Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
туризм / квест-экскурсии / музей / tourism / quest tours / museum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенко Е.М.

В настоящей статье представлена методика проведения квест-экскурсий на базе музея. Экскурсия является одним из видов внеурочной деятельности. Это комплексное средство всестороннего развития обучающихся. Изначально квест-игра представляла из себя компьютерную головоломку с трудно решаемой задачей, но впоследствии данная система достаточно успешно смогла интегрироваться из виртуального пространства в реальную жизнь музея. Плюсом квест-игр в современном мире, является возможность живого общения, особенно у школьников, которые все чаще уходят из реального мира в виртуальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабенко Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF CONDUCTING QUEST TOUR IN MUSEUM

This article presents a methodology for conducting quest tours on the basis of the museum. The excursion is one of the types of extracurricular activities. This is a comprehensive tool for the comprehensive development of students. Initially, the quest game was a computer puzzle with a difficult task to solve, but later this system was successfully able to integrate from the virtual space into the real life of the museum. The advantage of quest games in the modern world is the possibility of live communication, especially among schoolchildren, who are increasingly leaving the real world for the virtual one.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ»

УДК 314.74

Бабенко Е.М.

магистрант

Владивостокский государственный университет (г. Владивосток, Россия)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ

Аннотация: в настоящей статье представлена методика проведения квест-экскурсий на базе музея. Экскурсия является одним из видов внеурочной деятельности. Это комплексное средство всестороннего развития обучающихся. Изначально квест-игра представляла из себя компьютерную головоломку с трудно решаемой задачей, но впоследствии данная система достаточно успешно смогла интегрироваться из виртуального пространства в реальную жизнь музея. Плюсом квест-игр в современном мире, является возможность живого общения, особенно у школьников, которые все чаще уходят из реального мира в виртуальный.

Ключевые слова: туризм, квест-экскурсии, музей.

Музейная квест-игра — это возможность снова погрузить человека в мир коммуникации между всеми членами команды, возможность избавления его от комплексов и зажатого поведения, а также привлечение внимания к истории, получение новых знаний и нового взгляда на нее. Еще одним важным пунктом является развитие у ребенка навыка отстаивания своей позиции в игре и грамотного выражения собственного мнения в команде. Преимущество такой игры заключается в том, что ввиду разнообразия музейных экспозиций сюжет игры может постоянно меняться, тем самым предлагая ему не однообразие, а интересные и разнообразные игровые формы.

Целью работы стала разработка и реализация квест-экскурсий для школьников базе музея.

Основные признаки квест-экскурсии по музею:

2305

- отведенное время не более 24 часов,

- обязательное ознакомление и осмотр музейной экспозиции с ее объектами,

- четко и корректно сформированная история (легенда) для разного уровня школьников,

- в маршруте должна быть прописана конечная цель к которой должны прийти ребята,

- игра-экскурсия должна проводиться только с квалифицированным работником музея (экскурсоводом),

- маршрут и все задания к игре должны быть грамотно сформулированы

[2].

Разработаем квест - экскурсию музея имени Арсеньева - Животные, занесённые в красную книгу.

Цель: Формирование у обучающихся понимания ответственности за природу, окружающую среду.

Учебно-образовательные задачи:

1. Сформировать у учащихся знания о многообразии видов в природе.

2. Выявить антропогенные факторы влияния на видовое разнообразие.

3. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.

4. Создать групповые исследовательские проекты, направленные на привлечение внимания к проблеме исчезающих видов.

Развивающие задачи:

1. Продолжить развитие личностных качеств школьников: тренировка памяти.

2. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы).

3. Внимание, наблюдательность в ходе изучения многообразия видов.

4. Развитие монологической речи, умение работать с текстом, рисунками.

2306

Воспитательные:

1. Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения через изучение многообразия видов в природе, экологического, эстетического через красоту разнообразия живых организмов, бережное отношение к живой природе.

2. Экологическое воспитание - обеспечить понимание того, что человек в своих поступках должен учитывать законы, по которым живет и развивается природа.

3. Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки.

Время: 45 мин.

Инвентарь для проведения квест-экскурсии:

• раздаточный материал для 4 команд,

• модели красной книги, напечатанные и прошитые на листах: первый и последний листы сделаны как форзац, вторая страница - памятка, содержащая информацию о красной книге, третья и четвёртая страницы графически представляют разные среды обитания с вклеенными карманами для вставки карточки животного,

• карточки с животными 20 шт. для каждой книги по 4,

• скотч малярный,

• шляпа для проведения жеребьевки,

• фломастеры или цветные карандаши,

• 2 пачки плотных А3 листов для выполнения общего задания,

• 5 экземпляров красных книг.

Ход занятия:

Приветствие экскурсантов. Краткий рассказ истории музея. Рассказ о деятельности в музее в настоящее время. Рассказ о его экспозиции. Длительность 2 минуты.

Экскурсоводы проводят мотивацию на дальнейшую экскурсию, на изучение биологии в общем. Также, на данном этапе идет подведение к теме

2307

экскурсии - краснокнижные животные, целеполагание и актуализация знаний, о самой Красной книге. Обучающиеся должны дать определение тому, что такое «красная книга», привести примеры краснокнижных растений и животных.

Затем, всю группу экскурсантов жребием делят на то количество команд, которое соответствует числу экскурсоводов. Длительность 3 минуты.

Экскурсовод (наставник) каждой из команд, объясняет суть предстоящей интерактивной экскурсии. Она заключается в том, чтобы узнать и занести в красные книги животных из музея. Каждый экскурсовод представляет свою красную книгу, которая и будет определять его музейный маршрут. Дидактический материал: нарисованные красные книги с уголками-кармашками, куда будут вставляться карточки животных, занесённых в красную книгу.

В каждой книге рассматривается 4 экспоната музея. Рассказ экскурсовода о каждом животном достаточно подробный. План рассказа про одно животное включает в себя 4 обязательных составляющих:

• общий рассказ о животном: где живут, чем питаются, особенности строения или приспособления к жизни,

• интересные факты, позволяющие удерживать внимание слушателей,

• причины занесения животного в красную книгу,

• роль человека в спасении вида.

Обучающимся необходимо внимательно слушать и запоминать информацию, так как от этого будет зависеть выполнение ими самостоятельного творческого задания. На данном этапе у обучающихся развивается память и внимание.

Около каждого экспоната, являющегося частью экскурсии, наклеена карточка с нарисованным животным, которую, ребята должны забрать и вставить в плакат - красную книгу. Дидактический материал: напечатанные животные. Время всей экскурсии в среднем рассчитано на 15-20 минут.

Когда все экскурсионные группы прошли свои маршруты и получили готовые заполненные красные книги, со всеми собранными животными,

2308

подходит время для выполнения самостоятельного задания. Экскурсоводы проводят мотивацию на работу и объясняют суть задания.

Для каждой команды заранее подготовлены материалы, по 1 набору на команду, для выполнения творческого задания: набор для рисования (фломастеры и восковые мелки, карандаш простой, ластик), лист А3, три листа А4. Задание заключается в том, что каждой группе экскурсантов, предстоит примерить на себя роль защитника животных и провести небольшое исследование и ответить на ряд вопросов:

• К какой категории красной книги относится вид выбранного животного?

• По какой причине этот вид попал в эту категорию?

• Как человек влияет на изменение статуса этого животного на данный момент?

• Что вы можете предложить для спасения данного вида? Как привлечь внимание окружающих к проблеме его исчезновения?

Ребята должны проявить фантазию и применить свои знания, как новые, так и старые. Им предстоит придумать свою собственную защитную компанию для одного выбранного животного. Экскурсанты могут нарисовать плакаты, листовки, постеры на листах или создать любой другой продукт своей исследовательской групповой работы. На основе услышанного они должны подготовить рассказ о данном виде животного. Но, самая главная задача, раскрыть проблему исчезновения вида из дикой природы и дать рекомендации по его сохранению. Всю необходимую информацию экскурсанты получили во время экскурсии, сбора и анализа дидактических материалов, и из самой красной книги, экземпляр которой есть у каждой команды. Время выполнения 7-10 минут.

После выполнения задания, команды представляют свои проекты. Вся группа перемещается к экспонатам, о которых будет идти речь, и команды защищают свои проекты. На рассказ каждой группы выделяется от одной до двух минут. Обучающиеся распределяют роли: или представляют свой проект

2309

вместе, или выступает один спикер от команды. Ребята зачитывают или свободно рассказывают получившееся описание вида. Затем переходят к рекомендациям по защите, демонстрируют иллюстрации, нарисованные на листе А3 и представляют продукты своей исследовательской работы. Время выполнения 5-10 минут.

На этапе рефлексии экскурсантам задаются наводящие вопросы, которые позволяют им поделиться не только впечатлениями, но и новыми знаниями с товарищами из других команд. Время работы 3-5 минут.

Выводы. По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

В основе организации и реализации квест-экскурсий лежат компоненты биологического образования -познавательный, деятельностный, воспитательный и творческий.

Таким образом, повышение качества знаний обучающихся в результате проведения подобных образовательных квест-экскурсий возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, данная деятельность должна организовываться с учётом психологических и возрастных особенностей личности. Во-вторых, обучающимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации. В-третьих, данная деятельность должна быть построена на добровольной основе.

Адаптированные методические разработки для проведения квест-экскурсий на базе музея послужили хорошей базой для развития мотивации обучающихся средней школы к изучению биологии, а также исследовательской деятельности. Разработки оказались продуктивными и смогли вовлечь в работу учеников разных возрастных групп с разной степенью заинтересованности в процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. - М.: Сов.спорт, 2021-217 с;

2310

2. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - Москва: Просвещение, 2020. - 160 с;

3. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 220 с;

4. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / В.М. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2021. - 189 с

Babenko E.M.

Vladivostok State University (Vladivostok, Russia)

METHODOLOGY OF CONDUCTING QUEST TOUR IN MUSEUM

Abstract: this article presents a methodology for conducting quest tours on the basis of the museum. The excursion is one of the types of extracurricular activities. This is a comprehensive tool for the comprehensive development of students. Initially, the quest game was a computer puzzle with a difficult task to solve, but later this system was successfully able to integrate from the virtual space into the real life of the museum. The advantage of quest games in the modern world is the possibility of live communication, especially among schoolchildren, who are increasingly leaving the real worldfor the virtual one.

Keywords: tourism, quest tours, museum.

2311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.