Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическая направленность / лабораторный практикум / электромагнитная индукция / катушки Гельмгольца / переменный ток. / practical orientation / laboratory practical work / electromagnetic induction / Helmholtz coils / alternating current

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Р.Т. Абдраимов, Б. Абдиев

В статье рассматривается проблема профессиональной направленности обучения физике учащихся профильного класса естественно-математического направления. В качестве одного из подходов решения данной проблемы предлагается применение лабораторных работ практической направленности, используемых при изучении физики студентами технических университетов, которые переработаны под программу школьного курса физики. Рассматривается схема установки и этапы выполнения этой работы и обработки экспериментальных данных в условиях школы. Предлагаемая установка для лабораторной работы позволяет смоделировать работу многих датчиков, источников магнитного поля, включая катушки Гельмгольца. Школьники, используя явление электромагнитной индукции, в ходе выполнения работы измеряют толщину детали с точностью, обеспечиваемой микрометрами, знакомятся с принципами дистанционного измерения амплитуды и частоты электрических переменных токов; а также измеряют распределение магнитного поля, создаваемого одной или двумя соосными катушками. Отмечено, что выполнение этой работы вызывает интерес школьников и повышает общее увлечение физикой. Внедрение подобных работ в школьный курс физики представляется крайне желательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Р.Т. Абдраимов, Б. Абдиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE FOR CONDUCTING LABORATORY WORKS FOR STUDYING THE PHENOMENA OF ELECTROMAGNETIC INDUCTION

The article deals with the problem of professional orientation of teaching physics to students of the profile class of natural and mathematical direction. As one of the approaches to solving this problem, the authors propose the use of laboratory works of practical orientation, used in the study of physics by students of technical universities, which are processed under the program of the school course of physics. The scheme of installation and stages of performance of this work and processing of experimental data in the conditions of school is considered. The proposed installation for laboratory work allows to simulate the work of many sensors, sources of magnetic field, including Helmholtz coils. Students, using the phenomenon of electromagnetic induction, in the course of work measure the thickness of the part with the accuracy provided by micrometers, get acquainted with the principles of remote measurement of the amplitude and frequency of electric alternating currents; and measure the distribution of the magnetic field created by one or two coaxial coils. It is noted that the implementation of this work is of interest to students and increases the general interest in the subject of physics. The introduction of such works in the school physics course is highly desirable.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ»

Поскольку профили обучения в военных вузах практически не дублируются, на одном курсе проходят обучение курсанты разных национальностей из всех уголков России и стран СНГ что способствует поликультурному взаимодействию и формированию уважения к традициям других народов.

В свободное от учебы время, по воскресеньям и в праздничные и дни с курсантами проводятся специальные беседы на патриотические темы, направленные на воспитание их гражданской ответственности, организуются выезды в музеи военной техники и кинотеатры для просмотра военно-патриотических фильмов, празднуются годовщины значимых для нашей страны событий: День Победы, День ВВС.

В заключение стоит подчеркнуть, что на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ воспитание гражданской ответственности курсантов происходит путем решения следующих задач:

Библиографический список

- формирование у обучающихся уважительного отношения к патриотическим ценностям и традициям нашей страны, ее культурному и военно-историческому прошлому;

- развитие у курсантов чувства гордости и почтительного отношения к основным символам РФ: гимну флагу гербу а также к символике ВС;

- воспитание военнослужащих в духе патриотизма и уважения к Конституции РФ, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров;

- развитие дружеских отношений между курсантами различных национальностей, воспитание расовой, национальной, религиозной толерантности.

Таким образом, воспитание гражданской ответственности играет значительную роль в процессе формирования и совершенствования личности будущего офицера, поскольку оно непосредственно связано с развитием Вооруженных Сил РФ и защитой нашего Отечества.

1. Военная доктрина Российской Федерации. Available at: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. Составитель ИА Соловков. Москва, 1995.

3. Aристcтель. Собрание сочинений: в 4 т. Москва: Мысль, 1983: Т. 4.

4. Военная педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2017.

5. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Составитель, редактор В.В. Соколов. Москва, 1989: Т. 1.

6. Зубов И.В., Остапенко В.С. Гражданская ответственность спасателей и специфика ее формирования в вузах МЧС России. Педагогический журнал. 2016: Т. 7, № 2A: 5 - 15.

7. Казаченко О.В. Роль СМИ в экспансии английских заимствований в русском языке. Вектор науки ТГУ. 2015: № 2-1 (32-1): 96 - 100.

8. Казаченко О.В., Хамула ЛА Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект). Вестник Марийского государственного университета. 2019: Т. 13, № 1 (33): 68 - 75.

9. Куликова С.И. Генезис формирования гражданской ответственности личности в теории и практике педагогической науки. Педагогика и психология образования. 2016: № 3: 18 - 23.

10. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений. Москва, 1969: Т. 29.

11. Макаренко A.C Педагогические сочинения: в 8 т. Составители Л.Ю. Гордин, A.A. Фролов. Москва: Педагогика, 1985: Т. 3.

12. Педагогическое наследие. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Под редакцией A^. Смирнова. Москва, 1988.

13. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. Москва, 1999.

14. Философия культуры. Становление и развитие. Санкт-Петербург, 1998.

15. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов: монография. Казань, 2011.

16. Ларина Т.В., Неровная H.A., Калгина E.A. Повышение качества обучения курсантов военных вузов с учетом гендерного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2020: № 3 (82): 252 - 254.

References

1. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii. Available at: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html

2. Antologiya pedagogicheskoj mysli RossiiXVIII v. Sostavitel' I.A. Solovkov. Moskva, 1995.

3. Aristotel'. Sobranie sochinenij: v 4 t. Moskva: Mysl', 1983: T. 4.

4. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2017.

5. Gobbs T. Sochineniya: v 2 t. Sostavitel', redaktor V.V. Sokolov. Moskva, 1989: T. 1.

6. Zubov I.V., Ostapenko V.S. Grazhdanskaya otvetstvennost' spasatelej i specifika ee formirovaniya v vuzah MChS Rossii. Pedagogicheskijzhurnal. 2016: T. 7, № 2A: 5 - 15.

7. Kazachenko O.V. Rol' SMI v 'ekspansii anglijskih zaimstvovanij v russkom yazyke. Vektor nauki TGU. 2015: № 2-1 (32-1): 96 - 100.

8. Kazachenko O.V., Hamula L.A. Patriotizm kak imidzh (psiholingvisticheskij aspekt). Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019: T. 13, № 1 (33): 68 - 75.

9. Kulikova S.I. Genezis formirovaniya grazhdanskoj otvetstvennosti lichnosti v teorii i praktike pedagogicheskoj nauki. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2016: № 3: 18 - 23.

10. Lenin V.I. Filosofskie tetradi. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva, 1969: T. 29.

11. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Sostaviteli L.Yu. Gordin, A.A. Frolov. Moskva: Pedagogika, 1985: T. 3.

12. Pedagogicheskoe nasledie. V.G. Belinskij, A.I. Gercen, N.G. Chernyshevskij, N.A. Dobrolyubov. Pod redakciej A.F. Smirnova. Moskva, 1988.

13. Taranov P.S. Filosofiya soroka pyatipokolenij. Moskva, 1999.

14. Filosofiya kultury. Stanovlenie irazvitie. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Yarullin I.F. Formirovanie grazhdanskoj otvetstvennosti studentov pedagogicheskih vuzov: monografiya. Kazan', 2011.

16. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020: № 3 (82): 252 - 254.

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 14.35.09

Abdraimov R.T., doctoral postgraduate, Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University (Turkistan, Republic of Kazakhstan),

E-mail: Rusbek_1492@mail.ru

Abdiev B, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Narhoz University (Almaty, Republic of Kazakhstan),

E-mail: Abdiev_nx@mail.ru

TECHNIQUE FOR CONDUCTING LABORATORY WORKS FOR STUDYING THE PHENOMENA OF ELECTROMAGNETIC INDUCTION. The article deals with the problem of professional orientation of teaching physics to students of the profile class of natural and mathematical direction. As one of the approaches to solving this problem, the authors propose the use of laboratory works of practical orientation, used in the study of physics by students of technical universities, which are processed under the program of the school course of physics. The scheme of installation and stages of performance of this work and processing of experimental data in the conditions of school is considered. The proposed installation for laboratory work allows to simulate the work of many sensors, sources of magnetic field, including Helmholtz coils. Students, using the phenomenon of electromagnetic induction, in the course of work measure the thickness of the part with the accuracy provided by micrometers, get acquainted with the principles of remote measurement of the amplitude and frequency of electric alternating currents; and measure the distribution of the magnetic field created by one or two coaxial coils. It is noted that the implementation of this work is of interest to students and increases the general interest in the subject of physics. The introduction of such works in the school physics course is highly desirable.

Key words: practical orientation, laboratory practical work, electromagnetic induction, Helmholtz coils, alternating current.

Р.Т. Абдраимое, докторант, Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, г. Туркестан,

E-mail: Rusbek_1492@mail.ru

Б. Абдиее, канд. экон. наук, доц., АО «Университет Нархоз», г. Алматы, E-mail: Abdiev_nx@mail.ru

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЭЛЕКГРОМАГНИтНОЙ ИНДУКЦИИ

В статье рассматривается проблема профессиональной направленности обучения физике учащихся профильного класса естественно-математического направления. В качестве одного из подходоврешения данной проблемыпредлагается применениелабораторныхработ практической направленности, используемых при изучении физики студентами технических университетов, которые переработаны под программу школьного курса физики. Рассматривается схема установки и этапы выполнения этойработтиобработттксве риыыентальнах аан ных в условиях школы. Предлагаемая установка для лабораторной работы позволяет смоделировать работу многих датчиков, источников магнитного поля, включая катушки Гельмгольца. Школьники, используя явление электромагнитной индукции, в ходе выполнени я работы измеряют толщину детали с точностью, обеспечиваемой микрометрами, знакомятся с принципами дистанционного измерения амплитуды и частоты электрических переменных токов; а также измеряют распределение магнитного поля, создаваемого одной или двумя соосными катушками. Отмечено, что выполнение этой работьы вызывает интерес школьников и повышает общее увыечение физикой. Внедрениы подобных работ в школьный курс физики представляется крайне желательным.

Ключевые слова: практическая направленность, лабораторный практикум, электромагнитная индукция, катушки Гельмгольца, переменный

ток.

Одним из условий обеспечения старшеклассников глубокими и прочными знаниями по физике, а также умением применять эти знания в профессиональной деятельности является организация деятельности по выполнению системы профессионально ориентированных лабораторных работ. Выполняя их, учащиеся работают с понятиями, входящими в состав профессиональной культуры специалистов. Последний факт, на наш взгляд, способствует повышению интереса старшеклассников к изучению предмета физики и прочному и смысловому усвоению материала по физике, а также пониманию важной роли физики в их будущей профессиональной деятельности. Основной задачей преподавания физики в школе является формирование навыков работы с приборами и использования их в решении практических задач, смыслового применения фундаментальных законов физики.

Однако действующие лабораторные работы по физике, в частности по теме «Электромагнитная индукция» [1], далеки от наглядных, полезных вопросов, которые являются интересными для учащихся, связанных с измерением важных параметров техники, используемой в повседневной жизни. Используя богатый опыт создания лабораторных работ практического направления для студентов технических университетов, можно заполнить этот пробел [2 - 4]. Доступность электроизмерительных приборов для школ облегчает решение этой проблемы.

При изучении раздела «Электромагнитная индукция» необходимо создать лабораторные работы на визуальных установках, прилегающих к современным датчикам, для измерения переменных магнитных полей, перемещений, сил.мо-ментов, давлений по строению фундаментальных физических явлений. Такие датчики, основанные на явлении электромагнитннй индукции, активно импймьну-ются в современной технике. Обучение физики на таких установках соответствует одному из основных принципов образованитйпеактеческой л,в часттмсйи, профессиональной направленности.

В данной статье рассмотрены результаты адаптации к условиям средней школы исследуемой лабораторной работы на ^таневкае.пМлиженнйх к смвр е-менным измерительным устройствам по конструкции явления электромагнитной индукции [5].

Цель статьи - описать результаты внедрения лабораторных работ, адаптированных к условиям старших классов средййй шкмльщурндназначенумх длй точного измерения закона электромагнитной индукции и ее перемещения и изучения пространственного распространения мйгтиенкгопеля.алаие даетме-треть особенности оборудования, необходимого старшеклассникам для выполнения этой работы.

Характеристика лабораторной установмн.Установка имнетдое неподвижные остистые катушки, вызывающие переменное магнитное поле, и передвижные катушки, способные производить ЭДС элмктркмагнйтной инму кцик,двигансь по этой оси (рис. 1).

Теория работы связана с изучением здкона млекщрумагнщтноНийдмкеми [6 - 8]. ЭДК £ индукции, образующийся в передвижной катушке, равен производному по времени магнитного потока Ф, получ лнвоме оНрмнмм з нактм:

£ = -Ф'(Г),

где Ф - поток вектора магнитной индукцищ,с^^м^^емы1нодмй илмдвумя неподвижными катушками через поверхность подвижной катушки. При изменении тока в неподвижных катушках или изменении положения подвижной катушки изменяется поток, проходящий через ее низ.

При включении одной из неподвижных катушек (1 или 1') в генератор переменного тока там проходит ток II = II m sin (at). В таком случае, поток в 2 передвижных катушках изменяется следующим образом:

Ф2(t) = const ■ Кt) = const ■ Ilm sin(at) (2)

где const — коэффициент, зависящий от формы катушек (1, 2, 1'), количества обмоток и взаимного расположения. Из формул (1) и (2) получаем следующую формулу для ЭДС индукции в контуре 2.

s2(t) = -Ф' = -const -a- I1m cos(at) = s2m cos(at) (3)

Рис. 1. Схема лабораторной установки [4]

В соответствии с формулой (3) амплитуда ЭДС, возникающая в 2 передвижных катушках, зависит от амплитуды тока в неподвижной катушке, взаимного расположения катушек (1, 2, 1') и о частоты переменного тока. Это позволяет определить одну из этих величин, закрепляя остальные. Основой многих совре-иеыннн илмеситепыныт прнберов ятляети схера, в котыррИцботаетдаоная лабораторная установка: электронные микрометры, измерители силы или давле-нтя (в инчее итптльбования топблоителвной ииажиыы иледеибсаты), ароетр метры переменного тока, частотомеры и угломеры. Такие простые устройства реюх очень высокрю ттность и чаослвисетьность.Ннпанмар.с помощьюопр-санной лабораторной установки вытеснение можно измерять с погрешностью до микрометра. Результаты измерений получают сразу в виде электрического сигнала, чвоо&тгаает авяниаризацыпизнеролит.

Известно, что этим методом можно определить относительное изменение нюплитуулс^с^а^т^^^ ра^г^а^с^^^о^м н а ^^^(^^с^яжоТ

С помощью этой лабораторной работы можно решить проблему измерения маинитнoерннyыциинeнднopодеoro палнО(и),иееюлего пваятиеепкое збаое-ние, вызываемое контуром (или их сложной системой). Для этого необходимо уыкарушкти«пробт»,т.е. нйта^ьшоокоытир. ни

да можно предположить, что В1(х) вектор магнитной индукции, создаваемый

1 неподвижной катушкой в каждой точке поверхности 2 передвижной подошвы клейки, яилнетсп прибертопосьоннилм. «ри перлдтне нт1тлпбдвтянуею тушку !1 = 1 т эт(с) переменного тока модуль вектора изменяется в виде НйрО^^Р*) потомуч10 магниьноя иодукрия проооецилнольса току, вызывающему магнитное поле. Значит, индукция в пробном контуре пло-щадыо БЗДС тонет нырятарьсл члылзмлкиор тa™лтнoPиндyбции нлеорющыл образом:

е2 ) = -Ф' = -5 • В'(/)соэа = -5• со-Вт(х)соэ(С)соэа (4)

п будет зависеть от В1т(х)соэа. В этой формуле вектор а - В1(х,о и

2 является углом между п нормаль, сброшенным на плоский контур. Как видно из формулы (4), измерение силы В1(х) приводит к измерению е2 ЭДС. Это позволяет легко получить распространение модуля вектора индукции магнитного поля в случае, если угол не меняется. Такие измерения необходимы для проверки однородности магнитного поля или изучения закономерностей изменения поля в пространстве.

Амплитуда е2т ЭДС, индуцированная по формуле (4), зависит от угла а. Это переменное магнитное поле В позволяет определить направление вектора индукции пробой с помощью плоского контура, то есть с пот ощью небольших катушек, которые можно перемещать около 1 катушкитЕсли п нормаль перпендикулярно В (расположенный в плоскости контура В), индуцированная е2т ЭДС будет равна нулю. Если векторы В и п параллельны, то е2т будет максимальным. Если, поворачивая контур на разны е углы, мы достигнем максимума е2т, то это означает, что направление вектора В приблизительно соответствует

на правлению n нормаль. Для более точного определения ориентации вектора B в заданной точке необходимо определить два положения плоскости пробного контура § этой точке, т.е. два положения s2m, обеспечивающих равенство нулю. Вектор B, параллельный линии пересечения этих двух плоскостей, обеспечивающей равновесие s2m, равен нулю. Пеленгация радиопередатчиков осуществляется примерно таким способом.

Измерение углов поворота деталей оборудования индукционным методом основано на применении формулы (4). 2 передвижные катушки (пробный контур), прикрепленные к поворотной части угломера, фиксируют магнитное поле неподвижной катушки. Величина амплитуды, регистрируемой ЭДС в случае постоянного изменения положения пробного контурного центра и величин ш и Ilm, равна e2m = const ■ cosa. Где угол поворота определяется равенством a = arccos(s2m / const) и в случае выполнения условия s2m / const = 1 равен a = 0. Погрешность определения угла поворота определяется выражением Sa = a'(s2m)Ss2m = (Ss2m /const)/-y/1 -(s2m /const)2. В случае a = 90° он минимальный, а в случае a = 0 будет очень высоким.

Полная характеристика лабораторной установки. На рис. 1 приведена схема лабораторной установки, там соосные 1 и 1' одинаковые катушки строго закреплены на 3 подставке, и 2 подвижные небольшие катушки могут двигаться между ними вдоль этой оси, что также является соосным с катушками. С помощью 4 микрометрических винтов осуществляется перемещение 2 катушек с шагом 1 мм. Отверстия и люфты удаляются с помощью 5 пружин постоянного сжатия. Клеммы 1к - 6к катушек 1, 1', 2 позволяют соединять их друг с другом и с источником переменного напряжения - 6 звуковых генераторов (ЗГ) и измерительным прибором - 7 цифровых вольтметров (ЦВ). Наибольшее входное сопротивление ЦВ позволяет измерять ЭДС индукции £ без внесения корректировок на внутреннее сопротивление катушек.

Установка позволяет исследовать явления электромагнитной индукции в трех случаях:

1) магнитное поле образуется одной из двух неподвижных катушек (1 или

1');

2) магнитное поле образуется через две неподвижные катушки (1 и 1'), соединенные последовательно, вызывающие направляющие поля;

3) магнитное поле рождается через две неподвижные катушки (1 и 1'), соединенные последовательно, образующие противоположные направленные поля.

Во всех случаях индуцируемые ЭДС фиксируются подвижной катушкой 2 и зависят от ее восстановления.

Одна катушка создает на своей оси очень однородное поле B1(x). Такая нелинейная зависимость B1(x) затрудняет калибровку приборов.

Использование компонента 1 + 1' широко используется на практике.

Во втором случае поле, создаваемое катушками, становится относительно однородным, особенно контуры 1, 1', 2 в значительной по величине зоне вокруг оси и приблизительно равном расстоянии от контуров 1 и 1' (см. рис. 2б). Такие катушки широко используются на практике, например, для компенсации внешнего магнитного поля на измерительных установках, где необходимо обеспечить свободный доступ со всех сторон.

В третьем случае рассмотренный контур 1 + 1' позволяет получить зависимость B1( x), максимально приближенную к линейности. Приблизительно в средней точке B1(x) ближе к нулю и изменяет символ, так как здесь поток Ф2 и фаза s2 ЭДС меняется на п. От этой точки влево (см. рис. 1, 8 точки) поток катушки 1 превышает контрастно ориентированный поток катушки 1', а от этой точки вправо - наоборот, поэтому изменение направления потока катушек 1 и 1' меняет направление потока катушек, а вместе с ним меняется s2 ЭДС. В настоящее время такая схема соединения катушек является измерител ьной головкой многих небольших датчиков смещения, обеспечивающих точность измерения, как доля микрометра.

Проведение вышеописанных измерений требует устойчивости установленных параметров, например, частоты и амплитуды синусоидального напряжения, передаваемого в контур 1 (или 1+1'), для чего требуется постоянный звуковой генератор. ЭДС контура 2 измеряется цифровым вольтметром, имеющим высокую точность и очень большое входное сопротивление. Это позволяет игнорировать явления самоиндукции в контуре 2.

1) магнитное поле, создаваемое одной из двух неподвижных катушек (1 или

1');

2) магнитное поле, вызванное двумя неподвижными катушками (1 и 1') с последовательно соединенными полями;

3) магнитное поле, вызванное двумя неподвижными катушками (1 и 1'), последовательно соединенными с противоположными направленными полями.

Во всех трех случаях ЦВ соединяется с катушкой 2, а сама катушка 2 движется через микрометрический винт шагом 2 мм. Результаты измерения s2 = U2( xf) ЭДС, индуцированного на 2 катушках, отражается в табл. 1. Во всех трех заданиях устанавливается постоянная частота и выходное напряжение генератора.

В четвертом задании для измерения толщины частицы используется третий случай соединения катушек 1 и 1'. В этом задании используются все соединения, как и в задании 3. Установив две катушки примерно на 2 мм влево от средней точки (здесьи2( x) = 0), учащиеся проводят измерения и записывают показания вольтметра и 2, обозначают ее через U0. Аккуратно вытягивая пружину через 9 ручку (см. рис. 1), помещая в измерительное отверстие 10 измеряемую деталь А, записывая показания вольтметра и2, обозначают ее через UA. По этим данным учащиеся определяют размер частиц при обработке экспериментальных данных (см. ниже).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В задании 5 изучается влияние частоты V на точность измерения 4-го задания. Все соединения используются, как в задании 3. Устанавливают катушку 2 в 4 мм от средней точки. Проводят измерения на двух различных частотах и записывают показания вольтметра: Величина К , характеризующая влияние изменения частоты 800 Гц и 900 Гц на изменениеЭдС, рассчитывается по формуле:

KV = [U2 (900) - U2 (800)] / (900 - 800) (5)

Зависимость ЭДС от частоты V может быть использована для измерения частоты переменного тока V .

В задании 6 изучается влияние нестабильности напряжения генератора на точность измерения в задании 4. Все соединения применяются как в заданиях 3, 4 и 5. Катушку 2 устанавливают в 4 мм от средней точки. Производят измерение двух различных напряжений генератора и записывают показания вольтметра: выбранный и выше на 10%. Рассчитывают отношение величины относительного изменения напряжения вольтметра к относительному изменению напряжения генератора: (AU2 /U2)/ (AUl /Ut). Эта величина характеризует влияние изменения напряжения генератора на ЭДС на катушке 2.

Обработка и анализ результатов измерений проводятся в несколько этапов.

1. Для задания 1 - 3 выстраиваются графики U2(x) по табличным данным. Согласно теории, характерные для них зависимости max [U2( x) ] и max [Bj(x) ], нормированные к максимальным значениям, U2(x) и Bt{x), должны быть эквивалентными.

2. В задании 2 определяют область изменения величины от графика, поставленного в задании, где U2(x), следовательно, меньше изменится индукция поля B(x) катушек Гельмгольца (на рис. 1 около 10% от его минимального значения, наблюдаемого в средней точке 8).

3. Из графика, построенного в задании 3, учащиеся оценивают область изменения величины x , где зависимость U2(x) является линейной.

4. Учащиеся находят наклонный котангенс S в точке U2(x) = 0 графика зависимости U2(x), взятого в задании 3, по формуле S = Ax/ AU2, затем по значениям UA и U0 полученным в задании 4, определяют толщину dA детали: dA = S(UА -U0). Погрешность измерения AU2 вычисляют равной половине последнего разряда численного вольтметра и находят погрешность измерения сдвига Ax по формуле Ax = s -au2 .

При обсуждении данной работы с учащимися необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- принцип измерения амплитуды и частоты переменного электрического тока с помощью явления электромагнитной индукции, однородности магнитного поля;

- принцип измерения углов поворота, смещения, давления, силы деталей машины с помощью явления электромагнитной индукции;

- способы извлечения квазиоднородного магнитного поля.

Предлагаемая работа позволяет учащимся понять бесспорную важность

фундаментального закона - электромагнитной индукции - для решения широкого круга прикладных технических вопросов, связанных с измерением в виде электрических сигналов, которые являются удобными для дальнейшей компьютерной обработки многих важных параметров техники. Также учащимся станет понятна структура и принципы работы многих технических датчиков. Эта работа соответствует принципу взаимосвязи учебного материала с практикой или взаимосвязи обучения с жизнью, являющейся одним из ведущих принципов дидактики.

Работа была внедрена в 50-ю школу-гимназию имени А. Байтурсынова, расположенную в г. Шымкенте, и вызывает большой интерес у учащихся, так как они видят наглядное применение фундаментальных законов физики к решению проблем в повседневной технической деятельности.

Таблица 1

Номер точки i x, мм у S2 U2 (xi) , мВ (задание S2 U2 (Xi) , мВ (задание S2 U2 (Xi) , мВ (задание

1) 2) 3)

Показания вольтметра, полученного в заданиях 1 - 3

Библиографический список

1. Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» для 10 - 11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. Астана, 2013.

2. Кронгарт Б., Кем В., К|ойшыбаев Н. Физика: 10 класс: учебник для 10 классов общеобразовательных школ естественно-математического направления. Алматы: Издательство «Мектеп», 2016.

3. Туякбаев и др. Физика: 11 класс: учебник для 11 классов общеобразовательных школ естественно-математического направления. Алматы: Издательство «Мектеп», 2016.

4. Иверонова В.И. Физический практикум. Электричество и оптика. Москва: Издательство «Наука», 1968.

5. Козлов В.И. Антология общего физического практикума. Электричество и магнетизм. Москва: Физический факультет МГУ 2011; Ч. 3.

6. Лобанова Н.Б., Лобанов Ю.А., Зырянова Н.П., Вилисова Е.А., Болячкин А.С. Электричество и магнетизм: лабораторный физический практикум. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017.

7. Винтайкин Б.Е. Применение явления электромагнитной индукции в технике. Методические указания к лабораторной работе Э 9 по курсу общей физики. Москва: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 1998.

8. Савельев И.В. Жалпы физика курсы: Электр жэне магнетизм. Перевод на казахский язык. Алматы: Издательство «Мектеп», 1977; Т. 2.

9. Савельев И.В. Курс общей физики: в 5 кн.: учебное пособие. Электричество и магнетизм. Москва: Издательство «Наука», 1998; Кн. 2.

References

1. Uchebnye programmy po predmetam obrazovatel'noj oblasti «Estestvoznanie» dlya 10 - 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo i estestvenno-matematicheskogo napravlenij obscheobrazovatel'noj shkoly. Astana, 2013.

2. Krongart B., Kem V., Kpjshybaev N. Fizika: 10 klass: uchebnik dlya 10 klassov obscheobrazovatel'nyh shkol estestvenno-matematicheskogo napravleniya. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 2016.

3. Tuyakbaev i dr. Fizika: 11 klass: uchebnik dlya 11 klassov obscheobrazovatel'nyh shkol estestvenno-matematicheskogo napravleniya. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 2016.

4. Iveronova V.I. Fizicheskijpraktikum. 'Elektrichestvo ioptika. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1968.

5. Kozlov V.I. Antologiya obschego fizicheskogo praktikuma. 'Elektrichestvo imagnetizm. Moskva: Fizicheskij fakul'tet MGU, 2011; Ch. 3.

6. Lobanova N.B., Lobanov Yu.A., Zyryanova N.P., Vilisova E.A., Bolyachkin A.S. 'Elektrichestvo i magnetizm: laboratornyj fizicheskij praktikum. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017.

7. Vintajkin B.E. Primenenie yavleniya 'elektromagnitnoj indukcii v tehnike. Metodicheskie ukazaniya k laboratornoj rabote 'E 9 po kursu obschej fiziki. Moskva: MGTU imeni N.'E. Baumana, 1998.

8. Savel'ev I.V. Zhalpy fizika kursy: 'Elektrzhone magnetizm. Perevod na kazahskij yazyk. Almaty: Izdatel'stvo «Mektep», 1977; T. 2.

9. Savel'ev I.V. Kurs obschej fiziki: v 5 kn.: uchebnoe posobie. 'Elektrichestvo i magnetizm. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1998; Kn. 2.

Статья поступила в редакцию 20.10.20

УДК 373

Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Laureate of RF Government Prize in Education, Honored Worker of Higher Professional Education, Honoured Worker of Education of the Russian Federation, Head of Department of Education IRO RB (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Islamov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Faculty of Psychology, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

PRACTICE OF WORK OF INSTITUTES OF STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION OF SECONDARY SCHOOLS ON PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The article examines practices of public administration institutions in the general school for patriotic education of students. Heads of general educational organizations are increasingly using various institutions of public administration in the management of the school - managers, supervisory, pedagogical councils. The possibilities of the innovative project as a means of increasing the effectiveness of patriotic education are shown. The capabilities of these "tools" are shown, and specific examples are given. Specific educational organizations show the work of the Governing Council, the Supervisory Board and the Teaching Council on the issue outlined in the article. The article also identifies the main problems and difficulties of working together. The experience of the educational institutions described in the Miakina district of the Republic of Bashkortostan can be used by various educational organizations to improve the effectiveness of patriotic education of students in the common school.

Key words: state and public administration, patriotic education of students in general school, management, supervisory and pedagogical councils, structure, functions, and experience.

В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. управления образованием ИРО Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Р.Р. Исламов, доц., канд. пед. наук, Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru

ПРАКТИКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются практики деятельности институтов государственно-общественного управления в общей школе по патриотическому воспитанию обучающихся. Руководители общеобразовательных организаций всё более активно используют в управлении школой различные институты государственно-общественного управления - управляющие, наблюдательные, педагогические советы. В статье авторы представили краткое описание этой работы в конкретных образовательных организациях на некоторых примерах: показана деятельность управляющего, наблюдательного и педагогического советов по обозначенной проблеме. В статье также обозначены основные проблемы и трудности их совместной работы. Опыт описанных в статье образовательных учреждений Миякинского района Республики Башкортостан может быть использован различными образовательными организациями в процессе повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся в общей школе.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, патриотическое воспитание обучающихся в общей школе, управляющий, наблюдательный и педагогический советы, структура, функции, опыт деятельности.

Государственно-общественный характер управления образованием, право обучающихся, их родителей и законных представителей, а также работников активно участвовать в управлении образовательной организации закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. В этой связи в ходе организуемой нами экспериментальной работы в рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории мы на

основе разработанного инновационного проекта «Государственно-общественное управление в образовательной организации» искали эффективные институты общественного управления в общей школе [1 - 11].

В ходе эксперимента были выделены следующие системы самоуправления: управляющий, наблюдательный и педагогический советы, совет родителей, совет обучающихся, а также форматы - общешкольные, родительские конферен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.