Научная статья на тему 'Методика проведения уроков по теме «Превращения веществ»'

Методика проведения уроков по теме «Превращения веществ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения химии / урок / методика опережающего обучения / методический прием.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева М.А.

в статье рассмотрены методические подходы к организации уроков по теме «Превращения веществ» в 8 классе. Описан методический подход к реализации методики опережающего обучения на уроках химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения уроков по теме «Превращения веществ»»

2024, №1 ч.1. 11Дгн11И1 Мй www.careerjourney.ru

УДК 372.8

Пантелеева М.А.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Методика проведения уроков по теме «Превращения

веществ»

Аннотация: в статье рассмотрены методические подходы к организации уроков по теме «Превращения веществ» в 8 классе. Описан методический подход к реализации методики опережающего обучения на уроках химии. Ключевые слова: методика обучения химии, урок, методика опережающего обучения, методический прием.

Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина

Изучение химии в 8 классе начинается с введения. Школьники знакомятся с предметом химией как частью обществознания, получают сведения о химических реакциях и физических явлениях, о роли химии в жизни человека. Им даются первоначальные сведения о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Основной курс химии в 8 классе изучается в два этапа.

На первом этапе (химия в статике) рассматриваются состав и строение атома и вещества. Основу изучения составляют сведения о химическом элементе, атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших классах неорганических соединений (оксидах, основаниях, кислотах, солях), а также о строении вещества (виды химических связей и типы кристаллических решеток).

На втором этапе (химия в динамике) рассматриваются химические реакции как функции состава и строения веществ. Свойства кислот, оснований и солей изучаются в свете теории электролитической диссоциации. Свойства кислот и солей - в свете окислительно-восстановительных процессов.

На этапе основного общего образования происходит включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту, который формирует у обучающихся умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей

программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации. [1, 2]

Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне основного общего образования, составляет 136 часов: в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Тема «Превращения веществ» входит согласно новым ФГОС ООО и Федеральным рабочим программа по химии в раздел 1. Первоначальные химические понятия.

Таблица 1. - Тематическое планирование раздела «Первоначальные химические понятия» в 8 классе.

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего Контрольные работы Практич еские работы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

1.1 Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека 5 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 837с

1.2 Вещества и химические реакции 15 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 837с

Итого по разделу 20

Фрагмент календарно-тематического планирования по химии в 8 классе представлен в таблице 2.

Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование раздела «Первоначальные химические понятия» в 8 классе._

№ п/ п Тема урока Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всег о Контрольны е работы Практически е работы

1 Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d210 с

2 Понятие о методах познания в химии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d227 е

www.careerjourney.ru

3 Практическая работа № 1 «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/fí0d23d с

4 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/fí0d26ca

5 Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fl0d28c 8

6 Атомы и молекулы 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d2a6c

7 Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d2be 8

8 Простые и сложные вещества 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d2a6c

9 Атомно- молекулярное учение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fí0d2d5 0

10 Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d2eae

11 Относительная атомная масса. 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d323

www.careerjourney.ru

Относительная с

молекулярная

масса

12 Массовая доля химического элемента в соединении 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/f:í0d350 с

13 Количество вещества. Моль. Молярная масса 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/ff0d523 0

14 Физические и химические явления. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/ff0d37fa

15 Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/ff0d3a1 6

16 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/ff0d3b8 8

17 Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.m/ff0d570 8

18 Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fl0d3f34

19 М. В. Ломоносов — учёный- энциклопедист. Обобщение и систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fí0d40c 4

20 Контрольная работа №1 по теме «Вещества 1 1 Библиотека ЦОК https://rn.edsoo.ru/ff0d429 0

и химические реакции»

Всего в данный раздел входит изучение 20 тем, мы для своей работы остановимся на 5 уроках, входящих в подраздел «Превращения веществ»:

1. Физические и химические явления.

2. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций

3. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

4. Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций

5. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).

Уровень умственного развития и знания, полученные учащимися ранее, а также специфика предмета позволяют шире применять при изучении общей химии методику опережающего обучения. Суть данной методики в том, что ученикам дается домашнее задание без детального его объяснения на уроке. Рассмотрим это на примере изучения темы "Химические реакции".

Приступая к изучению темы, учитель на первом уроке дает полный обзор темы по вопросам, но без детального рассмотрения. При этом необходимо использовать обобщающие схемы, таблицы, распечатки, слайды. Возможна и презентация с помощью мультимедиа, но с тем условием, чтобы учащиеся смогли основные вопросы зафиксировать в тетради.

Домашнее задание: Привести примеры всех типов химических реакций по приведенной схеме с применением ранее полученных знаний по органической и неорганической химии, используя материал параграфа, но, не дублируя приведенные здесь примеры.

Следующий урок проводится в виде семинара, или интенсивного опроса. На видном месте висит таблица "Классификация химических реакций". Ряд учащихся (10-12 человек) получают карточки для работы на местах. Образец карточки:

№ 3 по 2 реакции

С остальными учащимися проводится фронтальный опрос на знание определений каждого типа реакций и наименований.

Данную схему опроса (примерно 10-12 минут) можно повторить еще два раза, охватив, таким образом, всех учащихся.

www.careerjourney.ru

Пример обобщающей схемы "Классификация химических реакций'

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЩП1 (Определение)

1. ПО ЧИСЛУ II СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ РЕАКЦИИ: -без изменения состава; -реакщш соедннення; -реакщш разложения; -реакщш замещения; -реакции обмена.

5. ПО УЧАСТИЮ КАТАЛИЗАТОРА -некаталическне; -каталитические.

I

2. ПО ИЗМЕНЕНИЮ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ -окислнтельно-восстановнтелные реакции;

-реакщш. идущие без изменения степенен окисления хим. элементов

6. ПО НАПРАВЛЕНИЮ

-неооратнмые; -обратимые.

9. ИМЕННЫЕ РЕАКЦИИ

-Зинииа; -Кучерова; и т.д.

10. ПО НАЗВАН!

РЕ.АГЕНТА -хлорирования; -гидратации; -дегалогенированпя и т.д. -биуретовая и т.д.

7. ПО МЕХАНИЗМУ

ПРОТЕКАНИЯ -радикальные; -цепные; -ионные.

11. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦШ1 -серебряного зеркала;

3. ПО ТЕПЛОВОМУ ЭФФЕКТУ -экзотермические реакщш; ндотермическне реакщш.

4. ПО АГРЕГАТНОМУ

СОСТОЯНИЮ -гетерогенные реакщш; -гомогенные реакщш.

8. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНИЦИАТОРА РЕАКЦИИ -фотохимические; -радиационные; -электрохимические; -термохимические.

После завершения опроса учитель дает на дом изучить материал следующего параграфа. Подробно разъясняет задание. При необходимости дает индивидуальное задание по изготовлению обобщающей схемы (по образцу) на большом листе ватмана.

Другой пример обобщающей схемы "Генетические связи неорганических веществ".

Особенности преподавания вопросов общей химии вытекают из специфики предмета и обусловлены возрастными факторами личности учащихся.

Библиографический список

1. Габриелян О.С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа. 2015. 224с.

2. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян.-11-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2023.-286 с.

Информация об авторе:

Пантелеева Марина Александровна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

Научный руководитель:

Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.