Научная статья на тему 'Методика проектирования конструкций беспилотных летательных аппаратов из композиционных материалов'

Методика проектирования конструкций беспилотных летательных аппаратов из композиционных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
2258
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Крылов Е.Д., Лопатин А.В.

Рассматривается процесс создания планеров беспилотных самолетов из композиционных материалов с применением средств оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования конструкций беспилотных летательных аппаратов из композиционных материалов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

УДК 623.746.-519

Е. Д. Крылов Научный руководитель - А. В. Лопатин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рассматривается процесс создания планеров беспилотных самолетов из композиционных материалов с применением средств оптимизации.

Весовое, технологическое и экономическое совершенство конструкции беспилотных летательных аппаратов в настоящий момент может быть достигнуто [1]:

• Широким применением волокнистых полимерных композиционных материалов (ПКМ);

• Выбором рациональных типов конструкции;

• Применением эффективного процесса изготовления конструкции, который бы объединял изготовление деталей со сборкой конструкции в целом;

• Применение методов проектирования, позволяющих быстро оценивать механические характеристики создаваемых конструкций.

Процесс проектирования конструкции планера беспилотного самолета из композиционных материалов состоит из этапов, указанных на рис. 1. Он начинается с получения исходных данных в виде:

- трехмерных моделей внешнего обвода планера и внутренней компоновки;

- матрицы аэродинамических и массовых нагрузок на планер;

- документа, в котором описывается назначение и особенностей функционирования аппарата.

Далее выполняется предварительная компоновка силовой конструкции планера в CAD системе. При этом моделируется расположение и конфигурация основных силовых узлов, задаются свойства металлических и композитных материалов. Для материалов с неизвестными свойствами производят изготовление трех образцов для испытания на разрывной машине.

На основе разработанной компоновки выполняется конечно элементная модель конструкции каждого узла, задаются связи между узлами и нагрузки. Осуществляется механический анализ самолета для различных вариантов нагружения. По результатам механического анализа определяются зоны с недостаточным запасом прочности и жесткости. При этом учитываются следующие особенности ПКМ:

• Растрескивание поперечных слоев в том случае, когда достижения продольные слои достигают предельной деформации;

• Низкую прочность между слоями ПКМ;

• Низкую ударную вязкость;

• Высокую чувствительность к концентраторам напряжения;

• Насыщение влагой и в связи с этим уменьшение механических свойств;

• Высокое сопротивление усталости.

В случае недостаточного запаса прочности или жесткости проводится корректировка модели конструкции, и выполняются повторные анализы механических характеристик. Большинство изменений конструкции можно автоматизировать с помощью программных средств оптимизации и ассоциативности моделей. На основе оптимизированной модели компоновки конструкции выполняется рабочее проектирование конструкции планера (рис. 2).

Получение исходных данных

Выполнение расчета

Выполнение предварительной компоновки силовой конструкции

Выполнение конечно-элементой модель конструкции

Анализ результатов расчета

Корректировка конструкции

Выдача исходных данных для рабочего проектирования конструкции

Рис. 1. Процесс проектирования конструкции из ПКМ

Секция «Модели и методы анализа прочности динамики и надежности конструкций КА»

Для подтверждения норм прочности и жесткости выполняется статическое нагружение конструкции изготовленного планера. Полученный опыт накапливается в базе знаний и используется при разработке последующих проектов.

Библиографическая ссылка

1. Акименко А. А. Инженерная методика проектирования авиационных конструкций из композиционных материалов. М., 1997.

© Крылов Е. Д., 2013

УДК 620.22

Д. А. Литовка, Е. Д. Крылов Научный руководитель - А. В. Лопатин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕХНОЛОГИЯ ИНЖЕКЦИОННОГО ЛИТЬЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ

СМОЛ В ВАКУУМЕ

Рассмотрена технология изготовления высококачественных изделий из полимерных композиционных материалов. Предложена установка, реализующая данную технологию.

В настоящее время, благодаря своим свойствам, широкое распространение получили конструкции из композиционных материалов с полимерной матрицей. Изготовление таких изделий сопряжено с рядом проблем, основными из которых являются [1]:

• пористость полимерной матрицы, которая отрицательно влияет на механические, физические и эстетические свойства детали;

• токсичность полимерных смол;

• трудоемкость процесса формования армирующих материалов, пропитываемых связующими смолами.

Одним из способов массового изготовления композитных деталей является технология инжекционного литья в вакууме. Эта технология предъявляет высокие требования к точности выполнения технологического процесса, что в свою очередь приводит к необходимости использования специального оборудования. На рис. 1 показан пример детали, изготовленной с помощью технологии инжекционного литья в вакууме.

Рис. 1. Образец детали изготовленной методом инжекционного литья

Установка для инжекционного литья деталей из полимерных смол в вакууме позволяет точно соблюдать весь технологический процесс и получать детали заданных свойств без прямого участия человека в процессе работ с токсичными материалами.

Принцип работы установки основан на автоматическом смешивании смолы в закрытой емкости с одновременной дегазацией. Далее смола насосом высокого давления с заданным расходом, подаётся в формообразующую оснастку с уложенным армирующим материалом. Формообразующая оснастка подключается к установке с помощью быстроразъёмных фитингов. По окончанию процесса пропитки материала, включаются нагревательные элементы, которые увеличивают скорость полимеризации смолы. Процесс размешивания и заливки смолы происходит в среде вакуума (при давлении не более 5 Па). Данный подход позволяет снизить пористость детали, по сравнению с технологией литья при атмосферном давлении. Принципиальная схема установки показана на рис. 2.

Система автоматического управления контролирует все этапы технологического процесса, позволяя уменьшить трудоемкость производства. Кроме того, использование в качестве инжектируемого материала смолы, со временем жизни не менее 6 часов и температурой полимеризации около 1000 °С, позволяет осуществлять непрерывное литьё деталей. Также предусматривается наличие системы автоматической промывки установки, позволяющей минимизировать влияние токсичных компонентов. Благодаря возможности быстрой смены формообразующей оснастки для заливки повышается эффективность использования установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.