Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / STRUCTURAL CHANGE / TEACHING / TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Гришина Наталья Валерьевна

В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно педагог является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Чрезвычайно важным становится вопрос, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее вызовам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Гришина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TECHNIQUE FOR DETERMINING INITIAL LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST

In the modern conditions of the development of domestic education, it is extremely important to understand exactly how vocational and pedagogical activities should change, since it is the teacher who is the main subject of changes in education and without his active participation progressive changes are impossible. The question of how professional and pedagogical activities should change in order to ensure a new quality of education that meets the challenges of time becomes extremely important.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

проявляют образовательные организации, которые стремятся к постоянному развитию существующего потенциала и использованию современных способов обучения, которые влияют в последствии на эффективность деятельности.

Литература:

1. Институт развития дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Министерство науки и образования РФ - Режим доступа : http://www.irdpo.ru/.

2. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии //Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

3. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

4. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы // Воспитание школьников. 2012 . № 1. С. 3-11.

5. Серякова, С.Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография [Электронный ресурс]: монография / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко. - Москва: МШУ, 2014. - 180 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70066.

6. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

7. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.

8. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

9. Тарханова, И.Ю. К вопросу о социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала: Материалы конференции. / Ответственный редактор Е.А. Ободкова. - Ярославль: Академия Пастухова, 2014. - С. 86-96.

10. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное пособие. Москва, 2019. 114 с.

11. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение

«Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Гришина Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно педагог является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Чрезвычайно важным становится вопрос, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее вызовам времени.

Ключевые слова: структурные изменения, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка, модернизация образования.

Annotation. In the modern conditions of the development of domestic education, it is extremely important to understand exactly how vocational and pedagogical activities should change, since it is the teacher who is the main subject of changes in education and without his active participation progressive changes are impossible. The question of how professional and pedagogical activities should change in order to ensure a new quality of education that meets the challenges of time becomes extremely important.

Keywords: structural change, teaching, training, modernization of education.

Введение. Актуальность проблемы указывает на необходимость проведения диагностики с целью выявления исходного уровня профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий, которые определяются в соответствии с разработанными критериями, показателями, уровнями [3, 6, 7].

В своей профессиональной деятельности педагог- психолог выполняет следующие основные виды работ: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование. Каждый из этих видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает педагог-психолог, от специфики того учреждения, где он работает. Профессиональное призвание - это сложное явление, которое характеризуется

комплексом личностных качеств специалиста, его социально- психологической готовностью к реализации функций педагога-психолога как специалиста помогающих профессий [8]. Если рассмотреть профессиональную деятельность педагог-психолог как специалист помогающих профессий то по нашему мнению она представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, отличается разнообразием решаемых проблем и задач.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».

Анализ таблицы 1 дает возможность говорить о преобладании низких уровней профессиональной подготовки (примерно три четверти студентов 2-3 курса). Однако результаты данной таблицы показывают, что у студентов 2-3 курса по сравнению со студентами 1-2 курса идет постепенное повышение средних уровней профессиональной подготовки и постепенное снижение низких уровней по всем компонентам. Это говорит о том, что процесс профессиональной подготовки происходит, но этот процесс идет очень медленными темпами. Следует также отметить, что у студентов 2 курса по мотивационному компоненту наблюдается повышение достаточного уровня и понижение низкого уровня. У студентов растет интерес к профессии педагога- психолога как специалиста помогающих профессий [1], и это очень хорошо, поскольку позволяет использовать эти ресурсы в свою пользу - усилить мотивацию студентов и направить ее на профессиональную подготовку.

Таблица 1

Результаты диагностики уровней профессиональной подготовки студентов 2-3 курса 2018-2019 учебный год (констатирующий эксперимент)

Составляющие ПП СПП Компонент Уровень, %

высокий достаточный средний низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Специальная подготовка Мотивационный 25,0 24,6 47,0 47,1 28,0 28,3

Гностический 20,4 17,4 79,6 82,6

Процессуальный 15,1 13,0 84,9 87,0

Оценочно-рефлексивный 12,5 13,0 87,5 87,0

Подготовка к общению Мотивационный 26,5 26,1 47,0 47,1 26,5 26,8

Гностический 25,0 23,9 75,0 76,1

Процессуальный 15,9 16,3 84,1 83,7

Оценочно-рефлексивный 13,6 13,0 86,4 87,0

Индивидуально- личностная подготовка Мотивационный 25,8 26,1 48,4 48,5 25,8 25,4

Гностический 22,7 21,7 77,3 78,3

Процессуальный 13,6 13,0 86,4 87,0

Оценочно-рефлексивный 14,8 14,1 85,2 85,9

Результаты диагностики профессиональной подготовки студентов 3-4 курса, отраженные в таблице 2 наглядно демонстрируют низкий, средний и в отдельных случаях достаточный уровни профессиональной подготовки. Рассмотрим каждую составляющую профессиональной подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий [4].

Таблица 2

Результаты диагностики профессиональной подготовки студентов 3-4 курса 2018-2019 учебный год

(констатирующий эксперимент)

Составляющие ПП СПП Компонент Уровень, %

высокий достаточный средний низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Специальная подготовка Мотивационный 32,6 31,8 45,4 46,2 22,0 22,0

Гностический 9,1 11,4 59,1 59,1 31,8 29,5

Процессуальный 6,1 7,6 45,4 43,9 48,5 48,5

Оценочно-рефлексивный 40,9 42,0 59,1 58,0

Подготовка к общению Мотивационный 34,1 33,3 46,2 47,0 19,7 19,7

Гностический 11,4 11,4 65,9 61,4 22,7 27,2

Процессуальный 7,9 6,8 54,6 53,4 37,5 39,8

Оценочно-рефлексивный 43,2 40,9 56,8 59,1

Индивидуально- личностная подготовка Мотивационный 31,1 32,6 47,7 47,0 21,2 20,4

Гностический 9,1 9,1 63,6 59,1 27,3 31,8

Процессуальный 9,1 8,0 55,7 56,8 35,2 35,2

Оценочно-рефлексивный 44,3 44,3 55,7 55,7

Анализ позволяет говорить о преобладании низкого и среднего уровней профессиональной подготовки к общению. Низкий уровень компонентов подготовки к общению по мотивационному, гностическому, процессуальному, оценочно-рефлексивному компонентам составляет 19,7%, 22,7%, 37,5%, 56,8% в контрольной и 19,7%, 27,2%, 39,8%, 59,1% в экспериментальной группах соответственно.

Средний уровень по мотивационному, гностическому, процессуальному и оценочно-рефлексивному компонентам составляет 46,2%, 65,9%, 54,6%, 43,2% в контрольной и 47,0%, 61,4%, 53,4%, 40,9% в экспериментальной группах соответственно. Достаточный уровень представлен только по мотивационному, гностическому и процессуальному компонентам, в контрольной группе выражен у 34,1%, 11,4%, 7,9% в экспериментальной группе - у 33,3%, 11,4%, 6,8% испытуемых.

Индивидуально-личностная подготовка также представлена низкими и средними уровнями. Так по мотивационному компоненту низкий уровень составляет 21,2% в контрольной группе и 20,4% в экспериментальной группе, средний уровень - 47,7% и 47,0%, достаточный уровень - 31,1% и 32,6% соответственно. По гностическому компоненту низкий уровень представлен у 27,3% студентов контрольной группы и у 31,8% студентов экспериментальной группы, средний уровень - 63,6% и 59,1% соответственно, достаточный уровень - 9,1% в обеих группах испытуемых.

По процессуальному компоненту низкий уровень составляет 35,2% в контрольной группе и 35,2% в экспериментальной группе, средний уровень - 55,7% и 56,8%, достаточный уровень - 9,1% и 8,0% соответственно. По оценочно- рефлексивному компоненту низкий уровень обнаружен у 55,7% студентов и контрольной группы, и у студентов экспериментальной группы; средний уровень выявлен у студентов контрольной группы 44,3%, такой же результат наблюдается и у студентов экспериментальной группы.

По итогам полученных результатов вышеприведенной таблицы можно сделать вывод о том, что у студентов предвыпускного курса превалирует по всем компонентам, кроме оценочно-рефлексивного компонента средний уровень. Однако весомый процент составляет низкий уровень, он присутствует по всем компонентам. И это настораживает, поскольку явно недостаточно будущему педагогу-психологу как специалисту помогающих профессий тех знаний и умений, которые на данный момент есть у них для осуществления профессиональной деятельности.

И лишь у незначительной части испытуемых можно проследить достаточный уровень по гностическому и процессуальному компонентам. Несмотря на то, что студенты 3-4 курса прошли практику и освоили солидную часть психолого-педагогических дисциплин, у них все же имеет место низкий и средний уровни профессиональной подготовки по гностическому и процессуальному компонентам, и только у незначительной части студентов наблюдается достаточный уровень.

Приблизительно у одной трети студентов 3-4 курса по мотивационному компоненту наблюдается достаточный уровень. Это говорит о постепенно растущем интересе к профессиональной деятельности и желании работать в этой сфере. Но присутствуют и низкие уровни, примерно у одной пятой части студентов 3-4 курса. Возможно, это объясняется разочарованием в выбранной специальности, несоответствием себя этой профессии. Нами не обнаружен достаточный уровень по оценочно-рефлексивному компоненту. По этому компоненту перевес берет низкий уровень. Это свидетельствует о том, что студенты слабо подготовлены к самооценке и рефлексии собственных профессиональных действий, профессионального общения. Они необъективны и некритичны к себе, во-первых, как к человеку, а, во-вторых, как к специалисту.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о преобладании среднего уровня профессиональной подготовки 4 курса и начинающих педагогов психологов.

Анализируя специальную подготовку можно сказать, что превалирует средний уровень и составляет по мотивационному, гностическому, процессуальному, оценочно-рефлексивному компонентам - 45,6%, 63,0%, 62,3%, 53,3% в контрольной и 44,2%, 65,2%, 63,8%, 52,2% в экспериментальных группах соответственно. Низкий уровень специальной подготовки по мотивационному, гностическому, процессуальному, оценочно-рефлексивному компонентам представлен 19,6%, 19,6%, 24,7%, 41,3% в контрольной и 19,6%, 15,2%, 24,6%, 41,3% в экспериментальных группах соответственно. Достаточный уровень выявлен также по всем компонентам: мотивационному, гностическому, процессуальному, оценочно-рефлексивному и выражен 34,7%, 17,4%, 13,0%, 5,4% в контрольной и 36,2%, 19,6%, 11,6%, 6,5% в экспериментальных группах соответственно.

Анализ также дает возможность говорить о низком, среднем и достаточном уровнях подготовки к общению. Низкий уровень подготовки к общению по мотивационному компоненту включает 16,7% и 19,5%, по гностическому и процессуальному компонентам - 17,4% в обеих группах испытуемых, по оценочно-рефлексивному компоненту включает 39,1% в контрольной и 38,1% в экспериментальной группах соответственно.

Средний уровень по мотивационному, гностическому, процессуальному и оценочно- рефлексивному компонентам составляет 47,1%, 63,0%, 67,4%, 53,3% в контрольной и 42,8%, 60,9%, 66,3%, 55,4% в экспериментальных группах соответственно. Достаточный уровень представлен по мотивационному, гностическому, процессуальному и оценочно-рефлексивному компонентам и выражен 36,2%, 19,6%, 15,2%, 7,6% в контрольной и 37,7%, 21,7%, 16,3%, 6,5% в экспериментальных группах соответственно. Что касается индивидуально-личностной подготовки, то также, как и по двум другим составляющим в этом случае имеет место преобладание среднего уровня. Низкий уровень по мотивационному компоненту составляет 17,4% и 19,5%, по гностическому компоненту - 17,4% и 13,0%, по процессуальному компоненту - 20,7% в обеих группах, по оценочно- рефлексивному компоненту - 36,9% в контрольной и 37,0% в экспериментальных группах соответственно.

Таблица 3

Результаты диагностики профессиональной подготовки студентов 4 курса и начинающих педагогов психологов 2018-2019 учебный год (констатирующий эксперимент)

Составляющие ПП СПП Компонент Уровень, %

высокий достаточный средний низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Специальная подготовка Мотивационный 34,7 36,2 45,6 44,2 19,6 19,6

Гностический 17,4 19,6 63,0 65,2 19,6 15,2

Процессуальный 13,0 11,6 62,3 63,8 24,7 24,6

Оценочно-рефлексивный 5,4 6,5 53,3 52,2 41,3 41,3

Подготовка к общению Мотивационный 36,2 37,7 47,1 42,8 16,7 19,5

Гностический 19,6 21,7 63,0 60,9 17,4 17,4

Процессуальный 15,2 16,3 67,4 66,3 17,4 17,4

Оценочно-рефлексивный 7,6 6,5 53,3 55,4 39,1 38,1

Индивидуально- личностная подготовка Мотивационный 36,2 37,7 46,4 42,8 17,4 19,5

Гностический 17,4 17,4 65,2 69,6 17,4 13,0

Процессуальный 13,0 14,1 66,3 65,2 20,7 20,7

Оценочно-рефлексивный 8,7 7,6 54,4 55,4 36,9 37,0

Средний уровень в контрольной и экспериментальной группах представлен следующим образом: по мотивационному компоненту - 46,4% и 42,8%, по гностическому компоненту - 65,2% и 69,6%, по процессуальному компоненту - 66,3% и 65,2%, по оценочно-рефлексивному компоненту - 54,4% и 55,4% соответственно. Достаточный уровень в контрольной и экспериментальной группах выявлен по всем критериям: по мотивационному компоненту - 36,2% и 37,7%, по гностическому компоненту - 17,4% и 17,4%, по процессуальному компоненту - 13,0% и 14,1%, по оценочно-рефлексивному компоненту - 8,7% и 7,6% соответственно.

Результаты таблицы свидетельствуют о том, что подавляющая часть выпускников имеет средний уровень профессиональной подготовки студентов. И это притом, что эти студенты 4 курса и начинающие педагоги психологи освоили программу бакалавриата по специальности «Педагогика и психология», прошли производственную практику, занимаются написанием дипломных работ.

Однако имеется небольшая часть студентов-выпускников, у которой отмечен достаточный уровень профессиональной подготовки. Этих студентов- выпускников можно назвать профессионально компетентными [2], они являются подготовленными к профессиональной деятельности. Почти столько же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выпускников имеют низкие уровни профессиональной подготовки, которые могут быть отнесены к группе неподготовленных к профессиональной деятельности. Следует также отметить, что по мотивационному компоненту почти у трети студентов 4 курса наблюдается достаточный уровень, почти у половины - средний уровень.

Это говорит о том, что у испытуемых есть желание и стремление повышать профессиональную подготовку, не останавливаться на достигнутом, продолжать совершенствоваться в выбранной профессии. По оценочно- рефлексивному компоненту [51 лишь незначительная часть показывает достаточный уровень, подавляющее большинство - средний и низкий уровни. Это позволяет судить о том, что очень мало студентов-выпускников обладает рефлексией и умеют объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, самостоятельно искать пути совершенствования профессиональной подготовки.

Выводы. Таким образом, проведенная диагностика исходного уровня профессиональной подготовки студентов-выпускников, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение», показала ее недостаточный уровень: средний, низкий, достаточный. Диагностика позволила также установить низкий и средний уровень профессиональной подготовки и у студентов третьего курса, и лишь незначительная часть показала достаточный уровень. У подавляющей части второкурсников выявлен низкий уровень, в то время как лишь незначительная часть продемонстрировала средний уровень.

Результаты первого курса не удивительны - почти у всех зафиксирован низкий уровень профессиональной подготовки.

В результате проведенной диагностики нами не обнаружен высокий уровень вообще. Достаточный уровень был обнаружен при исследовании мотивационного компонента каждой составляющей профессиональной подготовки, гностического, процессуального компонента - на 3 курсе. И только на 4 курсе в разных процентных соотношениях был обнаружен достаточный уровень по всем четырем компонентам.

Однако необходимо заметить, что у многих испытуемых наблюдается интерес и стремление к профессиональной подготовке, об этом свидетельствует достаточный уровень мотивационного компонента каждой составляющей профессиональной подготовки. Полученный результат позволяет говорить о том, что студенты стремятся стать профессионально подготовленными специалистами. Причем как показывают наблюдения, интерес к профессии повышается из года в год, то есть чем больше студенты узнают о своей будущей профессиональной деятельности, тем больший интерес она у них вызывает.

Литература:

1. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

2. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А.Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

3. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы // Воспитание школьников. 2012 . № 1. С. 3-11.

4. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического

использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

5. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.

№ 5. С. 95.

6. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

7. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное пособие. Москва, 2019. 114 с.

8. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение

«Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Щукина Гульмира Халелбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Шишкова Екатерина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва)

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКОГО)

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторами предпринята попытка разработать модель профессионального развития педагогов в условиях дополнительного профессионального (педагогического) образования (далее - ДП(п)О), которая ориентирована прежде всего на школьных педагогов, однако при минимальной доработке может использоваться для разных категорий педагогических работников. Представленная в статье структурно-функциональная модель профессионального развития педагогов систематизирована с позиции системно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.