УДК 37
Гелдимырадова Г.
Старший преподаватель,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В статье рассматривается методика преподавания профессионального языка для студентов высших учебных заведений, не имеющих базовой подготовки в соответствующем языке. Авторы предлагают комплексный подход, включающий различные методы и формы обучения, с целью обеспечения эффективного изучения профессионального языка и подготовки специалистов, способных успешно работать в своей области.
Ключевые слова: методика преподавания, профессиональный язык, высшие учебные заведения, обучение, студенты.
Отсутствие специальной профессиональной языковой программы или преподавателей-носителей языка представляет собой уникальную проблему для учебных заведений, стремящихся вооружить студентов необходимыми языковыми навыками для выбранной ими профессии. Однако применение инновационных подходов и стратегическое использование имеющихся ресурсов может дать преподавателям возможность преодолеть этот разрыв и способствовать эффективным результатам обучения.
Интегрированное обучение по содержанию и языку (СЬЩ):
CLIL предлагает мощную основу для интеграции изучения языка с профессиональным контентом, позволяя студентам одновременно углубить понимание предмета и приобрести соответствующий словарный запас и грамматику. Этот подход может быть реализован путем:
Включение профессиональных статей, тематических исследований и отчетов в учебную программу не только в качестве дополнительных материалов для чтения, но и в качестве центральных элементов обсуждений курса и заданий. Анализируя и обсуждая эти материалы, студенты не только получают более глубокое понимание предмета, но также знакомятся и активно практикуют язык, используемый в выбранной ими области.
Приглашение приглашенных докладчиков соответствующих профессий для чтения лекций или проведения мастер -классов. Этот подход не только знакомит студентов с разнообразными точками зрения и реальным опытом, но также позволяет им наблюдать и взаимодействовать с профессионалами, свободно использующими язык в естественной обстановке. Приглашенными докладчиками могут быть выпускники программы, которые могут поделиться своим карьерным путем и языковым опытом, или эксперты отрасли, приглашенные для рассмотрения конкретных тем, имеющих отношение к учебной программе.
Поощрение обучения на основе проектов, которое вращается вокруг реальных профессиональных проблем, возникающих в этой области. Такой подход позволяет студентам не только применять свои знания по предмету, но и практиковать свои навыки профессионального общения в значимом контексте. Проекты могут включать исследование и представление решений реальных проблем, с которыми сталкиваются компании, разработку бизнес -планов или создание маркетинговых материалов, ориентированных на конкретную аудиторию.
TBL отдает приоритет реальным задачам, с которыми студенты могут столкнуться в выбранной ими профессии. Активно участвуя в таких задачах,
как написание деловых предложений, проведение презентаций или участие в симуляциях, студенты практикуют свои профессиональные языковые навыки в контексте, который отражает потенциальные будущие сценарии на рабочем месте. Этот подход может включать в себя:
Разработка сценариев ролевых игр, симуляций и тематических исследований, которые требуют от учащихся использования профессионального языка для достижения конкретных целей. Это может включать в себя переговоры по контрактам, участие в собеседованиях или проведение коммерческих предложений потенциальным клиентам. Активно участвуя в этих сценариях, студенты не только практикуют свои коммуникативные навыки, но также развивают критическое мышление и способности решать проблемы, соответствующие выбранной ими профессии.
Имитация профессиональных встреч, переговоров или собеседований при приеме на работу обеспечивает безопасную и контролируемую среду, в которой студенты могут практиковать свои языковые навыки, получая при этом обратную связь и рекомендации от преподавателей. Это позволяет им определить области, требующие улучшения, и укрепить уверенность в использовании профессионального языка в сложных ситуациях.
Назначение проектов, которые требуют синтеза информации из различных источников и профессионального представления результатов. Такой подход побуждает студентов не только развивать свои исследовательские и аналитические навыки, но и практиковать свои навыки письма и презентации в профессиональном контексте. Проекты могут включать в себя составление исследовательских отчетов, создание предложений или разработку презентаций для заинтересованных сторон, и все это требует от студентов использования соответствующего языка и терминологии для выбранной ими области.
Изучение языка с помощью технологий (TALL):
TALL использует различные цифровые инструменты и ресурсы для повышения качества изучения языка. Платформы онлайн-обучения, специализированные словари и базы данных профессиональной терминологии могут предоставить доступные и интересные ресурсы для самостоятельного изучения и развития словарного запаса. Кроме того:
Видеолекции и вебинары от отраслевых экспертов могут познакомить студентов с аутентичным профессиональным использованием языка в различных контекстах: от отраслевых тенденций и лучших практик до реальных приложений в выбранной ими области. Эти ресурсы могут быть интегрированы в учебную программу или использованы студентами для самостоятельного обучения, что позволит им получить информацию от профессионалов, работающих по желаемой карьере.
Совместные онлайн-платформы могут облегчить взаимное обучение и командную работу со студентами из разных стран, способствуя развитию навыков межкультурного общения. Эти платформы можно использовать для групповых проектов, онлайн-дискуссий или программ языкового обмена, позволяя студентам практиковать свои профессиональные языковые навыки в совместной среде, развивая при этом свою способность эффективно общаться с людьми из разных культур.
Приложения для изучения языка и интерактивные упражнения могут обеспечить индивидуальный подход к обучению и способствовать сохранению словарного запаса. Эти ресурсы можно использовать в качестве дополнения к обучению в классе, позволяя учащимся практиковать свои языковые навыки в удобном для них темпе и сосредоточиться на областях, требующих дальнейшего развития. Приложения могут предлагать игровой процесс обучения, интерактивные словарные упражнения и персонализированные механизмы обратной связи, чтобы поддерживать вовлеченность и мотивацию учащихся на протяжении всего процесса изучения языка.
Сотрудничество и построение сообщества:
Построение партнерских отношений с внешними организациями и создание среды обучения на уровне местного сообщества может дать неоценимые преимущества:
Сотрудничество с профессиональными организациями может предложить возможности для стажировок, гостевых лекций и посещений предприятий. Этот опыт знакомит студентов с реальным применением выбранной ими области и позволяет им наблюдать и взаимодействовать с профессионалами, свободно использующими язык в рабочей обстановке. Возможности стажировки могут предоставить студентам практический опыт и дальнейшее развитие их профессиональных языковых навыков и компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азимов Э. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного: методическое пособие для преподавателей русского языка. -М.: Русский язык, 1999.
2. Брыксина З. Г. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку в неязыковом вузе // Язык и культура. - 2015. - № 3. - С. 124-131.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Русский язык, 1990.
4. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - М., Русский язык, 1984.
Geldimyradova G.
Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
METHODOLOGY FOR TEACHING PROFESSIONAL LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHOUT PROFESSIONAL
LANGUAGE
Abstract: The article discusses the methodology of teaching a professional language for students of higher educational institutions who do not have basic training in the corresponding language. The authors propose an integrated approach, including various methods and forms of training, in order to ensure effective learning of a professional language and the training of specialists capable of successfully working in their field.
Key words: teaching methods, professional language, higher educational institutions, training, students.