Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П., Алисманова Г.Г.

Статья основана на исследовательском проекте, направленном на поиск применения методов обучения в начальном образовании. Целью данной работы является анализ и описание текущей ситуации на основе результатов количественного опроса. Основной результат, представленный в данной статье, состоит в том, чтобы описать текущую ситуацию в системе начального образования с точки зрения учителя и проанализировать сильные и слабые стороны различных методов обучения в образовательной практике. Фундаментальным методом исследования было наблюдение участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING IN PRIMARY SCHOOL FROM THE TEACHER'S POINT OF VIEW

The article is based on a research project aimed at finding the application of teaching methods in primary education. The purpose of this work is to analyze and describe the current situation based on the results of a quantitative survey. The main result presented in this article is to describe the current situation in the primary education system from the teacher's point of view and to analyze the strengths and weaknesses of various teaching methods in educational practice. The fundamental research method was the observation of the participants.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Феталиева Л.П., Алисманова Г.Г.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического институт», Дербент

Аннотация. Статья основана на исследовательском проекте, направленном на поиск применения методов обучения в начальном образовании. Целью данной работы является анализ и описание текущей ситуации на основе результатов количественного опроса. Основной результат, представленный в данной статье, состоит в том, чтобы описать текущую ситуацию в системе начального образования с точки зрения учителя и проанализировать сильные и слабые стороны различных методов обучения в образовательной практике. Фундаментальным методом исследования было наблюдение участников.

Ключевые слова: методика обучения, начальное образование, профессия учителя, система образования, педагогика, учебная деятельность.

METHODS OF TEACHING IN PRIMARY SCHOOL FROM THE TEACHERS POINT OF VIEW

Fetalieva L.P., Alismanova G.G.

ChOU VO «Socio-pedagogical institute», Derbent

Annotation. The article is based on a research project aimed at finding the application of teaching methods in primary education. The purpose of this work is to analyze and describe the current situation based on the results of a quantitative survey. The main result presented in this article is to describe the current situation in the primary education system from the teacher's point of view and to analyze the strengths and weaknesses of various teaching methods in educational practice. The fundamental research method was the observation of the participants.

Keywords: teaching methods, primary education, teacher's profession, education system, pedagogy, educational activity.

Понимание проблемы

Изменения во взгляде на общую концепцию образования нашли отражение и в подходе к обучению. В последние десятилетия наблюдается переход от традиционного подхода, который характеризуется передачей готовой информации, к конструктивистскому подходу [3]. Традиционные методы обучения - это методы, когда учащиеся выполняют определенные инструкции, работают по модели.

В связи с развитием науки и ИКТ происходит замена прямых методов обучения принципом построения знаний в конкретных приращениях. Целью образования не может быть только передача истины, как это имеет место в случае так называемой трансмиссивной педагогики (ее метод - запоминание, передача в сознание ученика «фактов» - знаний). Более существенная задача, стоящая перед образованием, состоит в том, чтобы вооружить учащихся способностью ориентироваться в огромном море знаний и научиться правильно их использовать.

Конструктивистская педагогика фокусируется на том, как возникают знания и понимание, как мы их используем, как находим полезные решения. В любое время человек имеет в своем сознании законченную форму мира, то есть законченную структуру. Новые факты либо вписываются в структуру, либо вступают в конфликт с ней и вызывают ее изменение.

Цель учителя - дать возможность ученику изучить эти образы, облегчить интеграцию новой информации в существующие ментальные структуры и помочь в отражении не только нового знания, но и того, как оно было достигнуто и как оно было вовлечено в образ мира [1]. Еще одной особенностью конструктивистской реформы образования является изменение статуса учителя - от поставщика информации к проводнику в ее получении. Учитель в данном случае рассматривается как помощник, и обеспечивает достижение каждым учеником максимально возможного уровня развития.

Теоретические основы

Современная педагогика поддерживает и продвигает методику обучения, которая является одновременно диверсифицированной и гибкой, обеспечивая очень широкий спектр методов обучения. Большое количество и большое разнообразие методов обучения, используемых в современной школе, создают возможности для обогащения и развития педагогического опыта учителей.

Метод обучения - это эффективный способ организации и руководства обучением, общий метод, объединяющий усилия учителя и учащихся. Креативность учителя и уровень его личностного развития определяют то, как эти методы обучения используются и сочетаются [2].

Когнитивные теории предполагают, что обучение происходит в результате формирования информации, развивающейся с доминирующими приоритетами. Согласно этому, обучение основано на том, что обучающийся обрабатывает информацию, которую он сконфигурировал с помощью своего собственного когнитивного процесса, и этот процесс формирует новое обучение. Успехи учеников в этом направлении связаны с тем, чему они учатся и как они учатся, а не с тем, сколько они учатся. Школьники в этом случае являются активными учениками, а не пассивными приемниками [4].

Метод обучения представляет собой «динамический элемент» в обучении, который по сравнению с содержанием и организационными формами изменяется относительно быстро и адаптируется к новым обстоятельствам и целям. Методы обучения, однако, не являются решающей детерминантой обучения, а лишь одним из элементов системы образования, и поэтому не могут заменить недостающее содержание и компенсировать неясное. Они связаны с общей концепцией обучения и только в ее рамках являются полностью функциональными и эффективными.

Методы обучения относятся к числу основных категорий образования. Их можно определить как структурированную систему учебной деятельности учителя и учебной деятельности ученика, которая направлена на достижение образовательных целей. Термин «метод обучения» относится к общим принципам, педагогическим и управленческим стратегиям, используемым для обучения в классе. Ваш выбор метода обучения зависит от того, что вам подходит — ваша образовательная философия, демография класса, предметная область (области) и миссия школы.

Поскольку конструктивизм стал доминирующим взглядом на то, как учащиеся учатся, может показаться очевидным отождествление активного обучения с активными методами обучения. Это означает, что роль учителя становится ролью посредника и сторонника, а не инструктора [5]. С другой стороны, исследователи указывают, что в результате перегрузки учащиеся могут заниматься решением проблем в течение нескольких периодов времени и почти ничего не узнавать. Целесообразность и эффективность конкретного метода обучения можно рассматривать в зависимости от типа обучения и от характеристик учащихся.

Методология исследования

Данное исследование выполнено в виде качественного и количественного опроса. Это сочетание было выбрано главным образом потому, что цель состоит не только в том, чтобы описать методы работы, но и в том, чтобы понять, почему учителя подходят к преподаванию выбранным способом. Для обработки данных использовались стандартные методические процедуры.

Исследовательский инструмент

Для количественной части, основанной на наблюдении, был выбран стандартизированный оценочный инструмент, ориентированный на методы и формы обучения. Этот исследовательский инструмент имеет характер критериальной записи, основанной на категоризации методов и форм обучения. Она определяет восемь методов обучения (с дополнительной категорией «другие методы») и три организационные формы обучения (с дополнительной категорией «другие формы»). Дискуссия должна привести к структурированному осмыслению обучения с точки зрения форм и методов, а также наметить пути работы с методами и формами обучения в будущем.

Исследовательская выборка

Исследовательскую выборку составили 42 учителя, работающие в начальных классах, в частности в 3-м и 4-м классах в возрасте от 25 до 57 лет.

Избранные результаты исследований

В этой статье представлены избранные результаты более широкого исследовательского опроса. Наша цель - хотя бы в общих чертах показать, как учителя работают с методиками обучения и как они воспринимают их применение в учебном процессе с точки зрения дидактики.

Таблица 1.

Возникновение методов обучения в образовании._

Методы Частота Частота в %

Повествование 12 28.5

Интерпретация 32 76.2

Работа с текстом 30 71.4

Интервью 32 76.2

Графически демонстративное 30 71.4

Умение-практическое 24 57.1

Активирующее 20 47.6

Всестороннее 18 42.6

прочее 4 9.5

Результаты показывают, что наиболее распространенными методами являются интерпретация и беседа. За ними следуют методы работы с текстом и графически-демонстративные методы. С нашей точки зрения, эти результаты можно рассматривать положительно.

Учителя стараются передать ученикам как можно больше информации и в то же время обсудить ее, чтобы понять. Это соответствует идее конструктивистского мышления, согласно которой цель состоит в том, чтобы передать информацию ученикам, а также убедиться, что они ее понимают и умеют применять в повседневной жизни. Применяется также принцип ясности в форме навыков - практических методов. Что касается необходимой поддержки грамотности и инкорпорации учащихся в информационное общество, то мы считаем а высокий уровень репрезентативности работы с текстом настолько важным, насколько он может развить оба существенных аспекта жизни младших школьников.

Таблица 2.

Предпочтительные методы обучения с точки зрения преподавателей

Методы Частота Частота в %

Повествование 6 10.7

Интерпретация 4 7.1

Работа с текстом 4 7.1

Графически демонстративная 10 17.9

Навык-практический 6 10.7

Активирующий 4 7.1

Комплексный 6 10.7

Дидактическая игра 2 3.6

Индивидуальные уроки 2 3.6

Групповые уроки 10 17.9

Коллективные уроки 2 3.6

В связи с наблюдаемыми явлениями в последующем интервью с учителями мы задавались вопросом, какие методы обучения они предпочитают. Интересно, что наиболее популярными являются методы, требующие большей активности учащихся, то есть графически-демонстративные методы и методы, связанные с групповой работой учащихся. Это полностью соответствует конструктивистскому мышлению учителей. С другой стороны, возникает вопрос, почему учителя не используют эти элементы на практике в большей степени? Полученные результаты показывают, что мышление педагогов настроено правильно, с учетом современной парадигмы образования.

Таблица 3.

Образовательные цели, разработанные соответствующими методами _с точки зрения педагогов_

Образовательные цели Частота Частота в %

Поиск ученика 4 7.1

Ученик знает 14 25.0

Имена учеников 6 10.8

Углубление знаний 4 7.1

Развитие самостоятельности 4 7.1

Социальное взаимодействие 10 17.9

Повторение 14 25.0

С общедидактической точки зрения мы также задавались вопросом, соответствуют ли используемые методы тем элементам когнитивных навыков, которые учителя чаще всего развивают или хотели бы развить у учеников. В данном случае мы несколько удивлены, поскольку предыдущие конструктивистские подходы предполагали, что учителя больше ориентированы на знание того, как найти информацию, развить самостоятельность и углубить знания.

Оказывается, однако, что цели более традиционны, то есть интерес учителей состоит в том, чтобы ученик знал учебную программу (это не значит также понимать ее), называл и повторял учебную программу. Здесь мы видим значительную диспропорцию, а также вызов для дальнейших исследований.

Краткие сведения

Результаты нашего опроса показывают, что учителя предпочитают методы обучения между трансмиссивным и конструктивистским подходами к образованию. Наиболее часто используемые методы включают интерпретацию, которая является типичным представителем трансмиссивного подхода. Мы полагаем, что причиной этого является давление со стороны системы образования, которая строится как система компонентного тестирования, обычно ориентированная на знания учащихся. Давление общества на успех настолько велико, что учителя не могут обойтись без этого вида образования в своей работе.

Этот тезис подкрепляется выводом о том, что сами учителя предпочитают методы, в большей степени основанные на деятельности учащихся, и поэтому они больше относятся к рамкам конструктивистского подхода. Это свидетельствует о сдвиге в мировоззрении учителей, которые считают, что для будущей жизни учеников важно иметь знания, а также способность к критическому мышлению и самостоятельной, конструктивной работе.

Однако, напротив, есть результаты, которые указывают на несоответствие между намерением учителей и реальной педагогической деятельностью. Если сами учителя отдают предпочтение конструктивистскому подходу в отношении образовательных целей, то цели ставятся ими так, чтобы знание и повторение снова занимали высшую позицию значимости. Это соответствует результатам наблюдения (табл. 1).

С нашей точки зрения, можно сделать ряд выводов:

- Учителя внутренне убеждены в пользе и необходимости конструктивистской системы образования в начальной школе. Это проявляется в их внутренних предпочтениях методов обучения.

- Давление со стороны системы и, следовательно, поставщиков образования и родителей настолько сильно, что знания перевешивают применение полученных

знаний. Школы выбирают методы, которые в большей степени поддерживают запоминание.

- С точки зрения дидактики, существует больше образовательных целей, выбранных для поддержки обучения памяти, в ущерб активному обучению. Это не соответствует провозглашениям образовательной политики, но показывает реальное состояние образования.

Представленные выводы являются результатом субэкспертизы, а не итоговой оценкой обсуждаемого состояния. Они будут дополнительно разработаны, проанализированы, обсуждены и представлены.

Литература:

1. Аквазба, Е.О. Основы педагогики и инновационные методы обучения: учебник /ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». - Тюмень, 2019. - 129 с.

2. Аминов, Н.А. Новые принципы современной дидактики /Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС): монография. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2019. - 226 с.

3. Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса: сборник трудов научно-методической конференции /АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». - Киров: МЦИТО, 2019.

4. Скутиль М. Образовательный процесс с точки зрения методов и организационных форм обучения в малых школах. /Скутиль М., Гавличкова К., Матейич-кова Р. Новые горизонты в образовании - Материалы конференции INTE, - 2014.

5. Скутиль, М., Взгляд на начальное образование с точки зрения применения методов обучения в образовательном процессе с акцентом на проектное обучение. Международная конференция по образованию, исследованиям и инновациям - 2014.

References:

1. Akvazba, E. O. Fundamentals of Pedagogy and innovative teaching methods: textbook / Tyumen Industrial University. - Tyumen, 2019. - 129 p.

2.Aminov, N. A. New principles of modern didactics / Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES): monograph. - Vladivostok: VSUES Publishing house, 2019. - 226 p.

3. Implementation of the Federal State Educational Standard in primary school: innovative approaches to the organization of the educational process: proceedings of the scientific and methodological conference / ANO DPO "Interregional Center for Innovative Technologies in Education". - Kirov : ICITO, 2019.

4. Skutil M. Educational process from the point of view of methods and organizational forms of teaching in small schools./ Skutil M., Gavlichkova K., Mateyichkova R. New horizons in education-Materials of the INTE conference, - 2014.

5. Skutil, M., A look at primary education from the point of view of the application of teaching methods in the educational process with an emphasis on project-based learning. International Conference on Education, Research and Innovation-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.