Научная статья на тему 'Методика расчета и экспериментальное исследование шума системы “шины автотранспортного средства – дорожное покрытие”'

Методика расчета и экспериментальное исследование шума системы “шины автотранспортного средства – дорожное покрытие” Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
245
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ШУМ / ШИНЫ / ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / РАСЧЕТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / VEHICLE / NOISE / TIRES / ROAD SURFACE / CALCULATION / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Васильев Андрей Витальевич, Комлик Евгений Александрович

Предложена методика расчета шума, создаваемого системой "шины автотранспортного средства – дорожное покрытие". Представлены результаты экспериментальных исследований акустических характеристик шин для различных для различных конструкций шин и типов дорожных покрытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Васильев Андрей Витальевич, Комлик Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC OF CALCULATION AND EXPERIMENTAL RESEARCH OF NOISE OF THE SYSTEM "VEHICLE''S TIRES – ROAD SURFACE"1

Methodic of calculation of noise of the system "vehicle's tires – road surface" is suggested. Results of experimental investigations of acoustical characteristic of tires for different tires constructions and types of road surfaces are submitted.

Текст научной работы на тему «Методика расчета и экспериментальное исследование шума системы “шины автотранспортного средства – дорожное покрытие”»

УДК 534.836.2:629.11

МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШУМА СИСТЕМЫ "ШИНЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ"

© 2012 А.В. Васильев, Е.А. Комлик

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 29.09.2011

Предложена методика расчета шума, создаваемого системой "шины автотранспортного средства -дорожное покрытие". Представлены результаты экспериментальных исследований акустических характеристик шин для различных для различных конструкций шин и типов дорожных покрытий. Ключевые слова: автотранспортное средство, шум, шины, дорожное покрытие, расчет, эксперимент

1. ВВЕДЕНИЕ

Акустическое воздействие на окружающую среду и человека в настоящее время представляет собой одну из глобальных современных проблем. По некоторым оценкам, неблагоприятное воздействие шума ощущает каждый второй житель Земли. Особенно неблагоприятно воздействие шума в условиях современного города.

Негативные последствия воздействия интенсивного звука на организм человека многообразны и не ограничиваются воздействием на орган слуха [1, 3 и др.]. Через волокна слуховых нервов раздражение звуком передается в центральную и вегетативную нервные системы, а через них воздействует на внутренние органы, приводя к значительным изменениям в функциональном состоянии организма, влияет на психическое состояние человека, вызывая чувство беспокойства и раздражения, повышенную психическую утомляемость. Особенно вреден шум в ночное время.

Шум, возникающий при взаимодействии шин автотранспортного средства с дорожным покрытием при скорости движе-ния свыше 50 км/ч, является наиболее интенсивным источником акустического излучения, в значительной степени определяющим общий уровень внешнего шума автотранспортного средства. При этом дорожное покрытие играет важную роль в процессе генерации и распространения шума. При движении автомобиля неровность дорожной поверхности заставляет шины вибрировать, производя звуковые волны. Это явление вызывает шум, похожий на гул. Однако создание дорог с более гладкой поверхностью не решит проблему полностью, поскольку есть еще и другое явление - это воздух,

Андрей Витальевич Васильев, доктор технических наук, профессор, директор института химии и инженерной экологии. Email: [email protected]

Евгений Александрович Комлик, аспирант кафедры "Инженерная защита окружающей среды". Email: ea [email protected]

захватываемый шинои при движении.

Настоящая статья посвящена разработке методики акустического расчета системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие".

2. АКУСТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СИСТЕМЫ

"ШИНЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ" И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Математическое описание процесса формирования звука при взаимодействии системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие", основано на акустических аналогиях Лайтхилла. Расчет уровня звука, возникающего при обтекании движущихся объектов потоком воздуха, сводится к решению задачи акустики, основанной на акустических аналогиях Лайтхилла. Расчет турбулентного потока жидкости, порождающего звук, производится в сравнительно небольшом конечном объеме. Далее по турбулентному полю вычисляется возникающий от этого поля звук (шум).

Используя общие методы решения неоднородного волнового уравнения для акустического давления в точке наблюдения на основе теории Лайтхилла и результатов исследования Кер-ла, формула для расчета уровня акустического излучения примет вид:

f

+/U-

2 дц

(

дц дц lYl

3 дх

V '

+рц. ц +/U-

дх. дх

V J '

ц d+_L JL ,г[(р . pk+

J r An дх'дх, JLV 0 yr,J

( 2 дц _(дц+дЦ Yl

3 дх. дх. дх.

' V J ' J)

^+Po £

(1)

Po

где £ - имеющаяся в потоке поверхность; р -плотность невозмущенной среды; V- скорость движения; г - расстояние между точкой наблю-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №1(3), 2012

дения и точкой на поверхности Кирхгофа; Р0 -нулевой порог слышимости ( Р0 = 2 -10 "5 Па); С0 - скорость звука; - составляющая вектора нормали; §,- дельта Кронекера; ¡и - коэффициент динамической вязкости; р - звуковое давление (Па); ^ - пространственная область; Ц, Ц - составляющие вектора скорости.

В результате решения дифференциального уравнения (1), получим:

Ь = 20^

0.08-р-Я-Ц

г - X - Р0

(2)

Связь уровня звука с физическими параметрами, воздействующих на объект движения, основано на преодолении сил сопротивления движения. При движении автомобиля энергия, подведенная к ведущим колесам, расходуется на преодоление сил сопротивления движению, к которым относятся: сила Ру сопротивления качению колес автомобиля по дороге, сила РА сопротивления, возникающая при движении автомобиля на подъем, сила Р сопротивления разгону автомобиля при движении ускоренно, сила Р^, сопротивления воздуха.

Р = Р + Р + Р + Р + Р

ГК Гр^ ГШ ^ Г] ^ Г/ ^ ГА .

(3)

Подставим значения сил сопротивления, уравнение тягового баланса примет вид:

МЕКоПм =цоА + кV2 +

С ,§1 .-.г

+ Оа1 + (р2Хк

.(4)

В случае движения автомобиля по инерции силы сопротивления движению преодолеваются за счет накопленной в период разгона кинетической энергии.

В результате тождественных преобразований (2) получим:

0.08-р-Я-

Ь = 20 1§

-60-735.5- 'к'аУм „С

--Vе А

Са§

2я- п

^ - С а¥ ~4>22к %_

¥

К • I • г

(5)

где 1К - передаточное число коробки передач; 1а

- передаточное число главной передачи; Т] м - механический к. п. д. трансмиссии; п - число оборотов двигателя; ЫЕ - мощность двигателя; СА

- сила тяжести; / -коэффициент сопротивления качению; к - коэффициент сопротивления воздуха; ¥ - лобовая площадь автомобиля; ш - суммарным коэффициентом сопротивления дороги; % - ускорение силы тяжести; § - коэффициент учета вращающихся масс; 2К 2 - реакция радиальные реакции на каждое из задних колес; гк - радиус качения колеса (м); р - коэффициент сцепления шин ведущих колес автомобиля с дорогой.

На основании полученных результатов установлена зависимость уровня акустического излучения, создаваемого шинами автотранспортного средства во время движения, от следующих факторов:

- скорость движения автотранспортного средства;

- вид и состояние дорожного покрытия;

- температура окружающей среды, наличие осадков и пр.;

- конструктивные характеристики шины автотранспортного средства;

- габаритные размеры автотранспортного средства;

- масса автотранспортного средства.

Для проверки точности результатов акустического расчета системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие" проведены экспериментальные исследования акустических характеристик шин для различных для различных конструкций шин и типов дорожных покрытий. Измерения проводились в соответствии с требованием ГОСТ Р 52800-2007 на технически исправном автомобиле по ГОСТ Р 51616-2000.

Результаты анализа проведенных экспериментальных и теоретических исследований по замеру уровня шума автомобильных шин, выполненных с использованием разработанной методики акустического расчета, представлены в табл. 1.

Сравнение результатов расчетов с экспериментальными данными показывает достаточно высокую точность расчетов. Погрешность расчета уровня внешнего шума с использованием программного приложения составляет не более 5 %.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена использованием современных апробированных научных методов и подходов, проведением экспериментальных исследований аккредитованной лабораторией с использованием прецизионной измерительной аппаратуры, прошедшей государственную поверку, большим объёмом полученных экспериментальных данных и применением методов статистической обработки данных.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе исследованы проблемы, связанные с моделированием и расчетом шума, создаваемого системой "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие". Приводится математическое описание процесса формирования звука при движении шин. Описаны особенности и результаты акустического расчета системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие". Разработанная и апробированная методика расчета шума системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие" позволяет эффективно снижать акустичес-

гк

N

Е

Таблица 1. Результаты замера уровня шума автомобильных шин

Влияние отдельных компонентов на уровень шума автомобильных шин Результаты исследований

Расчетные (выполненные с использованием разработанной методики расчета) Экспериментальные (ГОСТ Р 52800-2007)

Посадочный диаметр обода (в диапазоне Я13 - Я14) Увеличение посадочного диаметра обода приводит к увеличению уровня звука на 0,15 дБА Увеличение посадочного диаметра обода приводит к увеличению уровня звука на 0,5 дБА в частотном диапазоне 1...2,5 кГц

Соотношение высоты профиля к ширине (175/70/Я14 - 175/65/Я14) Шины 70 серии приводят к увеличению уровня звука на 0,1%, по сравнению с шинами 65 серии Шины 70 серии приводят к увеличению уровня звука на 0,3 дБА в частотном диапазоне 63.1000 Гц, по сравнению с шинами 65 серии

Ширина профиля шины (185/65/Я14 - 175/65/Я14) Увеличение ширины профиля на 5,5% приводит к росту уровня звука на 0,05 дБА Увеличение ширины профиля шины на 5,5% приводит к росту уровня звука на 0,5 дБА в частотном диапазоне 63 .2500 Гц

Тип протектора Изменение характера рисунка протектора приводит к изменению уровня шума в пределах 1-2 дБА Уровень акустического излучения шин Таганка Partner, с всесезонным рисунком протектора, на 2,5 дБА (в частотном диапазоне 25... 63 Гц) и 1 дБА (в частотном диапазоне 63.160 Гц) превосходит уровень акустического излучения шин Cordiant Comfort, с летним рисунком протектора

Тип дорожного покрытия Грунтовое покрытие на 2,1 дБА более шумно, чем асфальтобетонное; а бетонное на 1,3 дБА менее шумно, чем грунтовое Уровень звука на бетонном покрытии, в частотном диапазоне 31,5.125 Гц, на 1 дБА больше, чем на асфальтобетонном

Состояние дорожного покрытия На влажном покрытии увеличение уровня звука составляет 5,5 - 6 дБА. В снегопад уровень звукового давления может снизиться на 6 - 8 дБА На влажном покрытии увеличение уровня звука достигает 5 - 6 дБА, в частотном диапазоне 25.160 Гц, и 2-3 дБА, в частотном диапазоне 160.2500 Гц

кое излучение от автомобильных шин и тем самым вносит существенный вклад в обеспечение шумовой безопасности современного города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев А.В., Шевченко Д.П. Моделирование, расчет и мониторинг шума транспортных потоков. //

Известия Самарского научного центра РАН. 2004. Т.6. №2. С. 399-407.

2. ИвановН.И., Никифоров А.С. Основы виброакустики: Учебник для вузов. СПб.: Политехника, 2000. 482 с.

3. Комлик Е.А., Васильев А.В. Математическое описание и расчет шума системы "шины автотранспортного средства - дорожное покрытие" // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. №1 (9). С. 2246-2250.

METHODIC OF CALCULATION AND EXPERIMENTAL RESEARCH OF NOISE OF THE SYSTEM "VEHICLE'S TIRES - ROAD SURFACE"

© 2012 A.V. Vasilyev, E.A. Komlik

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Togliatti State University, Togliatti, Russia

Methodic of calculation of noise of the system "vehicle's tires - road surface" is suggested. Results of experimental investigations of acoustical characteristic of tires for different tires constructions and types of road surfaces are submitted.

Key words: vehicle, noise, tires, road surface, calculation, experiment

Andrey Vasilyev, Doctor of Technical Science, Professor,

Director of the Institute of Chemistry and Environmental

Engineering. Email: [email protected]

Eugene Komlik. Postgraduate of Department of

Environmental Protection Engineering.

Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.