DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_6_523 УДК 369.06
Бабич Анна Анатольевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия
Бабич Любовь Анатольевна,
аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия
Бабич Анатолий Григорьевич,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой ТЭА, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия
В статье раскрыт алгоритм проведения государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования. Cформулированы предложения по алгоритму расчета показателей эффективности расходования государственных финансовых средств медицинской организацией. Разработана модель проведения государственного финансового контроля, центральной составляющей которого является формулировка основных правил и процедур, методов и этапов реализации, которая может быть положена в основу стандартов деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.
Ключевые слова: контроль; методика; медицина; страхование; эффективность.
UDC 369.06
Babich Anna Anatolyevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security and Audit, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
Babich Lyubov Anatolyevna,
postgraduate student, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
Babich Anatoly Grigorievich,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of TEA, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia
The article reveals the algorithm for conducting state financial control in the field of compulsory health insurance. Proposals are formulated for the algorithm for calculating the efficiency indicators of spending public financial resources by a medical organization. A model for conducting state financial control has been developed, the central component of which is the formulation of the basic rules and procedures, methods and stages of implementation, which can be used as the basis for developing standards for the activities of state and municipal financial control bodies.
Keywords: control; methodology; the medicine; insurance; efficiency.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
METHODOLOGY FOR CONDUCTING STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE
Современные деструктивные изменения в экономике откладывают отпечаток на все сферы социального и экономического развития общества, включая и медицинское обслуживание населения. Роль здравоохранения в увеличении национального дохода страны, повышении благосостояния населения посредством минимизации числа заболевших, и как следствие в росте производительности труда, продлении трудоспособного периода трудящихся предопределяет необходимость развития страховой медицины в нашей стране.
Для детальной проработки проблем в системе социальной защиты населения в части охраны их здоровья и получения медицинской помощи в случае заболеваний, в первую очередь, необходимо осуществить преобразование экономических отношений в данной сфере и сформулировать эффективную методику оценки качества услуг сферы обязательного медицинского страхования (ОМС) и проведения контроля расходования бюджетных ресурсов со стороны государственных исполнительных структур.
В настоящее время основной проблемой методики проведения государственного финансового контроля в сфере ОМС в Российской Федерации является ее ориентация на методы контроля эффективности, что снижает круг охватываемых вопросов и не затрагивает многие параметры качества реализации обязательного медицинского страхования в нашей стране [1-5].
В то же время контроль эффективности в сфере государственного управления является более узким понятием, чем аудит эффективности? и составляет один из этапов аудита. Поэтому в целях совершенствования методики проведения государственного финансового контроля в сфере ОМС в Российской Федерации предлагается усовершенствовать действующую методику путем дополнения ее под структуру требований к аудиту эффективности. Методологические подходы к проведению государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования представлены на рис. 1.
Предлагаемая методика государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования включает три этапа:
1. Подготовительный, в рамках которого на основе предварительного изучения полученных материалов об объекте государственного финансового контроля в сфере ОМС составляются план и программа проведения контрольного мероприятия. В них формулируются критерии и показатели эффективности, которые должны иметь количественную оценку и соответствовать цели (целям) государственного финансового контроля в сфере ОМС. В круг вопросов, которые следует изучить контрольной группе в ходе проверки, целесообразно включить такие, как оценка:
- количества граждан, которым была оказана медицинская помощь посредством услуг ОМС, в том числе за счет бюджетов различных уровней;
- состояния задолженности перед гражданами по выплатам и компенсациям;
- суммы утвержденного финансирования, в том числе из бюджетов различных уровней на социальные выплаты и на содержание ФОМС, оценка степени финансирования расходов;
- расходов на мероприятия по ОМС льготных категорий граждан;
- законности деятельности ФОМС в части заключения контрактов по закупкам;
- кассовых, банковских операций и других расчетных операций;
- штатного расписания и соответствия оплаты труда работников ФОМС действующему законодательству;
- состояния синтетического и аналитического бухгалтерского учета и отчетности;
- контрольно-ревизионной работы ФОМС в отношении подведомственных государственных учреждений.
2. Основной (контрольный) этап предполагает работу на объекте и выявление нарушений, недостатков и проблем в его деятельности и оценку достижения установленных критериев и показателей. Также в ходе данного этапа проводится причинно-следственный анализ нарушений, недостатков, проблем и причин недостижения установленных целей критериев, показателей.
Финансовый контроль в сфере ОМС целесообразно начинать с анализа учетно-от-четной документации, оценки результатов предыдущих проверок и степени выполнения рекомендаций по устранению выявлен-
Рисунок 1 - Методологические подходы к проведению государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования
ных нарушений, обобщения их результатов и определения конкретных задач проверки.
Базовые критериальные показатели источников информации, необходимых для контроля за расходованием бюджетных средств в сфере ОМС, продемонстрированы на рис. 2.
На основе доказательств, собранных в ходе контрольного мероприятия, строятся итоговые выводы проверки, которые включают полную информацию по трем основным направлениям оценки расходования бюджетных средств: их эффективности, правомерности и целевого характера.
В рамках основного этапа проверки осу- текущего и базового показателей:
ществляется расчет показателей эффектив- (Ээк = ТП/ БП );
ности по критериям оценки (экономической, (ЭС = ТП/ БП) (1) социальной и т. д.) как частное от деления
Информация для контроля за расходованием средств субвенций (источники, характеристики, формы, инструменты сбора)
Источ ннки мн форм ад ни
_±___*_
Е 1'ормдт и в но - В н утре1 [ н яя
правовые информация и
документы отчетность
Характеристика информации (додержанле, степень детализации, отношение информации к периоду времени, описание проблемы)
Формы фактической информации (записи различных видов, события и условия!
Инструменты сбора информации (инспектирование, фактическая, формальная, арифметическая, логическая, документальная проверки, сканирование, опросники (анкетирование).
Рисунок 2 - Источники, характеристики, формы и инструменты сбора информации для контроля
за расходованием бюджетных средств
Показатель эффективности использования бюджетных средств по направлениям оценки эффективности (экономичности, продуктивности и результативности)
Показатели эффективности использования средств по основному (Эок = Ээк х ЭС) (2)
и вспомогательному
(Эв = П1, х П2, х П3, х ... х Пп ) (3)
критериям оценки эффективности Интегральный показатель эффективности находится по формуле:
Эи = Эок х Эв (4)
Для медицинских организаций дополнительно рассчитываются показатели, представленные в табл. 1.
№ пп Показатель Порядок расчета Условные обозначения Шкала оценки, интерпретация оценки эффективности
1 Экономическая эффективность расходования бюджетных ресурсов Ээ = Р1/Ф1: Р0/Ф0 Ээ - экономическая эффективность текущего использования средств; Р1, Р0- показатели результативности бюджетного финансирования текущего и базисного годов, руб.; Ф1, Ф0 - фонды главного распорядителя бюджетных средств на конец и начало текущего года, , руб. Э > 1,использование средств эффективно; Э <1 - использование средств не эффективно.
Таблица 1 - Показатели эффективности расходования бюджетных средств для ОМС
2 Социальная эффективность расходования бюджетных ресурсов Эс = ФОТ1/ СЧ1:ФОТ0/ СЧ0 ЭС - социальная эффективность государственного финансирования; ФОТ1, ФОТО - фонд оплаты труда текущего и базисного пе-риодов, руб.; СЧ1, СЧО - средняя численность работников текущего и базисного периодов, чел. Эс >1- государственное финансирование эффективно, Эс < - государственное финансирование неэффективно.
3 Бюджетная результативность - показывает степень приращения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. БР = НП1 - НПО БР - бюджетная результативность финансирования, руб.; НПп - налоговые поступления текущего и базисного периодов, руб. Положительная разница между налоговыми поступлениями в условиях наличия и отсутствия инвестиций оценивается как эффективная, отрицательная -не эффективная
4 Вспомогательная косвенная) эффективность использования бюджетных средств Эв = БР/БС Эв - вспомогательная эффективность; БР - бюджетная результативность, руб.; БС - величина полученных бюджетных ресурсов текущего периода, руб. По теории Лаффера: ЭВ > 0,3 - проект эффективен, ЭВ < 0,3 - неэффективен
5. Интегральный показатель эффективности ЭИ = Ээ х х Эс X Эв ЭИ - интегральный показатель эффективности использования бюджетных ресурсов ЭВ>0,3 - эффективен, Эв < 0,3 -неэффективен
3. Итоговый этап включает в себя разработку предложений по повышению эффективности деятельности объекта по цели государственного финансового контроля в сфере ОМС.
По итогам финансового контроля деятельности ТФОМС формируется отчет, включающий в себя:
1. Выводы по результатам финансового контроля, которые формулируются на основе собранных доказательств, подкрепленных документальными источниками информации.
2. Рекомендации по устранению недостатков, представляющие собой действенные предложения, направленные на сведения к минимуму риска возникновения нарушений, а также выявленных в ходе контрольного ме -роприятия недостатков.
3. Меры по устранению выявленных недостатков, которые включают объективную оценку обнаруженных фактов нарушений, описание позиций проверяющих и ответственных лиц в отношении них, перечень практических мероприятий для устранения выявленных недостатков и решения выявленных проблем.
Выводы по результатам финансового контроля в отчете отражаются в следующем порядке:
- устранено финансовых нарушений, вы-
явленных в отчетном году, в том числе восстановлено средств;
- устранено финансовых нарушений, выявленных в периоды, предшествующие отчетному году, в том числе восстановлено средств;
- предотвращено бюджетных потерь.
Нарушения, выявленные в ходе проведения государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования целесообразно классифицировать по трем направлениям:
- нецелевое расходование ресурсов (по уровням бюджетов);
- неэффективное расходование ресурсов (по уровням бюджетов);
- не правомерное расходование средств (нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) требований по составлению бюджетной отчетности, о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).
В целом представленная методика государственного финансового контроля в сфере обязательного медицинского страхования содержит основные правила и процедуры, которые необходимо выполнять в процессе планирования, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия. Они определяют порядок выбора объектов проверок, их предварительного изучения, под-
готовки программы проверки, формулирование ее целей и вопросов, а также разработки критериев оценки эффективности; рассматривают алгоритм проведения контроля за расходованием бюджетных ресурсов, подготовку заключений, выводов и рекомендаций по его результатам.
Таким образом, проведенное исследование позволило разработать модель государственного финансового контроля ФОМС, центральной составляющей которого является формулировка основных правил и процедур, методов и этапов реализации, которая может быть положена в основу разработки стандар -тов деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля, а также дальнейших научных изысканий, связанных с вопросами повышения эффективности расходования бюджетных средств в сфере ФОМС.
Список литературы
1. Бабич А. А. Совершенствование контрольного процесса расходования бюджетных ресурсов // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 10 (125). С. 68-76.
2. Воронченко Т. П. Совершенствование методики аудита эффективности в системе государственного внутреннего финансового контроля // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 3. С. 66-81.
3. Приказ от 26.03.2021 № 255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями». URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/ Audit-work (дата обращения: 01.04.2022).
4. Приказ ФОМС от 19 декабря 2013 года № 260 «Об утверждении порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования». URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/ about-fund/Audit-work (дата обращения: 01.04.2022).
5. Трифонова В. К. Организация внутреннего финансового контроля по уровню подведомственности главным распорядителем бюджетных средств в сфере социального обслуживания населения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. № 2. С. 54-60.
References
1. Babich A. A. Improving the control process of spending budgetary resources. Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2015. No. 10 (125). pp. 68-76.
2. Voronchenko T. P. Improving the methodology of efficiency audit in the system of state internal financial control. State audit. Right. Economy. 2015. No. 3. pp. 6681.
3. Order No. 255n dated 26.03.2021 "On Approval of the Procedure for the Implementation by Territorial Compulsory Medical insurance Funds of control over the activities of insurance medical organizations Operating in the field of compulsory medical insurance, as well as control over the use of compulsory medical insurance funds by the specified insurance medical organizations and medical organizations". URL: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/Audit-work (accessed: 04/01/2022).
4. FOMS Order No. 260 dated December 19, 2013 "On Approval of the Procedure for the Federal Compulsory Medical Insurance Fund to Monitor Compliance with the Legislation on Compulsory Medical Insurance and the Use of Compulsory Medical Insurance Funds". URL: https:// www.ffoms.gov.ru/system-oms/about-fund/Audit-work (accessed: 01.04.2022).
5. Trifonova V. K. Organization of internal financial control by the level of subordination by the chief administrator of budgetary funds in the field of social services of the population. Economics and management: problems, solutions. 2017. Vol. 4. No. 2. pp. 54-60.