Научная статья на тему 'Методика психолингвистического исследования синонимов'

Методика психолингвистического исследования синонимов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
81''33 / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / PSYCHOLINGUISTIC MEANING / СИНОНИМ / SYNONYM / ВЕРИФИКАЦИЯ / VERIFICATION / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / EXPERIMENTAL METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рудакова Александра Владимировна, Стернин Иосиф Абрамович

В статье рассматривается методика поэтапного психолингвистического исследования семантики слов-синонимов, которые плохо поддаются семантической дифференциации методами традиционного семного компонентного анализа. Методика исследования представлена на примере анализа семантики синонимов джип и внедорожник, врач и доктор. По данным верификационного теста формулируются общие и отличительные признаки слов-синонимов. Обосновывается необходимость использования триангуляционного подхода при исследовании синонимических единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Psycholinguistic Study of Synonyms

The technique of psycholinguistic research of the semantics of synonyms, which are not semantically differentiated by methods of traditional componential analysis is studied in the article. Research methodology is presented for analyzing the semantics of synonyms «jeep» (джип), SUV (внедорожник), physician (врач), doctor (доктор). By means of verification test common and distinctive features of the synonyms are revealed. We justify the use of triangulation approach for the study of synonymous units.

Текст научной работы на тему «Методика психолингвистического исследования синонимов»

А.В. Рудакова, И.А. Стернин

УДК 81'33

МЕТОДИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОНИМОВ1

В статье рассматривается методика поэтапного психолингвистического исследования семантики слов-синонимов, которые плохо поддаются семантической дифференциации методами традиционного семного компонентного анализа. Методика исследования представлена на примере анализа семантики синонимов джип и внедорожник, врач и доктор. По данным верификационного теста формулируются общие и отличительные признаки слов-синонимов. Обосновывается необходимость использования триангуляционного подхода при исследовании синонимических единиц.

Ключевые слова: психолингвистическое значение, синоним, верификация, экспериментальные методы.

Aleksandra V. Rudakova, Iosif A. Sternin METHODOLOGY OF PSYCHOLINGUISTIC STUDY OF SYNONYMS

The technique of psycholinguistic research of the semantics of synonyms, which are not semantically differentiated by methods of traditional componential analysis is studied in the article. Research methodology is presented for analyzing the semantics of synonyms «jeep» (джип), SUV (внедорожник), physician (врач), doctor (доктор). By means of verification test common and distinctive features of the synonyms are revealed. We justify the use of triangulation approach for the study of synonymous units.

Keywords, psycholinguistic meaning, synonym, verification, experimental methods.

Психолингвистические методы могут быть эффективно использованы для разграничения синонимов, которые плохо поддаются семантической дифференциации методами традиционного семного компонентного анализа. Покажем методику поэтапного триангуляционного психолингвистического исследования семантики подобных синонимов на примере слов джип и внедорожник, врач и доктор.

Этап I. Формулирование психолингвистического значения каждого слова

Из «Ассоциативного словаря употребительной русской разговорной лексики» [АСУРЛ 2011] были взяты ассоциативные поля исследуемых слов. Методом семантической интерпретации [Попова 2010, 168-173; Стернин 2011, 139-164] полученные ассоциации были интерпретированы как объективация отдельных значений и семантических компонентов слов-стимулов. Были сформулированы семные описания значений исследуемых слов.

Этап II. Сравнительный анализ психолингвистических значений синонимов

В Таблице 1 «Психолингвистическое значение слов ДЖИП и ВНЕДОРОЖНИК» и Таблице 2 «Психолингвистическое значение слов ВРАЧ и ДОКТОР» представлены результаты анализа исследуемых слов методом свободного ассоциативно-

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-04-00250 «Значение как феномен актуального языкового сознания носителя языка (проблема теоретического и лексикографического описания)».

го эксперимента; СИЯ - совокупный индекс яркости значения, вычисляется как сумма ассоциатов, интерпретированных как семы одного из значений слова-стимула, в абсолютных цифрах.

Фиксация результатов исследования в виде таблицы облегчает представление об общих и отличительных признаках сравниваемых близких по семантике единиц; помогает в дальнейшем унифицировать метаязыковые наименования семантических компонентов синонимических единиц (например, признаки «высокой проходимости» и «повышенной проходимости»; «машина» и «автомобиль», «дорогостоящий» и «дорого стоит» и др.).

Таблица 1. Психолингвистическое значение слов ДЖИП и ВНЕДОРОЖНИК

ДЖИП 100 ВНЕДОРОЖНИК 103

то же, что внедорожник 2 то же, что джип 24

- то же, что вездеход 1

- то же, что вездеходник 1

автомобиль 43 автомобиль 30

большой 7, с огромными колесами 1 большой по размеру 8

повышенной проходимости 5 высокой проходимости 12

дорогостоящий 9 дорогостоящий 1

черный 7, красный 2, зеленый 1 —

- полноприводный 2

тонированный 2 -

- с фарами 1

владелец - богатый 4, лысый 1 мужчина —

свидетельствует о высоком статусе владельца 3 -

участвует в соревнованиях 2

- на нем ездит дорожный патруль 1

- дает чувство свободы 1

вызывает одобрение 10 вызывает одобрение 2

— вызывает неодобрение 1

сочетаемость 1 - новый 1 —

разновидность 2 - русский 1, седан 1 разновидность 2 — из Оки 1, трактор 1

идентификация 3 - Ленд Ровер 1, Мерседес 1, Хаммер 1 идентификация 17 — УАЗ 5; Хаммер 4; Нива 3; ВАЗ 1, Ленд Ровер 1, УАЗ «Козел» 1. BMW 1. Land Cmiser 1

неоценочное 73 неоценочное 97

одобрительное 21 одобрительное 2

- неодобрительное 1

неэмоциональное 94 неэмоциональное 97

- положительно-эмоциональное 2

- отрицательно-эмоциональное 1

межстилевое разговорное

СИЯ 94 СИЯ 100

Неактуально 6 Неактуально 2

Не интерпретировано 0 Не интерпретировано 1 (подорожник)

Таблица 2. Психолингвистическое значение слов ВРАЧ и ДОКТОР

ВРАЧ 109 ии ДОКТОР 100 ии

1. Медицинский работник 1. Медицинский работник

то же что доктор 30 то же, что врач 25

то же, что лекарь 3 то же, что лекарь 1

медик 1, профессиональный работник 5 здравоохранения 2 медицинский работник 2

по специальности хирург 9 по специальности хирург 3

по специальности терапевт 6 по специальности терапевт 1

по специальности стоматолог 3 по специальности гинеколог 1 по специальности стоматолог 3

по специальности дерматолог 1 —

по специальности педиатр 1 —

— по специальности лор 1

женского пола 1 —

работает в больнице 6 работает в больнице 5

- работает в поликлинике 1

лечит 9 лечит 4 больных 1, пациентов 1

избавляет от боли 3 —

избавляет от болезней 2 избавляет от болезней 5

возвращает здоровье 1 и жизнь 1 помогает 2 сохранить здоровье 2 и жизнь 1

ходит в белом 1 халате 1 в белом 4 халате 3

дает таблетки 1 дает таблетки 1, лекарства 1

использует градусник 1, стетоскоп 1, скальпель 1, мензурку 1 —

— назначает уколы 1

работает в паре с лаборантом 1, медбратом 1 —

должен иметь призвание от Бога 2 —

— добрый 1

— бедный 1

— не хочется к нему ходить 2

берет взятки 1 —

работает некачественно 1 —

пахнет лекарствами 1 —

вызывает неодобрение 3 (плохой, зло, оборотень) вызывает неодобрение 1 (извращенец)

— вызывает одобрение 2 (друг, хороший)

устойчивые сочетания 1 — главный врач

идентификация 4 — Эскулап 3, Айболит 1 идентификация 8 — доктор Хаус 4, доктор Айболит 3, Дуллитл 1

устойчивые выражения 2 — лечащий врач 2 —

неоценочное 95 неоценочное 74

одобрительное 7 одобрительное 5

неодобрительное 5 неодобрительное 3

неэмоциональное 98 неэмоциональное 78

положительно-эмоциональное 7 положительно-эмоциональное 3

отрицательно-эмоциональное 2 отрицательно-эмоциональное 1

межстилевое межстилевое

СИЯ 107 СИЯ 83

- 2. Человек с ученой степенью доктора наук

человек с ученой степенью доктора наук 6

читает лекции 1

неоценочное

неэмоциональное

разговорное

СИЯ 7

Неактуально 2 Неактуально 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не интерпретировано 0 Не интерпретировано 1 (доктор)

Этап III. Верификация семантических компонентов, выделенных на основе анализа ассоциативных полей слов-стимулов

Для получения наиболее достоверных психолингвистических данных возможно и целесообразно применение триангуляционного метода исследования [Тарасов 2012: 15; Янчук 2005]. Триангуляция - (triangulation) использование нескольких исследовательских методов как способ получения более достоверных эмпирических данных по сравнению с результатами, получаемыми при применении какого-либо одного метода в отдельности [Социологический словарь; электронный ресурс].

На данном этапе исследования для описания психолингвистических значений исследуемых слов была составлена анкета для верификации выделенных семантических компонентов этих слов методом лингвистического интервьюирования (верификационный тест). В анкету для верификации включались все семы, выделенные в результате свободного ассоциативного эксперимента в обоих словах-синонимах. Анкета имела следующий вид:

Просим Вас принять участие в психолингвистическом эксперименте. Мы изучаем, чем различаются в нашем сознании близкие по значению слова, которые трудно разграничить.

Пожалуйста, поставьте галочки около того или иного ответа. Нас интересует ваше личное мнение.

Отмечайте только самые яркие с вашей точки зрения признаки. Можете дописать свои признаки, если считаете это необходимым, в оставленных для этого строках анкеты.

Просим Вас помнить, что наша задача - различить эти слова.

Пол М Ж

Возраст (количество полных лет)...

Профессия или должность - студент, инженер, библиотекарь, школьник и

Строго говоря, верификационный тест — не психолингвистический эксперимент, а лингвистическое интервьюирование, но рядовым носителям языка эту разницу объяснять не имеет смысла, а опыт проведения экспериментальных исследований разного типа свидетельствует, что словосочетание психолингвистический эксперимент интуитивно понятно респондентам и настраивает их на серьезное отношение к выполнению задания: психолингвистика — это интересно, эксперимент — тоже интересно, поэтому в инструкции лучше назвать верификационный тест психолингвистическим экспериментом.

Результаты обработки данных верификационного теста представлены в Таблице 4 «Психолингвистическое значение слов ДЖИП и ВНЕДОРОЖНИК по данным верификационного эксперимента» и Таблице 4 «Психолингвистическое значение слов ВРАЧ и ДОКТОР по данным верификационного эксперимента».

В верификационном тесте приняли участие 59 респондентов (37 мужчин и 22 женщины, средний возраст 18 лет). В таблицах курсивом выделены признаки, добавленные респондентами. Индекс яркости семы (ИЯ) вычисляется как количество респондентов, верифицировавших данную сему в ходе опроса, от общего числа респондентов.

Таблица 4. Психолингвистическое значение слов ДЖИП и ВНЕДОРОЖНИК по данным верификационного эксперимента

ДЖИП 59 ИЯ ВНЕДОРОЖНИК 59 ИЯ

Это то же, что... машина 8 внедорожник 5 большая машина 3 Хаммер 2 Land Cruiser1 марка автомобиля 1 иномарка 1 большой 1 крутой большой автомобиль 1 большая городская машина 1 Jeep 1 транспортное средство 1 рейнджер 1 BMW X6 1 автомобиль с большими колесами 1 0,14 0,09 0,05 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 Это то же, что... джип 8 Нива 4 автомобиль 3 машина 3 уазик 2 большая машина 2 полный привод 1 седан 1 большой джип 1 очень надежная машина 1 вездеход 1 танк 1 почти как танк 1 грязь 1 хорошая машина 1 транспортное средство 1 лошадь 1 0,14 0,07 0,05 0,05 0,03 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

машина, автомобиль 37 0,63 машина, автомобиль 40 0,68

большой 39 средний 1 просторный 1 городской 1 0,66 0,02 0,02 0,02 большой 34 не обязательно (большой), нет 3 неудобный 1 огромный 1 0,58 0,05 0,02 0,02

повышенной проходимости 29 0,49 повышенной проходимости 40 0,68

высокой проходимости 20 0,34 высокой проходимости 41 0,70

дорогостоящий 37 0,63 дорогостоящий 34 0,58

полноприводный 28 0,48 полноприводный 36 0,61

с фарами 32 0,54 с фарами 37 0,63

свидетельствует о высоком статусе владельца 45 свидетельствует о заработной плате 1 0,76 0,02 свидетельствует о высоком статусе владельца 15 нет, не свидетельствует 2 0,25 0,03

владелец - лысый мужик 25 нет, не лысый 1 не обязательно 1 0,42 0,02 0 02 владелец - лысый мужик 11 толстый 1 бандит с рынка 1 0,19 0,02 0 02

на нем ездит дорожный патруль 10 0,17 на нем ездит дорожный патруль 13 0,22

участвует в соревнованиях 12 0,20 участвует в соревнованиях 40 0,68

дает чувство свободы 25 нет, не дает. 1 0,42 0 02 дает чувство свободы 27 нет, не дает. 1 0,46 0 02

противостоит «Оке» 23 0,39 противостоит «Оке» 27 0,46

много жрет 1 0,02 много жрет 1 0,02

хороший 33 0,56 хороший 38 0,64

плохой 7 0,12 плохой 2 0,03

Какой? черный 44 тонированный 20 русский 5 зеленый 3 красный 0 элегантный 1 тюнингованный 1 0,75 0,34 0,09 0,05 0 0,02 0 02 Какой? черный 25 русский 24 тонированный 11 красный 5 зеленый 5 строгий 1 подержанный 1 0,42 0,41 0,19 0,09 0,09 0,02 0 02

Какой вспоминается?

Land Cruiser 27 0,46 0,51 0,48 0,25 0,19 0,17 0,14 0,12 0,10 0,09

Ленд Ровер 23 0,39 Какой вспоминается?

BMW 20 0,34 УАЗ 30

Хаммер 16 0,27 Нива 28

Мерседес 13 0,22 ВАЗ 15

Нива 9 0,15 УАЗ «Козел» 11

УАЗ 7 0,12 Мерседес 10

ВАЗ 2 0,03 Хаммер 8

Jeep 2 0,03 Land Cruiser 7

УАЗ «Козел» 1 0,02 BMW 6

Гелендваген 1 0,02 Ленд Ровер 5

Чероки 1 0,02

RaV 4 1 0 02

Психолингвистическое значение слов ВРАЧ и ДОКТОР по данным верификационного эксперимента

ВРАЧ 59

ИЯ

ДОКТОР 59

ИЯ

Это то же, что...

лекарь 21 доктор 16 медик 2 хирург 2 специалист 2 терапевт 1 скорая помощь 1 стоматолог 1 лечащий врач 1 автослесарь 1 медбрат 1

0,36 0,27 0,03 0,03 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

Работает где?

в больнице 45 в поликлинике 15

в госпитале 2 в медицинском учреждении 1

в клинике 1 в морге 1 в лазарете 1

в институте 1_

Это то же, что.

врач 18 лекарь 7 медик 5 Айболит 3 знахарь 1 лечащий врач 1 хирург 1 терапевт 1 спаситель 1 помощник 1 лор 1 ученый 1 специалист 1 мама 1 док 1

Малахов 1 шаман 1

хорошо 1_

0,76 0,25 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

Работает где?

в поликлинике 38 в больнице 19

в скорой 1 в госпитале 1 в институте 1 в медицине 1

Кто по узкой специальности?

терапевт 24 стоматолог 20 педиатр 17 хирург 17 гинеколог 12 лор 9

дерматолог 9

любой узкий специалист 1 (х)лор 1

0,41 0,34 0,29 0,29 0,20 0,15 0,15 0,02 0,02

Кто по узкой специальности?

хирург 21 лор 17 терапевт 16 педиатр 15 стоматолог 15 гинеколог 9 дерматолог 9

доктор технических наук 1 каких-то наук 1

В чем одет?

в (белом) халате 46 в колпаке 3

в хирургических перчатках 1

вхирургичку 1 в форме медработника 1 в халате, бахилах, перчатках 1 в очках 1 в форме 1 в маске 1

в сине-зеленом мед. костюме 1 в униформе 1 в спецформе 1 в белом 1 в тапках 1

0,78 0,05 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

В чем одет?

в белом халате 39 в одежде 2 в маске 2 в костюме 2 в белом 2

в форме медработника 1 синий халат 1 строгий костюм 1 туфли 1 штаны белые 1 в халате, перчатках 1 в кофте 1

Пахнет лекарствами?

да 32 нет 13

ну да 1

0,54 0,22 0,02

Пахнет лекарствами?

да 29 нет 14

наверное 1

Какого пола?

мужского 35 женского 28

среднего 1

0,59 0,48 0,02

Какого пола?

мужского 37 женского 22

среднего 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что делает?

лечит больных 28 избавляет от боли и болезней 26 назначает уколы 21 дает лекарства 20 ставит градусник 19 дает таблетки 17 возвращает здоровье и жизнь 15

помогает сохранить здоровье 15 спасает 13

использует скальпель 12 использует стетоскоп 8 использует мензурку 4

следит за здоровьем пациентов 2 больно 1 небрежно 1

делает больно, а потом приятно 1 рентген 1 гипс 1

0,48 0,44 0,36 0,34 0,32 0,29 0,25 0,25 0,22 0,20 0,14 0,07 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

Что делает?

помогает сохранить здоровье 23

назначает уколы 22

лечит больных 20

избавляет от боли и болезней 18

возвращает здоровье и жизнь 18

дает таблетки 17

ставит градусник 15

дает лекарства 14

спасает 13

использует мензурку 12 использует стетоскоп 10 использует скальпель 10

аккуратно 1 не больно 1

дает рекомендации по здоровью 1 читает лекции 1 занимается наукой 1

Должен иметь призвание?

да 26 нет 5

худший работник месяца 1 он и есть врач 1 да, спасать 3 профессор 1 лечить 1

0,44 0,09 0,05 0,02 0,02 0,02 0,02

Должен иметь призвание?

да 22 нет 5

да, оберегать 2 лучший работник месяца 1 научная степень лучшего специалиста 1 простой 1

ставить на ноги больных 1 оживлять 1

Какой?

добрый 33 0,56 0,58

хороший 24 0,41 0,54

бедный 7 0,12 Какой? 0,07

плохой 2 0,03 добрый 34 0,05

опытный 1 0,02 хороший 32 0,03

невоспитанный 1 0,02 бедный 4 0,02

богатый 1 0,02 плохой 3 0,02

безэмоциональный 1 0,02 внимательный 2 0,02

нейтральный 1 0,02 опытный 1 0,02

лучший 1 0,02 умный 1 0,02

квалифицированный 1 0,02 самый лучший 1

внимательный 1 0,02 усатый 1

бывает разным 1 0,02 терпеливый 1

опрятный 1 0,02

серьезный 1 0,02

сосредоточенный 1 0,02

Не хочется к нему ходить

не хочется 18 0,31 Не хочется к нему ходить

нет, почему не хочется 13 0,22 нет, почему не хочется 15 0,25

надо, как ни крути 3 0,05 да, не хочется 10 0,17

хочется 2 0,03 нужно бывает 3 0,05

не всегда не хочется 1 0,02 не всегда не хочется 1 0,02

а иногда надо 1 0,02 надо для получения знаний 1 0,02

делает больно 1 0,02

Какой вспоминается? Какой вспоминается?

Айболит 24 0,41 Айболит 40 0,68

Эскулап 15 0,25 Доктор Хаус 13 0,22

Доктор Хаус 9 0,15 Эскулап 9 0,15

главный герой из фильма хирург 1 0,02

«Я лечу» 1 0,02 наш декан 1 0,02

больничный хирург 1 0,02 Гиппократ 1 0,02

Гиппократ 1 0,02 доктор Ватсон 1 0,02

зубной 1 0,02 доктор Пилюлькин 1 0,02

Дулиттл 0 0 Дулиттл 0 0

По полученным данным может быть вычислен индекс семантической близости синонимов (ИСБ) - на основании данных о синонимии исследуемых единиц, полученных при верификации, как отношение от меньшего к большему. Так, по результатам верификационного теста выявляется, что врач - это то же самое, что доктор 0,27, а доктор - то же самое, что врач 0,31. В этом случае ИСБ исследуемых единиц вычисляется как отношение меньшего к большему: 0,27 разделить на 0,31 = 0,87; близость полученного результата к единице свидетельствует о достаточно высоком показателе семантической близости. Синонимы джип и внедорожник имеют средний показатель семантической близости, так как джип - это то же самое, что внедорожник 0,09, а внедорожник - то же самое, что джип 0,16 (джип 0,14 и большой джип 0,02), ИСБ 0,56.

Этап IV. Дифференциальная семантизация исследуемых синонимов

Далее предполагается дифференциальная семантизация исследуемых синонимов по результатам верификационного теста.

В дифференциальные дефиниции синонимов в психолингвистическом синонимическом словаре предлагается включать семы с индексом яркости не менее 0,05.

Сначала приводятся интегральные семы значений синонимов — общие для обоих синонимов, совпадающие или несущественно различающиеся по яркости (принимается порог не более чем на 10 пунктов). Архисема приводится первой. Приводится индекс яркости каждой семы. Семы приводятся по убыванию яркости.

Затем приводятся дифференциальные семы исследуемых слов — это семы, которые выявляются (присутствуют) в обоих значениях, но существенно или заметно различаются по яркости. Принимаемый порог существенности, заметности различий по яркости — более 10 пунктов. Приводится индекс яркости каждой семы. Семы приводятся по убыванию яркости.

Отдельно приводятся сведения об оценочности исследуемых слов: приводится совокупный индекс яркости оценок как сумма индексов яркости оценочных сем (учитываются семы с любым индексом яркости, даже с минимальным).

Идентификация значения («типичный представитель») приводятся после дифференциальных сем.

В конце словарной статьи приводятся эндемичные (присутствующие только в одном из сравниваемых слов) семы (если они выявляются в исследуемых синонимах), с указанием индекса яркости семы.

Некоторые семы могут требовать комментария составителя — словесного разъяснения содержания семы.

Количественные показатели: в интегральных семах приводится ИЯ семы сначала в первом описываемом слове, потом во втором. В дифференциальных семах первым приводится максимальный индекс яркости, характерный для семы в данном слове, затем — уступающий ему по величине индекс яркости данной семы в другом синониме.

Приведем примеры дифференциального психолингвистического описания синонимов.

Джип, внедорожник

ДЖИП ВНЕДОРОЖНИК

Различия не более чем на 10 пунктов Автомобиль 0,63-0,68, большой 0,66-0,60, дорогостоящий 0,63-0,58, хороший 0,56-0,64; с фарами 0,54-0,63 (очевидно, имеется в виду заметность фар, их размер, количество), дает человеку чувство свободы 0,42-0,46, противостоит «Оке» (то есть существенно отличается от нее по размеру, проходимости, стоимости) 0,39-0,46, Мерседес 0,22-0,17, на нем ездит дорожный патруль 0,170,22, зеленый 0,05-0,09

Различия более чем на 10 пунктов свидетельствует о высоком статусе владельца 0,76-0,25, черный 0,75-0,42, владелец — лысый мужик 0,42-0,19, тонированный 0,340,19 Различия более чем на 10 пунктов повышенной проходимости 0,68-0,49, участвует в соревнованиях 0,68-0,20, полноприводный 0,61-0,48, русский 0,41-0,09

идентификация Ленд Крузер 0,46-0,12, Ленд Ровер 0,39-0,09, BMW 0,34-0,10, Хаммер 0,27-0,14 идентификация УАЗ 0,70-0,14, Нива 0,48-0,15

одобрительное 1,45 неодобрительное 0,14 одобрительное 2,51 неодобрительное 0,07

эндемичная сема красный 0,10-0

Врач, доктор

ВРАЧ ДОКТОР

Различия не более чем на 10 пунктов Мужчина 0,59-0,63, в белом халате 0,82-0,74, добрый 0,56-0,58, пахнет лекарствами 0,56-0,51, должен иметь призвание 0,46-0,40, назначает уколы 0,360,37, дает лекарства 0,34-0,254, стоматолог 0,34-0,25, ставит градусник 0,32-0,25, дает таблетки 0,29-0,29, педиатр 0,29-0,25, хирург 0,29-0,36, нежелания ходить к нему нет 0,27-0,27, возвращает здоровье и жизнь 0,25-0,31, не пахнет лекарствами 0,22-0,24, спасает 0,22-0,22, гинеколог 0,20-0,15, использует скальпель 0,200,17, дерматолог 0,15-0,15, использует стетоскоп 0,14-0,17, бедный 0,12-0,07, не обязательно должен иметь призвание 0,09-0,09, иногда нужно ходить 0,07-0,07.

Различия более чем на 10 пунктов женщина 0,48-0,37, в больнице 0,76-0,32, лечит больных 0,48-0,34, избавляет от боли и болезней 0,44-0,31, терапевт 0,41-0,27, лекарь 0,36-0,12, не хочется к нему ходить 0,31- 0,17 Различия более чем на 10 пунктов в поликлинике 0,64-0,25, хороший 0,56-0,43, помогает сохранить здоровье 0,39- 0,25, лор 0,29-0,15, использует мензурку 0,20-0,07

идентификация Айболит 0,41, Эскулап 0,25, доктор Хаус 0,15 идентификация Айболит 0,68, доктор Хаус 0,22, Эскулап 0,15

Одобрительное 2,02 Неодобрительное 0,40 Сочувственное 0,12 Одобрительное 2,52 Неодобрительное 0,22 Сочувственное 0,12

эндемичная сема в колпаке 0,05-0

В методологическом плане важно соотнести результаты описания семантики слова посредством использования САЭ и посредством верификации предварительного описания, полученного на базе САЭ.

Сопоставим для этого некоторые семантические компоненты слова джип, выявленные методом свободного ассоциативного эксперимента с последующей семантической интерпретацией, и эти же компоненты, описанные по результатам верификации с учетом индекса яркости соответствующего семантического компонента в обоих случаях.

ДЖИП

СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ Свободный ассоциативный эксперимент 100 ии Верификационный эксперимент 59 ии

Абсолютные цифры Индекс яркости семы Абсолютные цифры Индекс яркости семы

автомобиль 43 0,43 37 0,63

большой 8 0,08 39 0,66

повышенная проходимость 5 0,05 29 0,49

дорогостоящий 9 0,09 37 0,63

черный 7 0,07 44 0,75

тонированный 2 0,02 20 0,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свидетельствует о высоком статусе владельца 3 0,03 45 0,76

владелец - лысый мужик 1 0,01 25 0,42

Ленд Ровер 1 0,01 23 0,39

Мерседес 1 0,01 13 0,22

Хаммер 1 0,01 16 0,27

Одобрительное 21 0,21 33 0,56

Верификационные признаки, как следует из таблицы, обладают намного большей яркостью. Индекс яркости семантических компонентов, полученных на этапе верификации, очевидно, в большей мере соответствует реальности языкового сознания, так как отражает результат сознательного размышления респондентов над отдельными семантическими признаками, в то время как САЭ в большей мере описывает актуальное языковое сознание испытуемых на данный момент, в данной ситуации.

Метод когнитивной верификации (рефлексия исследователя над каждым выделенным в результате эксперимента или контекстуального анализа семантическим компонентом путем приписывания соответствующего признака называемому объекту и его подтверждения или отклонения) также показывает, что результаты верификационного исследования ближе к семантической реальности языкового сознания, чем результаты САЭ, верификационное исследование дает более близкие к реальности языкового сознания данные.

Плюсами верификационного теста на базе результатов САЭ являются следующие:

- по результатам верификации намного ярче семы (это результат размышления респондентов над семами);

- выделяются наиболее яркие и существенные семы;

- меньше выделяется случайных и индивидуальных сем;

- не выявляются неинтерпретируемые реакции;

- почти нет реакций синтагматического типа;

- более достоверна оценка.

Минусы:

- выявляется меньше сем (отсекаются семы с ИЯ меньше 0,05);

- не выявляются прецедентные тексты;

- не бывает отказов, что не дает возможность оценить степень освоенности значения слова языковым сознанием.

В связи с этим, очевидно, САЭ (и НАЭ) целесообразно использовать как первый этап психолингвистического исследования семантики синонимов, который позволяет выделить круг семантических компонентов, наиболее актуальных для языкового сознания испытуемых в момент эксперимента, затем на основе обработки его результатов создается верификационный тест в опоре на эти наиболее актуальные семантические компоненты, что дает возможность проверить на верификационном этапе реальную яркость семантических компонентов в языковом сознании носителей языка.

В таком случае САЭ (и НАЭ) можно проводить как пилотажный эксперимент - например, с группой 30-50 человек, используя полученные данные для составления верификационного теста.

Таким образом, обоснованным считаем использование триангуляционного подхода в психолингвистическом исследовании семантики слов-синонимов. Триангуляционный подход в психолингвистике помогает компенсировать недостатки одних методов достоинствами других. Поэтому описание и сопоставление психолингвистических значений слов необходимо осуществлять на базе окончательных результатов верификационного эксперимента с данными словами.

Литература

АСУРЛ: Ассоциативный словарь употребительной русской лексики: 1080 стимулов / Научн. ред. А.В. Рудакова, И.А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 2011. - 187 с.

Попова З.Д. Когнитивная лингвистика: монография / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: ACT: Восток-Запад, 2010. - 314 с.

Социологический словарь: Триангуляция [Электронный ресурс] // http:// gufo.me/content_soc/trianguljacija-8791.html (дата обращения: 09.01.2015).

Стернин И.А. Психолингвистическое значение слова и его описание. Теоретические проблемы. - LAP Lambert Academic Publishing: Saarbrücken, 2011. - 192 с.

Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. - 2012. - № 2. - С. 8-17.

ЯнчукВ.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.