Научная статья на тему 'Методика расчета характеристик впускной системы двухтактного двигателя с обратным пластинчатым клапаном'

Методика расчета характеристик впускной системы двухтактного двигателя с обратным пластинчатым клапаном Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
720
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А.И. Кох, С.П. Прохоров

Разработана математическая модель впускной системы двухтактного двигателя, учитывающая инерционность потока рабочей среды и лепестков клапана. Модель позволяет оптимизировать расходные характеристики впускного тракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — А.И. Кох, С.П. Прохоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN PROCEDURE OF PERFORMANCES OF INLET SYSTEM THE TWO-CYCLE ENGINE WITH REED INDUCTION VALVE

The mathematical model of inlet system of the two-cycle engine, taking into account time lag of a stream of actuating medium and reed of the valve is developed. The model allows to optimize metering characteristics of an inlet section.

Текст научной работы на тему «Методика расчета характеристик впускной системы двухтактного двигателя с обратным пластинчатым клапаном»

УДК 621.434

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ХАРАКТЕРИСТИК ВПУСКНОЙ СИСТЕМЫ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОБРАТНЫМ ПЛАСТИНЧАТЫМ КЛАПАНОМ

© 2004 А.И. Кох, С П. Прохоров

Самарский государственный аэрокосмический университет

Разработана математическая модель впускной системы двухтактного двигателя, учитывающая инерционность потока рабочей среды и лепестков клапана. Модель позволяет оптимизировать расходные характеристики впускного тракта.

Для подачи рабочей смеси во впускных системах двухтактных двигателей летательных аппаратов и других транспортных средств используются обратные пластинчатые клапаны (ОПК). Их применение объясняется простотой конструкции и способностью к саморегулированию. С изменением режима работы изменяются фаза и степень открытия лепестков клапана. Исследования свидетельствуют, что его установка улучшает мощностные и экологические показатели двигателя, повышает экономичность [1].

В тоже время экспериментальные работы показали, что движение лепестков клапана может иметь сложный колебательный характер, за один цикл возможно прикрытие проходного сечения ОПК с последующим повторным открытием клапана [2]. Это приводит к увеличению гидравлического сопротивления клапана. Известные методы расчета не позволяют объяснить наблюдаемые процессы, прогнозировать характеристики и совершенствовать впускную систему с ОПК [ 1, 3]. Предложенная в работе [4] модель требует численного решения системы нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных. Она учитывает основные факторы, определяющие рабочий процесс, но является достаточно сложной в решении.

В настоящей работе предлагается инженерная методика расчета характеристик впускной системы, учитывающая ограничения на перемещения лепестков в ОПК, инерционность потока рабочей смеси и их взаимовлияние. Схема ОПК с ограничивающими перемещение лепестков пластинами, приведена

на рис. 1. Левая часть клапана показана в закрытом состоянии. Предлагаемая схема модели впускной системы приведена на рис. 2.

\ \

ч \

ч х

1

Рис. 1. Проточный канал ОПК: 1-2 - зона переменного контакта лепестка с ограничительной пластиной

Рис. 2. Схема впускной системы двухтактного ДВС с ОПК: Рн , Рк - давления на входе во всасывающий патрубок и в кривошипно-шатунной камере;

- текущая площадь поперечного сечения канала впускной системы вдоль оси Б

Предполагается, что всасывающий патрубок длиной L1 является каналом с плавно изменяющимся поперечным сечением вдоль оси Лепестки клапана на схеме представлены как прямолинейные жесткие пластины, шарнирно закрепленные в сечении 2, которые могут перемещаться под действием перепада давления в кривошипно-шатунной камере Рк и давления в канале клапана.

Анализ параметров впускной системы реальных двигателей позволяет принять следующие предположения и допущения.

1. Движение потока происходит со скоростями М < 0,3. Расчет параметров воздуха без учета его сжимаемости в этом случае не приводит к существенным погрешностям.

2. Время прохождения прямой и обратной акустических волн существенно меньше минимального периода рабочего цикла двигателя и их влияние на рабочий процесс во впускном тракте незначительно.

3. Максимальная скорость перемещения элементов лепестка на порядок меньше максимальной скорости движения потока и не оказывает существенного влияния на его величину.

В этом случае удовлетворительная точность расчета потока может быть получена при использовании инерционной теории на основе уравнения Бернулли для нестационарного движения несжимаемой среды, которое имеет вид [5]:

- давление инерционного напора на участке

1-5 ;

Р1 , Р3 -коэффициенты кинетической энергии, учитывающие неравномерность скоростей по сечению.

Величины р в нашем случае суще-

СД

ственно меньше потерь на местных сопротивлениях р и ими можно пренебречь. Местные потери в сечении N определяются по формуле Вейсбаха. Величина рИ в уравнении определяет обратимые преобразования энергии потока. Инерционный напор положителен при ускорении движущейся среды и отрицателен при замедленном движении.

С учетом [4] и принятых допущений из (1) получим:

^ = ^(<2)<22Р(а) + R(a)Ap(t); (2)

(

Р(а) = -

- +

^эР 3

ч sin а0

^т а0 - sin( а0 - а))'

Л

У .

4Ь12

КЪ1 у I sin а0

- С^(а0 - а) 1п|1 -

К = | *; F'

I

где

Р1 + = Ps + + Рс + Ри, (1)

2

2

5 =

sin (а0 - а)

sin а,

о

где р1 , ps - давления среды в сечениях 1, 5; v1 , vs - средние скорости, определяемые как отношение объемного расхода среды к площади живого сечения;

Рс =х pcn + ^ Рсд

- необратимая потеря полного давления на местных сопротивлениях р и по длине участков рСД;

о

дv

ри = р \-dtdS

R(а) =

Р

КЬ1 к I sin а0

- с^(а0 - а)1п1 - 5|

А р(0 = Рн-Рк ;

I - длина лепестка; Ь - ширина канала; К - коэффициент, учитывающий изменение площади канала на участке 1-2; а - угол поворота лепестка относительно закрытого состояния;

а0 - угол между лепестком и осью канала в закрытом состоянии клапана;

ч: го

CP

о

>

0.3 0.25 0.2 0.15 0.1 0.05 01

0 0.002 0.004 0.006 0.008 Время, с

го

£ :

СО О Ш

:

О X о го Q_

0.08

0.06

0.04

0.02

-0.02

0.002 0.004 0.006 0.008 Время, с

Рис. 3. Зависимость поворота лепестка и расхода воздуха от времени по результатам моделирования впускной системы с ОПК при Ap(t) = A sin (2%f t): длина лепестка l = 30 мм, толщина 0,18 мм, a0=250, длина канала L1 = 0,2 м, K = 1, A = 20 кПа, f = 110 Гц

- коэффициенты местного сопротивления в сечениях 1 и 3.

Уравнение движения лепестков получим, предполагая, что на них действуют силы давления, силы упругости и инерции, которые в общем случае имеют нелинейную зависимость от угла поворота.

d а

J (а) —— + C (а)а = M (Q, а, t), dt

i

M(Q, а, t) = bJ (p2-3 - PK)xdx.

, (3)

где /(а) - момент инерции лепестка относительно оси шарнира;

С(а) - коэффициент жесткости при повороте; х - координата вдоль оси лепестка; р - давление среды в канале на лепесток на участке 2-3;

М(0 ,а - момент от сил давления на лепесток относительно оси шарнира.

Используя (2), (3) и введя дополнительную переменную у, получим систему нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающих рабочий процесс впускной системы:

dQ = sign(Q)Q2 Р(а) + R(a)Ap(t), dt

— = (M (Q, а, Ap(t)) - aC (а)),

dy dt da

1

dt

J (а)

= y.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, (4)

Система (4) решается численным методом при заданных начальных условиях и функции перепада давления Ap(t). Для реализации ограничений на угол поворота лепестков модели с одной стороны ограничительными пластинами и с другой -корпусом ОПК жесткость C(a) аппроксимируется кусочно - непрерывной функцией. При приближении a к a0 жесткость задается в виде линейной резко возрастающей функции. При углах поворота, соответствующих касанию лепестков ограничительной пластины жесткость рассчитывается по теории изгиба балки с длиной вылета, зависящей от зоны контакта с пластиной. Момент инерции J(a) также задается кусочной функцией, величина которой рассчитывается по динамической жесткости балки при ее колебаниях по первой изгибной форме с длиной выше зоны контакта.

Разработана программа решения с использованием системы аналитических и численных расчетов Maple. На рис.3 приведены результаты расчета колебаний лепестка и расхода воздуха на одном режиме работы.

По результатам серии расчетов могут быть получены характеристики впускной системы в зависимости от изменения различных параметров. Один из примеров расчета характеристики приведен на рис. 4.

Разработанная математическая модель может использоваться в инженерной практике для расчета характеристик впускной системы и выбора её рациональных параметров.

Толщина лепестка, мм

Рис. 4. Зависимость расхода воздуха за рабочий цикл от толщины лепестка при Ap(t) = A sin (2%f t): длина лепестка l =30 мм, a0=250, длина канала L1 = 0,2 м, K = 1, A = 20 кПа, f = 100 Гц

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пудовеев В.И., Гололобов Е.И., Плешанов А.А. и др. Экономичность двигателей мотороллеров и мотоциклов. Тула: Приокс-

кое кн. изд-во, 1990.

2. Кох А.И., Письменов В.А. Исследование газодинамических характеристик и надежности обратных пластинчатых клапанов двухтактных ДВС // Доклады международной научно-технической конференции, часть 2. Самара: СГАУ, 2001.

3. Кондрашов В.М., Григорьев Ю.С., Тупов В.В. и др. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1990.

4. Чегодаев Д.Е., Кох А.И. Математическая модель впускной системы двухтактного ДВС с обратным пластинчатым клапаном // Доклады международной научно-технической конференции, посвященной памяти академика Н.Д. Кузнецова. Часть 2. Самара: СГАУ, 2001.

5. Аметистов Е.В., Григорьев В.А., Емцев Б.Т. и др. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент. Справочник. М.: Энергоиздат, 1982.

DESIGN PROCEDURE OF PERFORMANCES OF INLET SYSTEM THE TWO-CYCLE ENGINE WITH REED INDUCTION VALVE

© 2004 A.I. Kokh, S.P. Prokhorov

Samara State Aerospace University

The mathematical model of inlet system of the two-cycle engine, taking into account time lag of a stream of actuating medium and reed of the valve is developed. The model allows to optimize metering characteristics of an inlet section.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.