Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Парламентская газета. № 2-5. 05.01.2002.
3. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 29.11.2010) // Российская газета. № 162. 27.07.2006.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. 28.12.2010) // Российская газета. № 160. 18.08.1995.
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 № 52 «О внесении изменений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными Судами антимонопольного законодательства»»//Вестник ВАС РФ. № 11. Ноябрь. 2010.
6. Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 № КА-А40/7297-09 по делу № А40-30696/09-72-168. Режим доступа: http://www.arbitr. ru (дата обращения: 01.12.2010).
7. Постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.2009 по делу № А57-3945/2009. Режим доступа: http://www.arbitr. ru (дата обращения: 01.12.2010).
8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2009 № А58-4731/08-Ф02-1544/09 по делу № А58-4731/08)//Режим доступа: http://www.arbitr. ru (дата обращения: 01.12.2010).
9. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы: приказ МВД РФ № 878, ФАС РФ № 215 от 30.12.2004 // Документ опубликован не был.
10. Доклады о состоянии конкуренции в Российской Федерации. - М., 2008, 2009. Режим доступа: http:// www.fas.gov.ru (дата обращения: 22.01.2011).
11. ФАС России. Итоги работы в 1 полугодии 2010 года по выявлению нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, о применении мер административной ответственности. - М., 2010. Режим доступа: http:// www.fas.gov.ru (дата обращения: 22.01.2011).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН
А.Е. ВИШНЕВСКАЯ,
аспирант
(Национальный институт им. Екатерины Великой, г.Москва)
Сегодня Правительство РФ ставит перед собой и иными государственными исполнительными и контрольно-надзорными органами в сфере труда и занятости следующие задачи: увеличение максимального размера пособия по безработице; стабилизацию ситуации на рынке труда; осуществление программ, предусматривающих профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест; организацию переезда увольняемых на работу в другую местность и др. [3]. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и необходимость обеспечения трудовых прав граждан, при-
нципов регулирования трудовых отношений, установленных законодательством.
Важнейшая роль в этом процессе принадлежит прокуратуре.
Динамично меняющееся законодательство о труде, ротация и пополнение кадров прокуратуры молодыми специалистами, массовость допускаемых в сфере труда и занятости нарушений прав граждан требуют детального рассмотрения вопроса методики проведения прокурорских проверок в сфере труда и занятости граждан.
Практика прокурорского надзора в сфере труда и занятости сегодня показывает, что основным правовым средством выявления
ПРАКТИКА.
и пресечения нарушений трудового законодательства и устранения обстоятельств, им способствующих, остаются прокурорские проверки, методика проведения которых требует совершенствования.
При выявлении правонарушений прокуроры выбирают определенную стратегию и тактику проведения конкретной прокурорской проверки. На практике - это решение вопросов о количестве проверяемых субъектов, составе проверяющих, внезапности проверки, конкретном виде подлежащего проверке законодательства либо о проведении комплексной проверки, месте проведения проверки и т.д.
Прокурор любого уровня ежедневно решает ряд организационных задач, среди которых одним из основных факторов повышения эффективности работы прокурора является верный выбор тактики и методики проведения проверки. При этом требования, предъявляемые в настоящее время к деятельности прокуратуры, обусловливают необходимость разработки и использования все более совершенной тактики проведения проверок в целях обеспечения их эффективности.
Тактика прокурорских проверок весьма разнообразна и зависит от ряда обстоятельств и факторов: 1) характера полученного сигнала о правонарушении; 2) вида информационного источника; 3) статуса поднадзорного объекта; 4) объема информационных данных, которые предстоит подвергнуть исследованию и оценке и т.п. Тактика прокурорского надзора в сфере труда - это определение и реализация прокурором методов и приемов организации деятельности по осуществлению прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства, регулирующего трудовые права граждан и трудовые отношения, соблюдением трудовых прав граждан юридическими лицами, физическими лицами.
Тактика прокурорского надзора тесно взаимосвязана с его методикой. Методика непосредственно охватывает деятельность прокурора по выявлению нарушений законодательства, установлению способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законодательство, тогда как тактика охватывает всю надзорную деятельность, включая и организацию работы.
Под методикой прокурорской деятельности принято понимать комплекс основанных на законе приемов выявления и устранения нарушений закона, применяемых прокурора-
ми в целях достижения той или иной задачи, а именно выявления, устранения и предупреждения нарушений законов. К методам прокурорской деятельности можно отнести такие действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий [7].
В этой связи не представляется возможным согласиться с утверждением, что методика определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, указываемых тактикой, и не дает ответа на вопросы, почему из многих подлежащих решению задач прокурор выбирает лишь некоторые и на них сосредоточивает усилия, почему он намечает применить определенные тактические и иные приемы, а не другие [5].
На наш взгляд, методика прокурорского надзора в сфере труда и занятости - это система научных положений, направленных на определение оптимальных методов (способов, приемов) целенаправленного осуществления надзорной деятельности прокуратуры, необходимых для эффективного решения задач обеспечения законности, защиты и восстановления нарушенных трудовых прав граждан и рассчитанных на широкое и многократное применение при осуществлении различных надзорных действий на всех уровнях системы прокуратуры Российской Федерации.
Здесь следует отметить, что несмотря на то, что в последние годы активизировалась деятельность Генеральной прокуратуры РФ по разработке методической литературы, особая потребность ощущается в частных методиках, содержанием которых является совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте, в органе.
Существующая с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации практика надзорной деятельности прокуратуры показала, что работодатели допускают типичные нарушения прав граждан в этой сфере. Данное обстоятельство, а также то, что Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральные законы, устанавливающие нормы трудового права, имеют четкую структуру, позволяет сгруппировать по предметно-объектным категориям характерные нарушения прав граждан в рас-
сматриваемой сфере и применять их при разработке той или иной методологии.
Кроме того, следует иметь в виду, что методика прокурорского надзора не остается неизменной, она может меняться, совершенствоваться в зависимости от условий на рынке труда, социальной практики, законодательства о труде, необходимости усиления борьбы с отдельными видами трудовых правонарушений [6].
Исходя из сказанного, считаем, что методика проведения проверок в сфере труда и занятости должна разрабатываться с как учетом типов проверки, которые будут указаны ниже, так и с учетом ряда заслуживающих внимания факторов:
1. Основные составляющие предмет надзора: 1) надзор за исполнением федерального трудового законодательства; 2) надзор за соблюдением трудовых прав граждан; 3) надзор за соответствием нормативных правовых актов федеральному трудовому законодательству.
При этом, проводя проверку исполнения трудового законодательства работодателем, прокурор обязательно проверяет и соответствие изданных поднадзорным субъектом нормативных актов в ходе правоприменения.
2. Субъекты правоприменения: а) организационная форма и категория ведения бизнеса (юридические лица публичного права, юридические лица частного права, физические лица); б) крупный, средний и малый бизнес); б) сфера деятельности (производство, торговля, сфера обслуживания и т.п.); в) количество занятых работников (например, градообразующие); г) репутация (мнение может формироваться с учетом общественного мнения, информации средств массовой информации, обращений и жалоб).
3. Объекты правоприменения: 1) категории работников: пенсионеры; женщины, несовершеннолетние, инвалиды, трудовые мигранты, государственные служащие, молодежь (студенты); 2) категория трудовых прав: коллективные, индивидуальные; 3) основные виды трудовых прав.
4. Виды правонарушений: 1) общие: а) издание нормативных актов, несоответствующих трудовому законодательству (в соответствии с иерархией нормативных правовых актов); б) нарушение трудовых прав граждан; в) нарушение принципов регулирования трудовых отношений; 2) основные типы правонарушений в сфере труда и занятости (невыплата заработной платы, незаконное увольнение, трудовая дискри-
минация и др.).
5. Приоритетные направления, установленные правительственными и ведомственными программами и нормативными правовыми актами.
Говоря о видах прокурорских проверок в сфере труда и занятости, представляется возможным выделить следующие виды плановых и внеплановых проверок:
- целевая проверка: 1) исполнения конкретных норм трудового законодательства (трудовых прав граждан, принципов регулирования трудового законодательства); 2) соблюдения конкретных трудовых прав граждан; 3) соответствия нормативных правовых актов и локальных правовых актов конкретным нормам федерального трудового законодательства;
- комплексная проверка: 1) исполнения всей совокупности норм трудового законодательства; 2) соблюдения всей совокупности трудовых прав граждан, установленных законодательством; 3) соответствия нормативных правовых актов и локальных правовых актов конкретным нормам федерального трудового законодательства;
- сквозная проверка, охватывающая основную часть или полностью всех юридических и физических лиц-работодателей по определенным сферам деятельности и юридическим формам организации;
- контрольная (повторная) проверка, имеющая целью удостовериться в фактическом устранении ранее выявленных нарушений трудового законодательства и причин, им способствующих, а также осуществления усиленного надзора за нарушителями трудового законодательства.
Как уже было отмечено ранее, организация и производство проверки (плановой и внеплановой) с точки зрения ее последовательности подразделяется на три составные части:
1. Подготовительная, в рамках которой прокурором осуществляются мероприятия по изучению полученной информации о совершенном правонарушении; изучение соответствующего законодательства, регламентирующего как деятельность объекта предстоящей проверки, так и задач, основных направлений и полномочий прокурора по осуществлению в отношении него прокурорской проверки.
2. Собственно проверка.
3. Реализация результатов проверки и ее оформления; принятие мер прокурорского реагирования.
ПРАКТИКА.
Кроме того, ключевыми составляющими в организации прокурорской проверки по надзору за законностью в сфере труда и занятости являются организация информационного обеспечения, аналитическая работа и планирование надзорной деятельности.
Источниками информации о нарушении законов в сфере трудовой деятельности для прокуроров могут быть:
•обращения граждан (жалобы, заявления);
• средства массовой информации;
• статистические данные;
• официальные сообщения руководителей предприятий и организаций, поступающих в государственные органы (в частности в государственные инспекции труда в субъектах РФ);
• материалы дел (уголовных, гражданских) в судебных органах;
• обобщения судебной практики;
• анализы и обобщения практики прокурорского надзора;
• материалы проведенных проверок.
Необходимую информацию можно также
получить в ходе встреч и деловых контактов с трудовыми коллективами. Определенная информация имеется и в профсоюзных организациях, занимающихся защитой трудовых прав.
Так, практика показывает, что наиболее эффективны те проверки, в основе которых
- сочетание анализа статистической информации, публикаций в средствах массовой информации, обращений и заявлений граждан и юридических лиц, материалов прокурорских проверок и др.
В ходе подготовки к проверке исполнения федерального трудового законодательства и соблюдения трудовых прав граждан следует:
• изучить федеральные и региональные законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе акты органов местного самоуправления, а также находящиеся на рассмотрении в законодательном органе субъекта Федерации проекты законов, устанавливающие нормы трудового права; проанализировать их соответствие федеральному законодательству;
• проанализировать соответствие: 1) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 2) законодательства субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов органов законодательной (представительной) и исполнительной властей субъектов Российской Федерации; 3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 4) ре-
гиональных и местных коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов, издаваемых органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций федеральному трудовому законодательству, а также практику и результаты участия прокуроров в указанном направлении правотворческой деятельности (ст. 1, 9 Закона о прокуратуре);
• выявить существующие на региональном, местном и локальном уровнях недостатки нормативно-правового регулирования в сфере труда и занятости;
• изучить материалы предыдущих прокурорских проверок по вопросам исполнения трудового законодательства и соблюдения трудовых прав граждан;
• проанализировать поступившие в органы прокуратуры за последние пять лет заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства в сфере труда и занятости;
• истребовать сведения о числе и характере поступивших и разрешенных жалоб и обращений, а также о нарушениях в сфере труда и занятости, выявленных за последние три года при проведении плановых и внеплановых проверок территориальными подразделениями (управлениями по федеральным округам, межрегиональными и региональными управлениями) федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими функции контроля и надзора в соответствующей сфере деятельности;
• проанализировать материалы и сообщения региональных и местных средств массовой информации о фактах нарушения трудового законодательства;
• проанализировать статистические данные о выявленных в регионе за последние три года правонарушениях, связанных с нарушениями трудового законодательства;
• на основании собранной информации установить наиболее распространенные на территории субъекта Федерации нарушения законности в сфере труда и занятости и учесть их при организации проверки.
• изучить практику привлечения к ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной) юридических и физических (в том числе должностных) лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Важной составляющей в методике прокурорской проверки в сфере труда и за-
нятости является вопрос о выборе формы работодателя, нарушившего трудовые права
прокурорского реагирования. Как показы- граждан; 3) проведение беседы с трудовым
вает практика, наиболее действенными и коллективом; 4) выступление в средствах
эффективными формами и методами про- массовой информации по вопросам дискри-
курорского реагирования в данной сфере минации; 5) личная беседа с гражданином,
сегодня являются (по приоритетности): 1) чьи трудовые права нарушены (при этом,
устные обращения к работодателю в связи в ряде случаев необходимо организовать
с выявленными нарушениями; 2) прове- присутствие на беседе специалиста-пси-
дение контрольных (повторных) проверок холога).
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009).
2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 28.11.2009).
3. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год//URL:http://www. government.ru (дата обращения: 20.07.2009).
4. Вертепова Т.А. Прокурорский надзор: учебный курс. http://www.e-college.ru/xbooks/ хЬоок114/Ьоок/^ех/^ех.МтІ?рагі>018*раде.М:т (дата обращения: 02.12.2009).
5. Прокурорский надзор / под ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд. -М., 2005.
6. Сабельфельд Т.Ю. Особенности прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства // Правовые проблемы становления и развития гражданского общества в России: материалы 2-й Международной научно-практической конференции 26-27 мая 2005 года. Ч. 2. - Новосибирск, 2005.
7. Урываев А.В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2009.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ РАСКАЯНИЕМ И УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СВЯЗИ С ПРИмИРЕНИЕм СТОРОН
Е.С. НИКАНОВА,
адъюнкт
(Московский университет МВД России)
Принцип неотвратимости уголовной ответственности за каждое совершенное преступление, который в недалеком прошлом был одним из основополагающих принципов уголовного права и косвенно уголовного процесса, ныне в определенной мере поставлен под сомнение. Совет Европы рекомендует сочетать его с принципом дискреционного судебного преследования, т.е. с правом компетентных государственных органов отказаться от уголовного преследования или прекратить его по делам, влекущим мягкие наказания, при соблюдении подозреваемым некоторых условий, в частности, примерного поведения, выплаты денежных сумм государству, компенсации
потерпевшему причиненного вреда, прохождения испытательного срока и т.д. Создание так называемых альтернативных форм разрешения уголовно-правовых конфликтов стало важной и интересной особенностью развития почти всех современных национально-правовых систем.
Примирение сторон и деятельное раскаяние являются нереабилитирующими основаниями, которые могут прекратить дело и преследование, а также являются альтернативой уголовному преследованию в отношении подозреваемых, обвиняемых, достигших совершеннолетия.
Ч. 1 ст. 28 УПК РФ устанавливает: «Суд, а также следователь с согласия руководите-