУП(+1 /
Учитывая динамику изменения коэффициентов социальных индикаторов, рассчитываем коэффициент устойчивости социального развития региона КУСР: Куср= КСИ КСИ+1 КСШ+2 КСШ+Г" ЛСШ+п-
Если КУСР > 1, то можно говорить об устойчивом развитии социальных процессов в обществе и их положительной направленности, если же КУСР < 1, то в обществе наблюдается социальная нестабильность, и необходимо провести анализ причин ее возникновения и комплекс мероприятий по их устранению.
расчет коэффициента устойчивости экологического развития региона. В качестве экологических индикаторов целесообразно использовать следующие региональные показатели: количество сбросов загрязненных сточных вод, количество выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, размер инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, уровень заболеваемости населения.
Загрязненные сточные воды — производственные и бытовые (коммунальные) стоки, сброшенные в поверхностные водные объекты без очистки (или после недостаточной очистки) и содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих установленные нормативы предельно допустимого сброса. По динамике данного показателя можно рассчитать коэффициент изменения загрязненности сточных вод региона КЗВ за ¿-й период времени: КЗВ = 1 / (ЗВ{ + 1 / ЗВ), где ЗВ — количество сбросов загрязненных сточных вод в регионе за годы i и ¿+1.
Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников — непередвижных технологических агрегатов и других объектов, выделяющих в атмосферу загрязняющие вещества. По динамике этого показателя можно рассчитать коэффициент изменения загрязненности атмосферного воздуха региона КЗА за ¿-й период времени: КЗА = 1 /(ЗА1 + 1 /ЗА), где ЗА — количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в регионе за годы i и ¿+1.
Размер инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, - показатель, представляющий собой совокупность затрат, направленных на создание очистных сооружений и воспроизводство природных ресурсов. По динамике показателя можно рассчитать коэффициент изменения размера инвестиций в основной капитал региона, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов КИОС за ¿-й период времени: КИОС = = ИОС1 + 1 / ИОС,, где ИОС — размер инвестиций в основной капитал региона, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за годы i и ¿+1.
Уровень заболеваемости населения — отношение количества зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни к численности населения. По динамике данного показателя можно рассчитать коэффициент изменения уровня заболеваемости населения региона КУЗ за ¿-й период времени: КУЗ = 1 /(УЗ+1 /УЗ), где УЗ — уровень заболеваемости населения региона за годы i и ¿+1.
Положительная динамика показателей количества сбросов загрязненных сточных вод, количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровня заболеваемости населения имеет негативную тенденцию, поэтому коэффициенты их изменения рассчитываются через обратную пропорцию.
Рассмотренные экологические индикаторы отражают уровень загрязненности водных ресурсов и атмосферного воздуха, принимаемые федеральной и региональной властью меры, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также уровень заболеваемости населения, состояние которого напрямую зависит от состояния загрязненности окружающей среды. Учитывая рассчитанные по данным индикаторам коэффициенты, определим коэффициент изменения экологических индикаторов К ЭИ, за ¿-й период времени: КЭИ, = КЗш+1 / i
' КЗАi+1 / i ' КИОС(+1 / i ' КУЗ(+1 / ¿.
По динамике изменения коэффициентов экологических индикаторов рассчитаем коэффициент устойчивости экологического развития региона
К : К = К К К К К
ЛУЭР" ЛУЭР' ЭИ'г ЭИ'г+1 ЭИ'г+2 ЛЭИ'(+3"- ^ЭИЧ+п'
Если КУЭр, > 1, то проводимый в регионе комплекс экологических мероприятий имеет действенный характер, и экологическое развитие региона имеет тенденции устойчивости, если же КУЭр, < 1, то в регионе наблюдается ухудшение экологической обстановки и принимаемые меры экологического характера неэффективны.
расчет коэффициента устойчивости политического развития региона. В качестве политических индикаторов предлагается использовать следующие региональные показатели: уровень преступности, подрывающей экономические основы государства и авторитет государственной власти, уровень преступности среди служащих органов государственной власти и местного самоуправления, уровень политической активности населения.
Уровень преступности, подрывающей экономические основы государства и авторитет государственной власти, — этот показатель представляет собой отношение количества совершенных преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, правосудия, порядка управления, мира и безопасности человечества к численности населения. По динамике показателя можно рассчи-
тать коэффициент изменения уровня преступности в регионе, подрывающей экономические основы государства и авторитет государственной власти КУГП за ¿-й период времени: КУГП = 1 / (УТП+1 / УТП), где УТП — уровень преступности в регионе, подрывающей основы государственного устройства и авторитет государственной власти за годы i и ¿+1.
Уровень преступности среди служащих органов государственной власти и местного самоуправления — отношение количества преступлений, совершенных служащими органов государственной власти и местного самоуправления, к общему количеству данных служащих. По динамике показателя можно рассчитать коэффициент изменения криминализации в регионе органов государственной власти и местного самоуправления за ¿-й период времени: ККОВ = 1 / (УПС +1 /УПС), где УПС — уровень преступности в регионе среди служащих органов государственной власти и местного самоуправления за годы i и ¿+1.
Уровень политической активности населения — отношение количества лиц, проголосовавших на выборах, к общему количеству населения, обладающего избирательным правом. По динамике показателя можно рассчитать коэффициент изменения политической активности населения региона КУПА за ¿-й период времени: КУПА = УПА++1 / УПА, где УПА — уровень политической активности населения региона за годы i и ¿+1.
Положительная динамика показателей уровня преступности, подрывающей основы государственного устройства и авторитет государственной власти, и уровня преступности среди служащих органов государственной власти и местного самоуправления имеет негативную тенденцию, поэтому коэффициенты их изменения рассчитываются через обратную пропорцию.
Рассмотренные политические индикаторы отражают имеющийся авторитет органов власти, уровень их криминализации и участие населения в политической жизни региона. Учитывая рассчитанные по данным индикаторам коэффициенты, определим коэффициент изменения политических индикаторов КПИ за ¿-й период времени: КПИ =
= КУГП(+1 / i ' ККОВi+1/ i ' КУПА(+1 / ¿.
По динамике изменения коэффициентов политических индикаторов рассчитаем коэффициент устойчивости политического развития региона: К = К К К К К
ЛУПР ЛПИ( ПШ+1 ЛПШ+2 ЛПШ+3' • • ПШ+п'
Если КУПР > 1, то проводимая в регионе политика органов власти имеет поддержку населения, а сами органы власти пользуются авторитетом и
доверием у населения, т. е. можно говорить о тенденциях устойчивости политического развития региона, если же КУПР < 1, то в регионе наблюдается политическая нестабильность, в обществе преобладает негативное или безразличное отношение к проводимой политике, авторитет у органов власти низок в связи с высокой криминализацией и коррумпированностью.
Выведены формулы расчета коэффициентов устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития региона на основании динамики основных индикаторов. Для получения полной картины устойчивого развития региона рассчитаем данный коэффициент КУРР с учетом экономического, социального, экологического и политического факторов, для чего объединим воедино рассчитанные коэффициенты, поставив их в прямо пропорциональную зависимость друг от друга: Курр = КУЭР КУСР КУЭР, КуПр.
Если КУРР > 1, то в целом регион находится на пути устойчивого развития, но для его поддержания необходим анализ всех составляющих коэффициентов, чтобы своевременно оказать влияние на региональную систему, оказавшуюся в состоянии дестабилизации или кризиса. Если КУРР < 1, то можно утверждать, что в регионе наблюдаются регрессивные тенденции и необходимо принятие кар-
динальных мер по ликвидации данных тенденций и выводу региона на путь устойчивого развития.
Предлагаемая автором методика расчета коэффициента устойчивости развития региона обладает рядом характерных особенностей и конкретными преимуществами перед существующими методиками. Это:
- универсальность — методика при определенной корректировке принимаемых к расчету индикаторов может применяться не только на региональном, но и на государственном и муниципальном уровнях, кроме того, ею можно пользоваться также на уровне отрасли, предприятия, организации;
- простота расчетов и общедоступность — проводимые вычисления основаны на математических действиях, осуществление которых не требует специальных познаний в области высшей математики, все используемые для расчетов показатели-индикаторы общедоступны и публикуются в открытых источниках информации;
- наглядность — рассчитанные показатели не только позволяют выявить конкретные индикаторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие региона, но и установить степень и характер такого влияния.
Список литературы
1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
2. Архипов А, Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
3. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608.
4. ИгнатьеваЕ. Д., Мариев О. С. Методологические основы анализа устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Вестник УГТУ — УПИ. 2008. № 5.
5. Кретинин В. А, Бордяшов Е. С. Теоретические аспекты устойчивого развития региона и критерии его оценки. URL: http://journal.vlsu.ru/index. php?id=16.
6. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989.
7. О разработке системы нормализованных показателей устойчивого развития территориальной единицы. URL: http://www.ulb.ac.be/ceese/STAFF/safonov/ISEERC2001/Abstract/Korneyev_Mounine_et_ al_abst_rus. htm.
8. Оптимизация решений по управлению социально-экономической стабилизацией и устойчивым развитием регионов. URL:http://www.sbcinfo.ru/articles/8th_2000conf/2_21.htm.
9. Основные компоненты и индикаторы экономической устойчивости хозяйственной системы региона. URL: http://www.amr.vladimir.ru/text/kre3.htm.
10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.