ощутимой цели к другой. Её отличало присутствие общей, целенаправленной идеи изначального генплана, которая, как оказалось, при всех частных отклонениях победила в главном, существенном. Этот итог позволяет оценить высокую творческую ступень планировочно-градостроительной деятельности в Азербайджане.
Город бесконечен - во всяком случае, в масштабе цивилизованной жизни человечества. Поэтому и проблемы города бесконечно обновляются, так что недостаток работы градостроительям не грозит. Ценой огромных усилий нам, возможно, удастся выполнить жилищную программу и достичь наконец решения жилищной проблемы: впервые в истории каждому горожанину будет обеспеченно достойное человека жилище. Город никогда не подчинится тому, кто самонадеянно возомнит себя его единоличным или даже коллективным творцом, наподобие этакого многорукого и многоглавого божества. Потому градостроителям необходимо, прежде всего, глубокое почтение перед вечно обновляющейся природой города. Однако «диалог», о котором мы говорим, будет успешным лишь в том случае, если и горожане, как партнеры архитектора по выращиванию города, объединенным усилиями также научиться уважать природу города.
Уважать город как мир, в котором мы живем, означает, что мы никогда не будем знать его целиком и окончательно, что нам всем придется восполнять недостаток точного знания ощущениями, чувствами художественной интуицией. А ведь восполнять недостаток рационального знания чувством значит прежде всего любить город [4].
Список литературы
1. Нагиев Н.Г. Современное градостроительство Азербайджанской республики. Баку, 2011. 282 с.
2. СтолярИ.М. Новые города. Издательство литературы по строительству. М:, 1972. 182 с.
3. Скубченко Г.М. Основы планировки и благоустройства населенных мест. Издательство Московского университета, 1958. 108 с.
4. ГутновА., ГлазычевВ. Мир архитектуры. Издательство «Молодая Гвардия». М:, 1990. 345 с.
МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РЕВИТАЛИЗАЦИИ АКВАТОРИЙ Загнухин Т.В.
Загнухин Тимофей Владимирович - аспирант, кафедра градостроительства, архитектурный факультет, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: одно из условий устойчивого развития приморских городов Балтийского моря - наличие системы эколого—пространственного регулирования акваторий и побережья как части общей системы управления природопользованием. Эколого—пространственное регулирование морской среды реализуется путем взаимопроникновения морского пространственного и территориального планирования, с целью создания экологически устойчивого ландшафта. Ревитализация морской среды необходима в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию, какими являются территории морских портов и припортовые акватории. В аспекте ревитализации из большого количества элементов управления природопользованием можно выделить инструменты, наиболее отвечающие оптимизации экологических качеств морской среды:
1. Создание единого экологического каркаса берега и моря;
2. Создание системы морских охраняемых районов и особо охраняемых природных территорий, со взаимным проникновением друг в друга.
Ключевые слова: морское пространственное планирование, территориальное планирование, эколого-пространственное регулирование, экологический каркас, эколого-пространственная ревитализация.
УДК 712(210.7)711.553.4
Сегодня уже очевидно, что морепользование серьезно разрушает окружающую среду и отрицательно влияет на жизнь населения [7, 8]. Акватории портовых городов испытывают негативную антропогенную нагрузку из-за деятельности портов и береговой промышленности. В Финском заливе сосредоточены три основных портовых города: Санкт-Петербург, Выборг, Усть-Луга, которые в разной степени влияют на экологическую обстановку акватории.
«Морское пространственное планирование - это публичный процесс анализа и размежевания во времени и пространстве антропогенной деятельности в рамках акватории с целью достижения экологических, экономических и социальных целей, установленных в ходе соответствующего политического процесса» [1].
В развитие формирующейся сегодня теории морского и акваториального эколого-ландшафтного планирования, предложенной и разрабатываемой профессором С.Д. Митягиным, в данной работе вводятся понятия «эколого-пространственного регулирования» и «эколого-пространственной ревитализации» в отношении акваторий [2, 3, 4].
Эколого-пространственное регулирование акваторий - это управление, направленное на поддержание устойчивого экологического равновесия акватории посредством введения планировочных норм и правил морепользования.
Среди инструментов регулирования можно выделить экологический каркас (ЭК), как основной способ создания устойчивого морского ландшафта [5, 6]. В настоящее время экологический каркас формируется только в рамках территориального планирования. Развитие МПП расширяет пространство использования ЭК на морские акватории различного масштаба [9].
На первом этапе необходим ландшафтный анализ припортовых акваторий, примыкающей территорией с бассейном впадающих рек для определения факторов, формирующих природный ландшафт и оценка экологической ситуации. На данном этапе разрабатываются опорные планы, с нанесением уникальных морских и береговых биотопов, характеристика характерной растительности, геологические, гидрологические, климатические условия. Для городских территорий необходимо разработать карты инсоляционного, ветрового, акустического режимов. На основе ландшафтных опорных планов проводится анализ устойчивости биотопов к антропогенным нагрузкам, а также динамика изменений. Ландшафтные опорные планы лягут в основу эколого-пространственного регулирования и морских пространственных планов.
Производится оценка структуры морепользования и береговой хозяйственного деятельности в границах пространства в котором производится ревитализация (возможно в границах муниципального или регионального масштаба) для установки степени антропогенного изменения ландшафта, и выявления тенденций и специфики развития морепользования в данном морском пространстве, и потенциала его роста. Разрабатывается план существующего использования морского и берегового пространства, с нанесением существующих морских судоходных путей, линейных и площадных объектов морской хозяйственной деятельности, береговые инженерно -транспортные сооружения, морские гидротехнические сооружения, застройки береговой территории, производственных объектов, структуры землепользования в границах бассейнов рек. Для выявления действующих факторов ограничивающих или негативно влияющих на проектные решения ЭК (природных, технических, юридически-правовых) разрабатывается карта эколого-пространственных ограничений. Разрабатывается план зон с особыми условиями использования, таких как санитарные разрывы от транспортных и технических сооружений портов, а также морских гидротехнических сооружений, расположение источников негативного воздействия на окружающую среду и селитебные территории, ООПТ, водоохранные зоны и санитарно-защитные зоны предприятий. Производится расчет эколого-технических показателей для принятия решения о степени устойчивости морского ландшафта.
Разрабатывается пространственный план включающий акваторию и береговую территорию муниципального образования в составе проекта территориального планирования с учетом перспектив развития всех видов морской и береговой хозяйственной деятельности. Проводится эколого-пространственной регулирование путем анализа совместимости перспективных инженерного и транспортного каркасов с существующими природными комплексами. Анализируются существующие и перспективные конфликты функционального использования, с целью достижения компромиссов между всеми видами природного и антропогенного использования пространства.
На последнем этапе формируется экологический каркас ревитализируемого морского пространства с установлением режимов морехозяйственного и градостроительного использования его элементов. Разрабатывается комплексный план экологического каркаса, включающий его пространственную структуру и режимы использования его элементов.
Эколого-пространственное регулирование устанавливает каждому пространственному элементу экологического каркаса соответствующий вид морехозяйственной или градостроительной деятельности. В зависимости от типа пространственных элементов можно выделить территориальные, береговые, акваториальные и переходные режимы хозяйственной деятельности.
Программа формирования экологического каркаса
Поэтапная модель формирования ЭК позволит снизить экологические риски и позволит корректировать проектные решения в процессе развития ЭК, ориентируясь на текущие экологические показатели, а также позволит снизить вредное техногенное влияние.
Первый этап включает подготовительные мероприятия к формированию экологического каркаса в течение 10-15 лет.
Второй этап заключается в стадии формирования экологического каркаса в течение 15-20 лет.
Третий этап предусматривает последовательное развитие и поддержку экологического каркаса.
На первом этапе необходимо начать перестройку морепользования на экологоориентированный вектор развития. Необходимо равномерно распределить узлы экологического каркаса на территории и акватории, а также установить точки взаимодействия между ними. Самой основной проблемой припортовых акваторий является загрязнение среды объектами морского и берегового морепользования. Поэтому на 1 этапе необходимо начинать с модернизации морепользования путем внедрения природоохранных технологий, с сохранением основного вида использования акватории, параллельно с переводом промышленных зон из категории нарушенных территорий в категорию устойчиво-сбалансированных территорий. Снизить грузонапряженность судоходных путей или провести их перетрассирование.
Цель первого этапа: максимальное сокращение выбросов в водную среду, почву, и атмосферу, запуск процессов самоочищения водного бассейна; выявление пространственных ресурсов для размещения экологического каркаса; выявление транзитных связей между узлами природного каркаса; модернизация морепользования; установление режимов хозяйственного использования в акваториальной, береговой и территориальной зоне ревитализации.
В морском пространстве реализация ЭК основывается на неразрушении и поддержании существующих донных биотопов, формировании искусственных береговых биотопов на нарушенных портовых и придамбовых территориях. В дальнейшем необходимо приспособление транспортной инфраструктуры для объединения разобщенной системы естественных биотопов транзитными связями в виде линейных озелененных пространств вдоль транспортных коммуникаций. На территориях береговой промышленности благоустраивают прирельсовое пространство железных дорог. Проводят комплексное озеленение обочин автомобильных, и железных дорог для превращения их в линейные компоненты формируемого экологического каркаса. В целом ЭК первого этапа основывается на существующей морской и городской ландшафтной структуре, и осуществляется по принципам «стабилизации антропогенной нагрузки» и «приоритета экологического равновесия». Основной вектор развития ЭК направляется на повышение устойчивости морских и береговых экосистем путем применения эколого-пространственного функционального зонирования.
На втором этапе производится освоение выделенных в первом этапе пространственных ресурсов. Развитие системы морских охраняемых районов. Формирование территориально-морских охраняемых районов с внедрением искусственных биотопов. Формируются основные системы морских охраняемых акваторий и природоохранных территорий. Организуется реструктуризация морепользования, благоустройство береговых рекреационных территорий. Организуемые рекреационные зоны располагаются преимущественно на береговых территориях. Вектор рекреационной активности необходимо смещать на приморские и приречные территории, а также в структуру промышленных зон. На акваториях формируется инфраструктура для занятия парусным спортом и движения маломерных судов. Формируется комплекс природно-технических объектов для организации морского экологического парка.
Цель второго этапа: Формирование устойчивого экологического каркаса, как предпосылки обеспечения сбалансированного развития приморского города.
На третьем этапе предлагается развитие созданного ЭК, поддержание его устойчивости, с корректировкой проектных решений в зависимости от реакций экосистемы, продолжение оптимизации и совершенствования функций природного каркаса с рациональным использованием его пространств с учетом благоприятной окружающей среды путем включения коммерческих и социальных элементов в природный каркас.
Список литературы
1. Обзор мирового опыта в области морского пространственного планирования // под ред.
В.В. Денисова. Всемирный фонд дикой природы. М., 2014. 25 с.
2. Митягин С.Д. Морское планирование - новое направление пространственной организации
Российской Федерации // Вестник «Зодчий XXI век», 2012.
3. Митягин С.Д., ЛазареваМ.С. «Черная дыра» Финского залива // Вестник. Зодчий. 21 век.
96
4. Митягин С.Д., Евплова И.Б. Экологические задачи развития планировочной структуры приневской агломерации // Леса России: политика, промышленность, наука, образование материалы научно-технической конференции. Под. ред. В.М. Гедьо, 2016.
5. Гридне в Д.З. Природно-экологический каркас в территориальном планировании муниципального образования // М., 2011. 190 с.
6. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений как природно-техническая система для интегрированного управления водными ресурсами: социальная, экономическая и экологическая значимость Р.Р. Михайленко Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2015. Т. 7. № 1.
7. Загнухин Т.В. «Гипотеза формирования морского биологического парка в Невской губе» // Наука и бизнес пути развития, 2016.
8. Загнухин Т.В. «Использование принципов экологического каркаса в морском пространственном планировании балтийского моря» // Наука и бизнес пути развития, 2017.
9. Загнухин Т.В. «Критерии устойчивости ландшафтов припортовых акваторий на основе эколого-технических показателей» // Перспективы науки, 2017.