ИДЕТ УРОК___________________________________________
УДК 372.882.161.1 ББК Ч426.839(=411.2)
Т.Е. Коптяева
Екатеринбург, Россия
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА»
Аннотация: Зачет и семинар по русской литературе XVIII века, представленные в статье, - это не только возможные методические формы итогового занятия по литературе этого периода, ориентирующие на систематизацию и обобщение изученного материала, но и формы организации учебного пространства, которые позволяют учащимся представить целостную картину развития общества и культуры XVIII века, обнаружить и установить взаимосвязь между предметами гуманитарного цикла: литературой, риторикой, историей, обществознанием и МХК.
Ключевые слова: итоговое занятие, XVIII век, методика преподавания литературы, риторика, история, обществознание.
T.E. Koptyayeva
Yekaterinburg, Russia
THE METHODOLOGY OF THE FINAL SESSION ON “RUSSIAN LITERATURE AND CULTURE XVIII CENTURY”
Abstract: The pretest and the seminar on Russian literature of the XVIII century, presented in the article, are not only possible methodological forms of the resulting literature lessons of this period, benchmarking and focusing on systematization and generalization of the studied material. This pretest and this seminar are also the forms of organization of educational space, which allow students to present a coherent picture of the development of the society and culture of the XVIII century, to locate and establish the relationship between the subjects of a humanitarian cycle: Literature, Rhetoric, History, Society studies and World Art.
Keywords: final lesson, XVIII century, methods of teaching literature, rhetoric, history, social studies.
Зачет и семинар - это не только методические формы, ориентирующие на систематизацию и обобщение материала, но и формы, которые позволяют учащимся обнаружить и установить взаимосвязь между предметами гуманитарного цикла (литературой, риторикой, историей и МХК), представить целостную картину развития общества и культуры XVIII века. Зачет и семинар - это уроки, на которых осуществляется интеграция разных школьных предметов и разнообразных сфер культуры.
Сама тема занятия - «Русская культура и литература XVIII века» - поддерживает установку на интеграцию, позволяет рассматривать литературу данного исторического периода не изолированно, а в контексте эпохи. Д.С. Лихачев предлагал рассматривать культуру как определенное духовноэтическое органическое поле, из которого нельзя изъять хотя бы одну какую-либо часть. В это поле, по его мнению, «всегда входили религия, наука, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [Лихачев 2006], а также язык, который он считает одним из главных проявлений культуры.
Ценность интегрированных уроков неоднократно подчеркивалась: они способствуют овладению учащимися комплексными знаниями, приобщают их к духовным ценностям русской культуры, формируют мировоззрение, нравственные качества, духовно обогащают учеников, развивают интерес к истории и культуре своей страны, воспитывают уважение к историческому прошлому своей страны, углубляют знания учащихся по предметам гуманитарного профиля, способствуют их эмоциональному
их восприятию, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают творческий потенциал личности школьника.
Выбор учителем формы организации и проведения итогового занятия по русской литературе XVIII века зависит от трех составляющих: от цели, которую ставит учитель перед собой (проверить знания учащихся или углубить эти знания и расширить кругозор учащихся), от готовности самого педагога к применению той или другой формы, от характеристики класса (углубленный уровень изучения литературы или базовый, творческий класс или нет).
Семинар по теме:
«Русская литература и культура XVIII века»
Семинар - это учебное занятие под руководством преподавателя с целью обобщения, систематизации, углубления знаний и расширения кругозора учащихся, развития их коммуникативных способностей, формирования ценностных ориентиров, высокой степени компетентности по данной теме. Семинар - это форма коллективно-распределительной деятельности, форма взаимного обучения учащихся, объединенных в группы; сотрудничества как учащихся с педагогом, так и учащихся между собой. Задания семинарского занятия могут носить индивидуальный, групповой и общий характер.
Групповые задания - ядро семинара. Класс заранее (в начале изучения литературы XVIII века) делится на 4 группы, каждая группа получает задание: ряд заданий предполагает работу с научной литературой, биографиями писателей, художников, другие задания - анализ художественных текстов эпохи.
Индивидуальные задания заранее предлагаются учащимся, они требуют от учащихся специальной подготовки. Это может быть выразительное чтение поэтического произведения, сообщения учащихся о государственных деятелях, писателях, архитекторах и художниках и их творчестве, работа с текстами эпистолярного жанра, создание с помощью устного словесного рисования парадного портрета одного из русских монархов. Для выполнения заданий учащиеся могут воспользоваться списком литературы, предложенным учителем, либо самостоятельно подобрать литературу по выбранной теме сообщения. Приготовленные сообщения учащиеся представляют непосредственно на семинарском занятии.
Задания общего характера не требуют длительной подготовки, так как основаны на тех знания, которые девятиклассники получили в процессе изучения литературы XVIII века на уроках.
Педагог при подготовке и проведении такого вида урока как семинар исполняет роль организатора, консультанта, руководителя, ведущего; главными героями семинара становятся ученики.
Цели семинарского занятия: поддержать интерес учащихся к изучению истории, культуры и литературы XVIII века; систематизировать знания учащихся, полученные в системе уроков по литературе XVIII века; формировать навыки работы с научными источниками; способствовать интеграции знаний учащихся из разных предметов школьного курса.
Иллюстративный материал: портрет Екатерины II В. Л. Боровиковского, памятник Петру I
скульптора Э.М. Фальконе, галерея портретов русских писателей XVIII-XX века, портреты, написанные художниками XVIII века (Д.Г. Левицкого,
B.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова), фотоизображения памятников архитектуры XVIII века: дворец Меншикова (архитектор Г. Шедель, 1710 г.), Строгановский дворец (архитектор Ф.Б. Растрелли, века середина XVIII), Большой дворец в Петергофе (архитектор Б.Ф. Растрелли, 1746-1755 гг.), Большой дворец в Царском Селе (архитектор Б.Ф. Растрелли, 1752-1756 гг.), Шереметевский дворец (архитектор
C.И. Чевакинский, Ф.С. Аргунов, середина XVIII века), Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини, 1713-1733 гг.), Александро-Невская лавра (архитекторы Д. Трезини, М. Земцов и др., 1710-1790 гг.), скульптура XVIII века: статуя Анны Леопольдовны с арапчонком К.Б. Растрелли (1741 г.), бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина (1792 г.), памятник Суворову М.И. Козловского (1799-1801 гг.).
Ход урока
Этап 1. Монархи и монархини
Учитель: Невозможно вести разговор о культуре и литературе то или иной эпохи, не обращаясь к истории.
Общее задание № 1: Перед вами два изображения государственных деятелей, без которых трудно представить дух эпохи XVIII века. Кто изображен на портрете, а кто в скульптуре? Что вы о них знаете? (Ребятам предлагается памятник Петру I скульптора
Э.М. Фальконе и портрет Екатерины II Д.Г. Левицкого).
Общее задание № 2: Портрет какого государственного деятеля вы не увидели? Именно ее описал М.В. Ломоносов в своем стихотворении «Надпись на иллюминацию, предъявленную в торжественный день 1748 г. ...»:
Богиня красотой, породой Ты богиня,
Повсюду громкими делами героиня,
Ты мать щедротами, Ты именем покой: Смущенный бранью мир мирит Господь Тобой.
Групповое задание № 1: Большинство мыслящих людей XVIII века идеальным строем для России считало монархию, которая противопоставлялась деспотии. Просвещенный монарх - мечта, идеал, надежда самых лучших умов того времени. Какими же были русские монархи XVIII века? Соответствовали ли они этому высокому идеалу? Почему так неоднозначно мнение русских историографов об их правлении? (Сообщения учащихся о государственных деятелях XVIII века: Петре I, Елизавете Петровне, Екатерине II.)
Общее задание № 3: На любом парадном портрете вы обнаружите не только внешний облик монарха (монархини), но и символы-предметы, и цветовой фон, которые помогают понять его (ее) заслуги перед государством, передать характер. Какие символические предметы вы бы поместили на парадный портрет Елизаветы Петровны? Почему? Какой фон бы вы выбрали для картины и почему? Чтобы вам было легче работать, вспомните, какие достоинства, заслуги царицы описал в своих произведениях М.В. Ломоносов. Нарисуйте словесный парадный портрет русской царицы.
Этап 2. Поэт и царь
Учитель: Жизнь общества, образы монархов, прогрессивные идеи XVIII века не могли не найти свое отражение в литературе этого периода.
Общее задание № 4: Вспомним поэтов, писателей, драматургов XVIII века, в чьем творчестве тема монарха была ведущей.
Групповое задание № 2. Как складывались взаимоотношения поэтов и монархов? В чем состоит разница в изображении монарха / монархини в произведениях Ломоносова и Державина? Как тема монарха воплотилась в пьесе «Недоросль » Фонвизина?
Индивидуальное задание № 1: Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» наизусть одним из учащихся.
Этап 3. Поэты: судьбы.
Общее задание № 5: Перед вами галерея портретов русских писателей. Выберите только те из портретов, на которых изображены литераторы XVIII века (Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин).
Общее задание № 6: У каждого писателя - своя неповторимая судьба. По одной детали биографии определите, о ком идет речь:
а) прославился не только как поэт, но и как историк, языковед, физик, химик и астроном. (М.В. Ломоносов);
б) получил за свое произведение от императрицы драгоценную шкатулку, полную денег. (Г.Р. Державин);
в) затеял журнальную полемику с Екатериной II. (Д.И. Фонвизин);
г) этот человек, по мнению Екатерины II, заслужил за свою книгу смертную казнь, которую она «по милосердию и для всеобщей радости» заменила ему десятилетней ссылкой в Сибирь. (А.Н. Радищев);
д) Он прославился не только как поэт, писатель и редактор журналов, но и по именному указу Александра I получил звание историографа. (Н.М. Карамзин).
Индивидуальное задание № 3: Особое место в литературе XVIII века отводилось эпистолярному жанру. Переписка велась не только деловая, но и личная; в это время письма писались на разных языках и с разными целями. Сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с двумя письмами. Попробуем определить, умонастроения и переживания каких литературных явлений XVIII века воплощены в этих письмах?
Письмо № 1.
(Д.И. Фонвизин - сестре)
Санкт - Петербург 1766 Января 23 и 24 чисел
Матушка сестрица! Я не получал еще писем ваших, которые писали вы ко мне в понедельник; однако получить их надеюсь. Невозможно, чтоб вы ко мне не писали, зная, сколь мне письма ваши дороги и что они только составляют все мое утешение. Признаюсь тебе, матушка, что проведя здесь несколько дней, уже был я во всех собраниях, видел здешние веселья, их не чувствуя, и кажется мне, что здешний свет уже не один раз глазам моим представился. Но все сие столь далеко от того, что б хотя мало сделать мне могло отраду в моей горести, которая непременно должна меня терзать, как вспоминаю то, что я с вами розно! Каждую минуту я то вспоминаю, следовательно, и терзаюсь каждую минуту. Теперь сижу я один в моей комнате и, говоря с тобою через письмо, чувствую в тысячу раз более удовольствия, нежели вчера и третьего дня, окружен будучи великим множеством людей. Воображаю тебя, говорю мысленно с тобою, тужу с тобою о том, что мы разлучены, и бог знает надолго ль. Наконец, чувствую, что сердце мое терзается от того, что представляют мысли.
Письмо № 2.
Письмо М. И. Воронцову 30 декабря 1759 г.
Сиятельнейший рейхс-граф,
Милостивый государь Михайло Ларионович!
В надежде на высокую вашего сиятельства милость принимаю дерзновение утруждать вас, милостивого государя, всеуниженным прошением, касающемся более до общей, нежели до моей пользы, в котором уповаю милостивейшего от вашего сиятельства извинения, когда вам усердные мои труды представляю. Через 15 лет нес я на себе четыре профессии, то есть в обоем красноречии, в физике и в химии, и оные отправлял не так, чтобы как-нибудь препроводить время, но во всех показал знатные изобретения... Сверх сего уже 3 года отправляю дела канцелярские, стараясь о распространении наук в отечестве.
Совершенное право имею всенижайше просить о произведении меня в вице-президенты Академии российских наук.
В ожидании такой вашей отеческой милости с глубоким высокопочитанием пребываю
милостивый государь вашего сиятельства всеуниженный и всеусердный слуга Михайло Ломоносов.
Учитель: На смену классицизму пришел сентиментализм. Давайте послушаем выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Карамзина «Осень» и определим, что нового внес сентиментализм в литературу XVIII века?
Индивидуальное задание № 2: Выразительное чтение наизусть стихотворения одним из учащихся.
Групповое задание 3: Одним из жанров литературы XVIII века стал жанр «памятника». Кто из поэтов этого времени создал себе духовный нетленный памятник? Прочитайте тексты выразительно и попробуйте определить принципиальную разницу между позициями авторов. Кто продолжил традицию «памятника» в XIX веке?
Этап 4. Дух эпохи в изобразительном искусстве XVIII века.
Учитель: Эпоха просвещения нашла отражение в искусстве XVIII века. Исследователями истории культуры не раз замечалось, что в странах, почему-либо задержавшихся в темпах своей культурной эволюции, когда они начинают наверстывать отставание, развитие идет ускоренно, смена одного этапа другим совершается в короткие сроки. Так происходит выравнивание общемирового культурного процесса. Так и было в России: в течение одного столетия ее искусство проделало путь, приблизительно аналогичный тому, какой другие страны Европы прошли за несколько веков.
Групповое задание 4: Сообщение учащихся о художниках, скульпторах, архитекторах XVIII века: выберите произведения изобразительного искусства XVIII века, в которых, по Вашему мнению, наиболее ярко выразился дух эпохи.
Этап 5. Подведение итогов.
Наше путешествие в XVIII век завершается. Каким, по вашему мнению, был этот век? Какие определения вы бы ему дали? Подберите синонимы к слову «век».
Урок-зачет по русской литературе XVIII века
Зачет - это вид учебной деятельности, который призван проверить знания, полученные учащимися по определенной теме, разделу; может проводиться в письменной и устной форме. Проверка знаний учащихся осуществляется с помощью вопросов, поставленных педагогом, ориентирующих на знание художественных произведений, биографий писателей, литературных направлений и жанров этого периода, знаний по истории и культуре.
В зачет по русской литературе XVIII века включено творческое задание, связанное с осмыслением изученных произведений этого периода или с характеристикой понравившегося литературного героя, с выражением личного понимания проблемы. Такая форма обобщающего урока позволяет выявить не только знания учащихся - предметную составляю-
щую, но и развить коммуникативные навыки учащихся и определить их ценностные ориентиры.
1. Соотнесите понятия:
Романтизм
Сентиментализм образцовый
Классицизм чувственный
Реализм
2. Дайте характеристику литературному направлению классицизм.
3. На какие группы делились все жанры литературы при классицизме?
4. Назовите «низкие» жанры. Приведите примеры 2-3 произведений.
5. Дайте определение оде как жанру литературы.
6. Какие требования предъявлял классицизм к драматическим произведениям?
7. В каком комедийном персонаже узнала себя Екатерина II?
8. Кому посвятил эти строки М.В. Ломоносов:
Богиня красотой, породой Ты богиня,
Повсюду громкими делами Героиня,
Ты мать щедротами, Ты именем покой:
Смущенный бранью мир мирит Господь Тобой.
9. Кто из поэтов XVIII века создал стихотворение в жанре «памятника»? Кто в XIX веке продолжил начатую традицию?
10. По одной черте биографии определите писателя XVIII века:
1) Будучи в гвардии участвовал в подавлении восстания Пугачева и поимке самого самозванца.
2) Родился в крестьянской семье.
3) Служил при Министерстве иностранных дел, затеял журнальную полемику с самой Екатериной II.
11. Что нового внес сентиментализм в русскую литературу? Чем обогатил ее?
12. Перед вами стихотворение Н.М. Карамзина «Осень». К какому литературному направлению оно принадлежит? Приведите доказательства. О чем это стихотворение?
Странник, стоящий на холме,
Взором унылым Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься:
Вянет природа Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.
Смертный, ах! Вянет навеки!
Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.
13. По предложенной цитате определите автора произведения, его название и героя:
1) «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденное, мою душу, мою честь, мои правила».
2) «Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Во что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала».
3) «Мне нельзя жить, нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает, земля не колеблется! Горе мне!»
4) Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес Главу победами венчанну,
Россию, грубостью попранну
С собой возвысил до небес.
14. Каких художников, архитекторов, скульпторов XVIII века вы знаете?
15. Какой жанр господствует в живописи?
16. Какие государственные деятели изображены на предложенных вам иллюстрациях?
17. Творческое задание: Какое произведение
XVIII века вам запомнилось (понравилось)? Кто из героев произвел на вас впечатление? Аргументируйте свои ответы.
Критерии оценки предложенных учащимся заданий
1. Каждое выполненное задание оценивается в 1 балл (№ 1 - № 16):
8 баллов - «3»
9 - 14 баллов - «4»
15 - 16 баллов - «5».
Менее 8 баллов - «2».
2. Задание № 17 оценивается отдельно по следующим критериям: умение выразить свое впечатление, отношение; построить текст-рассуждение, привести аргументы; понимание прочитанного произведения, образа; богатство и выразительность речи; отсутствие грубых логических и фактических недочетов.
Список литературы для подготовки к зачету и семинару по теме: «Русская литература XVIII века».
История:
Ключевский В.О. Литературные портреты / Сост., вступ. ст. А.Ф. Смирнова. - М.: Современник, 1991. - 461 с.
Россия под скипетром Романовых. - Московский филиал СП «Интербук», 1990.
Литература:
Западов А.В. Отец русской поэзии: о творчестве Ломоносова. - М.: Совет. писатель, 1961. - 282 с.
Муратов М. Денис Иванович Фонвизин. - М.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 226 с.
Равич НА. Повесть о великом поморе. - М.: Детгиз, 1961.
Рассадин С.Б. Сатиры смелой властелин: книга о Д.И. Фонвизине. - М.: Книга, 1985.
Серман И.З. Гаврила Романович Державин. -Л.: Просвещение, 1967. - 119 с.
«Столетья не сотрут. »: Русские классики и их читатели. - М.: Книга, 1998.
Фиалков Ю. Сделал всё, что мог: из жизни М.В. Ломоносова. - М.: Дет. лит., 1972. - 126 с.
Ходасевич В.Ф. Державин. - М.: Книга, 1988.
Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов. Очерк жизни и поэтического творчества. - М.: Просвещение, 1969. - 104 с.
Шторм Г.П. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2: Потаенный Радищев: Вторая жизнь «Путешествия из Петербурга в Москву». - М.: Худож. лит., 1985. - 334 с.
Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. - М.: Дет. лит., 1986.
Искусство:
Где плещет невская волна: Альбом / Сост. Б.Б. Фабрицкий, И.П. Шмелёв. - Л.: Художник РСФСР, 1989.- 272 с.: ил.
Глинка НИ «Строгий, стройный вид.». - М.: Дет. лит., 1992. - 370 с., ил.
Государственный русский музей. Альбом. - Л.: Искусство,1989.
Государственный Эрмитаж. - Л.,1990. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 1990. - С. 267-310.
Данные об авторе:
Татьяна Евгеньевна Коптяева - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга. Адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 20.
E-mail: [email protected]
About the author:
Tatyana Evgenyevna Koptyayeva is a teacher of Russian language and literature of the higher qualifying category, Secondary general education school № 44 (Yekaterinburg).