Научная статья на тему 'Методика работы учителя по подготовке учебного занятия по физике с применением социальных сервисов'

Методика работы учителя по подготовке учебного занятия по физике с применением социальных сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ / ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ / ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева И. В.

Исследуется проблема построения обобщенной модели обучения физике с применением сетевых социальных сервисов. Обсуждаются основные моменты методики обучения с применением сетевых социальных сервисов. Приведены примеры практик обучения. Сформулированы направления дидактической поддержки применения сервисов в учебной деятельности школьников. Указаны организационные формы обучения с использованием сервисов. Сформулирован порядок подготовки учителя к проведению учебного занятия, ориентированного на организацию деятельности школьников в сетевых сервисах. Раскрыто содержание этапов подготовки учителя. Предложены требования к системе учебных заданий по физике с использованием сетевых сервисов. Приведены примеры учебных заданий. Сформулирован обобщенный план работы в сетевых социальных сервисах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика работы учителя по подготовке учебного занятия по физике с применением социальных сервисов»

УДК 371.315+53(072.3)

ББК Ч 31.27

И.В. Яковлева

МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

Ключевые слова : сетевые социальные сервисы, дидактическая модель образовательного процесса, методика обучения, практики обучения, обобщенный план деятельности, цели применения сетевых сервисов, виды учебно-познавательной деятельности, дидактическая поддержка.

Исследуется проблема построения обобщенной модели обучения физике с применением сетевых социальных сервисов. Обсуждаются основные моменты методики обучения с применением сетевых социальных сервисов. Приведены примеры практик обучения. Сформулированы направления дидактической поддержки применения сервисов в учебной деятельности школьников. Указаны организационные формы обучения с использованием сервисов. Сформулирован порядок подготовки учителя к проведению учебного занятия, ориентированного на организацию деятельности школьников в сетевых сервисах. Раскрыто содержание этапов подготовки учителя. Предложены требования к системе учебных заданий по физике с использованием сетевых сервисов. Приведены примеры учебных заданий. Сформулирован обобщенный план работы в сетевых социальных сервисах.

Сетевые социальные сервисы (ССС) являются новой технологической базой для поддержания и развития социальной активности школьников и могут быть эффективно использованы в рамках учебно-познавательной деятельности. Анализ системы функций сетевых сервисов и содержания обобщенной модели образовательного процесса позволяет раскрыть стороны деятельности учителя и познавательной работы школьников с применением ССС [2, с. 101; 3, с. ?].

Цели применения ССС на занятии определяется планируемыми видами учебнопознавательной деятельности учащихся и формулируется в виде конкретных учебных задач. Решение таких задач ориентировано на формирование совокупности предметных знаний и умений в условиях сетевой активности школьников.

Применение ССС в учебном процессе может осуществляться в рамках любой организационной формы обучения (очная, заочная, вечерняя) и на учебных занятиях по предмету различных организационных форм (урок, учебная конференция, семинар, учебная дискуссия, практикумы различных видов и др.). Место ССС на учебном занятии определяется его структурой. Применение ССС возможно на различных этапах занятия (например, на различных этапах лабораторного занятия) и на различных этапах выпол-

© Яковлева И.В., 2012

нения какой-либо деятельности, организуемой в рамках учебного занятия (например, на различных этапах проведения учебного исследования).

Организация учебного процесса с применением ССС строится в два этапа (подготовительный, основной. Целью первого этапа является проектирование учебного процесса. На втором этапе происходит реализация плана применения ССС.

Следует обеспечить два направления дидактической поддержки применения ССС в учебной деятельности (решения учебных задач):

1) поддержка технологии работы с сервисами (инструментальный аспект дидактической поддержки);

2) поддержка собственно предметной деятельности учащихся, включающей работу с ССС (познавательный аспект дидактической поддержки).

Оба направления дидактической поддержки носят уровневый характер. Это обусловлено уровнями развития самостоятельности учащихся. Выделяют три уровня деятельности: репродуктивная, частично поисковая и творческая учебно-познавательная деятельность школьников. При организации репродуктивной деятельности дидактическая поддержка осуществляется посредством инструкций по выполнению конкретных операций в конкретном сервисе. В случае частично поисковой работы учащихся с применением ССС поддержка реализуется в ходе проблемной беседы или в виде оказания помощи учащимся на отдельных этапах работы. При организации творческой (самостоятельной) работы учащиеся пользуются обобщенными планами деятельности в ССС.

Возможны три варианта применения сетевых социальных сервисов на учебных занятиях (аудиторный, дистанционный и смешанный). Обучение для каждого из вариантов осуществляется в два этапа. Рассмотрим методику работы учителя на подготовительном этапе.

На этом этапе действия учителя связаны с построением модели занятия (прогнозирование) и проектированием учебного занятия с применением ССС. Ниже раскрыта последовательность этих действий.

I. Проанализировать тематический план учебного курса, определить темы учебных занятий, которые могут быть реализованы с применением ССС. Уточнить при необходимости их организационные формы.

II. Выбрать практику проведения учебного занятия с применением ССС (аудиторную, дистанционную, смешанную).

III. Проанализировать содержание учебной темы и оценить возможности ССС как источников учебной информации и инструментов учебной деятельности школьников в рамках выбранной учебной темы. Для оценки необходимо обратить внимание на соблюдение требований к отбору содержания. Уточнить вид/виды сетевых сервисов для применения на данном учебном занятии.

IV. Определить виды предметной учебно-познавательной деятельности (их состав) в рамках конкретного учебного занятия, которые могут быть организованы с применением каждого из выбранных сервисов. Сетевые сервисы могут быть использованы в рамках одного-двух видов учебной работы школьников. Не исключены случаи, когда применение ССС осуществляется во всех видах учебной работы, организуемой на данном занятии (учебное занятие на базе ССС).

V. Уточнить особенности применения ССС в рамках избранной формы организации занятий. Например, при выполнении лабораторной работы следует продумать возможности сервисов: 1) при использовании на различных этапах выполнения эксперимен-

та (постановка проблемы, выдвижении гипотезы и т.п.); 2) для случаев применения на разных этапах лабораторного занятия (вводная часть, основная часть и т.д.).

VI. Уточнить цели применения ССС в учебной деятельности школьников, осуществить их оптимальный отбор и сформулировать конкретную дидактическую цель использования на занятии каждого из избранных сервисов/сервиса:

а) изучение учащимися программного материала (формирование новых знаний и умений):

• в форме присвоения «готового» знания;

• в форме «добывания» субъективно нового знания, формирование умений и навыков творческой деятельности;

б) закрепление программного материала (отработка ЗУН);

в) обобщение и систематизация.

VII. Сформулировать учебные задачи для работы школьников с ССС, обеспечивающие в своем составе достижение цели применения отдельного сервиса и цели всего занятия в целом. Оценить доступность задач по сложности и оптимальность по временным затратам на процесс решения, уточнить последовательность решения учебных задач.

В рамках конкретного учебного занятия может быть выстроена система учебных задач с применением ССС для освоения предметного содержания. Сформулируем основные требования к данной системе задач:

• обеспечивать усвоение учащимися содержания учебной темы курса физики;

• быть ориентированной на использование оптимального набора сервисов;

• обеспечивать формирование умения применения сервисов в разных видах деятельности;

• предполагать разнообразные формы представления результатов выполнения учебных заданий (формы отчетов), в том числе с применением ССС;

• обеспечивать реализацию комплекс функций ССС (или их наиболее оптимальную комбинацию).

Приведем пример учебного задания с применением ССС по теме «Оптические явления» для учащихся 9-х классов. Выполнение задания организуется с применением сетевых дневников (сайт Blogger.ru). Данное задание оформлено в виде отдельного поста (фрагмент текста, размещаемого в блоге).

Задание:

1. Найди статью «Ночезрительная труба М.В. Ломоносова» с помощью системы поиска. В качестве условия поиска введи название статьи. Если не удалось найти текст статьи с помощью поисковой системы, воспользуйся следующей ссылкой: http://fiz.1september.ru/2001/24/no24_01.htm.

2. Прочти статью. Проанализируй ее текст с использованием технологии развития критического мышления (прием ИНСЕРТ). По результатам этого анализа в рабочей тетради составь таблицу:

ЗНАЮ ДУМАЛ ИНАЧЕ НЕ ЗНАЛ ЕСТЬ ВОПРОС

3. Напиши к этому посту комментарий по результатам выполнения задания: а) что ты уже знал; б) какие вопросы по тексту статьи возникли.

4. Найди и прочитай в данном посту комментарии своих товарищей. Сравни объем своих знаний со знанием других. Если объемы знания разные, попытайся себе ответить, с чем это может быть связано. Постарайся ответить на два любых вопроса, сформулированных одноклассниками. В случае затруднения для нахождения ответов можно воспользоваться поисковой системой.

Комментарий:

При выполнении данного задания учащиеся работают с учебным текстом, осуществляется взаимодействие учителя и учащихся по содержанию учебного материала. Итогом выполнения данных заданий являются: оформление таблицы в тетради ученика; комментарии, представленные в посте; ответы на вопросы, размещенные в собственных блогах школьников. При выполнении данного задания учащиеся используют два вида сервисов: сетевые дневники и поисковые сервисы, при чем обучающимся предлагается самостоятельно выбирать вид поискового сервиса.

VIII. Определить рациональную форму учебной деятельности учащихся (самостоятельная, совместная: в паре, малой группе, коллективе), соответствующую выбранной форме учебного занятия, избранным видам деятельности и целям применения ССС для их организации.

IX. Выбрать способы дидактической поддержки деятельности школьников в ССС.

Определить уровни дидактической поддержки, которые задаются уровнями самостоятельности учащихся:

• первый уровень: работа школьников на основе образцов и инструктивных материалов (репродуктивная деятельность);

• второй уровень: самостоятельная работа на основе обобщенного плана, дидактическая поддержка самостоятельной работы на отдельных этапах выполнения учебного задания (частично поисковая деятельность);

• третий уровень: самостоятельная работа на основе обобщенного плана, организация консультаций (аудиторных, дистанционных) по инициативе учащихся (поисковая деятельность).

Дидактическая поддержка самостоятельной работы школьников осуществляется в двух направлениях.

Первое направление (инструментальный аспект организации дидактической поддержки). В этом случае целесообразно руководствоваться представлениями о видовом разнообразии ССС и особенностях их инструментария. Важной составляющей такой поддержки является опора на обобщенный план работы с сервисом.

Обобщенный план работы с применением сетевых социальных сервисов

1. Поиск, выбор и переход на сервис. Наберите в адресной строке используемого браузера адрес сервиса, тем самым загрузите главную страницу сервиса. Если адрес сервиса отсутствует, выполните следующие действия:

а) по названию сервиса найдите в поисковой системе его адрес.

б) из полученного перечня ссылок выберите адрес, описание которого наилучшим образом совпадает с названием сервиса.

в) по ссылке перейдите на сервис.

2. Рассмотрите составляющие интерфейса сервиса. Обратите внимание на активные «кнопки» и примеры документов / информацию, расположенные на главной странице. В случае необходимости обратитесь к разделу «Помощь», «Справка», «Help», «FAQ».

3. При необходимости (если этого требует предстоящая работа, об этом сообщит учитель) выполните регистрацию на сервисе. Помните несколько правил безопасной работы в Интернете.

Общие правила

• Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные).

• Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в Интернете, каждый может посмотреть их.

• Не публикуй фотографии, на которых изображены другие люди. Делай это только с их согласия.

• Публикуй только такую информацию, о публикации которой не пожалеешь.

• Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.

• Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

• Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.

• Если человек, с которым ты познакомился в Интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придешь навстречу со взрослым. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности.

Интернет-этикет

• Когда общаешься в онлайне, относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Избегай сквернословия и не говори вещей, которые заставят кого-то плохо себя чувствовать.

• Научись «сетевому этикету», когда находишься онлайн. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если ты печатаешь сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, твой собеседник может подумать, что ты кричишь на него.

• Если кто-то говорит что-то грубое или что-то неприятное - не отвечай. Уйди из чата или форума незамедлительно.

«Подозрительные» сайты

• Если веб-сайт выглядит подозрительно или имеет страницу с предупреждением «для лиц моложе 18 ле»т, покинь его немедленно. Некоторые сайты не предназначены для детей.

• Не заходи на неприличные сайты и не делись ссылками на такие сайты. Если ты видишь, что что-то тебя беспокоит, обсуди это с родителями или с кем-то, кому ты доверяешь.

• Знай, как уйти с веб-сайта, если поиск по Интернету приведет тебя на неприятный или неприличный веб-сайт. Нажми control-alt-delete, если сайт не позволяет тебе выйти, или выключи монитор компьютера и сообщи об этом взрослым.

Внимание!

• Если ты видишь или знаешь, что твоего друга запугивают в онлайн, поддержи его и сообщи об этом взрослым. Ведь ты бы захотел, чтобы он сделал то же самое для тебя.

• Не посылай сообщения или изображения, которые могут повредить или огорчить кого-нибудь. Даже если не ты это начал, тебя будут считать участником круга запугивания.

4. Обратите внимание на общий инструментарий сервиса, а именно инструменты представления и входа / выхода из личного аккаунта пользователя.

5. Уточните назначение инструментария сервиса, относящихся к группе часто используемого, а именно инструменты для работы с личным аккаунтом пользователя.

6. Проанализируйте возможности специфичного инструментария сервиса, а именно инструменты обработки размещенных материалов.

7. Сформулируйте цели изучения учебного материала с применением сетевого социального сервиса:

• обращения к хранилищам данных научных экспериментов и их изучения;

• изучения опыта других людей;

• поиск информационных материалов по сформулированному условию с помощью разнообразных инструментов (условия поиска, по тегу, с использованием облака тегов и т.п.);

• создания авторских материалов различных медиаформатов инструментами сетевых сервисов;

• размещения результатов деятельности, представленных в различных медиаформатах, в том числе сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видеороликов процесса работы;

• хранения информационных материалов различных медиаформатов;

• составления аннотации к размещенным текстовым материалам;

• классификации и систематизации информации посредством тегирования;

• создания совместных текстовых документов с другими участниками учебного процесса (опорный конспект, презентации, статья);

• редактирования собственных материалов, том числе и после обсуждения с использованием сервисов общения (чаты, форумы, блоги);

• редактирования документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов, сервисах обмена знаниями с использованием инструментария этих сервисов или программ, установленных на ПК пользователя;

• социального взаимодействия:

о с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе и видеосервисами),

о учащимися (создание отчетных материалов в ходе совместной работы; онлайн дискуссии и общение в блогах),

о специалистами (консультации и дискуссии в режиме реального и отсроченного времени);

• самоконтроля (по инструкции, написания аннотации, формирования тегов; посредством обеспечения доступа к размещенным документам);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взаимоконтроля (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитическая оценка результатов работы сетевым сообществом).

8. Составьте план работы с применением сервиса:

• определите, какие документы, содержащиеся в контенте сервиса, необходимы для работы;

• выясните, каких результатов необходимо достичь и в какой форме их надо зафиксировать с применением сервисов;

• при наличии нескольких необходимых документов следует определить этапы (порядок) работы с ними;

• при необходимости использования нескольких сервисов следует определить порядок их применения.

9. Определите способы работы с инструментарием сервиса для фиксации результатов (загрузка / выгрузка документов; сохранение комментариев; выставление рейтинга; создание новых документов и др.).

10. Выполните задание в соответствии с намеченным планом. При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками информации (полиграфическими, виртуальными) и другими инструментами деятельности (офисные программы; сканеры / сотовые телефоны / смартфоны / фотоаппарат / видео и с ними ПО и др.).

11. Подготовьте отчет (устный рассказ; письменную работу, в том числе печатную; компьютерную презентацию) о выполненной работе. Письменная работа и презентация может включать иллюстрации работы, выполненные с помощью клавиши «Рг1^с» (функция «Снимок экрана»).

Второе направление (познавательный аспект организации дидактической поддержки). В этом случае учителю следует руководствоваться целями применения ССС в рамках различных видов деятельности. Содержание поддержки определяется содержанием видов учебно-познавательной деятельности и особенностями применения ССС в рамках каждого вида.

Дидактическая поддержка предметной деятельности вне зависимости от ее уровня должна строиться с опорой на обобщенный план различных видов учебнопознавательной деятельности при изучении физики (см. обобщенные планы различных видов учебно-познавательной деятельности по физике [1, с. 72]). Поддержка точно так же может носить трехуровневый характер.

Приведем пример дидактической познавательной поддержки выполнения учащимися учебных заданий с применением ССС по теме «Оптические явления» (9-й класс).

Задание

1. Зайдите на сайт Blogger.ru. Найдите пост «Оптические приборы». Напишите комментарии к этому посту, в каких устройствах используются линзы.

2. В своем блоге расскажите об одном из таких устройств по следующему плану:

1. Назначение прибора.

2. Основные части прибора и их назначение.

3. Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).

4. Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.

5. Область применения прибора.

6. Разновидности прибора и области их применения.

7. Краткие сведения из истории изобретения (создания) прибора.

Для выполнения этого задания используйте различные информационные источники (учебник, энциклопедию, поисковые сервисы).

В комментарии к этому посту укажите ссылку на свой блог (адрес блога).

Комментарий:

При выполнении этого задания учащимся предоставлен обобщенный план изучения физического прибора. Целью применения ССС является поиск информационных материалов по сформулированному условию с помощью разнообразных инструментов (в данном случае - по условию поиска) и размещение результатов деятельности школьников, представленных в различных медиаформатах, в собственных блогах. Задание направлено на реализацию контрольных функций сервиса и предполагает анализ учащимися работ своих одноклассников по данному ОП.

Уровни предметной и технологической дидактической поддержки деятельности школьников с применением ССС могут не совпадать. На начальном этапе применения сетевых сервисов инструктивные материалы по их применению требуются как «сильным», так и «слабым» в предметном материале ученикам. В процессе обучения возможны разные комбинации уровней самостоятельности в применении ССС при изучении предметного материала. Может случиться, что ученик, способный в области физических знаний, будет применять сервисы только по инструкции. Зато «спец» в области сетевых технологий может оказаться недостаточно подготовленным учащимся по физике. В ряде случаев целесообразно объединять таких учащихся в пары и использовать прием взаимо-обучения.

X. В соответствии с уровнем предметной (по физике) и технологической (по информатике) готовности учащихся к деятельности с применением ССС (ЗУН учащихся, идеальные средства учения) необходимо разработать дидактические раздаточные материалы (учебные задачи, полные и сокращенные ОП, учебные инструкции, задания, творческие планы работы и т.п.).

XI. Уточнить состав материально-технического обеспечения (наличие компьютерного класса, подключение к глобальной сети, наличие презентационной техники, ЦОР, средств обучения по предмету).

XII. Разработать УМК занятия [2 ].

Результатом подготовительного этапа деятельности учителя при планировании учебного процесса по физике с применением ССС является составленный план-конспект учебного занятия. Такое проектирование осуществляется, с одной стороны, с учетом дидактической модели применения ССС в учебном процессе, с другой стороны, с учетом готовности класса (познавательной, психологической, технологической).

Следующий этап деятельности учителя в учебном процессе при применении ССС связан с проведением учебного занятия на основе разработанного проекта. Результатом основного этапа работы учителя на учебном занятии с применением ССС является формирование у учащихся: 1) практики работы с сервисами; 2) опыта познавательной деятельности по предмету с применением ССС; 3) практики познавательного сотрудничества в решении предметных задач с применением ССС; 4) опыта социального взаимодействия. Все перечисленное следует отнести к метапредметным результатам обучения школьника, становление которых является актуальным направлением педагогических разработок в настоящее время.

Подготовка учителя к учебному занятию с применением сетевых социальных сервисов в соответствии с описанными выше этапами будет способствовать повышению качества образовательного процесса по таким направлениям как: расширение образовательного поля учащегося (в области источников информации), появление новых «точек» для социального взаимодействия как учителей, так и учащихся, формирование новых приемов педагогической деятельности педагогов и в целом развитие их профессиональной компетентности.

Список литературы

1. Оспенникова Е.В. Развитие познавательной самостоятельности школьников. Работа с учебной и дополнительной литературой по физике. Ч. 1: Учебное пособие по спецкурсу / Перм. гос. пед. ун-т. -Пермь, 1997. - 82 с.

2. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. Ч. 1: Моделирование информационно-образовательной среды учения: моногр. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - 294 с.

3. Яковлева И.В. Образовательное назначение сетевых социальных сервисов // Вестник ПГПУ. Серия «Информационные технологии в образовании». - Пермь: ПГПУ, 2010. - Вып. 6. - С. 115-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.