Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ ОТРАБОТКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ ОТРАБОТКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК / ПОЛИЦИЯ / МЕТОДИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / ЖЕСТ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Валерия Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос о разработке эффективных методик, направленных на отработку, закрепление и контроль словарного запаса обучающихся и слушателей образовательных организаций системы МВД России по дисциплине «Основы русского жестового языка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF WORKING WITH LEXIS OF THE RUSSIAN SIGN LANGUAGE AT THE STAGE OF WORKING OUT, CONSOLIDATING AND MONITORING THE MATERIAL IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article highlights the development of effective methodology aimed at working out, consolidating and monitoring the vocabulary of students and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in the discipline «Fundamentals of Russian sign language».

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ ОТРАБОТКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 34 DOI 10.53039/2079-4401.2021.6.4.016

БКК 67 © В.Е. Нестерова, 2021

Научная специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям)

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ ОТРАБОТКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Валерия Евгеньевна Нестерова,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Уральского юридического института МВД России Контакты: ул. Корепина, д. 66, Екатеринбург, Россия, 620057

E-mail: karaelan@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о разработке эффективных методик, направленных на отработку, закрепление и контроль словарного запаса обучающихся и слушателей образовательных организаций системы МВД России по дисциплине «Основы русского жестового языка».

Ключевые слова: русский жестовый язык, полиция, методика, лексические единицы, жест, игровая технология

METHODOLOGY OF WORKING WITH LEXIS OF THE RUSSIAN SIGN LANGUAGE AT THE STAGE OF WORKING OUT, CONSOLIDATING AND MONITORING THE MATERIAL IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Valeriya E. Nesterova,

senior lecturer of the department of foreign languages of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Korepina, d. 66, Ekaterinburg, Russia, 620057

Abstract. The article highlights the development of effective methodology aimed at working out, consolidating and monitoring the vocabulary of students and listeners of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in the discipline «Fundamentals of Russian sign language».

Keywords: Russian sign language, p olice, methodology, lexis, gesture, gaming technology

Для цитирования: Нестерова В.Е. Методика работы с лексическими единицами русского жестового языка на этапе отработки, закрепления и контроля материала в образовательных организациях системы МВД России // Современная наука, 2021. № 4. С 84-86. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.6.4.016

По мнению Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей» [2]. Инвалидность лиц с патологией слуха создает для их жизнедеятельности значительные социальные ограничения, определяющим среди которых является коммуникативный барьер. На современном этапе развития общества во многих цивилизованных странах, включая Россию, появилась тенденция к созданию более комфортных условий для людей, лишенных возможности полноценно передвигаться, видеть, слышать и говорить. Наиболее актуальным такое взаимодействие с людьми, являющимися инвалидами по слуху и зрению, возникает в ситуациях, требующих экстренной помощи, что в первую очередь затрагивает деятельность правоохранительных органов, а также тех служб, которые наиболее тесно работают с гражданами, так как участились случаи, когда полицейские или медицинские работники, не владеющие навыками общения с такими людьми, просто не в состоянии были вовремя оказать им необходимую помощь.

После ратификации Конвенции о правах инвалидов [3] в 2012 году жестовый язык в нашей стране, как и во многих зарубежных странах, законодательно признан средством межличностного общения глухих людей. Основной целью Конвенции является обеспечение всех лиц с ограниченными возможностями равными с другими гражданами правами и свободами, а также создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. Министерство внутренних дел Российской Федерации приступило к разработке законопроекта, направленного на организацию и регулирование обучения русскому жестовому языку (далее -РЖЯ) сотрудников полиции. Так, 1 января 2016 года вступил в силу совместный приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 681 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 587 от 15 июня 2015 года «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской

84

№ 4/2021

open 9 access ИНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПЕДАГОГИКИ open Q access

Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [4]. В приказе обозначено, что изучение РЖЯ является обязательным для сотрудников полиции, замещающих отдельные должности, которые должны уметь объяснить устную речь человеку с нарушением слуха с помощью жестов (синхронно или последовательно) или, наоборот, перевести жесты на устную речь для слышащих граждан без искажения смысла. В приказе установлен не только объем владения данными навыками, но и конкретный перечень жестов, включая юридическую терминологию.

Таким образом, целью обучения основам РЖЯ в образовательных организациях системы МВД России является формирование у обучающихся и слушателей комплекса теоретических знаний о дактилологии, жестовом языке, об особенностях инклюзивного общения с инвалидами с нарушениями функции слуха и инвалидами с нарушениями функций одновременно слуха и зрения, а также формирования умений и навыков выстраивать с ними диалогическое общение при помощи жестового языка [1].

Основной трудностью при обучении РЖЯ является необходимость запоминания большого объема лексических единиц (далее - ЛЕ) в крайне ограниченное по количеству часов учебное время, отведенное на изучение дисциплины. С целью максимальной оптимизации времени и усилий, затрачиваемых на объяснение и заучивание жестов, а также дактильного алфавита преподавателю рекомендуется применять на занятиях активные и интерактивные методы обучения, а также игровые технологии. Внедрение в обучение игровых форм будет способствовать повышению мотивации обучающихся и слушателей к изучению дисциплины, а также активному вовлечению всех участников в образовательный процесс и обеспечивать устойчивую обратную связь.

Рассмотрим методику проведения нескольких игр, способствующих эффективной отработке, закреплению и контролю усвоения ЛЕ.

I. «Глухой телефон». Всем известная детская игра «Глухой телефон» может стать одним из этапов практического занятия по отработке как дактиля, так и жестонов. Методика проведения: группа обучающихся делился на команды по 4-6 человек. Не рекомендуется создавать команды игроков менее чем из 4 человек и более чем из 6, так как в первом случае поставленная задача будет слишком упрощаться, а во втором - существует риск, что отрабатываемая фраза не дойдет до конца длинной цепочки. Каждой команде по очереди дается вначале фраза для дактилирования, например, «Я родился весной, в апреле», «Успокойтесь! Скорая помощь едет», «Здесь запрещено курить» и пр. Первый че-

ловек должен продактилировать полученную фразу следующему игроку, который дактилирует то, что понял, третьему игроку и так до конца цепочки. Последний игрок озвучивает дошедшую до него фразу. Основным условием игры является прописывание каждой буквы один раз. Преподаватель должен следить за тем, чтобы игроки не повторяли сказанную фразу в случае непонимания. Команда, передавшая фразу быстрее и четче, побеждает. Вторым этапом игры становится передача в командах, состоящих из тех же участников, предложения исключительно жестами. Основным условием здесь становится не только демонстрация жеста по одному разу, но и знание обучающимися всех без исключения жестов, фигурирующих во фразе. Желательно, чтобы предложения для игры были взяты из заданий, отработанных на предыдущих занятиях по изучаемым темам, например, «Вы превысили скорость. Посмотрите на дорожный знак», «Я помогу Вам оплатить штраф», «Молодой парень был в черных брюках и белой рубашке» и т.д. Сложность и длина выбранных для игры фраз и предложений должны соответствовать уровню подготовленности обучающихся и реализовывать принцип доступности и посильности. Игру можно проводить как в начале занятия в качестве речевой зарядки, так и в конце занятия с целью повторения материала. На игру отводится 15 минут.

II. «Двадцать одно». Принцип данной игры основан на карточной игре с одноименным названием. Методика проведения: на столе разложены карты рубашкой вверх с написанными на них жестами или словосочетаниями, например, будьте осторожны, опасность, оскорблять, родственники и т.д. Первый игрок вытаскивает пять любых карт и переводит выпавшие слова и словосочетания на РЖЯ. Если перевод выполнен верно, то карта откладывается, если перевод выполнен некорректно, берется еще одна карта, если и ее переводят неверно, - еще одна и т.д. В конце подсчитывается, сколько непе-реведенных карт осталось. Затем все карты кладутся в общую колоду. Таким образом, одна и та же фраза или слово будут встречаться в процессе игры несколько раз, обеспечивая прочное запоминание. Основным условием игры является участие в ней всех без исключения обучающиеся. Проигрывает тот игрок, у кого по итогам игры на руках осталось большее количество карт. Игру можно проводить как по отдельно взятой теме на каждом практическом занятии, так и в конце изучения дисциплины, объединив все ЛЕ, пройденные на предыдущих занятиях. В среднем на игру отводится 20-25 минут.

III. «Подкидной дурак». Как и в предыдущем случае, за основу игры взята карточная игра «Подкидной дурак». Методика проведения: преподавателем подготавливается колода карт, состоящая

№ 4/2021

85

из 30-50 карт с предложениями, знакомыми обучающимся и отработанными на предыдущих занятиях, разделенная на 4 блока (масти). Количество карт в колоде зависит от этапа обучения, на котором проводится игра: если игра нацелена на отработку жестов по одной теме, то колода может состоять из 30-36 карт, если игра проводится на заключительном этапе в качестве контроля усвоения пройденного материала по всем изученным темам, колода может содержать до 50 карт. Подразделение на блоки может происходить в зависимости от сложности предложений или по темам, например, зеленые карты - «Город. Медицина», желтые карты - «Работа. Профессии», красные карты - «Эмоции. Чувства», синие карты - «Природа. Календарь». Цель игры -избавиться от всех карт. Игроки рассаживаются по кругу, и им раздаются все карты. Таким образом, на руках у каждого участника оказывается в среднем по 3-4 карты. Основное условие игры - все слова в предложении показываются исключительно жестами. Право первого хода определяется в свободном порядке, например, с обучающимися можно заранее обсудить, что первый ход делает игрок, которому попалась карта со словом «аптека». Первый игрок делает ход по часовой стрелке любой из выпавших ему карт, если участник, на которого сделан ход, точно переводит карту, то она уходит в «бито» и больше не участвует в игре, а второй игрок делает свой ход на третьего обучающегося. Если карта не переводится или допускаются ошибки в жестах, то карта берется, а участники игры, сидящие по краям от взявшего карту игрока, могут подкинуть ему все карты из блока (масти), то есть, если игрок не смог перевести синюю карту и взял ее, то ему можно подкинуть все синие карты, если они есть в наличии у игроков, сидящих справа и слева. Взявший карту или карты игрок соответственно пропускает свой ход и право хода передается следующему участнику. Игра продолжается до того момента, пока все карты не уйдут в «бито», после чего объявляется ничья либо все, кроме одного, игроки не выйдут из игры. Участник игры, у которого остались на руках карты, проигрывает. В среднем на игру затрачивается 30-40 минут.

IV. «Идентификация личности». Игру рекомендуется проводить на заключительном этапе изучения дисциплины либо после изучения темы «Внешность человека». Методика проведения: данная игра может состоять из двух этапов. На первом этапе каждому обучающемуся называется всем известная медийная личность (актер, певец, политик и т.д.), которую он должен описать жестами с максимальным учетом особенностей внешности знаменитости, ее манеры поведения и характера. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь. В среднем на данный этап отводится 15-20 минут. На втором этапе каждый обу-86 _

чающийся придумывает фабулу, где основным действующим лицом становится описанная им на первом этапе известная личность, которая может стать жертвой, преступником, свидетелем и пр. Обучающиеся по очереди жестами показывают придуманную ими историю, а остальные должны перевести ее. В группах с более продвинутым уровнем владения РЖЯ, на втором этапе можно выбрать конкретного переводчика или переводчиков, которые будут осуществлять последовательный перевод истории с жестового на русский язык. В среднем на этот этап отводится 30-40 минут.

Таким образом, на полицейских возлагаются особые требования к профессиональному общению с разными категориями граждан. Сложность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в непредсказуемости работы полицейского, которая требует от него своевременного реагирования на обращения граждан, в том числе и с особенностями физического и умственного развития. С целью оптимизации процесса обучения курсантов, а также сотрудников подразделений дежурных частей, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения, уголовного розыска и прочих подразделений, необходимо разработать эффективную методику преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка».

Литература:

1. Основная программа профессионального обучения (программа повышения квалификации) «Обучение навыкам русского жестового языка сотрудников подразделений дежурных частей, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения, уголовного розыска». -Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. 74 с.

2. Как общаться со слабослышащими: правила и этика // URL: http://rzdmed29.ru/about/articles/ kak-obshchatsya-so-slaboslyshashchimi-pravila-i-etika/ (дата обращения: 07.09.2021).

3. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2016 г. // URL: https://base.garant. ru/2565085/#friends (дата обращения: 07.09.2021).

4. Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации // URL: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/umvd/Struktura_test/ Pravovoj_otdel/Pravovaja_informacija/Ob_obeme_ vladenija_navikami_russkogo_zhe (дата обращения: 07.09.2021).

№ 4/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.