Научная статья на тему 'Методика преподавания pas glissade и pas de Basque в младших классах. . '

Методика преподавания pas glissade и pas de Basque в младших классах. . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
741
679
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания pas glissade и pas de Basque в младших классах. . »

И.А. Трофимова, М.К. Осипова

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ PAS GLISSADE В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Правилам исполнения прыжковых движений всегда уделялось большое внимание. А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» посвящает прыжкам целый раздел. Она относит pas glissade к группе партерных прыжков, поясняя, что во время его исполнения пальцы не должны отрываться от пола, а прыжок должен выполняться не наверх, а в длину.

Особое внимание А.Я. Ваганова обращает на то, что часто этот небольшой прыжок исполняется небрежно, особенно на сцене, где он используется как «просто разбег для прыжка»1. Поэтому на уроках классического танца, начиная с младших классов, в которых pas glissade исполняется как самостоятельный прыжок, важно обращать внимание на чистоту исполнения этого движения, так как в дальнейшем он может комбинироваться с другими прыжками или исполнять роль связующего движения, например, в adagio.

В средних и в старших классах pas glissade является подходом к большим прыжкам - grand assembly grand pas jeffi и другим. Но, несмотря на то, что в этом случае pas glissade выполняется более широко, должна сохраняться аккуратность его исполнения. Говоря о pas glissade как о подходе к большим прыжкам, А.Я. Ваганова пишет: «.. .glissade, когда его правильно делают, способствует прыжку, разбрасывание же ног в разбеге сбивает всю фигуру с должного приема и лишает прыжок красоты и силы»2.

В книге «Основы классического танца» излагается первый этап изучения pas glissade - без перемены ног. В данной статье подробно рассматривается изучение pas glissade в младших классах в развитии - en face и в позах; дается описание движений головы и рук во время исполнения прыжка.

Pas glissade в сторону, вперед и назад

В переводе с французского языка pas glissade означает «скользящий прыжок».

Начинать изучение этого прыжка следует в сторону, без перемены ног. Руки находятся в подготовительном положении, голова прямо.

Каждый прыжок первоначально изучается на I такт 4/4:

Исходное положение: V позиция.

На счет «раз» - р1щ

на «и» - правая нога скользит в сторону одновременно с прыжком. В прыжке левая нога, оттолкнувшись от пола, тоже вытягивается в сторону.

Вторая четверть - приход на правую ногу, корпус передается направо и левая нога очень быстро закрывается в V позицию назад в demi рНй. Закончить на две ноги.

Третья и четвертая четверти - колени вытягиваются.

Прыжок происходит одновременно с открыванием ноги, и корпус передается за ногой одновременно со скольжением правой ноги. В прыжке есть момент, когда две ноги вытянуты, а корпус находится посредине (положение как pas йсЬаррй на пальцах). Прыжок выполняется в основном в длину. Прыжок наверх делается настолько, насколько требуется, чтобы вытянуть стопы, не отрывая от пола пальцев. Нужно следить за тем, чтобы ноги были выворотные, дотянутые и находились в воздухе точно напротив друг друга. Закрываться стопы должны быстро, в точную V позицию.

После этого проучивается pas glissade с переменой ног, к которому добавляется движение головы. Во время прыжка она поворачивается в сторону той ноги, которая приходит вперед в V позицию.

В дальнейшем каждый прыжок исполняется на I четверть:

на затакт «и» - demi рНй и pas glissade.

На счет «раз» - приход в demi рНй в V позицию.

С таким счетом нужно делать сначала два прыжка подряд, потом три прыжка и к концу года можно увеличить количество до семи pas glissade подряд.

Затем к прыжку добавляется движение рук. Руки в прыжке приподнимаются и раскрываются в низкую II позицию. При исполнении двух прыжков на первом pas glissade руки плавно раскрываются, а на втором прыжке закрываются в подготовительное положение. При исполнении трех pas glissade подряд на первом прыжке руки немного приоткрываются, на втором -раскрываются в низкую II позицию, а на третьем pas glissade руки опускаются в подготовительное положение. Таким образом, развивается правильная координация движений головы, рук и ног.

В третьем классе pas glissade можно исполнять в маленькие позы œarffi вперед и назад. Руки находятся в низкой II позиции. Когда мы делаем pas glissade по диагонали вперед, кисти слегка приоткрываются, а при выполнении pas glissade по диагонали назад - кисти поворачиваются —По^й

Такая методика постепенного изучения pas glissade позволяет добиться правильного исполнения этого движения.

Pas glissade вперед и назад

Pas glissade вперед и назад первоначально лучше проучить en face для того, чтобы ученики могли проконтролировать точное направление ног. Каждый прыжок сначала изучается на I такт 4/4.

Правила исполнения pas glissade вперед и назад такие же, как и в pas glissade в сторону. Нужно следить за положением двух дотянутых и выворотных ног в воздухе и за передачей корпуса в прыжке. При выполнении pas glissade назад плечи нужно чуть подавать назад, помогая тем самым продвижению.

После того как прыжок выучен en face, его нужно проучивать в маленьких позах croisйe и efface. Сначала изучается pas

glissade в позу croisMe. В прыжке руки раскрываются в маленькую позу. Каждый прыжок выполняется на 1/4. В маленьких позах pas glissade сначала можно делать с остановкой после каждого прыжка, затем нужно выполнять подряд два, три прыжка. Если pas glissade исполняется с остановкой, прыжок должен заканчиваться в позу, а во время вытягивания коленей руки могут опускаться в подготовительное положение или сохранять позу; если исполняется несколько прыжков подряд, руки сохраняют позу и опускаются в подготовительное положение одновременно с последним прыжком.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ваганова АЯ Основы классического танца. - Л.-М.: Искусство, 1948. - С. 116.

2Там же. - С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.