Научная статья на тему 'Методика проблемно-интегративного обучения на примере изучения звуковых явлений в 7 классе'

Методика проблемно-интегративного обучения на примере изучения звуковых явлений в 7 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM TRAINING / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERSUBJECT INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворкина Л.А.

Статья обсуждает проблему интеграции естественнонаучных дисциплин средней школы и методы обучения, применяемые для прочного усвоения межпредметного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PROBLEM-INTEGRATIVE TRAINING ON EXAMPLE OF THE SOUND OCCURENCES STUDY IN THE 7TH GRADE

The article considers a problem of integration of scientific disciplines of high school and methods of training used for strong mastering of the intersubject contents.

Текст научной работы на тему «Методика проблемно-интегративного обучения на примере изучения звуковых явлений в 7 классе»

УДК 372.853 ББК 74.262.22

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВЫХ

ЯВЛЕНИЙ В 7 КЛАССЕ

Л.А. Суворкина, учитель физики МОУ СШ № 74 г. Н. Новгорода, аспирант Нижегородского государственного университета (8312)65-90-15

Статья обсуждает проблему интеграции естественнонаучных дисциплин средней школы и методы обучения, применяемые для прочного усвоения межпредметного содержания.

Ключевые слова: проблемное обучение, межпредметная интеграция. METHODS OF PROBLEM-INTEGRATIVE TRAINING ON EXAMPLE OF THE SOUND OCCURENCES STUDY IN

THE 7TH GRADE

Suvorkina L.A.

The article considers a problem of integration of scientific disciplines of high school and methods of training used for strong mastering of the intersubject contents.

Keywords: problem training, intersubject integration.

В свете задач модернизации школьного образования необходимо, чтобы изучение основ наук было бы развивающим. Для этого обучение должно быть ориентировано на самостоятельное и сознательное усвоение школьниками новых знаний и приобретение опыта активной поисковой деятельности. Развитие личности школьника требует от учителя грамотного отбора и использования подходящих средств и методов обучения. Чтобы создать условия для постижения основ физической науки и реализовать интеллектуальный и творческий потенциал предмета, педагогу важно знать цели предметного обучения и школьного образования в целом.

Что касается предмета физики, его развивающий эффект будет максимальным, если в учебно-воспитательном процессе учтены следующие ценностные ориентиры:

- физика - это способ познания мира и человека в нем;

- физика - это прикладные знания и умения, помогающие решать социальные и личные проблемы;

- физика - это мировоззрение, основа естественнонаучной картины мира.

Мы полагаем, что названные ориентиры наиболее полно будут учтены именно в модели проблемно-интегративного обучения, которое включает одновременно и проблемное, и интегрированное обучение.

Модель проблемно-интегративного обучения предполагает концентрацию учебного материала вокруг основополагающих идей, понятий, законов и теорий с последующим его применением в общей системе естественнонаучных знаний о мире. В процессе проблемно-поисковой деятельности школьники самостоятельно и осознанно усваивают знания и учатся их применять [1]. В рамках такого обучения учащиеся приобретают новую информацию при постановке и решении учебных проблем межпредметного характера (экологических, природоохранных и др.), которые во многом ближе личности учащегося, чем абстрактные физические ситуации. Следует отметить, что в трактовке терминов «учебная проблема», «проблемная ситуация» мы исходим из понимания проблемы не только как запланированного учителем противоречия между старым знанием и новым фактом, но и в более широком смысле - как неочевидного вопроса, задания, требующего напряжения воли учащегося для получения ответа [2].

Анализ школьной педагогической практики показывает, что учителям наиболее сложными представляются создание проблемной ситуации и решение учебной проблемы в процессе применения метода проблемно-интегративного обучения. Алгоритм постановки и решения межпредметных учебных проблем представим следующей последовательностью действий.

1. Найти в содержании курса противоречие межпредметного характера. Для этого при подготовке к уроку сравнить содержание смежных дисциплин с материалом курса и выявить объекты, о которых у школьников уже есть информация (они получили ее при изучении других предметов), но она неполная. Следует помнить о том, что на уроке можно проанализировать несколько противоречий.

2. Определить круг внутрипредметной и межпредметной информации, которая понадобится для создания проблемной ситуации, т.е. для того чтобы учащиеся почувствовали противоречие между тем, что они знают, и тем, чего еще не знают, и попробовали вспомнить материал из смежных дисциплин для устранения обнаруженного противоречия. Учителю следует обратиться также и к содержанию предшествующих уроков физики.

3. Выбрать подходящие способы создания проблемных ситуаций и определить, какие виды межпредметных связей необходимы, чтобы учащиеся почувствовали противоречие.

4. Сформулировать конкретную учебную проблему в форме вопроса или задачи, чтобы четко обозначить, в каком направлении следует искать верный ответ.

5. Спроектировать путь поиска решения проблемы и выбрать необходимые виды межпредметных связей. При этом следует помнить, что процесс решения учебной проблемы включает этапы выдвижения гипотезы, проверки истинности гипотезы и формулирования решения.

6. Определить, какими способами можно доказать правильность найденного решения и обозначить сферы его дальнейшего применения.

7. Выстроить все сформулированные учебные проблемы в виде последовательности «причина - следствие» и подобрать необходимое учебное оборудование.

8. Определить критерии оценивания учебных достижений школьников на уроке.

Применение того или иного метода обучения не может определяться желанием педагога, его благими намерениями максимального развития личности учащихся. Например, максимальным развивающим эффектом обладает исследовательский метод, при котором учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. Однако для его применения необходим не только высокий уровень подготовленности класса, но в первую очередь точный выбор содержания, на котором он реализуется. Такого межпредметного содержания в курсе физи-

ки средней школы, даже профильных классов, не столь много, чтобы говорить о системе настоящей поисковой деятельности

Наш анализ возможности содержания и методов обучения для организации проблемно-интегративного обучения позволил сделать вывод об оптимальности его при переходе от ядра физической теории к её следствиям, когда основные знания предметного характера сформированы, ставятся задачи перевода знаний в умения, что уже можно сделать в той или иной форме самостоятельной работы учащихся. Если знания сформированы в рамках учебного предмета «физика», то применение их возможно в контексте другого предметного содержания. Очень важно отметить, что применение, вовлечение фактов, знаний, элементов теорий из смежных наук способствует усвоению их предметного содержания, поскольку «усвоение происходит в процессе применения» (Н.А. Менчинская). Такое обучение основано на использовании эвристиче-

ских методов, чаще всего - эвристической беседы с применением демонстрационного эксперимента.

На основе приведённого алгоритма нами были разработаны и внедрены в учебный процесс в рамках опытно-экспериментальной работы уроки на основе проблемно-интегративного метода обучения в некоторых темах курса физики 7 класса. Пример приведён в табл. 1. Возраст учащихся существенно ограничил содержание и уровень поставленных вопросов и заданий, однако их применение значительно активизировало познавательную деятельности учащихся и позволило провести действенную межпредметную интеграцию. Главный же результат состоит в том, что при изучении столь сложной для 7 класса темы учащиеся сформировали умения применять полученные знания, и, следовательно, вышли на достаточный уровень усвоения учебного материала. Можно говорить и о том, что заложен первый камень в формирование фундамента научного мировоззрения школьников.

Таблица 1. Содержание межпредметной интеграции в теме «Звуковые явления», 7 класс

Тема Интеграция с предметом Вопросы, при изучении которых планируется интеграция учебных предметов Вопросы и задания проблемного, эвристического характера

1. Колебательное движение. География, биология. Колебательное движение в живой и неживой природе (землетрясения, дрожание листьев и веток деревьев -демонстрация видеофрагментов). Чем отличается колебательное движение от других видов? Какие характеристики можно рассмотреть для данного вида движения?

2. Звук. Источники звука. Биология. Голосовой аппарат человека и животного. Что является источником звука в этом случае? (На основе фронтального демонстрационного эксперимента).

3. Волновое движение. Длина волны. География. Перемещение водных масс, штормы. Условия возникновения волн (на основе демонстраций и просмотра видеофильма). Где может существовать волна?

4. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. Биология. Слуховой аппарат человека и животного. Где может распространяться звук? Как звук воспринимается? (На основе демонстрационного эксперимента).

5. Громкость и высота звука. Отражение звука. География, музыка. Определение глубины водоемов, исследование пещер. Музыкальные звуки различной высоты. В чем причина разной высоты и громкости звука? (На основе демонстрационного эксперимента).

Литература

1. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: Учебно-методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006.

2. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

УДК 576.3 ББК 28.05

ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕОРИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАБОЛИЗМА

КЛЕТОК

С.М. Похлебаев, кандидат биологических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета (351) 263-57-81

Обоснована необходимость использования электронной теории вещества как научной методологии для понимания сущности клеточного метаболизма. Приведена авторская теоретическая модель, позволяющая конкретизировать основные положения данной теории при изучении процессов фотосинтеза и дыхания, играющих ключевую роль в метаболизме растительной клетки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.