Научная статья на тему 'Методика применения нетрадиционных методов на уроках'

Методика применения нетрадиционных методов на уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
методика / биология / нетрадиционный метод / урок-игра / урок-КВН / урок-консультация / урок-лекция / урок-семинар / лабораторнопрактический урок / модульный урок

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муштарийбегим Икромжановна Икромова

В данной статье были рассмотрены особенности применения нетрадиционных методов на уроках биологии. В ходу работы были выделены условия, которые способствуют применению нетрадиционного метода на уроке, этапы проведения такого урока, а также проанализированы разные виды нетрадиционных методов, которые могут быть применены в ходе преподавания биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика применения нетрадиционных методов на уроках»

Методика применения нетрадиционных методов на

уроках

Муштарийбегим Икромжановна Икромова Бухарский государственный университет

Аннотация: В данной статье были рассмотрены особенности применения нетрадиционных методов на уроках биологии. В ходу работы были выделены условия, которые способствуют применению нетрадиционного метода на уроке, этапы проведения такого урока, а также проанализированы разные виды нетрадиционных методов, которые могут быть применены в ходе преподавания биологии.

Ключевые слова: методика, биология, нетрадиционный метод, урок-игра, урок-КВН, урок-консультация, урок-лекция, урок-семинар, лабораторно-практический урок, модульный урок

Methodology for using non-traditional methods in the

classroom

Mushtariybegim Ikromzhanovna Ikromova Bukhara State University

Abstract: This article examined the features of using non-traditional methods in biology lessons. In the course of the work, the conditions that contribute to the use of an unconventional method in a lesson, the stages of conducting such a lesson were highlighted, and different types of unconventional methods that can be used in teaching biology were analyzed.

Keywords: methodology, biology, unconventional method, lesson-game, lesson-FRG, lesson-consultation, lesson-lecture, lesson-seminar, laboratory-practical lesson, modular lesson

Современная школа сталкивается с рядом сложных задач. С одной стороны, необходимо обеспечить высокую успеваемость и эффективность обучения, а с другой - сохранять интерес учеников к учебному процессу. В этой связи, использование нетрадиционных методов обучения на уроках становится все более актуальным.

Нетрадиционные методы обучения представляют собой несколько способов передачи знаний и навыков, отличных от классической формы лекций и

конспектирования. Они включают в себя использование интерактивных игр, экспериментов, кейсов, проектов и других методик.

Эти методы позволяют учителям не только облегчить процесс обучения и повысить его эффективность, но и сильнее привлечь внимание учеников. Использование нетрадиционных методов в обучении усложняет само обучение и побуждает учеников увлечься учебной дисциплиной, чего невозможно достигнуть с помощью привычных методов.

Однако, эти методы недостаточно изучены и стандартизированы. Полагаясь на эмпирические данные, преподаватели могут повысить достоверность их используя их на уроках. В данной работе мы рассмотрим методику применения нетрадиционных методов обучения на уроках с целью повышения эффективности обучения и заинтересованности учеников.

Основное отличие нестандартного урока - не шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нем нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам [1-7].

Часто необычный урок отличает и то, что учитель не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться отметки в обычном их понимании.

При организации и проведении нетрадиционных уроков в школе следует учитывать, что их эффективность зависит от нескольких ключевых условий:

1. Нетрадиционные уроки должны занимать важное место в обучении. Это означает, что они не должны рассматриваться как дополнительное занятие или развлечение. Нетрадиционные уроки должны быть включены в учебный план и содержать обязательный материал для изучения.

2. Учителю необходимо глубоко знать методику проведения нетрадиционных уроков. Это включает в себя понимание принципов организации таких уроков, использование различных учебных материалов и подбор методов обучения, которые соответствуют конкретной теме.

3. Важно сочетать нетрадиционные и традиционные формы работы. Нетрадиционные уроки не должны полностью заменять традиционные методы работы, такие как лекции или задания на дом. Вместо этого они могут дополнить традиционные методы и позволить ученикам изучать тему с разных точек зрения [8-15].

4. Учитель должен уметь проводить диагностику, выбирать содержание и конструировать процесс обучения на нетрадиционном уроке. Это означает, что

учитель должен иметь четкое представление о том, какая информация передается на уроке и как она должна быть передаваться. Также учитель должен уметь мониторить процесс обучения и в случае необходимости корректировать его.

5. Нестандартные уроки должны входить в общую систему обучения. Это означает, что нетрадиционные уроки должны быть интегрированы в учебный план и координироваться с традиционными методами обучения. Кроме того, они должны быть частью общего процесса обучения, чтобы ученики могли лучше понимать темы и развиваться в соответствии с требованиями учебного плана [4, ^ 65-66].

Методика проведения нестандартных уроков предполагает:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении, подразумевает, что урок не должен быть построен по заранее утвержденному сценарию, а должен учитывать индивидуальные потребности и особенности учащихся. Это предполагает гибкость и креативность в подходе к проведению занятия.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке означает, что студенты должны быть активными участниками учебного процесса, а не просто пассивными слушателями. Это может включать в себя групповую работу, дискуссии, проектную деятельность и другие формы интерактивного обучения.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основу эмоционального тона урока подразумевает, что урок должен быть интересным и увлекательным, но при этом не должен быть просто развлекательным. Цель -вызвать у учащихся интерес к предмету и мотивацию к обучению.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений означает, что учителю не следует навязывать свою точку зрения, а наоборот, включать в урок различные точки зрения, поддерживать дискуссию и развивать критическое мышление учащихся.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения, подразумевает, что урок должен быть не только местом усвоения знаний, но и развития коммуникативных навыков, сотрудничества и эмоциональной отзывчивости.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям означает, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и адаптировать методы обучения в соответствии с их потребностями [16-24].

7. Использование оценки и отметки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента предполагает, что оценка должна служить не только для контроля знаний, но и для мотивации учащихся к учебе, развития их самооценки и саморегуляции [1, c. 112-113].

В подготовке и проведении нестандартных уроков выделяются 3 периода:

Подготовительный период включает в себя определение цели урока, выбор и разработку необходимых материалов и ресурсов, планирование структуры и содержания урока. Важно учесть интересы и потребности учеников, оценить существующие знания и умения, чтобы составить урок с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Собственно урок - это время, когда учитель ведет свои занятия и проводит свои нестандартные уроки для учеников. В этом периоде учитель опирается на ранее разработанный материал, следит за эмоциональным настроением и вовлеченностью учеников в процесс обучения, дает разъяснения и объяснения, проводит практические упражнения и задания, развивает умения и навыки, дает обратную связь.

Анализ урока заключительным этапом и является необходимым для оценки результатов обучения. Учитель оценивает свою собственную работу, анализирует ошибки и проблемы, учитывает мнение учеников и родителей. Это позволяет учиться на своих ошибках и улучшить качество дальнейшего обучения [5, с. 87-88].

Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся можно использовать различные типы уроков:

УРОКИ-ИГРЫ. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются на уровне основного общего образования.

Уроки-игры призваны вовлечь учеников в учебный процесс, сделать его более увлекательным, интересным и понятным. Они помогают раскрыть творческий потенциал учеников, развивать логическое мышление, способствуют формированию навыков сотрудничества, коммуникации, решения конфликтов.

Такие уроки могут быть проведены в различных формах: ролевые игры, интеллектуальные игры, игры-симуляторы, игры-квесты и т.д. Они могут быть использованы в различных учебных предметах: от математики и естественных наук до истории, литературы и иностранных языков.

Преимущества уроков-игр в том, что они способствуют не только усвоению знаний, но и развитию личности ученика. В ходе игры ученик учится принимать решения, анализировать ситуации, применять знания на практике, что помогает им лучше усваивать материал.

Важно, чтобы уроки-игры были организованы таким образом, чтобы комбинировать развлечение и обучение, учитывая интересы и потребности каждого учащегося. Такой подход к обучению помогает создать благоприятную обстановку для эффективного усвоения знаний и навыков [2, c. 87].

УРОКИ-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить такие уроки в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в этом взаимодействии [25-31].

На уроках-КВН ученики могут продемонстрировать свои знания, умения и навыки в неформальной и весёлой обстановке, что позволяет им проявить себя с разных сторон. Обычно эти уроки проводятся в форме командных соревнований, где ученики отвечают на вопросы, решают задачи, представляют свои проекты или презентации. Такие уроки могут быть как развлекательными, так и учебными, в зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель.

Одной из важных задач уроков-КВН является укрепление дружеских и коллективных отношений в классе. Путём совместных усилий, весёлых конкурсов и игр ученики учатся работать в команде, поддерживать друг друга, справляться с трудностями и достигать поставленных целей. Такие уроки демонстрируют важность взаимодействия и взаимопомощи, что важно и для общества в целом.

Уроки-КВН могут быть также отличным способом для учителя оценить уровень усвоения материала учениками. Путём наблюдения за их выступлениями, ответами на вопросы и решением задач учитель получает представление о том, что ученики усвоили, а что нуждается в дополнительном изучении и повторении.

Такие уроки могут стать значимым и весёлым завершением учебного года, позволяя всем участникам весело и с пользой провести время, а также подвести итоги и сделать выводы о проделанной работе [3, c. 98].

УРОКИ-КОНСУЛЬТАЦИИ. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.

УРОКИ-ЛЕКЦИИ. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому можно использовать лекции-беседы и проблемные лекции.

Уроки-лекции позволяют преподавателю структурировать материал, дать учащимся фундаментальные знания и основы темы. Здесь важно не только передать информацию, но и подать ее интересным и доступным способом, чтобы учащиеся были заинтересованы в уроке.

Лекции-беседы добавляют интерактивности в урок, а проблемные лекции ставят перед учащимися задачи, решение которых требует применения теоретических знаний на практике. Эти формы позволяют учащимся не только получить информацию, но и применить ее на практике, развить навыки критического мышления и анализа.

Лекции-беседы и проблемные лекции также могут способствовать развитию коммуникационных навыков учащихся, так как они обязаны активно участвовать в обсуждении темы. Такие уроки способствуют формированию творческого мышления, самостоятельности и умения применять знания на практике [1, с. 65].

Таким образом, уроки-лекции в различных формах являются важным элементом образовательного процесса, позволяя преподавателям эффективно передавать знания, а учащимся - активно участвовать в уроке и развивать свои навыки.

УРОКИ-СЕМИНАРЫ. Как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение», «Современные достижения генных технологий, их этические и юридические проблемы»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением.

На таких уроках-семинарах также часто проводятся дискуссии по актуальным проблемам, что позволяет развивать навыки аргументации, анализа и критического мышления учащихся. Это также способствует формированию у них умения слушать и уважать точку зрения других.

Одним из основных целей уроков-семинаров является обучение учащихся самостоятельной работе с информацией, критическому мышлению и обобщению полученных знаний. Такой формат занятий также помогает формировать навыки коммуникации, готовность к общению и сотрудничеству, что является важным в современном обществе [4, с. 89].

В целом, уроки-семинары дают возможность учащимся более глубоко погрузиться в изучаемый материал и развить свои навыки работы с информацией, что важно для их успешного обучения и будущей профессиональной деятельности.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Такие уроки являются важной формой работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся

возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников.

Цель лабораторно-практических уроков заключается не только в формировании технических навыков, но и развитии аналитических, творческих и критического мышления учащихся, умения применять полученные знания на практике. Кроме того, такие уроки способствуют формированию у школьников интереса к научным исследованиям в области биологии, что может иметь положительный эффект на их профессиональное предпочтение в будущем.

Однако, при проведении лабораторно-практических уроков необходимо учитывать ряд моментов, связанных с охраной здоровья учащихся. Перед началом работы необходимо ознакомить учащихся с правилами безопасности и дать инструкции по работе с опасными реагентами и инструментами. Также следует позаботиться о наличии аптечки и места для мытья рук. Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся, и в случае наличия медицинских противопоказаний к занятиям, предоставить им альтернативный вид работы [2, а 95].

Таким образом, лабораторно-практические уроки имеют существенное значение в изучении биологии, поскольку они позволяют учащимся углублять и конкретизировать полученные знания, развивать практические навыки, а также стимулируют интерес к научным исследованиям в этой области. Однако, необходимо помнить о правилах безопасности и индивидуальных особенностях учеников, чтобы обеспечить безопасность и эффективность проведения занятий.

МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном. Модульные уроки представляют собой законченные учебные блоки, которые рассчитаны на определенное время, количество занятий или тему. Каждый модуль может включать в себя теоретический материал, практические задания, самопроверочные тесты, а также задания для самостоятельной работы. Каждый ученик может выбирать, какой модуль и в каком порядке проходить, основываясь на своих потребностях и интересах.

Преимущества модульных уроков заключаются в том, что они позволяют ученику самостоятельно выбирать темп и объем учебного материала, развивать навыки самостоятельной работы и узнавать новые знания в интересной и доступной форме. Также модульный подход помогает преподавателю гибко

регулировать процесс обучения и подстраиваться к потребностям и возможностям каждого ученика [3, с. 87].

Модульные уроки могут использоваться в различных областях обучения, в том числе в школе, вузе, на курсах повышения квалификации, онлайн-курсах и т.д. Но в целом, модульные уроки - это подход к обучению, который позволяет индивидуализировать учебный процесс и помогает ученикам развиваться в лучшем из возможных темпов.

Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок -праздник; урок - защита знаний; урок - практикум; урок - игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

Таким образом, методика применения нетрадиционных методов на уроках представляет собой эффективный способ обогащения образовательного процесса и стимулирования интереса учащихся к учебе. Она позволяет [32-38] учителям стимулировать творческое мышление учащихся, развивать их коммуникативные навыки и укреплять их познавательный интерес. Важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для разнообразных способов обучения. Необходимо также помнить, что нетрадиционные методы должны использоваться в сочетании с традиционными методами обучения, чтобы обеспечить баланс и сбалансированное образование.

Использованная литература

1. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 класса / М.В. Высоцкая. - М.: Наука, 2019. - 223 с.

2. Кукушкин B.C. Дидактика (теория обучения) / В.С. Кукушкин. - СПб: Питер, 2018. - 301 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2017. - 243

с.

4. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Академия, 2018. - 324

с.

5. Фицула М.М. Педагогика / М.М. Фицула. - Ростов-н/Д: Феникс, 2019. -324 с.

6. Ergasheva, G. (2022). Quasi-professional activity is the basis of successful professional activity (on the example of a future biology teacher). Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

7. Ergasheva, G. (2022). Stages of formation of professional competence of students. Центрнаучных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

8. Ergasheva, G. (2022). Method of improving self-study works of students in biology by means of informational resources. Центр научных публикаций

(buxdu.Uz), 23(23).

9. Ergasheva, G. (2022). Kompetentli-yo'naltirilgan topshiriqlar(kyt)ning metodik jihatdan qo'llanilishi. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

10. Ergasheva, G. (2022). International programs for assessing the quality of education -a factor in increasing the scientific literacy of students. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

11. Ergasheva, G. (2022). Bo'lajak mutaxassislarning kasbiy-psixologik tayyorgarligining o'ziga xos xususiyatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

12. Ergasheva, G. (2022). Preparing students for research activities based on project technology. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

13. Ergasheva, G. (2022). Respublikamizda kasbga yo'naltirish ishlarini uzviy tashkil etishning pedagogikpsixologik aspektlar. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

14. Ergasheva, G. (2022). Virtual borliq texnologiyasining biologiya ta'limida qo'llash imkoniyatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

15. Ergasheva, G. (2022). Content vocational guidance of puils in biology lessons. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

16. Ergasheva, G. (2022). Modeling Of Students' Quasi-Professional Activities. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

17. Ergasheva, G. (2022). Biologiya darslarida interaktiv metodlardan foydalanishning psixologik jihatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

18. Ergasheva, G. (2022). Bo'lajak o'qituvchilarning kasbiy-metodik kompetentligi shakllantirishning funksional o'ziga xosligi. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

19. Ergasheva, G. (2022). Methodology for forming basic and special-subject competences of pupils based on an integrative approach. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

20. Ergasheva, G. (2022). Биология дарсларида мультимедиа технологиясидан фойдаланишнинг методик услублари. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

21. Ergasheva, G. (2022). Подготовки будущих учителей биологии к профессиональной деятельности использованию интерактивных программных средств. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

22. Ergasheva, G. (2022). Методика создания творческих и поисковых заданий по биологии. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

23. Ergasheva, G. (2022). Педагогические аспекты создания фонд оценочных средств профессиональной компетентности обучающихся в цифровой

образовательной среде. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

24. Ergasheva, G. (2022). Методы организации научно-исследовательской деятельности студентов в факультете естественных наук ТГПУ. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

25. Salimova S.F. Improving the professional competence of future biology teachers //Archive of Conferences. - 2021. - С. 69-71.

26. Salimova S. General structure of spinal animals features //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

27. Salimova S. Ta'lim natijalarini baholashga kompetentli yondashuv mohiyati //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

28. Salimova S.F. Formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria //Academicia: an international multidisciplinary research journal. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 769-772.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Salimova S.F. Improvement of methodical communication system //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 4. - №. 4. - С. 77-78.

30. Salimova S. Formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria: formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2020. -Т. 10. - №. 9.

31. Salimova S. Мethod of improving self-study works of students in biology by means of informational resources //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2020.

- Т. 2. - №. 2.

32. Salimova S. General structure of spinal animals features // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

33. Salimova S. General structure of spinal animals features // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

34. Salimova S. Ta'lim natijalarini baholashga kompetentli yondashuv mohiyati // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

35. Salimova S. Мethod of improving self-study works of students in biology by means of informational resources //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2020.

- Т. 2. - №. 2.

36. Salimova S. Improving the methodological training and research activities of future biology teachers //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - №. 12.

37. Салимова С. Ф. «Тюнинг» («Tuning») халкаро лойихаси ва унинг мохияти //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 1013-1019.

38. Салимова С. Ф. Булажак биология укитувчилари касбий компетенциялари шаклланганлик даражасини бахолашнинг узига хос жихатлари //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 1087-1094.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.