26 МЕНЕДЖМЕНТ
Методика расчета эффективности функционирования системы менеджмента качества
Для оценки эффективности функционирования систем менеджмента качества на предприятиях машиностроения ремонтного профиля рассматривается метод анализа издержек на процесс. Анализ проводится по четырем направлениям, каждое из которых может применяться самостоятельно. Показано, что для достижения достоверных результатов и оптимизации издержек на качество анализ издержек необходимо проводить по всем рассмотренным направлениям. УДК 631.173.004.12
О.А. Леонов1
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», д-р техн. наук, [email protected]
Г.Н. Темасова2
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», канд. экон. наук, [email protected]
Н.Ж. Шкаруба2
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», канд. техн. наук, [email protected]
Ю.Г. Вергазова2
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», канд. техн. наук, [email protected]
1 профессор кафедры, Москва, Россия
2 доцент кафедры, Москва, Россия Для цитирования: Леонов О.А., Темасова Г.Н., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Методика расчета эффективности функционирования системы менеджмента качества // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 3.
DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10304
ключевые слова
система качества, процесс, затраты на качество, эффективность системы качества, анализ издержек на процесс
емонт машин как деятельность является достаточно сложной с позиции обеспечения качества, так как на предприятие поступают не новые детали, сборочные единицы и агрегаты, а изношенные, для которых требуется выбрать технологии ремонта [1]. Поэтому качество ремонта зависит от множества факторов [2], особая роль здесь уделяется входному контролю [3].
На предприятиях машиностроения ремонтного профиля идет внедрение новых систем менеджмента качества (СМК) на основе стандартов серии ИСО 9000 [4, 5]. Одной из важнейших задач управления качеством на подобных предприятиях является оценка созданной СМК, поскольку действующая система качества должна иметь ряд оцениваемых показателей [6]. Оценку эффективности системы менеджмента качества на предприятиях машиностроения ремонтного профиля целесообразно проводить в целом по процессам. Для этого необходимо сравнивать суммарные затраты на процесс с объемом выходных данных процесса (объем выполненных работ, объем продаж и т.п.).
При проведении оценки эффективности систем менеджмента качества нужно учитывать издержки на качество. Поэтому на предприятиях необходимо разработать внутренние формы отчетов по издержкам на качество и вести их учет в абсолютном и относительном виде (по отношению к суммарной величине, характеризующей классификационную подгруппу, и по отношению к себестоимости единицы продукции).
Издержки на качество, полученные при оценке процесса, должны соответствовать условиям
3ВНП
< |3
ВНП
зВшп < [з:
ВШП
(1)
зП фп ]
где зВНП, зВПШ, зО, зП — издержки на качество процесса, полученные при оценке процесса, %;
Кни} Ишш} Но} [зП] — предельные величины издержек на качество, %.
Предельные значения данных издержек могут быть определены при первичном применении предлагаемой методики оценки для конкретного предприятия, так как еще не было проведено ни одного мероприятия, нацеленного на повышение качества продукции и услуг.
Планируемые издержки могут быть определены исходя из условий
< [зВНП ]/ ^ВНП зВШП < [зВШП ]/ ^ВШП О ]/ ko
П ]/kn
ВНП
О
зП ^
(2)
где з£НП, з£ПШ, зО, з'П — планируемые величины издержек на качество, %;
^вНП, ^ВШП, кП — коэффициенты, характеризующие величину плановых изменений соответствующих категорий этих издержек.
Планируемые значения издержек на качество — двукратное снижение величины внутренних и внешних потерь, издержки на контроль остаются неизменными, а превентивные затраты повышаются в связи с проведением мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения брака в производстве, а также из-за необходимости проведения корректирующих действий.
МЕНЕДЖМЕНТ 27
После определения значений планируемых, оцененных и предельных значений издержек на качество процесса ремонта переходят к анализу издержек на качество, который позволяет определить уровень достигнутого качества, обнаружить проблемы и установить цели.
Анализ издержек на процесс на предприятиях машиностроения ремонтного профиля может быть проведен по следующим направлениям:
► анализ эффективности и результативности процесса;
► анализ по видам издержек;
► анализ эффективности мероприятий по улучшению процесса;
► сравнение суммы издержек на соответствие и потерь от несоответствий с основными экономическими показателями хозяйственной деятельности предприятия.
Первым инструментом анализа издержек на процесс является анализ эффективности и результативности процесса. Согласно ISO 9000:2015 процесс характеризуется двумя показателями — эффективностью и результативностью.
Эффективность — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [7]. В качестве базы измерений может использоваться плановое, среднее или нормативное значение.
где ЗСкп — издержки на соответствие на конец периода;
э = Зскп + 3бзкп ,100 % =
пр ОЗП
= | 1 -1.100 % 1 ОЗП I
(3)
З
БЗкп
базовые издержки на процесс на конец периода;
ЗНкп — потери от несоответствия на конец периода;
ОЗП — общие издержки на процесс на конец периода.
Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Характеризует эффективность использования ресурсов [4].
Рпр = 33 + ЗС . 100 %,
пр.
3Б3кп + 3С
(4)
базовые из-
где З'БЗ — планируемые держки на процесс;
ЗС - планируемые издержки на соответствие процесса.
Рассмотрим методику проведения анализа эффективности и результативности СМК на примере процесса ремонта двигателей КАМАЗ в ООО «Агрегат». Исходные данные и результаты анализа представлены в табл. 1, 2. Анализируя результаты оценки эффективности процесса ремонта двигателей КАМАЗ в отсутствие системы контроля издержек на качество, можно сделать вывод, что из всех ресурсов, использованных процессом, только 85,4 % пошло непосредственно на создание результата, а остальные 14,6 % составили потери процесса.
При внедрении системы контроля издержек на процесс своевременно выявляются несоответствия и проводятся корректирующие мероприятия, а так-
Таблица 1 Издержки на процесс ремонта двигателей КАМАЗ [Costs of KAMAZ engines re pair process]
Статья затрат [Cost item] Планируемая сумма, руб. (на единицу ремонта) [Planned amount, rub. (per repair unit)] Фактическая сумма, руб. (на единицу ремонта) [Actual amount, rub. (per repair unit)]
Система контроля издержек на процесс [Process cost control system] Система контроля издержек на процесс [Process cost control system]
Нет №] Есть [Yes] Нет №] Есть [Yes]
Издержки на организацию и осуществление процесса (базовые затраты) 49320 52334 50480 52958
Издержки соответствия процесса 5117 4529 5328 4368
Издержки несоответствия процесса 9448 5145 9558 5765
Суммарные издержки на процесс 63885 62008 65366 63081
28 МЕНЕДЖМЕНТ
Таблица 2
Результаты анализа эффективности и результативности СМК на примере процесса ремонта двигателей КАМАЗ [The results of the analysis of the QMS effectiveness and efficiency on the example of KAMAZ engines repair process]
Показатель [Indicator] Значение показателя, % [Indicator value, %]
Система контроля издержек на процесс [Process cost control system]
Нет №] Есть [Yes]
Эффективность процесса 85,4 90,9
Результативность процесса 97,54 99,2
Рис. 1. Оптимизация издержек на процесс [Process cost optimization]
же работы по идентификации, анализу и оценке риска возникновения брака в производстве, поэтому результат оценки эффективности процесса после организации системы контроля издержек на качество улучшился на 5,5 % и составил 90,9 %. По полученным результатам оценки результативности процесса можно заключить, что расход ресурсов фактически превышает запланированные значения на 2,46 %. Если внедрить на предприятии систему контроля издержек на процесс, то результативность процесса улучшится и составит 99,2 %. На улучшение результативности влияет усиление контроля со стороны службы качества над закупочными материалами, сырьем, запасными частями и комплектующими.
Общие затраты
на процесс
Точка N
безубыточности
Потери
Затраты от несоответствий
на соответствие
100 %
Несоответствия
0 %
Другим не менее эффективным инструментом анализа издержек на процесс является анализ по видам издержек. Применение этого инструмента дает возможность определить тенденцию изменения групп издержек и привести их к трем классификационным группам: издержки на профилактику, издержки на оценку и издержки на устранение дефектов. На основе этих групп издержек строят графики издержек на соответствие, издержек из-за несоответствия и кумулятивную кривую, достигающую своего минимального значения в точке безубыточности (рис. 1). Распределение издержек на процесс по группам влияет на положение точки безубыточности на графике. Так, увеличение объема профилактических издержек сдвигает точку безубыточности влево и позволяет быстрее достичь равновесия.
В рассматриваемой модели кривая суммарных затрат достигает минимума при неполном уровне совершенства. Именно этот минимум представляет практический интерес.
Третьим инструментом анализа издержек на процесс является анализ эффективности мероприятий по улучшению процесса. Он позволяет выявить мероприятия, которые предупреждают появление возможных проблем, и малоэффективные мероприятия. Численная оценка эффективности риска возникновения брака в производстве и корректирующих действий дает возможность правильно распределить или перераспределить ресурсы, выполнить прогноз, оценить варианты действий и выбрать оптимальный вариант.
МЕНЕДЖМЕНТ 29
Модель для оценивания эффективности мероприятий по улучшению процесса (рис. 2) должна удовлетворять таким требованиям, как простота; ясный физический смысл; малые затраты на расчет показателей; связь со сбалансированной системой показателей.
Эффективность мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий определяют показатели прибыльности и снижения дефектов.
Показателями для оценки эффективности мероприятий по улучшению процесса являются: экономический эффект; удельный вес экономического эффекта в объеме продаж; экономическая эффективность; организационная эффективность.
Экономический эффект показывает экономический результат проведенных мероприятий по улучшению процесса [7]:
Э = (ЗСнп - ЗСкп )+(ЗНнп - ЗНкп ), (5)
где ЗСнп, ЗСкп — издержки на соответствие на начало и конец периода соответственно;
ЗНнп, ЗНкп — потери от несоответствия на начало и конец периода соответственно.
Этот показатель можно использовать при оценке подразделений, процессов и предприятия в целом.
Экономический эффект на предприятии «Агрегат» от проведения мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий (по данным табл. 1) по несоответствиям соглас-
Входные
данные
Данные
окружающей среды
Бизнес-процесс Параметры состояния механизма реализации процесса
Параметры процесса:
► временные
► трудоемкости
► ресурсные
► дефекты, несоответствия и их распределение
Параметры продукции на стадиях производства
Бизнес-процесс
Продукция
нио
ер
ё" ^
Управление целевых функций, показателей и критериев эффективности
Расчет значений целевых функций, определение степени несоответствий
Формирование управляющих воздействий
Ч о
Рис. 2. Эффективность
мероприятий
по идентификации,
анализу и оценке
риска возникновения
несоответствий
в производстве
и корректирующих
мероприятий
[The effectiveness
of measures to identify,
analyze and assess
the risk of inconsistencies
in production and corrective
actions]
Статья поступила в редакцию 1.02.2020
Список литературы
1. Бондарева Г.И. Теоретические основы выбора рациональных способов восстановления деталей // Сельский механизатор. — 2019. — № 5.
2. Бондарева Г.И. Составляющие качества ремонта // Сельский механизатор. — 2016. — № 7.
3. Бондарева Г.И. Входной контроль и метрологическое обеспечение на предприятиях технического сервиса // Сельский механизатор. — 2017. —
№ 4.
4. Бондарева Г.И. Построение современной системы качества на предприятиях технического сервиса // Сельский механизатор. — 2017. — № 8.
5. Леонов О.А. Разработка системы менеджмента качества для предприятий технического сервиса. — М.: Издательство РГАУ — МСХА, 2016.
6. Бондарева Г.И., Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. Эффективность внедрения системы качества на предприятиях технического сервиса АПК // Сельский механизатор. — 2016. — № 4.
7. Темасова Г.Н. Организация системы контроля затрат на качество на предприятиях технического сервиса АПК: монография. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010.
но формуле (5) составил (в расчете на единицу ремонта) 4753 руб.
Удельный вес экономического эффекта в объеме продаж характеризует весомость экономического эффекта от мероприятий в объеме продаж (ОП) [7]:
Дэ = ОП • 100%. (6)
Показатель применяется при оценке предприятия в целом.
За рассматриваемый период доля экономического эффекта от проведения мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий в общем объеме товарного выпуска согласно формуле (6) составила 4,996 %.
Экономическая эффективность характеризует эффективность затрат с целью получения прибыли [4]
Ээ = З ЭЗ . (7)
ЗСнп ЗСкп
Показатель применяется при оценке подразделений, процессов и предприятия в целом.
Экономическая эффективность мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий по процессу «Ремонт двигателей» согласно формуле (7) в ООО «Агрегат» составила (в расчете на единицу ремонта) 4,95. Таким образом, мы получили почти 5 рублей прибыли на 1 рубль дополнительных затрат на мероприятия по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий.
Организационная эффективность характеризует эффективность затрат для снижения количества дефектов [7]
ЗМтттг ЗТЧт^тг /0\
(8)
С* _ Ннп Нкп ЭО =
ЗСнп ЗСкп
Показатель применяется при оценке подразделений, процессов и предприятия в целом.
Организационная эффективность мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения не-
соответствий в производстве и корректирующих мероприятий по ремонту согласно формуле (9) составила (в расчете на единицу ремонта) 3,95.
Оценка организационной эффективности мероприятий по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующих мероприятий показала, что рост издержек на идентификацию, анализ и оценку риска возникновения несоответствий в производстве привел к более значительному снижению потерь от несоответствия.
Четвертым инструментом анализа издержек на процесс является сравнение суммы затрат на соответствие и потерь от несоответствий с основными экономическими показателями хозяйственной деятельности предприятия.
Удельный вес издержек на соответствие и потерь от несоответствий в объеме продаж является одним из главных общих критериев [7].
Д
ОЗП ■
Зсп + Знп 100%, (9)
ОПп ' W
где ЗСп — издержки на соответствие за период по всему предприятию;
ЗНп — общие потери от несоответствия за период по всему предприятию;
ОПп — общий объем продаж за период.
За рассматриваемый период удельный вес издержек на соответствие и потерь от несоответствий в объеме продаж согласно формуле (9) составил 10,65 %.
Как видим, издержки на соответствие и потери от несоответствия в объеме продаж значительные, поэтому в ООО «Агрегат» необходимо провести дополнительные мероприятия по идентификации, анализу и оценке риска возникновения несоответствий в производстве и корректирующие мероприятия с целью уменьшения доли затрат в общем объеме продаж до величины 2...3 %. Анализ издержек на процесс можно проводить любым способом, но для достижения достоверных результатов и оптимизации издержек на качество необходимо проводить анализ издержек на качество по всем рассмотренным направлениям. ■
MANAGEMENT 31
Quality Management System Efficiency Functioning. Method of Calculation
O.A. Leonov1, FSBEI HE Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Prof. Dr., [email protected]
G.N. Temasova2, FSBEI HE Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Dr., [email protected]
N.Zh. Shkaruba2, FSBEI HE Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Dr., [email protected]
Yu.G. Vergazova2, FSBEI HE Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Dr., [email protected]
1 Professor, Department, Moscow, Russia
2 Associate Professor, Department, Moscow, Russia
Citation: Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh., Vergazova Yu.G. Quality Management System Efficiency Functioning. Method of Calculation, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2020, no. 3, pp. 26-31. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10304
1. Bondareva G.I. Theoretical foundations of the selection of rational methods for the restoration of parts, Rural mechanic, 2019, no. 5, pp. 38-39.
2. Bondareva G.I. Components of the quality of repair, Rural mechanic, 2016, no. 7, pp. 2-4.
3. Bondareva G.I. Incoming control and metrological support at technical service enterprises, Rural mechanic, 2017, no. 4, pp. 36-38.
4. Bondareva G.I. Construction of a modern quality system at technical service enterprises, Rural mechanic, 2017, no. 8, pp. 34-35.
5. Leonov O.A. Development of a quality management system for technical service enterprises, Moscow, Publishing house RGAU — MSKhA, 2016, 161 P.
6. Bondareva G.I., Leonov O.A., Shkaruba N.Zh., Vergazova Yu.G. The effectiveness of the implementation of the quality system at the enterprises of the technical service of the agricultural sector, Rural mechanic, 2016, no. 4, pp. 34-35.
7. Temasova G.N. Organization of a quality control system for the costs of agricultural technical service enterprises: a monograph, Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 136 P.
Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте [email protected]). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:
► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);
► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.
К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.
quality system, process, quality costs, quality system efficiency, process cost analysis
To assess the effectiveness of the quality management system at machine-building enterprises of repair profile, we have considered the method of analyzing the process costs. To achieve reliable results and optimize quality costs, it is necessary to analyze quality costs in four areas. We described the mechanism for assessing the effectiveness of the quality management system at the enterprises of mechanical engineering repair profile, namely the analysis of the costs of the process, which is carried out in four directions and each of them can be used independently, but to achieve reliable results and optimize the cost of quality it is necessary to analyze the cost of quality in all areas considered. Significant compliance costs and losses from non-compliance in sales volume were identified, therefore, additional measures to identify, analyze and assess the risk of non-compliance in production and corrective measures to reduce the share of costs in total sales to a value of 2...3 % should be carried out in aggregate LLC.
References
Как подготовить статью для журнала «Компетентность»