Методика преподавания
и. р. Петерсон
Методика преподавания курса «история педагогики и образования» на современном этапе
УДК 37.02 ББК 74.58
В данной статье дается анализ содержания и методики преподавания основных разделов курса «История педагогики и образования». Ключевые слова: История педагогики и образования; методика преподавания.
I. R. Peterson
Teaching methodology of the course
“HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION”
The article presents an analysis of the content and teaching methodology of the main sections of the course “History of pedagogy and education” Key words: History of pedagogy and education, teaching methodol-
°gy.
Целью преподавания курса «История педагогики и образования» является формирование целостного представления у студентов о важнейших направлениях педагогической мысли в историческом контексте и воп-
лощения их в практике образования. По окончании курса студенты должны знать понятийный аппарат, характеризующий основные педагогические явления; социально-экономические и политические условия становления и
развития педагогических концепций и школьных систем в странах Западной Европы и России; цели и задачи воспитания; содержание образования, методы обучения в различных исторических эпохах. Студенты должны уметь анализировать генезис современных педагогических и социальных проблем и явлений; выявлять национальные особенности различных народов и их влияние на воспитание; иметь навыки определения социокультурных факторов формирования личности в различных эпохах; проведения сравнительного анализа различных типов учебных заведений, существовавших в различные исторические эпохи.
Данный курс является очень важным в профессиональном самоопределении и становлении будущих педагогов, а так как учебная дисциплина читается на первом курсе, то фактически выполняет функцию введения в профессию. В процессе преподавания курса были выявлены следующие проблемы: низкая культурно-исто-
рическая осведомленность студентов, ограниченность времени курса, недостаточная подготовленность сту-дентов-первокурсников. Для преодоления этих проблем был реализован новый подход к преподаванию курса, который заключался в использовании активных методов обучения, вовлеченности студентов в рефлексивную деятельность и развитии их аналитических навыков. в качестве методологической рамки использовались цивилизационный подход, в основе которого история педагогики рассматривается через призму истории цивилизации и биографической подход,
как культурно-персонифицированное измерение истории педагогики.
Данная логика повлекла за собой изменения в формах лекционных и практических занятий: лекции читались преимущественно как лекции-дискуссии, а практические занятия проходили с использованием работы в малых группах, ролевых игр, коллективной работы в проектах, диспутах и дискуссиях.
Тема «Культурно-исторический подход в изучении образования и педагогической мысли», начинающая курс, является очень важной и формирует методологический подход ко всей дисциплине. в рамках этой темы рассматриваются такие базовые понятия, как образование и педагогика, культура и история, педагогика как наука. в ходе лекции-дискуссии рассматриваются теоретические предпосылки педагогики, цели образования и цели культуры. Основой дискуссии является работа С. И. Гессена [2] , где педагогика рассматривается как прикладная философия. На практическом занятии наибольший интерес вызывает обсуждение вопросов «прошлое и история», «когда появляется история?», «когда появляется педагогика?». В малых группах обсуждаются такие вопросы, как роль и место образования в жизни общества, его социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, образовательные институты и системы, процессы взаимодействия социальных общностей.
Следующая тема посвящена изучению и анализу образования и педагогической мысли в античном мире. Рассматриваются идеи военно-об-
щественного воспитания в Древней Греции, проводится сравнительный анализ афинской и спартанской систем воспитания (в сопоставлении — цели педагогического процесса, педагогические принципы, методы и приемы воспитания и обучения, организационные формы), выявляются причины различий. особое внимание уделяется анализу педагогических взглядов Сократа и Платона: майевтика Сократа как ведущий метод образования и место педагогики в идеальном государстве Платона. Большой интерес вызывает обсуждение античных традиций различия женского и мужского воспитания и актуальность проблем, обсуждаемых Платоном, в современном обществе. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: школа, педагог, учитель-грамматист. Далее изучается система военно-государственного воспитания в Древнем Риме (социально-экономические предпосылки развития школьной системы в Риме), педагогика Квинтилиана («Воспитание оратора» — новый образовательный идеал). На практическом занятии в ходе дискуссии обсуждается вопрос, почему древнегреческий идеал философа сменяется в Древнем Риме идеалом оратора, а также сходства и различия систем воспитания Древней Греции и Древнего Рима. Актуальность педагогических идей Квинтилиана рассматривается в современном обществе. При завершении изучения темы на всеобщее обсуждение выносятся ключевые вопросы: античная школа как прототип современной и актуальность педагогического наследия античности.
Следующая тема посвящена изучению светского и религиозного образования в Западной Европе эпохи Средневековья. Рассматриваются такие вопросы, как трансформация содержания образования в средневековой Европе, схоластика как ведущий метод обучения, новые типы средневековых школ, светский и рыцарский идеалы воспитания. Большое внимание уделяется истории университетов: условия возникновения первых университетов, структура и содержание образования в средневековых университетах, социокультурные функции университета. Рассматривается значение хорошо знакомых и привычных слов: факультет, декан, студент, ректор, лекция, семинар и др. [5].
В рамках следующей темы «Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве» рассматриваются вопросы, связанные с результатами крещения Руси, значение христианизации для культурного развития и образования. На семинарских занятиях систематизируются типы обучения в древнерусском государстве и особенности церковно-религиозной педагогики, анализируются особенности становления книжной системы обучения в древнерусском государстве. Чрезвычайно значимым является проводимый в малых группах сравнительный анализ типов школ Киевской Руси и Западной Европы: их сходство и различия.
Следующая тема посвящена изучению школы и педагогических теорий в Новое время в Западной Европе. Тема начинается с анализа социальных предпосылок появления педаго-
гической теории Я. А. Коменского. обсуждаются идеи природы и гуманистического индивидуализма в философских течениях Западной Европы в XVП—XVIП вв. Анализируются принципы построения новых школ. Как в лекциях, так и на семинарских занятиях подробно изучаются идеи природосообразной педагогики Я. А. Ко-менского. Изучаются основные педагогические труды Я. А. Коменского: «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая Дидактика» [4]. Студенты изучают иллюстрации, представленные в работе «мир чувственных вещей в картинках», обсуждают значимость принципа наглядности в обучении. Большой интерес и повод для дальнейших дискуссий дает проведение ролевой игры, когда студентам, разделившимся на две группы, дается задание провести «урок» по системе Я. А. Коменского и «урок» в средневековой схоластической школе. Данное задание позволяет актуализировать полученные теоретические знания, формирует личностный подход к изучаемому материалу. Также актуально проведение семинарского занятия, где обсуждаются достоинства и недостатки концепции Я. А. Ко-менского, основания «универсальности» педагогических идей Я. А. Ко-менского и их актуальности в наше время, совершенствование умений оперировать базовыми педагогическими понятиями.
Цель изучения следующей темы заключается в формировании представлений о философских, социальных, национальных истоках эпохи Просвещения, Сочетание естества и разумности в
Западной Европе, социально-экономические предпосылки определили формирование нового идеала образования. Рассматриваются идеи индивидуализма в экономике, политике и педагогике, идея педагогики «опыта» и дисциплинирующего воспитания Джона Локка («Воспитание джентльмена» — социальный заказ эпохи), анализ педагогических идей Локка в работе «Мысли о воспитании». Обращается внимание на концепцию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и ее приоритет — создание «нового человека», рассматривается понимание природосообразности Я. А. Коменским и Ж.-Ж. Руссо, выявляются точки соприкосновения и полярности педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо (свобода как цель и условие воспитания). Далее проводится анализ социальной функции школы, выявляются основные направления развития педагогической теории в трудах И. Г. Песталоцци и И. Ф. Гербарта. Социально-экономические предпосылки теории и практики трудового воспитания И. Г. Песталоцци и его теория элементарного образования рассматривается в контексте развивающего обучения, а философия и психология — как методологические основания научной педагогики И. Ф. Гербарта. Теория обучения И. Ф. Гербарта рассматривается как вклад в дальнейшее развитие педагогической парадигмы «Школы учебы». Анализируются новые педагогические подходы, оформившиеся в теоретических взглядах А. Дистервега и Ф. Фребеля. При анализе парадигм «Школы Учебы», «Школы Труда» и «Школы свободы», как педагогичес-
кий итог XVШ—XIX вв., студенты демонстрируют собственный взгляд на содержание, обосновывают свою позицию по поводу актуальности представленных педагогических идей. При анализе педагогических концепций основное внимание обращается на выдвигаемые цели обучения и воспитания, педагогические принципы и средства, роль педагога (учителя, воспитателя, наставника) и родителей в педагогическом процессе.
Целью следующей темы является знакомство с новыми типами школ, появившихся в XVIII в. в России, проводится анализ трудностей развития системы образования, проводится сравнение Московского университета с западноевропейскими университетами. В этом разделе рассматриваются такие вопросы, как социальные реформы Петра I, причины реформ в области просвещения и образования, значимость реформ Петра I, учебные заведения и педагогическая литература в этот период, структура образовательных учреждений и содержание образования, экономические предпосылки создания новых типов учебных заведений, становление профессионального образования в России в XVIII в., деятельность М. В. Ломоносова по развитию просвещения в России, создание Московского университета [3]. Анализируются социальные функции университета в России, рассматриваются проекты создания Московского университета М. В. Ломоносовым и проект Университета для России Д. Дидро.
Дальнейшее изучение посвящено анализу становления и развития
образования в России в XIX вв. В этом разделе курса рассматриваются Уставы 1804 и 1828 гг., деятельность К. Д. Ушинского как основоположника научной педагогики в России, его идеи о создании национальной школы, роли родного языка в воспитании и обучении, профессиональной подготовке учителя. Значимым является анализ реформы 60-х годов XIX в., подробно изучается Устав 1864 г., характеризуются новые типы школ, появляющиеся в России. Учитывая гендерный состав студентов, тема «Особенности развития женского образования в России» всегда вызывает неподдельный интерес и горячее обсуждение.
Следующий раздел курса анализирует динамизм социальных процессов в России последней трети XIX в. — начала XX в., описываются педагогические теории и их воплощение в российской практике образования и воспитания. Цель занятий — выявление социально-экономических оснований педагогических инноваций в России в последней трети XIX — начала XX вв., анализ многообразия педагогических теорий и типов школ, особенностей социально-экономического и политического развития России в последней трети XIX — начале XX вв., проблем преобразования народного образования в России. Рассматриваются педагогические идеи В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Очень важным является анализ их дискуссии о содержании образования. На семинарском занятии проводится ролевая игра; студенты, разделившись на две группы, представляют идеи сторонников мате-
риального и формального образования. В рамках этого раздела рассматриваются особенности развития образования в Енисейской губернии в XIX — начале XX вв. Значимым является уточнение представлений студентов об особенностях педагогических концепций XIX— начала XX вв. в России, совершенствование умения анализировать педагогическую литературу, в том числе, первоисточники.
Отдельной темой рассматривается краткая эволюция педагогических идей дошкольного образования. Рассматриваются педагогические взгляды Ф. Фребеля и развитие его идей в педагогических трудах М. Монтессори.
Анализу образовательной действительности и педагогики в Западной Европе и США в конце XIX — начале XX вв. посвящены следующие занятия. Рассматриваются такие вопросы, как кризис педагогики в Западной Европе и США на рубеже веков, пересмотр теоретических основ педагогики, педагогический традиционализм и реформаторская педагогика, эволюция школьных систем в странах Западной Европы и США, использование опыта деятельности экспериментальныхучебно-воспи-тательных учреждений при организации школьного образования и воспитания, «Школа работы» Г. Кершентейнера, «Экспериментальная дидактика»
А. Лая, идеи нового воспитания и педагогика прагматизма Дж. Дьюи. Цель данного раздела учебного курса — проанализировать появление новых педагогических теорий, модернизацию практики школьного воспитания в Западной Европе и США.
Наконец, последний раздел курса — «Школа в советский период отечественной педагогики» — направлен на изучение целеполагания, содержания и методов обучения и воспитания в советской школе. Рассматриваются теория политехнического образования А. В. Луначарского и идеи А. С. Макаренко по теории и практике воспитания в коллективе: в ходе дискуссии выявляются различные подходы к оценке педагогической теории и практики. Рассматриваются технологии коллективного творческого дела как средство формирования и развития детского коллектива, а также использование педагогических идей
А. С. Макаренко в современных образовательных системах. Важным является анализ эволюции системы образования в Советской России. Большой интерес вызывает тема, посвященная истории педологии в нашей стране [6].
Итоговой темой курса является анализ современных проблем российского образования. Цель занятия — обозначить миссию образования в современном мире, задать алгоритм педагогического анализа социокультурной ситуации, выявить основные противоречия и тенденции развития отечественной системы образования, определить область актуальных исследований педагогики [1].
Таким образом, важнейшим итогом изучения дисциплины «История образования и педагогической мысли» является формирование следующих компетенций: способность работать
самостоятельно; способность порождать новые идеи (креативность), способность к анализу и синтезу, навыки
анализа литературы, навыки выделения содержательных основополагающих компонентов. Актуальность содержания курса, использование активных методов обучения позволяют сформировать базовые профессиональные компетенции. Среди них: знание истории своей основной дисциплины; логичность изложения информации; оценка новой информации и формирование навыков интерпретации; демонстрация понимания
общей структуры конкретной учебной дисциплины и взаимосвязи между дисциплинами; умение реализовывать методы критического анализа, навыки сравнительно-сопоставительного анализа первоисточников текстов и научно-педагогической литературы; навыки коллективной творческой работы формирования позитивных межличностных отношений и эффективной коммуникации; рефлексивные навыки.
Список литературы
1. Бим-Бад, Б. М. Очерки по истории и теории педагогики / Б. М. Бим-Бад. — М. : УРАО, 2003. - 272 с.
2. Гессен, С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С. И. Гессен. — М. : Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
3. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет. — М. : ВШЭ, 2010. — 144 с.
4. Педагогическое наследие (Я. А. Ко-менский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци). — М. : Педагогика, 1987. — 416 с. — (Библиотека учителя).
5. Рабинович, В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух /
В. Л. Рабинович. — М. : Книга, 1991. — 498 с.
6. Фрадкин, Ф. А. Педология: мифы и действительность / Ф. А. Фрадкин. — М. : Знание, 1991. — 80 с.