Научная статья на тему 'Методика проведения испытаний сферических шарикоподшипников 981000 серии'

Методика проведения испытаний сферических шарикоподшипников 981000 серии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
301
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ 981000 СЕРИИ / 981000 SERIES ROLLER BEARINGS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Харина Вера Константиновна

В данной статье представлена методика испытаний сферических шариковых подшипников 981000 серии на выворачивание внутреннего кольца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF ROLLER BEARINGS AND ROLLER BEARING UNITS

This article sees points and tests' orders of roller bearings and roller bearing on the tests rig.

Текст научной работы на тему «Методика проведения испытаний сферических шарикоподшипников 981000 серии»

УДК 629.735.017.1.004.6

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ СФЕРИЧЕСКИХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ 981000 СЕРИИ

В.К. ХАРИНА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Машошиным О.Ф.

В данной статье представлена методика испытаний сферических шариковых подшипников 981000 серии на выворачивание внутреннего кольца.

Ключевые слова: подшипники качения 981000 серии.

В современных авиационных конструкциях используются стандартные подшипники по ЕТУ 100. Подшипники 981000 серии установлены в агрегатах управления самолетов Ил - 96-300.

При использовании в авиационной промышленности сферических шарикоподшипников 981000 серии (рис. 1), а именно, 981065, 981068, 981700, появилась необходимость проведения испытаний подшипников на устойчивость против выворачивания внутреннего кольца.

Испытанию подвергались подшипники радиальные, шариковые сферические с цилиндрическим отверстием, однорядные с выступающим внутренним кольцом и с защитными шайбами с двух сторон. Класс точности 0. Группа радиальных зазоров 0.

Размеры подшипника Размеры подшипника Размеры подшипника

981065 981068 981700

Внутренний диаметр ё, мм 5 Внутренний диаметр ё, мм 8 Внутренний диаметр ё, мм 10

Внешний диаметр Б, мм 20 Внешний диаметр Б, мм 30 Внешний диаметр Б, мм 37

Ширина В мм 78 Ширина В мм 1014 Ширина В мм 1216

Рис. 1. Подшипник 981000

Шарики, наружные кольца и внутренние кольца изготовлены из нержавеющей стали марки Х18. Подшипники загерметизированы с помощью уплотнительных шайб из мембранного полотна.

Минимальные расчетные углы перекоса: ± 3° 20', ± 5° 17', ± 6°.

Стендовые испытания проводят тогда, когда необходимо оценить влияние на работоспособность изменения прочностных характеристик подшипника в зависимости от характера и продолжительности работы.

Цель испытаний:

1. Определение момента выворачивания внутреннего кольца.

2. Определение угла перекоса колец подшипников до начала выдавливания шайб.

Для проведения испытаний ОАО ВНИПП была специально создана конструкция, состоящая из обоймы с подшипником, которая устанавливалась на испытательный стенд (рис. 2).

Рис. 2. Испытательный стенд для испытания подшипников на устойчивость против выворачивания внутреннего кольца:

1- рычаг; 2 - индикатор; 3 - индикатор; 4 - чашка, 5 - противовес; 6 - трос

Установку образцов подшипников для испытаний проводить в приспособление, согласно рис. 3.

Рис. 3. Приспособление для испытания образцов подшипников

Нагружение шарикоподшипников проводилось разновесами с интервалом по 50 граммов. Усилие, при котором происходило страгивание внутреннего кольца шарикоподшипника, контролировалось индикатором 2.

Угол перекоса внутреннего кольца до упора в защитные шайбы контролировался индикатором 3. Испытания проводились при температуре окружающей среды X = +20° С.

Методика испытаний сферических подшипников 981000 серии

1. До проведения испытаний сферических шариковых подшипников предварительно производится:

1.1. Чаша 4 для груза и рычаг 1 балансируются противовесом 5.

1.2. Стрелки индикаторов 2 и 3, контролирующие страгивание внутреннего кольца шарикоподшипника и угол перекоса внутреннего кольца до упора шариков в защитные шайбы, устанавливаются в положение «0».

2. Испытания проводятся в следующей последовательности:

2.1. Стенд закрепляется на горизонтальной плоскости.

2.2. На стенде устанавливаются болты.

2.3. К свободному концу троса прикрепляется чашка для груза.

2.4. Производится балансировка сектора и закрепляется груз.

2.5. Чаша 4 загружается грузом до начала страгивания внутреннего кольца шарикоподшипника с регистрацией созданного момента.

2.6. Сектор устанавливается в среднее положение и закрепляется винтом. Затем устанавливается индикатор с пределом измерения 1-10 мм, так чтобы в среднем положении сектора было использовано 90% предела измерения.

2.7. Освобождается сектор при помощи выворачивания винта из гнезда в обойме сектора и производится загрузка чашки до страгивания внутреннего кольца.

2.8. Регистрируется созданный момент.

2.9. Регистрируется угол перекоса внутреннего кольца подшипника до упора в защитные шайбы.

2.10. Дальнейшее нагружение производится до начала выпучивания защитных шайб. Регистрируется угол перекоса внутреннего кольца подшипника.

2.11. Чаша 4 догружается грузом до полного выворачивания внутреннего кольца подшипника и защитных шайб при регистрации созданного момента.

2.12. Результаты испытаний заносятся в таблицу.

2.13. Испытанные образцы фотографируются (рис. 4 - 6).

2.14. Составляется протокол испытаний.

Таблица 1

Результаты испытаний подшипников 981065, 981068, 981700

№/№ п/п Обозначение подшипника Угол перекоса внутреннего кольца подшипника до упора в защитные шайбы, град. Момент страгивания внутреннего кольца подшипника, кгс Момент выворачивания защитных шайб, кгс

1. 981065 12°20' 3,00 18,00

2. 981065 12°20' 3,50 12,00

3. 981065 12°42' 2,50 16,00

4. 981068 12°30' 5,50 28,00

5. 981068 10°55' 4,50 33,00

6. 981068 11°24' 9,50 61,00

7. 981700 12°50' 9,50 60

8. 981700 13°25' 4,00 70

9. 981700 12° 10' 14,00 60

Рис. 4. Подшипник 981065

Рис. 5. Подшипник 981068

Рис. 6. Подшипник 981700

Окончательное заключение о причинах выхода подшипника из строя делается на основании обобщения всех результатов исследования и анализов, предоставленных в отчетах и протоколах о проведении исследования разнообразными специализированными лабораториями.

Отчеты и протоколы оформляются таким образом, чтобы дать полные объяснения и доказательства выхода подшипника или подшипникового узла из строя. В отчетах помещаются таблицы, фотографии дефектных мест с описанием и анализом дефектов, а также причин, повлекших за собой повреждения или разрушение подшипника. Заключительной частью отчета являются выводы, заключения и рекомендации. Выводы должны содержать основные результаты проведенных работ, а по отдельным разделам - сопоставление полученных характеристик с техническими условиями.

На основании выводов по результатам исследования и заключения о причине поломки или разрушения подшипника разрабатывают рекомендации по предупреждению подобных поломок. Рекомендации могут предусматривать улучшение конструкции, качества изготовления и эксплуатации подшипников и подшипниковых узлов, а также изменение или дополнение технологии и технических условий на изготовление и эксплуатацию подшипников и подшипниковых узлов, устранение недостатков и нарушений, которые случаются при эксплуатации и техническом обслуживании. Рекомендации должны быть обоснованы. Разработка мероприятий по предупреждению подобных поломок или разрушений является заключительным этапом исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спришевский А.И. Подшипники качения. - М.: Машиностроение, 1989.

2. Зайцев А.М., Коросташевский Р.В. Авиационные подшипники качения. - М.: Машиностроение, 1999.

3. Коросташевский Р.В., Нарышкин В.Н. Подшипники качения. - М.: Машиностроение, 1984.

4. Бейзельман Р. Д., Цыпкин Б. В., Перель Л.Я. Подшипники качения: Справочник. - М.: Машиностроение, 1975.

THE INVESTIGATION OF ROLLER BEARINGS AND ROLLER BEARING UNITS

Kharina V.K.

This article sees points and tests’ orders of roller bearings and roller bearing on the tests rig.

Key words: 981000 series roller bearings.

Сведения об авторе

Харина Вера Константиновна, окончила МЭИ (1982), инженер-конструктор ОАО ВНИПП, доцент кафедры технической механики МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация, повышение долговечности подшипниковых узлов авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.