Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ В ИГМА'

МЕТОДИКА ПРОЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ В ИГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / СКЕТЧНОУТИНГ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИОЛОГИИ / PROJECT METHOD / SKETCHING / PHYSIOLOGY TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицына Елена Андреевна, Васильева Наталья Николаевна

В статье описывается опыт применения метода проектов и скетчноутинга во время проведения практических занятий по нормальной физиологии. Обсуждается эффективность используемых методов в обучении студентов медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHODOLOGY AND SKETCHING IN PHYSIOLOGY TEACHING AT IGMA

The article describes the experience of using the project method and sketching during practical exercises in normal physiology. The effectiveness of the methods used in teaching medical academy students is discussed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИОЛОГИИ В ИГМА»

УДК: 378.147:612(470.51-25) МЕТОДИКА ПРОЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГ В ПРЕПОДАВАНИИ

ФИЗИОЛОГИИ В ИГМА

НАГОВИЦЫНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

аспирант кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, РФ, г. Ижевск

e-mail: elena34nv@yandex.ru0000-0003-3772-3395 ВАСИЛЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА доктор мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО «(Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, РФ, г.

Ижевск e-mail: doctornava@list.ru 0000-0001-7062-9988 АННОТАЦИЯ

В статье описывается опыт применения метода проектов и скетчноутинга во время проведения практических занятий по нормальной физиологии. Обсуждается эффективность используемых методов в обучении студентов медицинской академии.

Ключевые слова: метод проектов, скетчноутинг, преподавание физиологии.

PROJECT METHODOLOGY AND SKETCHING IN PHYSIOLOGY

TEACHING AT IGMA

NAGOVITSYNA ELENA ANDREEVNA

graduate student of the Department of Normal Physiology, Izhevsk State

Medical Academy, Russia, Izhevsk VASILEVA NATALIA NIKOLAEVNA doctor of medical sciences, associate professor of the Department of Normal Physiology, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk

ABSTRACT

The article describes the experience of using the project method and sketching during practical exercises in normal physiology. The effectiveness of the methods used in teaching medical academy students is discussed.

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

Keywords: project method, sketching, physiology teaching.

Потребности общества и современные реалии требуют повсеместного внедрения новых методов и технологий обучения в высших учебных заведениях. Парадигма образования меняется -теперь уже не человека учат, а человек учится. Логика образования направлена на самостоятельную работу личности. Эффективность процесса преподавания в вузе, включая и медицинский, определяется не только высоким уровнем компетентности в области медицинских знаний, но и владением элементами коммуникативной компетенции - одной из общих компетенций, для чего необходимо формировать навыки личностно-ориентированных, интерактивных, проектных форм обучения - [5].

Так как особенностью мышления современного молодого человека является его «проектность», которая определяет развитие современной культуры и творческой деятельности человека сегодня - [7], одним из наиболее приемлемых и эффективных методов является метод проектов. Данная технология обучения - альтернатива традиционному лекционному обучению: она помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью; меняет роли учеников и учителей: обучающиеся становятся активными полноправными субъектами образовательного процесса, а педагоги организуют, курируют и направляют этот процесс, а не транслируют готовую информацию - [4]. По мнению ряда авторов, проектное обучение формирует также общие навыки и развивает у студентов коммуникативные способности, умение работать в команде, развитие лидерских качеств - [1, 2, 3].

Еще одна из современных технологий обучения скетчноутинг -[6] - визуализация текста - основывается на теории «двойного кодирования», которая строится на практическом применении картинки

при запоминании, так как память человека устроена таким образом, что запоминание через визуальный образ дает возможность увеличить объем запоминаемой информации.

К сожалению, в высшем медицинском образовании метод проектных задач и скетчноутинг используются не так широко. На клинических кафедрах, вероятно, это связано с особенностями педагогической деятельности в медицинских ВУЗах. На теоретических же кафедрах преподаватели и обучающиеся, в большей степени, используют различные методические пособия на занятиях и подготовки к ним, несмотря на то, что данный материал является лишь основой, планом, который необходимо соблюдать, а не единственным источником информации и средством обучения.

Одним их методов проведения семинарских занятий на кафедре нормальной физиологии ИГМА стал метод проектов и скетчей, которые в зависимости от изучаемой темы были либо частью, либо полностью охватывали план проведения занятия, включающий в себя следующие этапы:

1. Организационный этап, где студентам разъяснялись цель и задачи данной работы, давались методические рекомендации, обсуждались важные моменты для раскрытия изучаемого физиологического процесса и формировались группы для работы над проектом.

2. Этап выполнения проекта. Работая в группах над темой своего проекта, обучающиеся могли воспользоваться различными источниками информации: учебниками, лекционным материалом, методическими рекомендациями кафедры, наглядно-дидактическими пособиями. Во время подготовки преподаватель обсуждал промежуточные результаты с участниками каждой группы и при необходимости корректировал ошибки. Важным условием успешной работы стало четкое распределение задач, активное взаимоЭлектронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

действие участников проекта и преподавателя, а также создание доброжелательной обстановки в аудитории.

3. Презентация. По итогам своей работы студенты должны были представить полученный результат в виде скетча, целью создания которого было не обращать внимания на маловажные детали и сконцентрироваться на значимых моментах, превращая их в визуальные заметки, которые содержат и слова, и картинки. Презентуя свой «продукт», обучающиеся подробно описывали представленную схему, рисунок или таблицу, тем самым разъясняли своим коллегам тот или иной физиологический процесс (например, регуляция работы сердца) и, соответственно, усваивали подготовленную информацию еще лучше.

4. Этап вопросов и обсуждений. По окончании презентации слушатели задавали вопросы и обсуждали полученный результат.

После того как на семинарских занятиях стали применяться методики проектов и скетчноутинг, студенты отметили, что подготовка к итоговым занятиям и коллоквиумам стала значительно легче, а средний балл за итоговое занятие в группе вырос.

Опыт применения метода проектов и скетчноутинга в преподавании физиологии показал, что данные образовательные технологии прежде всего увеличивают усвоение изучаемого на занятии материала за счет непосредственного участия студента в поиске и представлении информации, повышения мотивированности к получению новых знаний и доброжелательной обстановки в аудитории.

Список литературы:

1. Burnik U., Kosir A. / Industrial product design project: building up engineering students' career prospects // Journal of Engineering Design. - 2017. - Vol. 28. Issue 7-9. - P. 549-567.

2. Pecore J. L. / From Kilpatrick's Project Method to Project-Based Learning // International Handbook of Progressive Education. - 2015. - P. 155-171.

3. Иванова С. В. / Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» - 2015 г. Москва, 2015. - С. 41-43.

4. Казун А.П., Пастухова Л.С. / Практика применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. - 2018. - Том 20. №2. -С32-59.

5. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. / Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 11-2. - С. 47-52.

6. Роуди М. / Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу / Майк Роуди: пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2014. -224 с.

7. Симоненко В. Д. / Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). // Брянск: ГПУ, 2001. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.