RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR DAVRIDA TILLARNI INTENSIV O'QITISHNING PSIXOLOGIK-
PEDAGOGIK JIHATLARI RESPUBLIKA ILMIY-AMALIY ANJUMANI 2023-yil 2-iyun
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1Алихонова Гулнора Санжар кизи, 2Холсаидова Нилуфар Кобил кизи
1,2Студент факультета «Дошкольное образование» Ташкентский государственного педагогического университета им. Низами
https://doi.org/10.5281/zenodo.7995535
Аннотация. В данной статье раскрываются методы составления и проведения занятий по театрализованной деятельности в дошкольных образовательных организациях. Дано определение таким понятиям, как «театр», «театральная деятельность» и «театральная игра».
Ключевые слова: Методика, дошкольные образовательные организации (ДОО), оздоровление, театр, театральная деятельность, театрализованная игра.
Гармоничное формирование личности ребенка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого ребенка, а также способствует доступному усвоению знаний, навыков и умений, определенных программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитатель должен быть особенно внимателен к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тематики занятий и методики их проведения. Во многих методических источниках понятия «театральная деятельность» и «театральная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся постигать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Театр является доступным для дошкольников видом искусства, развивающим художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующим нравственному воспитанию детей. Миссия вовлечения детей в творческую деятельность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, заключается в том, что в процессе работы:
^ расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности ребята знакомятся с жанрами театра, его структурой и видами постановок;
^ формируется творческая, самостоятельная активность ребенка;
^ развивается речь, формируется правильная артикуляция (особенно важно для детей средних и старших групп, в которых особое внимание уделяется развитию речи и звукоизвлечению);
> обогащается словарный запас;
^ развивается память, фантазия, образное мышление;
^ улучшение пластики тела, координации движений, гибкости;
^ развивает навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
> воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, готовящихся к вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Формы организации театрализованных игр:
RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR DAVRIDA TILLARNI INTENSIV O'QITISHNING PSIXOLOGIK-
PEDAGOGIK JIHATLARI RESPUBLIKA ILMIY-AMALIY ANJUMANI 2023-yil 2-iyun
> Совместная творческая деятельность со взрослыми в рамках игр на уроках или праздников, организация музея кукол (уголок театра в группе). Данная форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. В том числе посещение театра.
^ Самостоятельная театральная деятельность. Используется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда во второй половине года воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, т. е. без участия взрослых, театрализованную деятельность).
> Мини-игры на уроках с привлечением кукол для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на уроках рисования, когда дети учатся рисовать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а пончик для кота.
Атрибуты для театральной деятельности.
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают первоначальные сведения об этом виде творческой деятельности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок.
Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:
> ширма (для пальчикового театра ее можно сделать из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом конструкцию ширмы лучше сделать универсальной, например, в виде лесной полянки с домиком на краю );
> костюмы (могут быть как купленными, так и самодельными образцами);
> маски (можно изготовить по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
> головные уборы (самый простой вариант - сделать их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем разукрасить);
> куклы для пальчикового театра.
Театральный уголок, в котором есть все необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную обстановку для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация является особым направлением образовательной программы для дошкольных учреждений, поскольку дает детям возможность не только познавать окружающий мир, но и учиться жить в гармонии с ним. Кроме того, театрализация помогает детям стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста, а значит, в детском саду не может быть без театрального уголка.
REFERENCES
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - M.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
2. Штанько С.А. Театрализованные занятия в ДО // Воспитатель дошкольного образовательного обучения. - 2001. - №6. - С. 56-61.
3. Khalilova Dilnoza Furkatovna. Formation of social competence of future educators in preschool educational organizations. Science and innovation international scientific journal Volume 2 issue 3 march 2023. 174-177.
RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR DAVRIDA TILLARNI INTENSIV O'QITISHNING PSIXOLOGIK-
PEDAGOGIK JIHATLARI RESPUBLIKAILMIY-AMALIY ANJUMANI 2023-yil 2-iyun
4. Dilnoza Furqatovna Xalilova. (2023). Talabalarda ijtimoiy munosabatlarini rivojlantirishga oid kasbiy kompetentligini takomillashtirishda innovatsion ta'lim muhiti beradigan natijalar. Conferencea, 76-79. Retrieved from https://conferencea.org/index.php/conferences/article/view/1918
5. D Khalilova. Innovative educational environment as a factor for improving professional competence in developing social relationships in students. - Science and innovation, Volume 2 Issue 1, 2023. 412-413.
6. Xalilova Dilnoza Furkatovna. Bo'lajak tarbiyachilarni ijtimoiy kompetentligini rivojlantirish pedagogik muammo sifatida. - Science and innovation, Special Issue 4, 2023. 57-59.
7. Dilnoza Furqatovna Xalilova. (2023). Bo'lajak tarbiyachilarda ijtimoiy kompetensiyalarni rivojlantirish texnologiyasini takomillashtirish. Conferencea, 115-117.
8. Ibragimov, X., and Abdullayeva Sh. "Pedagogika nazariyasi (darslik)." T.: Fan va texnologiya 288 (2008).
9. Ибраимов Х. И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога //Наука, образование и культура. - 2018. - №. 3 (27). - С. 44-46.
10. Ibragimovich X. I. O 'ZBEKISTON OLIY TA'LIM TIZIMIDA KREDIT-MODUL TEXNOLO GIYALARINI QO 'LLASHNING O 'ZIGA XOS XUSUSIYATLARI //INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE. SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL. - 2021. - С. 209-214.
11. Ibragimovich, Ibraimov Kholboy. "Theoretical and methodological basis of quality control and evaluation of education in higher education system." International journal of discourse on innovation, integration and education 1 (2020): 6-15.
12. Maxmutovna T. X. INFLUENCE OF MASS CULTURE ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL AND MORAL IMAGE OF THE YOUNG GENERATION //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - №. 12.
13. Mahmutovna T. X. Ways to Form Immunity of Protection from" Public Culture" in Adolescent Students //Kresna Social Science and Humanities Research. - 2022. - Т. 3. - С. 115-117.
14. Makhmutovna T. K., Ibragimovna T. I. Specific features of the pedagogical process focused on increasing the social activity of youth //Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). - 2020. - Т. 9. - №. 6. - С. 165-171.
15. Abdullaeva, B. S., Sobirova, M. A., Abduganiev, O. T., & Abdullaev, D. N. (2020). The specifics of modern legal education and upbringing of schoolchildrenin the countries of the post-soviet world. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 12(2), 2706-2714.
16. Oglu, Abduganiev Ozod Tursunboy. "Pedagogical Conditions And Mechanisms Of Development Of Social Active Civil Competence In Students." Turkish Journal of Computer and Mathematics Education 12, no. 7 (2021): 433-442.
17. Abduganiyev, O. T. (2022, December). FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY ACTIVE CITIZENSHIP COMPETENCE IN STUDENTS. In E Conference Zone (pp. 10-13).
18. Abduganiev O. Developing Student Civil Competency //Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.
RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR DAVRIDA TILLARNI INTENSIV O'QITISHNING PSIXOLOGIK-
PEDAGOGIK JIHATLARI RESPUBLIKAILMIY-AMALIY ANJUMANI 2023-yil 2-iyun
19. Махмудов А. Х., Джураев Р. Х., Ахунжонов А. Т. Дидактический потенциал шахматной игры //Наука и образование сегодня. - 2020. - №. 6-2 (53). - С. 70-71.
20. Махмудов А. Х. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ» ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ: 10.53885/ед. 2022.49. 38.098 Махмудов Абдулхалим Хамидович, д. 2 п. н, зам. директора Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. Кары Ниязи, abdu-hm@ yandex. ru //Научно-практическая конференция. - 2022. - С. 766-768.
21. Джураев Р. Х., Махмудов А. Х., Фефелов В. С. Методология формирования учебно-творческого плана для компетентностной подготовки магистров //Педагогические науки. - 2012. - №. 1. - С. 84-90.
22. Махмудов А. Х., Абдурахмонов З. Б. Таълимда замонавий ракамли технологияларидан фойдаланишнинг ютуклари ва муаммолари //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. CSPI conference 3. - С. 97-99.