ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2014 №4(13), С. 86-89
== ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭС -
УДК 621.86
МЕТОДИКА ПРИЁМОЧНОГО КОНТРОЛЯ СЕКЦИЙ ПОДКРАНОВОГО ПУТИ КРАНА КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ
© 2014 г. В.А. Наугольнов, И.Ю. Пимшин
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
В работе описана методика контроля геометрических параметров секций рельсового пути специального мостового электрического крана кругового действия. Предложенная методика обеспечивает геометрию рельсового пути согласно нормативным требованиям.
Ключевые слова: рельсовый путь, мостовой кран кругового действия, электронный тахеометр.
Поступила в редакцию 29.11.2014 г.
Наиболее важным из кранов, используемых на АЭС, служит мостовой кран кругового действия. Контроль геометрии рельсового пути выполнялся оборудованием с низкой точностью измерения или по несовершенным методикам [1-3]. Для технической диагностики [4] и обеспечению безопасности и безотказности работы крана кругового действия АЭС за счёт обеспечения нормативной геометрии ходовой части кранов и рельсового пути посвящено значительное число работ [5-14].
Рельсовый путь специального мостового электрического крана кругового действия - полярного крана это окружность проектного диаметра. Паспорт рельсового пути завода «Тяжмаш» регламентирует максимальное отклонение для диаметрально противоположных точек пути от проектного диаметра - не более 5 мм. Для обеспечения этого и других требований к геометрическим параметрам рельсового пути выполняют контроль всех секций дважды. Первый раз на заводе производителе секций, где на каждую секцию наносят номер, определяющий порядок сборки пути, второй - на стройплощадке АЭС после транспортировки.
Методика контроля секций рельса первой операцией (предварительный контроль) предусматривает контроль общей геометрии каждой секции. Для этого рулеткой измеряют длины внешней дуги и внутренней хорды рисунок 1.
■^хордь г
Рис. 1. - Схема измерений дуги и хорды
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014
МЕТОДИКА ПРИЁМОЧНОГО КОНТРОЛЯ СЕКЦИИ ПОДКРАНОВОГО ПУТИ КРАНА 87
По результатам измерений оценивают соответствие длин дуг и хорд каждой секции:
q Ьдуги -180 _
Q R '
проект
где Q - центральный угол;
Кроектн - проектный радиус дуги.
Вычисляют длину внутренней хорды Ь1хорды
Lхорды = Кроектн ' (Sin(Q / 2));
R1 проектн - проектный радиус, соответствующий данной хорде, и определяют расхождение между фактическим и теоретическим значением:
А^хорды— Lхорды - L хорды•
Второй операцией методики предусмотрен контроль параметров плановой формы (радиальности) секций. Для этого электронным тахеометром Elta S-10 были закоординированы контрольные точки равномерно расположенные на внутренней образующей каждой секции (рис. 2). По совокупности измеренных величин определены фактические стрелы прогиба (Апр) от главной хорды секции. Для этих же контрольных точек были вычислены теоретические значения (Атеор) тех же стрел прогиба. Затем определяют:
ЛА - А - А
¿-т- пр ^теор•
Рис. 2. - Схема расположения контролируемых точек ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, № 4(13) 2014
88
НАУГОЛЬНОВ и др.
По этой методике был выполнен приёмочный контроль рельсового пути на стройплощадке энергоблока №3 Ростовской АЭС. В результате измерений было установлено, что для некоторых секций ограничение в 5 мм не было выдержано. Процесса рихтовки секций удалось избежать за счёт рациональной перестановки секций. В результате данный рельсовый путь стал удовлетворять нормативным требованиям.
Практическая ценность методики позволила сократить время сборки пути и снизить его стоимость.
ВЫВОДЫ
1) Многочисленные натурные измерения на мостовых кранах Ростовской и Балаковской АЭС подтвердили наличие отклонений в геометрических параметрах, как рельсовых путей, так и в металлоконструкциях кранов, обусловленных ошибками изготовления, монтажа и возникших из-за износа;
2) Опыт контроля геометрических параметров на этапе производства (завод «Тяжмаш», г. Сызрань), выпускающем полярные краны в настоящее время, также подтвердил наличие отклонений в геометрических параметрах секций рельсового пути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурак, К.Е. О контроле за состоянием подкранового пути полярного крана реакторного отделения АЭС [Текст] / К.Е. Бурак. // Геодезия и картография. - 1993. - № 5. - С. 20-22.
2. Бурак, К.Е. и др. Геодезические работы для расчёта рихтовки пути полярных кранов АЭС [Текст] / К.Е. Бурак, П.Ф. Шпаковский, В.П. Молов // Геодезия и картография. - 1996. - № 12. - С. 22-25.
3. Шеховцов, Г.А. Современные методы геодезического контроля ходовой части и путей мостовых кранов [Текст] / Г.А. Шеховцов - Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно строительный университет, 1999. - 164 с.
4. Сероштан, В.И. и др. Диагностирование грузоподъёмных машин [Текст] / В.И. Сероштан, Ю.С. Огарь, Головин А.И. и др. - М.: Машиностроение, 1992. - 192 с.
5. Наугольнов В.А. и др. Моделирование системы металлическая подкрановая балочная конструкция - мостовой полярный кран [Текст] / В.А. Наугольнов, В.М. Козловцев // Математические методы в технике и технологиях: материалы междунар. конф. ММТТ-19 Воронеж, 30 мая-2 июня 2006г. - Воронеж: Воронеж. гос. технол. Акад., 2006. - Т. 5. - С. 122-125.
6. Пат. № 2382347 Российская Федерация, МПК 001М 17/06, В66С 13/16. Способ диагностики геометрических параметров ходовой части мостовых кранов [Текст] / Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов; заявитель и патентообладатель Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов - № 2008145829/11; заявл. 19.11.08; опубл. 20.02.2010, Бюл. № 5. - 7 с. : ил.
7. Пат. № 2425348 Российская Федерация, МПК 001М 17/06, В66С 13/16. Способ диагностики геометрических параметров ходовой части мостового крана кругового действия [Текст] / Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов; заявитель и патентообладатель Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов - №2008145829/11; заявл. 15.02.10; опубл. 27.07.2011, Бюл. № 21. - 8 с. : ил.
8. Пат. № 2384831 Российская Федерация, МПК 001М 17/06, В66С 13/16. Способ диагностики геометрических параметров ходовой части мостовых кранов радиального действия [Текст] / Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов; заявитель и патентообладатель Ю.И. Пимшин, И.Ю. Пимшин, В.А. Наугольнов. - №2008145825/11; заявл. 19.11.08; опубл. 20.03.2010, Бюл. №21. - 8 с. : ил.
9. Наугольнов, В.А. Анализ ходовой части кранов кругового действия, имеющих цилиндрические колёса [Текст] / В.А. Наугольнов // Бюл. Союза геодезистов. Ростов н/Д. -2010. -№3. - С. 21-24.
МЕТОДИКА ПРИЁМОЧНОГО КОНТРОЛЯ СЕКЦИЙ ПОДКРАНОВОГО ПУТИ КРАНА 89
11. Пимшин, Ю.И. и др. Особенности движения кранов мостового типа с коническими колёсами [Текст] / Ю.И. Пимшин, В.А. Наугольнов, И.Ю. Пимшин // Глобальная ядерная безопасность. - 2011. - №1. - С. 71-78.
12. Пимшин, Ю.И. и др. Общие принципы технической диагностики мостовых кранов // Инженерный вестник Дона : электрон. науч. журн [Электронный ресурс]. - 2012. - №4/2. -Режим доступа: ИЯЬ: http://www.ivdon.ru - 20.11.2014.
13. Пимшин, Ю.И. и др. Способ диагностики геометрических параметров ходовой части мостовых кранов радиального действия [Электронный ресурс] / Ю.И. Пимшин, В.А. Наугольнов, И.Ю. Пимшин // Инженерный вестник Дона : электрон. науч. журн. - 2012. - № 4/2. - Режим доступа: ШЬ: http://www.ivdon.ru - 20.11.2014.
14. Пимшин, Ю.И. и др. Методологические основы технической диагностики кранов мостового типа [Текст] / Ю.И. Пимшин, В.А. Наугольнов, И.Ю. Пимшин // Изв. вузов. Сев.- Кавк. регион. Техн. науки. - 2008. - Спец. вып. - С. 135-137.
15. Пимшин, Ю.И. и др. Анализ ходовой части кранов радиального действия при движении их по окружности [Текст] / Ю.И. Пимшин, В.А. Наугольнов, И.Ю. Пимшин // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. -2009. - Спец. вып. - С. 95-100.
Technique of Subcrane Way Sections Acceptance Control of Circular
Action Crane
V.A. Naugolnov*I.Y. Pimshin**
Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI»,
73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 * e-mail: naugolnov53@mail.ru ; ** e-mail: geodez@aaanet.ru
Abstract - The technique of geometrical parameters control of track sections of the special bridge electric crane of circular operation is described in work. The proposed technique provides the geometry of the track in accordance with regulatory requirements.
Keywords: track, bridge crane of circular operation, the electronic instrument.